Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии – 8 класс
2011-2012 учебный год
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа 180 минут. Максимальное количество баллов –54.
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Экология – это наука, изучающая:
а) взаимоотношения организмов с окружающей средой;
б) влияние загрязнения на здоровье человека;
в) влияние деятельности человека на окружающую среду;
г) влияние загрязнения на окружающую среду.
2.Организмов, способных жить в различных условиях внешней среды, называют:
а) стенобионтами;
б) олигобионтами;
в) комменсалами;
г) эврибионтами.
3.Кто из названных организмов может занимать место и продуцента и консумента:
а) инфузория - туфелька;
б) амёба обыкновенная;
в) эвглена зелёная;
г) дизентерийная амёба.
4.Какой из организмов является консументом второго порядка:
а) сова;
б) змея;
в) насекомое;
г) лягушка.
5. Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, относится к числу:
а) хищников;
б) плотоядных;
в) паразитов;
г) всеядных.
6.Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) сосны;
б) бактерии;
в) белки;
г) насекомые.
7. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:
а) морских водоёмах;
б) озёрах и прудах;
в) почве;
г) реках.
8.К морфологическим способам поддержания нормального водного баланса у животных относят:
а) смену местообитаний;
б) выделение сухого кала;
в) ороговение покровов;
г) погружение в анабиоз.
9.К устойчивым экосистемам относятся
а) кукурузное поле;
б) таежный лес;
в) посадка елей;
г) заливной луг.
10. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление:
а) активность внутренних паразитов;
б) осенний листопад;
в) зимняя спячка животных;
г) фотосинтетическая активность растений.
11. Крупные хищники в экосистемах малочисленны, потому что они:
а) находятся на нижней ступени «трофической лестницы», следовательно, располагают наибольшим источником энергии;
б) находятся в середине трофической лестницы, следовательно, располагают значительным источником энергии;
в) находятся на самой верхней ступени трофической лестницы биоценозов, следовательно, располагают наиболее ограниченным из всех источников энергии;
г) могут находиться на любой ступени трофической лестницы и располагают значительным источником энергии.
12. По правилу Аллена у животных, обитающих в северных широтах:
а) уши и носы длиннее, чем у особей того же вида на юге;
б) размеры хвоста и конечностей меньше, чем у представителей того же вида на юге;
в) клыки, когти и конечности не столь мощные, как у представителей того же вида на юге;
г) размеры глазниц, шеи и когтей меньше, чем у представителей того же вида на юге.
13. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
14. Международный список редких и исчезающих видов называется:
а) красной книгой;
б) черным списком;
в) белыми страницами;
г) памятником природы.
15. Наиболее продуктивной экосистемой является:
а) джунгли;
б) океан;
в) река;
г) тайга.
16. Какая особенность дельфинов служит приспособлением к обитанию в водной среде:
а) жаберное дыхание;
б) обтекаемая форма тела;
в) плавательный пузырь;
г) лёгочное дыхание.
17.В биогеоценоз входят:
а) только растения и окружающая среда;
б) организмы и окружающая среда;
в) только среда, в которой существуют организмы;
г) растения, животные, грибы и бактерии.
18. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
а) колебание температуры среды;
б) недостаток пищевых ресурсов;
в) несбалансированность круговорота веществ;
г) повышение численности некоторых видов.
19. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для жизнедеятельности зайца - русака является цикличность жизни:
а) барсука;
б) лисицы;
в) крота;
г) дрозда.
20. Некрофагом по типу питания является:
а) жук навозник;
б) жук могильщик;
в) жук колорадский;
г) божья коровка.
21. Что является сигналом для животных и растений к сезонным изменениям:
а) температура;
б) длина дня;
в) количество пищи;
г) взаимоотношения.
22.Организмы, обитающие на дне водоёмов, называются:
а) плактон;
б) бентос;
в) нектон;
г) плейстон.
23. В почве неоднородные условия можно наблюдать:
а) в различные сезоны года;
б) в вертикальном направлении;
в) в горизонтальном направлении;
г) в зависимости от природно-климатических особенностей.
24. Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:
а) лисица – землеройка – дождевой червь – листовой опад – растения;
б) листовой опад – дождевой червь – растения - землеройка – лисица;
в) растения - листовой опад – дождевой червь – землеройка – лисица;
г) растения - землеройка - дождевой червь – листовой опад - лисица.
25.Процесс саморазвития экосистемы может наблюдаться на примере:
а) весеннего половодья;
б) случайного выброса нефтепродуктов;
в) зарастания небольшого пруда;
г) создания искусственного водоёма.
Часть II. Найдите один правильный ответ, предварительно сделав множественный выбор. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Биотическими факторами являются:
I.разнообразие планктона;
II.наличие в воздухе бактерий;
III. химический состав воздуха;
IV.наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых;
V. скорость течения воды.
а) I,II,IV;
б) I,III,IV,V;
в)II,III,IV;
г) I,II,IV,V.
2.Какая из предложенных пар организмов находится в симбиотических отношениях:
I. лев – шакал;
II. рак- отшельник и актиния;
III. росянка – муха;
IV. паук – муха;
V. термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы;
а) I, II, IV
б) II, III, IV
в) I, IV, V
г) II, V.
3. Животные - землерои:
I. клещи;
II. ногохвостки;
III. крот;
VI. медведка;
V. чесночница.
а) I, II, IV
б) III, IV , V
в) I, IV, V
г) II, V
4. В саваннах живут:
I. африканский слон;
II. койот;
III. серый лунь;
IV. носорог;
V. жираф.
а) I, II, IV
б) II, III, V
в) I, IV, V
г) II, V
5. Животные, истреблённые человеком:
I. бабочка аполлон;
II. моа;
III. тур;
IV. дронт;
V. странствующий голубь.
а) I,III,V;
б) II, III,IV,V;
в)III,IV,V;
г)I,II,III.
6. Жильё человека является средой обитания для животных:
I. таракан;
II. платяная моль;
III. постельный клоп;
IV. блоха;
V. фараоновы муравьи.
а) I,III,V;
б) I,II, III,IV,V;
в)III,IV,V;
г)I,II,III.
7. Выберите организмы, которые образуют детритную цепь:
I.лиса;
II.дождевой червь;
III.бактерии;
IV.заяц;
V. осина.
а) I,IV;
б) I,II,III;
в) II,III;
г) III,IV
Часть III. Максимальное количество баллов – 9.
1.Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.
Организмы
|
Приспособленность живых организмов
|
А) колибри
|
1) стенобионтность (организмы обитают только в строго определенных условиях, т. е. обладают узкой приспособленностью)
|
Б) угорь
|
2) эврибионтность (организмы обладают широкой приспособленностью)
|
В) голубь
|
Г) воробей
|
Д) форель радужная
|
Е) птица-лира
|
2.Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.
Характеристика
|
Характер миграций птиц
|
А) гидра - дафния
|
1) паразит - хозяин
|
Б) рысь – заяц-беляк
|
2) хищник - жертва
|
В) аскарида- человек
|
|
Г) черный коршун – лесная полевка
|
|
Д) таежный клещ – лесная мышь
|
|
Е) бычий цепень – копытное животное
|
|
3.Установите соответствие между представителями класса птиц и характером их миграции.
Птицы
|
Характер миграций у птиц
|
А) снегирь
|
1) перелеты
|
Б) утка-кряква
|
2) оседлость
|
В) свиристель
|
3) кочевки
|
Г) ворона серая
|
|
Д) голубь
|
|
Е) мухоловка серая
|
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
Задание IV.Дайте развёрнутый ответ.
Максимальное количество баллов – 6.
1. Не раз наблюдалось: только вылупившиеся и выпавшие из гнезда птенцы певчих птиц погибали, так как родители на них не обращали внимания; в то же время выпорхнувших из гнезда слетышей родители первое время кормят вне гнезда. Объясните это явление.
2. Почему нельзя уничтожать всех насекомых – вредителей? Приведите пример.