Балашовский филиал
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского
ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией
А.П.Стаценко
Балашов 2004
УДК 58
ББК 28.57
Л93
Рецензенты:
Доктор сельскохозяйственных наук,
академик Российской экологической академии
Г.Н.Попов;
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Е.Б.Смирнова.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского
Любимов В.Б.
Л93 Занятия по экологии на пришкольном участке: теория и практика: Учебно-метод. пособие / В. Б. Любимов, С. В. Кабанина, М. Ю. Сергадеева, О. В. Михайлов; Под ред. д-ра с-х. наук, проф. А. П. Стаценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 124 с.
ISBN 5—94035—148—4
Авторы учебно-методического пособия предлагают в процессе организации и проведения учебно-опытных занятий на школьных участках использование прогрессивных технологий по размножению и выращиванию хвойных и покрытосеменных древесных растений. Рекомендуемые методы направлены на достижение высокого экономического и экологического эффекта, сбережение природных ресурсов. Применение методов и технологий в учебно-опытной зоне школьного участка позволит глубже понять учащимся практическую значимость экологических законов и целесообразность использования их на практике. Проведение учащимися научно обоснованных экспериментальных исследований в соответствии со школьной программой по экологии, сбор и статистическая обработка полевого материала, его анализ и выводы позволят научить подрастающее поколение самостоятельно решать актуальные вопросы, связанные с экологическими проблемами.
Пособие предназначено для преподавателей экологии и биологии, а также студентов биологических и экологических факультетов.
УДК 58
ББК 28.57
ISBN 5—94035—148—4 © В. Б. Любимов, С. В.Кабанина,
М. Ю. Сергадеева, О. В.Михайлов, 2004
О г л а в л е н и е
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Учебно-опытная зона школьного участка 7
1.1. Организация территории
учебно-опытной зоны школьного участка 7
1. 2. Создание насаждений на школьном участке 12
1.3. Тематика учебно-опытных
экологических исследований 14
1.3.1. Примеры организации и проведения
экологических исследований на школьном участке 18
2. Репродукция деревьев и кустарников 23
2.1. Исследования в области семеноводства 25
2.1.1. Виды плодов и семян 27
2.1.2. Фенологические наблюдения 27
2.1.3. Прогноз и учет урожая семян 32
2.1.4. Определение качества семян 36
2.2. Прогрессивные технологии
размножения и выращивания растений 41
2.2.1. Методы проведения почвенных исследований 42
2.2.2. Хранение семян и их предпосевная обработка 49
2.2.3. Семенное размножение 58
2.2.4. Вегетативное размножение 67
2.3. Болезни растений и меры борьбы с ними 91
2.3.1. Полегание и корневые гнили 94
2.3.2. Болезни хвои, листьев и стволиков 99
3. Метод математической статистики
в учебно-опытных исследованиях 113
Заключение 117
Список литературы 118
Приложение 120
ВВЕДЕНИЕ
Изучение взаимоотношений современного общества с природой требует от преподавателей экологии и биологии применения в обучении комплексных методов, сочетающих теоретические знания, полученные в классе, с внеклассной работой. В этом аспекте безграничны возможности занятий на школьных участках. В учебно-опытной зоне школьного участка можно провести экспериментальные исследования практически по любой теме из общей и прикладной экологии, начиная с изучения влияния факторов среды на растения, взаимоотношений между организмами в фитоценозе, экологических законов, механизмов адаптации видов и заканчивая созданием рукотворных экосистем. Для осуществления практических занятий по экологии в учебно-опытной зоне школьного участка целесообразно организовать питомник для выращивания посадочного материала (посевное и школьное отделения), карантинный участок, дендрарий, экспериментальный участок, коллекции редких и исчезающих, лекарственных и плодовых растений, технических культур. Площади отделов зависят от общей площади школьного участка и от характера стоящих экологических задач. В пособии даны рекомендации по организации и планированию территорий экологических участков; приведены методы проведения почвенных исследований, новые перспективные методы изучения качества плодов и семян, способы хранения и предпосевной обработки семян, методы применения в питомниках биопрепаратов. Особое внимание уделяется вопросам размножения и выращивания растений с закрытыми корневыми системами, с использованием капельного орошения и созданием специальных гидроизолированных посевных чеков, с постоянным подпитывающим увлажнением. Один из разделов посвящен биоэкологической характеристике наиболее опасных вредителей и болезней растений и мерам борьбы с ними, основанным на знаниях экологического спектра вида. Пособие имеет определенное образовательное и воспитательное значение и может быть использовано при организации учебно-опытной зоны школьного участка, проведения практикума по экологии и факультативных занятий по вопросам общей и прикладной экологии.
Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа, имеющегося в научной и научно-педагогической литературе фактического материала в области экологии и прикладной экологии, преподавания общей и прикладной экологии, а также анализа многолетних исследований, проведенных авторами этой работы. Основная цель пособия — обеспечить преподавателя биологии и экологии практическими рекомендациями по организации и проведению занятий в учебно-опытной зоне школьного участка, несущих элементы не только познавательного, но и воспитательного характера.
следующая страница>