Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Монодрама в работе с детьми.

Наш центр специализируется на оказание помощи детям и подросткам. Формы и методы могут быть самыми разнообразными. Об одной из модификаций устоявшегося метода я и расскажу в этой статье. Речь пойдет о методе психодрамы. Метод придумал Дж. Морено и работать он им начал именно в детских группах.

В своей основе психодрама - это форма групповой терапии, и поэтому ее нельзя переносить в индивидуальную терапию без методических изменений.

В монодраме мы, наоборот, работаем в первую очередь с "внутренним миром" одного конкретного ребенка. Формулировка, которую дал Винникотт, говоря о совсем маленьких детях, подходит и для нашего случая: "...ребенок в игре берет объекты и феномены из внешней реальности и использует их для воплощения идей и представлений своей внутренней реальности".

Для того чтобы иметь возможность представить игру всего с одним участником, нам необходимы разнообразные фигуры и игрушки. В игре они заменяют других детей из класса или братьев, сестер и родителей. Эти игрушки имеют различные - в зависимости от материала - свойства и качества. Начиная от больших – мягких игрушек, и заканчивая киндер-сюрпризами. Так, например, у нас в центре есть фигуры животных, индейцев, рыцарей, различных видов транспорта и участников дорожного движения куклы и т. п. С их помощью мы можем разыгрывать сцены на легко обозримом пространстве, например, на столе, в песочнице или зале. В игре с такими статичными, жесткими фигурками все чувства и эмоции выражаются при помощи движений и голоса главного участника действия -ребенка. Если что-то не получается, то рядом всегда есть помошник в лице психолога. Дети и даже взрослые всегда с интересом откликаются на предложение поиграть. И игрушки привносят в процесс взаимодействия множество нюансов и оттенков. Большой белый медведь часто служит ресурсной фигурой, к которой любят прижиматься дети. Робкие дети чувствуют с ней (игрушкой) себя спокойней и уверенней. если ребенок гиперактивный, то уже сам игрушечный материал ограничивает бурность эмоций и порывистость в движениях импульсивных детей, слабая внутренняя организация которых получает таким образом опору и поддержку извне. И в том, и в другом случае куклы и игрушки открывают детям несравненно большее пространство для движения и разрядки чувств. И, в то же время, мы собираемся здесь не просто поиграть, а поиграть со смыслом. Поэтому наша «игра» требует более строгого структурирования игрового поля и правил.

Монодраматическая сессия четко структурирована. Она включает в себя:

1) придумывание истории, ролевой выбор ребенка и его ролевые предписания,
2) фазу организации пространства;
3) символическую игру;
4) заключительную разговорную фазу и разбор декораций.

Эта строгая структура игровой сессии и наличие ролей задают рамки во время фазы символической игры, позволяя структурировать внутреннее пространство личности подростка или ребенка. Строгость формы, одновременно не отрицает спонтанности живой игры и эмоций. Наоборот, это только приветствуется. Потому, что в случае травматических переживаний – эмоционально отреагировать «запретные» чувства в рамках игрового пространства бывает гораздо проще ( например, "собака", нападая, ранит не меня, а это я в игре даю отпор этому «злобному хулигану» и, следовательно, страх уменьшается).

В монодраме ребенок сам придумывает "сценарий" пьесы и одновременно является ее протагонистом. Он также сам распределяет роли, при этом на психологе "оседают" его переносы и проекции. Психолог является и вспомогательным Я, и носителем множества ролей, и ведущим игры. Хотя он и находится полностью в распоряжении ребенка, инсценирующего свои истории, но тем не менее - как ведущий игры - он несет ответственность за происходящий процесс. Роли же, которые ребенок выбирает для себя, характеризуют образ его «Я». Причем, с самого начала -для анализа, возникает вопрос: почему ребенок выбрал именно эту игрушку и какие отношения она может символизировать? Подобное часто происходит в начальной фазе, когда согласовываются роли и совместные действия, завязываются и упрочиваются отношения.

Например, если роли выбраны следующим образом: "Я - маленький медвежонок, а ты - большой медведь", то речь идет, по-видимому, о переносе ребенком на психолога образа родителей. Причем является этот перенос позитивным или негативным, выяснится при описании и проигрывании ролей. Возможно и противоположное ролевое указание ребенка. Иногда нам только к концу игры удается понять символическое значение фигуры и связанное с ним содержание переноса, постичь смысл связанной с фигурой сцен. С психодраматической точки зрения то, что происходит во время распределения ролей для предстоящей игры, является обменом ролями, который дети производят спонтанно и бессознательно.

Гораздо охотнее дети играют в игры, ориентированные на ресурсы, выбирая для себя добрые и "великолепные" роли. В них они могут воплотить свое идеальное Я, благодаря чему их реальное Я укрепляется. Это могут быть различные «феи», «Карлсон», «Буратино» и др.

По-другому ведут себя дети, имеющие травматический опыт переживания себя как жертвы. Они часто идентифицируют себя с агрессором, действуют из этой деструктивной роли, а психологу дают роль жертвы. Они с большой охотой идентифицируют себя с агрессором (в выбранных ими "сильных" ролях) и требуют от нас полного подчинения. В игре они прорабатывают свой негативный прожитый опыт. В ситуации обмена ролями, дети очень живо и пластично осуществляют переход от одной роли к другой. Завершаться такая сессия может поиском ресурса (спасителя).

О том, что игра приносит помощь, будут свидетельствовать возрастание спонтанности ребенка и его креативности и убывание числа негативных реакций. Кроме того, в игре запускаются важные процессы обучения, дающие детям возможность откровеннее и легче выражать словами свое состояние.

Таким образом, в монодраме восстановление самоценности ребенка, усиление его Я достигаются через освоение ребенком новых ролей, дающих ему возможность пережить позитивный опыт и приносящий исцеление его маленькой, но такой чуткой, душе!



Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС О. Н. Пальчук

Монодрама в работе с детьми

Наш центр специализируется на оказание помощи детям и подросткам. Формы и методы могут быть самыми разнообразными. Об одной из модификаций устоявшегося метода я и расскажу в этой с

38.11kb.

01 09 2014
1 стр.


Школы с одарёнными детьми

Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с одаренными детьми

198.23kb.

09 09 2014
1 стр.


Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми, детьми группы

Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика

69.81kb.

14 10 2014
1 стр.


Смкук «Центр культуры и отдыха» о работе с детьми и подростками в летний период за июнь и июль 2012года

Смкук «ЦКиО» в июне месяце и июле провели культурно- развлекательную и познавательную работу с детьми и подростками

84.24kb.

01 10 2014
1 стр.


Детский рисунок как полезная информация

Как читать эти сообщения, как использовать информацию в работе с детьми. В помощь учителям, воспитателям, родителям и всем кто работает с детьми. Известно, что рисование одно из са

107.96kb.

26 09 2014
1 стр.


Анализ результатов олимпиад, конкурсов 2011-2012 учебный год

При проведении занятий с одарёнными детьми педагоги активно применяют средства икт, используют выход в интернет. К наиболее распространенным формам по работе с одаренными детьми в

449.63kb.

25 09 2014
1 стр.


Жуманкулова еркын нурсагатовна формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения

Формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения

407.84kb.

25 12 2014
2 стр.


Отчет профиля математика центра по работе с одаренными детьми за 2сесиию 2011-2012 учебный год
310.19kb.

14 12 2014
1 стр.