МОУ СОШ №1
Учитель начальных классов:
Арифексова Елена Юрьевна
Приволжск
Цели:
-
Познакомить с условиями жизни растений.
-
Расширить представления детей о жизни растений.
-
Воспитывать бережное отношение к растениям.
-
Развивать умение анализировать, рассуждать.
Оборудование:
Презентация (растения, части растений, схема(растения, тепло, вода, воздух, свет), комнатные растения, баночки с проросшими и посаженными семенами, желуди, карточки с изображениями растений, выставка растений, учебники, тетради, цветные карандаши, карточки с последовательным ростом растений и семян.
Ход урока
-
Организационный момент. Вхождение в урок.
-
Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Поприветствуем их:
Улыбнемся мы гостям,
На уроке рады вам.
-Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в работе.
-Начнем урок «окружающий мир».
-
С
ообщение темы.
-Тема урока: КАК ЖИВУТ ? (учащиеся читают).
-О чем пойдет речь на уроке, мы с вами выясним, посмотрев фотографии. (показ растений с проговариванием названий):
РОЗА, РОМАШКА, ПШЕНИЦА, БЕГОНИЯ, ПАПОРОТНИК, ЛИЛИЯ, КАКТУС, РЯБИНА, КРЫЖОВНИК, ЛЕН. ЕЛЬ.
-Как назвать одним словом? (растения)
-Так какая же тема урока? (еще раз читают с доски), карточка раскрыта: КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?
-Эти растения все встречаются в нашей местности.
-
Вступительная беседа.
-Эти растения можно разделить на группы:
1.По их высоте и особенностям строения:
-
…ДЕРЕВЬЯ;
-
…КУСТАРНИКИ;
-
…ТРАВЫ, ЦВЕТЫ.
2.В зависимости от того, где они растут:
-
Лесные: ель, рябина;
-
Садовые: роза, лилия, крыжовник, сирень;
-
Комнатные: бегония, папоротник, кактус;
-
Луговые: ромашка;
-
Полевые: пшеница, лен.
-Мне хочется остановиться на последнем растении. Этот цветок растет в поле (показать поле со льном). Льняное поле во время цветения кажется синим-синим, как море. Набегает ветер и гоняет по полю волны.
Культура льна известна с Древней Руси как текстильного растения. Наш Ивановский край славится как текстильный, так как во многих городах Ивановской области на фабриках выпускают ткани, которые расходятся по всему свету. И в нашем городе есть три фабрики: Яковлевский комбинат, Василевская, Рогачевская, где выпускаются ткани (показ тканей), которые получают в процессе переработки изо льна.
Работа в группах.
-
Игра «Найди лишнее растение» (5 групп)
-
Повторение изученного.
-Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)- показ на слайде компьютера.
-
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел (наклоны туловища)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (показать руками влево, вправо)
-
Работа над темой урока.
-
Мы поговорим о растениях.
-Ребята, как вы думаете, растения живые? (растения живут, приносят потомство, умирают).
-Значит, они ЖИВЫЕ.
-А кто знает, как начинается жизнь растений? (с семян)
-Есть такая пословица: ОТ ХУДОГО СЕМЕНИ НЕ ЖДИ ДОБРОГО ПЛЕМЕНИ.
-Мы с вами проводили опыт: проращивали семена гороха, бобов, кабачков, огурцов, овса, цветов и других растений в двух баночках.
-Расскажите о своих результатах.
В 1 баночке семена были завернуты в мокрую тряпочку и баночка стояла в теплом месте (на батарее), а в другой баночке семена находились в сухой тряпочке, баночка стояла на окне. В 1 банке семена проросли, во 2- ничего не изменилось.
-Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (ВОДА и ТЕПЛО). (на компьютере)
-Откуда растения получают воду? (от дождя и снега)
и тепло (от солнца).
-Если бы семена оставили в банке, то растение смогло бы дальше развиваться? (нет)
-Почему? (нужно посадить в землю).
-Куда надо поставить посаженные растения? (на окно)
-Почему? (нужен СВЕТ и ВОЗДУХ) (на компьютере).
-Что же нужно для жизни растений? (ВОДА, ТЕПЛО,ВОЗДУХ, СВЕТ, ПОЧВА).
-
Работа в парах.
Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (колос)
-Соберите в нужном порядке растущий колосок (учащиеся собирают колосок).
-
Физкультминутка.
Найти растения, прикрепленные на стенах, шкафу, окне.
-
Работа по учебнику.(с.50)
-Сейчас мы посмотрим, как живет одно из растений, что ему нужно для жизни. Отгадайте, что это за растение?
-Открываем учебник.
-Желудь- это какая часть дуба? (плод, а внутри его семя)- показ желудя и его семени.
-Рассмотрите рисунок и расскажите, как с желудя начинается жизнь дуба? (рассказ детей).
-Почему одно из деревьев засохло? (поврежден ствол).
-Что нужно, чтобы из желудя выросло дерево? (ВОДА, СВЕТ, ТЕПЛО, ВОЗДУХ, ПОЧВА).
-Мы проследили, как живут растения. Прочитайте вывод, который сделала Мудрая Черепаха.
-
Физкультминутка. (хлопнуть в ладоши, если прозвучит название растения): СОЛНЦЕ, БЕРЕЗА, ЕЛЬ, БЕЛКА, ДОЖДЬ, ВИШНЯ, ИЗВЕСТНЯК, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДВЕДЬ, ДЕВОЧКА, ПШЕНИЦА.
-
Закрепление нового материала. (продолжение)
-У вас есть дома комнатные растения? Назовите их.
-Кто ухаживает за ними?
-Вы помогаете? Что вы делаете?
-Рассмотрите рисунки и прочитайте вопросы.
-Вывод.
-
Выступление эколога (родительницы Апенкиной Е. Л.).
-
Итог урока.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!
-Кому было интересно на уроке?
-Кому было трудно?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
(
поднять нужный рисунок)
