Семья и школа: от диалога к социальному партнёрству
Главный партнёр - семья
Одним из важных показателей эффективности работы образовательного учреждения является социальное партнёрство, то есть как школа строит свои отношения с родительской общественностью и социумом. Главным партнёром в сфере образования для нас является семья. Но объектом нашего профессионального внимания выступает не сама семья и родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями. Учитель должен знать образ жизни, традиции, материальные условия и психологический климат в семье, где воспитывается ребёнок.
Семья 21 века
Семья 21 века, конечно же, отличается от семей других времён. Это уже не патриархальная семья, живущая по домострою, и не социалистическая, где «раньше думай о Родине , а потом о себе»… Семья 20 века (откуда мы все родом ) воспитывала оптимистов и энтузиастов, альтруистов, строителей нового общества. Семья 21 века, с которой мы ищем взаимопонимания, совсем другая: в ней больше рациональности и деловитости, она тоже участвует в строительстве теперь уже капиталистического общества. Это семья, живущая в кризисное время, следовательно, переживающая кризис. Семья, живущая в постоянно меняющемся мире, то есть семья, лишённая стабильности. Это ячейка общества, раздираемая противоречиями, где родители заняты добычей средств для существования, а дети живут в виртуальной реальности, где первый друг и советчик – компьютер. Немало и семей «группы риска», где родители ведут асоциальный образ жизни, откуда ушла духовность. Современная семья живёт в условиях наркотизации общества и пивного алкоголизма. Это ещё и не очень здоровая семья в физическом отношении (очень много детей с хроническими заболеваниями). Современная семья устремила свои взоры на Запад, забыв о наших национальных традициях. Все перечисленные проблемы должны учитываться в нашей работе с семьёй.
Формы сотрудничества с семьёй
Педагоги школы заняты прежде всего изучением семейной атмосферы, которая окружает ребёнка. Большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей. Эта работа осуществляется через консультации, беседы, родительские собрания. Одна из главных задач – защита прав и интересов ребёнка в семье «группы риска». Безусловно, родители принимают активное участие в образовательном процессе школы. Постоянные помощники в организации учебно-воспитательной деятельности Управляющий Совет школы (председатель М.А. Полунина), Попечительский Совет (председатель И.Ф. Баржак), Родительский Совет (председатель О.В. Сергеева). Представители родительского актива в течение года проводили рейды и акции, участвовали в установлении нормального теплового режима в школе, в реализации социальных проектов. В практику работы школы вошли подготовка и проведение родительских гостиных, куда приглашаются родители, учителя, дети («Литературная гостиная, «В мире профессий» и другие). В родительской гостиной «В мире профессий» приняли участие начальник УФМС И.М. Афанасьева, врач Н.Д.Бабушкина, предприниматели Л.В. и В.А. Квашнины, сотрудник налоговой инспекции Е.В. Подберёзных, учитель начальных классов О.В. Маковкина. Все они с любовью говорили о своей профессии и рекомендовали выбрать именно эту специальность. Практиковалась и такая форма сотрудничества с родителями, как открытые заседания Управляющего Совета. Одно из заседаний было посвящено проблемам духовно-нравственного воспитания, на котором были даны открытые уроки по ОРКСЭ (основы религиозной культуры светской этики), заседание кружка «Радуга любви другие внеклассные мероприятия.
Конференция «Школа.Семья.Социум»
В третьей четверти была проведена общешкольная родительская конференция «Школа. Семья. Социум». В конференции участвовали педагоги, родители, представители социума. Был обобщён опыт семейного воспитания и награждены лучшие родители. Конференции предшествовало большое социологическое исследование, проведённое среди родителей, детей, педагогов. Вот что говорят родители о школе:
- В школе, где учится мой ребёнок мне нравится доброжелательность учителей, демократический порядок, способствующий воспитанию свободной личности.
- У нас третий ребёнок заканчивает эту школу, двое уже учатся в ВУЗах, школа даёт хорошие знания!
-Хороший педагогический коллектив, грамотные учителя, неравнодушные люди.
Можно было ещё продолжать , потому что добрых и тёплых слов было сказано немало. Родителям нравятся средства и меры безопасности в школе, ухоженный и красивый школьный двор и пришкольный участок, просторные светлые классы и много другое.95,6% участников социологического опроса отметил, что им очень нравится наша новая столовая. В этом несомненная заслуга заведующего отделом образования Н.Ю. Буньковой., которая сумела реализовать проект «Здоровое питание». Ну а дети, конечно, говорят с теплотой и нежностью о семьях, где они растут и воспитываются. Вот некоторые из них: Кардаков Владимир (7 класс): «Моя семья дружная, она поможет мне в трудную минуту, даст совет и любовь». Курасова Юлия (7 класс): «Моя семья – это самое дорогое, что у меня есть». Кондратов Ярослав(6 класс): «Мне нравится моя семья, потому что мы все дружные: мама, папа, я и Олежка.» Башкатова Лена (8 класс): « Мы отдыхаем вместе все, мы любим друг друга!». И эти высказывания можно было бы продолжать, если была бы возможность! В конференции приняли участие и наши социальные партнёры: заместитель главного врача ЦРБ Прохорова Н.В., чьё выступление о здоровье детей как всегда было оригинальным и очень полезным. О семейных проблемах и о законодательстве рассказала И.В. Володина, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, она активно сотрудничает со школой, выступая на собраниях, семинарах и совещаниях. О взаимодействии ОВД и школы сообщила С.В. Ерохова, инспектор ППДН, которая также ведёт большую работу по профилактике правонарушений среди подростков. Опытом работы поделилась О.Е. Нужных, председатель родительского комитета 3А класса. Конференция приняла рекомендации и закончилась, но наша совместная работа продолжается. Кстати, общешкольные конференции – это традиционная форма общения с родительской общественностью. В течение последних нескольких лет были проведены конференции на следующие темы: «Семья и школа», «Мы вместе», «Семья, школа, Родина» и другие. Такая форма работы позволяет обсудить актуальные вопросы и проблемы, обобщить и распространить опыт лучших, принять нужные решения.
Мы вместе
Несмотря на то, что работа с родителями – это одно из приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе школы, у нас ещё остаётся немало нерешённых проблем и больных вопросов. Но мы их решаем сообща. Диалог наш продолжается. Ведь родители – это наши союзники, помощники, партнёры. Мы работаем вместе, а цель у нас одна: воспитать достойного гражданина нашей Родины.
М.Денисова, заместитель директора по ВР МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3»