Раздел: «Личностное развитие»
Тема: Семья. Родственные отношения
Цель: социализация и адаптация детей с ОВЗ
Задачи:
-
создание представлений о семье, родственных отношениях, о роли семьи в жизни человека;
-
развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса;
-
коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать помощь и поддержку другому.
Оснащение занятия: проектор, компьютер, магнитная доска, мультимедийная презентация, карточки, осколочные картинки, карточки-задания, таблицы, раздаточный материал (листики с дерева), цветные ленточки.
В основе занятия использованы методы: мотивационная беседа, работа с карточками, дидактическая игра, заполнение таблицы.
Форма проведения: воспитательный час.
Ход занятия.
-
Орг. момент.
а) – Здравствуйте, ребята.
- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте обернемся, поздороваемся с ними глазами, подарим свои улыбки и получим улыбки в ответ. На этой приятной ноте начнем наше занятие.
- И для начала нам нужно, что сделать? (Познакомиться)
б) Знакомство «Зеленое дерево».
- Я приехала к вам из республики Хакасия. Наша республика славится своей богатой природой. Маленькую частичку этой природы я привезла с собой - это зеленое дерево. Предлагаю на листочках подаренных деревом каждому написать имя, которым бы он хотел, чтобы его сегодня называли. (РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ).
- Например, я хочу, чтобы вы ко мне обращались - Елена Владимировна. - Назовите ваши имена. Наше знакомство состоялось.
в) Позитивная установка.
- Ребята, вы все красивые, доброжелательные, общительные и все у нас обязательно получится!
г) Вводная беседа «Разные группы людей».
-Чтобы определить тему нашего занятия, давайте рассмотрим несколько фотографий.
- Кто изображен на этих фотографиях?
- Правильно, разные группы людей.
- Давайте дадим названия этим группам людей.
РАБОЧАЯ БРИГАДА, ОПЕРАЦИОННАЯ БРИГАДА, СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ, ОДНОКЛАССНИКИ, МОЛОДОЖЁНЫ.
II. Основная часть.
1)Беседа о семейных отношениях.
- Сегодня мы будем говорить об одной из этих групп людей, а о которой именно, вы должны узнать из описания:
«группа людей, связанных между собой узами родства или брака».
- Правильно. Мы будем говорить о семье, родственниках, т.е. людях принадлежащих одной семье и о родственных отношениях.
(ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ)
- Семья – это большое сообщество родных людей. Назовите их.
- А теперь оглянитесь вокруг. Ничего необычного не видите?
(КАРТОЧКИ ПО КЛАССУ)
- Снимите их и прикрепите на эту часть доски.
- А теперь кто, какую карточку прикрепил, тот ее и прочтет.
(ЧТЕНИЕ КАРТОЧЕК, ОБСУЖДЕНИЕ)
- Все эти ЧЛЕНЫ СЕМЬИ вам знакомы?
- Давайте разберемся в родственных связях.
- Встретились мужчина и женщина. Полюбили друг друга и решили создать семью. Теперь они стали МУЖ и ЖЕНА. У них родились ДЕТИ. Муж и жена стали МАТЬ и ОТЕЦ. Дети в семье друг другу
БРАТ и СЕСТРА. У матери и отца тоже есть родители. Детям они БАБУШКА и ДЕДУШКА, а дети им ВНУКИ. Родителей мужа называют
СВЁКОР и СВЕКРОВЬ. Родителей жены ТЕСТЬ и ТЕЩА. Муж для родителей жены ЗЯТЬ. Жена для родителей мужа НЕВЕСТКА.
СВЁКОР ДЕДУШКА ТЕСТЬ
СВЕКРОВЬ БАБУШКА ТЁЩА
ЗЯТЬ ВНУКИ НЕВЕСТКА
МУЖ ДЕТИ ЖЕНА
ОТЕЦ БРАТ МАТЬ
СЕСТРА
- Итак, мы с вами составили таблицу родственных отношений в семье.
- В каждой семье есть самый главный человек. Как его называют?
ГЛАВА СЕМЬИ.
- Как вы считаете, кто может быть главой семьи? Почему?
- Значит глава семьи – это человек, который принимает ответственные решения, на которого можно положиться в трудный момент.
- А в ваших семьях кто является главой семьи?
2) «Подбери карточку к определению»
- Итак, продолжаем говорить о родственных отношениях в семье.
- Поиграем в игру.
- В конвертах находятся карточки. Достаньте их, прочтите.
- О ком говориться в карточках?
- Правильно, о родственниках.
- Я буду читать определение, а вы поднимите ту карточку, которая, по-вашему мнению, подходит к этому определению.
Например, я читаю ЖЕНА ПАПЫ. Кто это?
- Правильно, это мама. Поднимите карточку.
- Но, к сожалению, не всегда так бывает, что жена папы это родная мама. Тогда мы говорим, что это …
- Посмотрите, может быть, найдете нужную карточку?
- Правильно, мачеха.
- Понятно? Тогда начнем?
МУЖ МАМЫ (папа, отчим)
ОТЕЦ ПАПЫ
или МАМЫ (дедушка)
МАМА ПАПЫ
или МАМЫ (бабушка)
СЫН ПАПЫ
и МАМЫ (брат)
ДОЧЬ ПАПЫ
и МАМЫ (сестра)
ДОЧЬ СЕСТРЫ МАМЫ (двоюродная сестра)
СЫН БРАТА ПАПЫ (двоюродный брат)
- Молодцы. Так мы повторили родственные связи в семье.
3) Физминутка
- Давайте немного отдохнем.
- Встаньте в круг. Начинаем погодный массаж.
- На улице тепло, ясно, светит солнышко (поглаживания спины)
- Вдруг начал подниматься ветер (в одну сторону гладим, потом в другую)
- Стал накрапывать мелкий дождик (2 пальцами)
- Дождь усиливается (всеми пальцами)
- Пошел проливной дождь (ладонями)
- Началась настоящая буря (сотрясания тела)
- Но вот все успокоилось. Выглянуло солнышко (ладони на плечи)
- Спасибо. Присаживайтесь
4) Составление таблицы.
- Продолжаем говорить о родственниках.
ВЫВЕШИВАЕТСЯ – РОДСТВЕННИКИ (Словарная работа. Чтение, подбор однокоренных слов)
- Все ли члены семьи являются родственниками?
- Родственники могут быть кровными и некровными.
ВЫВЕШИВАЕТСЯ – КРОВНЫЕ и НЕКРОВНЫЕ
- Как вы понимаете кровные родственники?
- Правильно. Это люди, которые происходят от общих предков – прародителей - и имеют определенное количество похожих по происхождению черт внешности, характера, привычек. Например, говорят «Похожи, как две капли воды».
- Мне кажется, что мы рассуждаем правильно. Но проверить все-таки стоит. Где мы уточняем правильное значение слов?
- Правильно, в словаре.
-Прочтем: «Кровный – основанный на общем происхождении от одних родителей».
- Мы были правы.
- Кто же тогда некровные родственники?
- Это люди, которые появляются в процессе жизни, т.е. со стороны кого-либо (мужа или жены)
- Вы поняли?
5) Деление на команды.
- Чтобы перейти к следующему заданию нам нужно собрать осколочные картинки.
- Возьмите по 2 фрагмента одного цвета. У кого фрагменты красного цвета будут работать за этим столом, а у кого синего – за этим.
- Вот мы разделились на 2 команды: «Красные» и «Синие».
- Выберите по два человека от каждой команды для работы у доски.
Задание:
- Представителям команды «Красных» - выбрать из карточек на доске только кровных родственников и прикрепить под слово «Кровные».
- Представителям команды «Синих» - выбрать из карточек на доске только некровных родственников и прикрепить под слово «Некровные».
- Остальные ребята собирают осколочные картинки.
- Что получилось у первой команды? Как вы определили, что это семья?
- Что получилось у вас? Почему?
- А теперь давайте проверим работу, которую выполнили ребята у доски.
ЧТЕНИЕ КАРТОЧЕК
- Все согласны с тем, что получилось?
- Чтобы проверить это мы будем читать и если вы не согласны, то хлопайте в ладоши.
- Таким образом, мы с вами выяснили, что все члены семьи являются родственниками.
7) Задание:
- У вас на партах лежат таблицы.
- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили, вспомните свою семью, своих родственников и составьте таблицу, подобную той, что мы составили вместе на доске.
- Например, я вот так начала бы составлять свою таблицу:
Мои родственники
|
Кровные
|
Некровные
|
мама Алла
папа Владимир
сестра Евгения
бабушка Валентина
дедушка Алексей
|
муж Сергей
свекровь Клавдия
свёкор Иван
|
- Понятно? Приступайте.
- Закончили?
- Посмотрите на свои таблицы, на таблицу соседа по парте: ничего странного не видите?
- Да, у вас заполнена только колонка с кровными родственниками.
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Правильно. Жизнь ваша только начинается, и некровные родственники будут появляться позже. А первым некровным близким родственником, я думаю, будет ваш…муж или жена!
III. Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Мы вспомнили свои семьи, своих родственников, разобрались в родственных отношениях.
- А как вы думаете, зачем человеку нужна семья?
- Ребята, у каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно здесь нас выслушают и поймут. Именно самым близким людям мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том , что нас волнует, посоветоваться с ними.
- Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Пусть она будет большой, крепкой и счастливой.
Семья – самое главное в жизни!
- В Хакасии есть обычай завязывать ленточку в узелок на счастье. Я предлагаю вам загадать желание и завязать узелок на счастье.
- Спасибо за работу!
|