Перейти на главную страницу
МОУ ДОД «Станция юных туристов»
Подготовлено
Директором МОУ ДОД
«Станция юных туристов»
Губкин 2010
1. Предмет и виды экскурсионной методики………………………………….….4
2. Методика подготовки экскурсии………………………………………………...6
2.1 Критерии экскурсионного объекта ………………………………………….…6
3. Методика проведения экскурсии…………………………………………………7
3.1Методические приемы показа……………………………………………………7
3.2 Методические приемы рассказа…………………………………………………9
4.Составление индивидуальных текстов…………………………….……………11
5. Техника ведения экскурсии………………………………………………..……12
5.1Экскурсоводческое мастерство………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………........15
Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.
Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.
Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.
Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
1. Предмет и виды экскурсионной методики
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,
связанных друг с другом частей:
- методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже
разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной
экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.
Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.
Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.
1.вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответы;
2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в форме вопроса;
3. вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты.
Помимо методических приемов рассказа и показа , на экскурсиях используют особые приемы, которые так же помогают лучше усвоить содержание материала.
Например, в качестве дополнительного эпизода вводится встреча с участником событий, о которых рассказывалось в экскурсии. Иногда используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листка бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно колодца.
Так же в экскурсиях используются различные приемы демонстрации наглядных пособий: иллюстрирующий, когда рассказ сопровождается показом фотографий по данной тематике; комментирующий, когда рассказ является лишь пояснением к показу; прием контраста, когда фотография служит для того, чтобы экскурсанты могли убедиться, как изменилось это место.
4.Составление индивидуальных текстов
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивид-го текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.
Индивидуальность экскурсии состоит в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.
выход экскурсантов из автобуса;
движения от автобуса к объекту;
расстановка у объекта;
возвращение в автобус;
соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия);
ответы на вопросы экскурсантов;
использование индивидуального текста в экскурсии;
работа с «портфелем экскурсовода»;
работа с микрофоном.
Культура речи. Рассмотрим несколько вопросов для раскрытия этой темы. Речь экскурсовода – это речь устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом предложений.
Неотъемлемой частью речевой техники является сила голоса и темп.
В речи экскурсовода важную роль играют паузы. Экскурсовод так же должен следить за дикцией, здесь подразумевается степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.
Жесты и мимика. В экскурсионной практике различают жесты: указательные, реконструирующие и побудительные. Так же существуют бессмысленные жесты и жесты-паразиты, которые создают отрицательный фон выступлению. Важным показателем чувств оратора является выражение лица, его мимика.
Контакт экскурсовода с группой. Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода. Установление контакта: появление экскурсовода; вступительное слово экскурсовода; активность оратора, рассказ и речь экскурсовода.
Методика проведения экскурсий включает в себя совокупность методических приемов, задача которых — обеспечить наибольшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.
Существует классификация методических приемов проведения экскурсий, где выделяются группы, связанные с основными элементами экскурсии — показом и рассказом. Работники экскурсионного учреждения, отвечающие за методическую службу, должны помнить о том, что для проведения полноценной экскурсии важным условием является четкость и конкретность методических указаний.
Эффективность любой экскурсии зависит от техники ее проведения, от связи техники с методикой ведения. Техника проведения экскурсий направлена на обеспечение условий для восприятия экскурсионного материала аудиторий.
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов
18 12 2014
1 стр.
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей районная станция юных натуралистов
12 10 2014
1 стр.
Ермишина Татьяна Вениаминовна, педагог дополнительного образования моу дод «Дом детского творчества» пгт. Усогорск Удорского района Республики Коми
11 10 2014
1 стр.
Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества»
10 10 2014
1 стр.
Детско-юношеский центр \"единство\" Рассмотрено на методическом совете моу дод дюц
26 09 2014
12 стр.
Коровичева И. А., педагог-организатор моу дод центр дополнительного образования детей «Перспектива»
23 09 2014
1 стр.
Моу дод «Центр дополнительного образования детей» с. Кочево. В игре принимали участие команды Кочевской, Пелымской, б-кочинской и Юксеевской средних образовательных школ
25 09 2014
1 стр.
Коваленко Виктория Григорьевна кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова
03 09 2014
1 стр.