Тренина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГОУ ЦО № 1477, город Москва
Предмет: Русский язык Т.Г.Рамзаева, 3 класс
Программа: Школа России
Тип урока: Изучение нового
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, мультимедийная установка, компьютер, русский язык Т.Г.Рамзаевой, тетради.
Тема урока: Текст. Тема текста. Опорные и ключевые слова.
Задачи: 1. Познакомить с понятиями «тема текста», «опорные слова», «ключевые слова»
2. Развивать умения определять тему текста и составлять текст на определенную тему
Ход урока:
1.Организационный момент: Проверьте, все ли готово к уроку. Откроите тетради, запишите число.
2. Целеполагание.- Прочитайте тему урока. Запишите ее в тетради. Сформулируйте цель урока.
3.Работа над темой урока:
1)Наблюдение над темой текста (Слайд 1): - Прочитайте содержание слайда.
1.Метро – это настоящий подземный город. Быстро мчатся голубые экспрессы. Светлые станции похожи на сказочные дворцы. Все любят метро.
2. Мы поссорились с подругой. В газете напечатали рассказ о верности собак. Шиповник зацвел алыми цветами.
Учитель: - Как вы думаете, под №1 или №2 написан текст? (1)
- Почему? (Все предложения связаны по смыслу)
Учитель: А еще текст имеет тему. Прочитайте в учебнике на странице 44, что такое тема текста. ( Тема текста – то, о чем (о ком) говорится в тексте)
2) Прочитайте содержание 2 –го слайда.
Этот случай пр_изошел недавно. Овечье стадо п_слось д_леко в горах, когда п_стух неожиданно п_отерял сознание.
С_бака, ст_р_жившая стадо, про_вила ре_кую сообразительность. Сначала она загн_ла овец в стойло. Потом вернулась обратно на пас_бище и оттуда пот_щила св_его х_зяина вни_, к с_лению.
Вскоре ж_тели горн_й дер_вушки увидели, что с_бака прив_локла к порогу домф пот_рявшего сознание человека. Они тотчас же п_ слали за доктором.
- Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу)
- Определите тему этого текста. Вспомните, что такое тема текста. ( Тема текста – то, о чем (или о ком) говорится в тексте)
- О чем говорится в тексте? ( О том, как собака спасла своего хозяина)
- Тема текста всегда связана с его названием и отражается в заголовке. Заголовок может называть тему текста. Но существует еще один способ озаглавливания. Для того, чтобы узнать его, необходимо познакомиться с основной мыслью текста. В каждом тексте есть что – то важное, главное, что хотел сказать автор. В чем хотел нас убедить. Это и есть основная мысль текста. (Слайд 3) А тетерь попробуйте озаглавить текст. (Собака – друг человека. Собачья смекалка (верность))
- Напишите заголовок в тетради. Вспомните, что такое заголовок. ( Заголовок – название текста)
- А теперь мы будем находить опорные слова в тексте. Опорные слова в тексте – это основные, самые важные слова. Они служат как бы опорой текста, помогают вспомнить героев, события. Назовите опорные слова. ( Овечье стадо, пастух, собака, смекалку, спасла хозяина). Запишите их в тетради. (Слайд 4)
- Среди слов, которые мы записали есть наиболее важные, или ключевые, без которых текста просто не было бы. Какие это слова? (Собака, пастух (хозяин), стадо)
- Ключевые слова связывают предложения в тексте в единое целое. А для того, чтобы текст звучал красиво, ключевые слова в тексте не повторяются, а заменяются синонимами или местоимениями. Составьте цепочки ключевых слов из текста. Сколько будет цепочек? (3) Какие?
пастух стадо собака
хозяин овцы она
человек
- Запишите эти цепочки в тетради. ( Слайд 5)
-
Вывод (Слайд 6):
- Что такое тема текста?
- Для чего нужно заглавие? Что оно помогает узнать? (Заглавие помогает узнать, о ком или о чем говориться в произведении, то есть его тему)
- Какие слова называются опорными?
- Какие слова называются ключевыми?
- Какие слова связывают предложения в тексте?
- Как они при этом изменяются? Для чего?
4. Закрепление:
1) Работа с учебником (Слайд 7):
А) Откройте учебник на странице 44, упражнения 108,прочитайте, определите его тему. Озаглавьте текст, спишите.
Б) Упражнение 109, стр.44(самостоятельная работа с последующей проверкой)
2) Редактирование текста.
- Представьте, что вы редакторы газеты. Ваша цель – помочь автору улучшить текст. Прочитайте текст (Слайд 8), что вы предложите в нем изменить, улучшить?
Текст:
Осень. Высоко в небе летят журавли. Печально кричат журавли, прощаясь с родиной. Журавли будут зимовать в теплой Африке. Весной журавли вернуться на родину.
Редактированный текст (Слайд 9):
Осень. Высоко в небе летят журавли. Печально кричат птицы, прощаясь с родиной. Журавли будут зимовать в теплой Африке. Весной они вернуться на родину.
- Озаглавьте текст. Напишите его в тетради. Подчеркните ключевые слова.
3) Составление текста по ключевым словам « котенок», « сметана». Нужно составить интересный текст про котенка, который любил сметану. Вот цепочка слов (Слайд 10):
Котенок – он, шалун, проказник, серый воришка.
Сметана - она, лакомство.
5. Итог урока (Слайд 11): - С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
- Что такое тема текста? Опорные слова? Ключевые слова?
6. Домашнее задание (Слайд 12): упражнение 110, страница 44.
Слайд 13: Спасибо за урок!