МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
А. И. Смирнов
2010. Сентябрь
7.09 – Введение. Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер - концепция «тотального произведения искусства будущего». Концепция «мультимедиа». Русский и итальянский футуризм, «Свободная Музыка» Николая Кульбина и «художники свободной музыки» (1909). Футуристические манифесты, «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914). Новые технологии и их последствия.
Примеры:
- «интонарумори», музыка Луиджи Руссоло
- Алвин Люсьер – “Music on a Long Thin Wire”
- Джеймс Тенни - “Rising”
- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)
14.09 – Джон Кейдж и концепция случайности. Шум, «найденный звук» (found sound). Дзига Вертов и фильм «Энтузиазм (Симфония Донбаса)» (1931). Вальтер Руттман, «Кино для ушей» и композиция "Weekend" (1930). Пьер Шеффер и концепция «звукового объекта». Конкретная музыка, редуцированное слушание, акусматика, музыка для «пленки». Этюды Пьера Шеффера (1948). Центр GRM (Париж). Электронная музыка. Герберт Аймерт и студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951). Формализация и параметризация музыкального материала. Электроакустическая музыка и «акусматика». З
накомство с программами Audacity и Paulstretch. ТРАНСФОРМАЦИИ: Этюд №1 (транспонирование звука и растягивание времени).
Примеры:
- Вальтер Руттман - "Weekend" (1930)
- Дзига Вертов – «Энтузиазм» (1931)
- Этюды Пьера Шеффера (1948)
- Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды начала 1950-х
- Бруно Мадерна «Musica su due dimensioni»
- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum» (1975)
21.09 - Прослушивание.
- Карлхайнц Штокхаузен - «Пение отроков»
- Лучано Берио «Visage» (1961)
- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum»
28.09 – Визуальная, звуковая и конкретная поэзия. Концепция Ойвинда Фахльстрема. Текстово-звуковая композиция. Текстово-звуковая композиция. Анализ композиции «Пение отроков» Карлхайнца Штокхаузена.
Освоение программ Audacity и Paulstretch.
Работа с этюдом №1
Примеры:
- Лучано Берио «Sequenza» (Voce (1965)), «Thema – Omaggio a Joyce» (1958)
- Ларш-Гуннар Бодин «For Jon III»
- Стен Хансон «Oips!»
- Тревор Вишарт «VOX Cycle», «Anticredos»
- Джаап Блонк «Idling on Air»
- этюды Рея Желетта (1993-94)
Октябрь
5.10 – Звук, ключевые определения: волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны. Сонограмма. Относительность понятия "тембр".
Примеры в программах MAX/MSP, PD и Audacity. Работа с этюдом №1
12.10 – Резонанс, форманты. Резонаторы Гельмгольца. Акустика музыкальных инструментов. Певческий голос, горловое пение. Речь: фонемы и дифтонги. Синтез речи, Voder (1939), формантный синтез, программа CHANT (IRCAM).
Примеры в программах Audacity, MAX/MSP и PD. ТРАНСФОРМАЦИИ: Этюд №2 (работа с FFT фильтром и манипуляции со спектром звука).
Примеры:
- Элвин Люсьер - "I am sitting in a room"
- тувинский фольклор
- Мишель Мак Наб «Hidden City» (1987)
- Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983)
- Дэвид Эван Джонс «Scritto» (1986)
19.10 – Техники синтеза звука. Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза, звуковые парадоксы. Демонстрация нелинейности восприятия звука на примере аддитивного синтеза.
Примеры аддитивного синтеза в программах PD и MAX/MSP. Работа с этюдом №2.
Примеры:
- Каталог звуков Риссе, композиции “Mutations”, “Songs”.
- Петер Аблингер & co - Говорящее фортепиано (видео).
26.10 – Мультифоника. Использование расширенных техник игры на музыкальных инструментах и данных акустического анализа в композиции инструментальной музыки и инструментовке. Спектральная музыка. Программа Open Music (IRCAM Forum).
Практические эксперименты с использованием программ MAX/MSP и PD.
Работа с этюдом №2.
Примеры:
- Лучано Берио «Sequenza»
- Вольфганг Мотц «Sotto pressione» (1982)
- Жерар Гризе «Le Noir de l’Étoile»
- Тристан Мюрай
Ноябрь
2.11 – Техники синтеза звука. FM–синтез. Джон Чоунинг и центр CCRMA в Стэнфордском университете.
Примеры синтеза в программах PD и MAX/MSP.
Работа с этюдом №2.
Примеры:
- Композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».
- Оке Пармеруд – “Tren”
9.11 – Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Акусмографическая нотация. Синтезатор АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Audio Sculpt, Metasynth.
Примеры работы с сонограммой в программах BW и ARSS. ТРАНСФОРМАЦИИ: Этюд №3 (сонограмма и преобразование графики в звук. Графический редактор, как инструмент анализа и трансформации звука).
Примеры:
- Алэйн Савуре - «Don Quixotte Corporation»
- Оке Пармеруд
- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum»
- Франсуа Бейль
- Альфред Шнитке - «Поток» (1968)
16.11 – Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация. Бинауральный эффект. Локализация звука в пространстве. Движущиеся источники звука и эффект Доплера. Акустические обратные связи. Примеры звуковых композиций и инсталляций.
Знакомство с программой Reaper. Автоматизация параметров обработки звука. Работа с этюдом №3.
Примеры:
- Элвин Люсьер - "Heterodyning"
- Рей Желетт – «Hommage à Pollock no 2 (1991)»
- Инсталляция «Film Machine» Кейчиро Шибуйя и Такаши Икегами (2007)
- Давид Тюдор - «Rain Forest»,
23.11 – Концепция спектроморфологии Дениса Смоли. Техника спектральных мутаций.
Примеры работы с мутациями в программах “spectral compositing tool” Кристофера Пенроуза, Sound Hack и MAX/MSP. Работа с этюдом №3.
Примеры:
- Тревор Вишарт - «Vox-5» (1986)
- Денис Смолли - «Empty Vessels» и «Basic Metals»
- Ханс Тучку - «Epexegasia»
- Пол Кунс - «Runabout» (2001)
30.11 – Техники синтеза звука. Ксавье Серра и техника спектрального моделирования (программы Diphones (IRCAM) и Spear).
Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM))
. Примеры синтеза в программах IRCAM-Forum и Spear. Работа с этюдом №3.
Примеры:
- Ханс Тучку – “…erinnerung…”, “Les invisibles””Sieben Stufen”
- Роберт Нормандё – “Bede”, “Spleen”
Декабрь
7.12 – Прослушивание.
- Пол Кунс –
- Ханс Тучку –
- Тревор Вишарт -
14.12 – Вперед в прошлое. Архаические техники синтеза звука, футуристические звуковые машины, раннее звуковое кино. Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига, различные электро-оптические инструменты, Вариофон. Паровой «Орган труда» (1918). Арсений Авраамов: «Гудковая» симфония (1922-23), «топографическая акустика», музыка для городов и улиц.
Задание на 2-й семестр: АКУСМАТИЧЕСКИЙ ЭТЮД.
Примеры:
- Николай Крюков – шумовая музыка к фильму «Изящная Жизнь» (1932)
- Пол Демаринис – «Edison Effect»
21.12 – Консультация
28.12 – Зачет
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2011. Февраль
8.02 – Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, «аналитическая машина» и первая в истории компьютерная программа (1842-43). Алгоритм. «Dice Game» Моцарта и стохастические алгоритмы композиции. Сериальность и алеаторика, алгоритмическая музыка и стохастика. Теория информации, концепция детерминированного хаоса, теория вероятности. Работы и концепции Лежарена Хиллера (1957-58). "Стохастическая" музыка Яниса Ксенакиса. Фракталлы, марковские цепи и т.п.
Знакомство с библиотекой алгоритмов RTC Карлхайнца Эссла в программах PD и MAX/MSP.
Этюд «PURE DATA».
Примеры:
- версия «Dice Game» в Венском «Доме Музыки».
- “Illiac Suite” Лежарена Хиллера.
- фрактальная музыка Гарри Ли Нельсона
15.02 – Лев Термен: «технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон. Интерактивность и интерактивная музыка. Управление с помощью движения и жеста. MIT Media Labs, Тод Маковер, Джо Парадизо и концепция «гипер-инструмента». Обзор существующих инструментов и систем. Популярные языки и визуальные среды музыкального программирования - C-Sound , Supercollider, MAX/MSP, PD, Chuck.
Практическая демонстрация интерактивной системы на основе термен-сенсоров и программы PD. Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Тод Маковер –
- Перформансы театра Palindrome.
22.02 – MIDI интерфейс и MIDI контроллеры. Программирование интерактивных систем. Live электроника, живое исполнение компьютерной музыки, звуковые инсталляции.
Практическая демонстрация MIDI контроллера и Radio Baton Макса Мэтьюса. Опыты в программах MAX/MSP, PD и Audiomulch. Работа с библиотекой алгоритмов RTC. Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Карлхайнц Эссл -
Март
1.03 – Детерминированный хаос и синтез звука. Гранулярный синтез.
Примеры гранулярного синтеза в программах PD и MAX/MSP. Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Барри Труакс - «River Run»
- Тревор Вишарт -
8.03 - праздник
15.03 – Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Джон Кейдж и концепция случайности. Шум, «найденный звук» (found sound). Звуковые ландшафты (Soundscapes). Концепции и музыкальные примеры.
Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Джон Кейдж - «Cartridge Music»
- Элвин Люсьер- «Музыка для Альфа Волн»
- Полин Оливейрос
- Джеймс Тенни
22.03 – «Язык новых медиа» и «дигитальное искусство» 1990-х. «Пост-дигитальное» мышление 2000-х и «эстетика ошибок». Николас Коллинз концепции DIY («Сделай сам») и Circuit Bending. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства. Примеры инсталляций и перформансов. Практические рекомендации. Обзор видео-примеров.
Практические опыты с экспериментальными инструментами (Crackle Box, подготовленные CD и т.п.). Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
29.03 – Способы детектирования, анализа и записи акустических, механических и электромагнитных вибраций. Практические опыты с электромагнитными датчиками. Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Дэниэль Оппенхайм – “Round the Corner of Purgatory” (1987),
- Подводная музыка Мишеля Редольфи.
- Роб Муллендер – “Metromagnetics”.
- Пол Де Маринис: «Fireflies Alight on the Abacus of Al-Farabi» (1989).
Апрель
5.04 – Оптические явления и детектирование оптических вибраций. Звуковое кино и «графический звук». Арсений Авраамов и Оскар Фишингер (Германия) - «орнаментальный звук» (1930); Николай Воинов, «бумажный звук» (1932-1935); Евгений Шолпо, «вариофон» (1930-1951); Борис Янковский и Рудольф Пфеннингер (Германия) - спектральный анализ, декомпозиция и ресинтез. Синтоны и спектральные мутации. Норман МакЛаррен (США), Дафния Орам (Англия). Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия. Инсталляции Пола Демариниса (США) «The Edison Effect» (1989-1993).
Видео примеры. Работа с этюдом “PD”.
Примеры:
- Георгий Римский-Корсаков – сюита «Карбюрация»
- Дерек Хольцер – «Tone Wheels»
12.04 - Использование шпионских технологий в искусстве звука. Подслушивающая система «Буран» Льва Термена. Система регистрации фортепианной педализации. Примеры инсталляций и перформансов.
Практические опыты с лазерными микрофонами и фотодетекторами. Работа с акусматическим этюдом.
Примеры:
- А. Смирнов – “Laser Bugging”
- Проект “The Conet Project”
19.04 - Способы детектирования вибраций, выходящих за пределы человеческого восприятия. Типы сенсоров, способы регистрации.
Практические опыты с антеннами и фотоприемниками. Работа с акусматическим этюдом.
Примеры:
26.04 – Космические звуки Дональда Гарнетта (университет Айовы) и работа с электромагнитными колебаниями, связанными с атмосферными явлениями, грозами, космическими излучениями, северными сияниями и т.п. на Земле и иных планетах, примеры. Работа с акусматическим этюдом.
Примеры:
- Космические звуки Дональда Гарнетта.
- Терри Райли - "Sun Rings" (Kronos Quartette)
Май
3.05 - «Биомузыка», использование био-потенциалов для создания интерактивных систем. Полиграф. Биологические обратные связи.
Практические опыты с интерактивной системой регистрации ЭЭГ, КГР, пульса
Примеры:
- Элвин Люсьер - «Музыка для Альфа Волн»
- Дэвид Розенбум - «On Being Invisible»
- А. Смирнов – «Brain Jazz»
10.05 – праздник (перенос с 9) ??
Работа с акусматическим этюдом.
17.05- Сдача этюдов, Консультации.
24.05 - Сдача этюдов, Консультации.
31.05 - Зачет
Посещение 1 занятия - 1 балл.
Этюд – 10 баллов.
Участие в дискуссии. Конструктивная мысль.– 3 балла.
50 баллов – зачет.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Программы (легальные, бесплатные):
PC (Windows):
-
Audacity
-
Reaper
-
BW - Bitmap/waves
-
ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)
-
Hog
-
Paulstretch (растягивание времени)
-
Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis)
-
PD
-
+ Plugins
Macintosh (OSX):
-
Audacity
-
Reaper
-
ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)
-
Soundhack
-
Paulstretch (растягивание времени)
-
Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis)
-
PD (win & mac)
Литература:
-
Curtis Roads. Computer Music Tutorial. MIT Press, 1996
-
Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. Издательство "Музыка", Москва, 1976
-
А. Нисбет. Звуковая студия. Москва, Связь 1979
-
Nicolas Collins. Handmade Electronic Music. The Art of Hardware Hacking. Routledge, Taylor & Francis Group, New York, 2006.
-
Д.В. Севашко. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. М.: Альтекс-А, 2004
-
Учебник PD - https://pd-tutorial.com/english/index.html
-
Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals. Edited by John Fauvel, Raymond Flood And Robin Wilson, Oxford Press, 2003
-
Смирнов А.И. Музыкальная акустика. https://asmir.info/studies/musical_acoustics.doc
-
Trevor Wishart. On Sonic Art. Imagineering Press, 1985
Интернет ресурсы:
Интернет-библиотека - https://asmir.info/lib/
Книги - https://asmir.info/lib/stuff/books
Статьи - https://asmir.info/lib/stuff/articles
Фонотека - https://asmir.info/lib/stuff/music
Программное обеспечение - https://asmir.info/lib/stuff/software
Программа AUDACITY - https://audacity.sourceforge.net/
Среда визуального программирования PD - https://puredata.info/
Учебник PD - https://pd-tutorial.com/english/index.html
Для входа в библиотеку: имя guest, пароль guest