Перейти на главную страницу
Принятие многосторонних правил позволило снизить уровень неопределенности и транзакционных издержек в торговле товарами и услугами. Снизились и транзакционные издержки на проведение переговоров по разработке и принятию таких правил, поскольку затраты на многосторонние переговоры оказались для отдельно взятой страны значительно ниже, чем серия двусторонних переговоров по заключению аналогичных соглашений. Следовательно, такого рода переговоры обеспечивали экономию за счет масштаба. И по мере того, как все больше стран стали принимать участие в многосторонних переговорах, неучастие в них влекло за собой все большие издержки. Устанавливая «правила игры», ГАТТ способствовал недопущению произвольных изменений правил и обеспечивал предсказуемость системы, делая ее более устойчивой. Но после Токийского раунда принцип единого подхода к установленным правилам ГАТТ перестал действовать – принятие выработанных на этом раунде кодексов было добровольным. В итоге у разных стран образовались разные обязательства, что привело к фрагментации ГАТТ.
Концепция ГАТТ основывалась на принципах взаимности и взаимной выгоды с акцентом на развитие торговли. Наличие безусловного принципа наибольшего благоприятствования способствовало тому, что в правовом отношении все страны будут пользоваться льготами, предоставленными другими странами. Однако нигде не говорилось о том, что объем торговли всех стран увеличится.
Подразумевалось, что в рамках данного режима все страны в равной степени выиграют от взаимных уступок и что торговлю можно использовать в целях содействия развитию человеческого потенциала. Но так как страны–члены организации обладали совершенно разным переговорным потенциалом и находились на разных уровнях экономического развития, то развивающиеся страны соблюдали принцип взаимности не в полной мере. Кроме того, развивающиеся страны были освобождены от целого ряда обязательств ГАТТ и обязательных условий. В итоге они не рассматривались как полноправные члены системы многосторонней торговли, пользуясь теми льготами, которые предоставили друг другу промышленные страны.
В 1982 г. развитые страны призвали к проведению нового раунда переговоров по многосторонней торговле, отчасти для того, чтобы дать возможность своим транснациональным корпорациям осуществлять свою деятельность на глобальном уровне. По мнению корпораций, для расширения торговли требовалось наличие единых торговых правил для всех стран, улучшение доступа к инвестиционным ресурсам, совершенствование связи, а также более энергичные меры по защите научно-технических достижений. Ведь ГАТТ было, по сути, клубом. Торговые переговоры велись небольшой группой чиновников, главным образом из министерства финансов стран-членов. В случае необходимости к ним присоединялись делегации министерства финансов, сельского хозяйства, иностранных дел и других министерств. В качестве наблюдателей на таких переговорах выступали представители корпораций, заинтересованных в обмене соответствующими льготами. В такой непубличной атмосфере проходил и Уругвайский раунд, при проведении которого общественность практически не была задействована, особенно в развивающихся странах. Только после того как были распространены проекты соглашений, стали ясны их далеко идущие последствия. За некоторым исключением, реальной возможности изучить или обсудить последствия предложенных соглашений для целей человеческого развития не было даже у развитых стран.
Соглашения ВТО и возможности маневра во внутренней политике стран
Косвенное воздействие на развитие торговли оказывают несколько соглашений ВТО, которые изменили параметры в области спроса и предложения внутри стран. К числу таких соглашений относятся соглашения по субсидиям, торговле услугами, торговым аспектам инвестиционных мер, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Указанные соглашения были заключены в ходе взаимных уступок, а не по итогам анализа их последствий для разных групп населения в разных странах. «Пакетный принцип» – результат Уругвайского раунда – требует принятия членами ВТО всех соглашений в дополнение к обязательствам стран сократить размеры таможенных пошлин (см. главу 2, особенно вставку 2.1).
Развивающиеся страны согласились с «пакетным принципом» из-за стремления стать полноправными членами системы международной торговли, избежав, таким образом, создания двухуровневой системы. В рамках «пакетного принципа» страны подписывали соглашения, ожидая получить чистую выгоду не от подписания отдельных соглашений, а от подписания всех положений в целом. Изучая итоги Уругвайского раунда, аналитики (Ostry, 2000 г.) называют принятие «пакетного принципа» грандиозной сделкой, в результате которой развивающиеся страны получили соглашения по сельскому хозяйству и текстильным изделиям, а промышленные страны – соглашения по ТРИПС и торговле услугами. «Пакетный принцип» вынудил развивающиеся страны проводить внутреннюю политику с учетом тех ее последствий для человеческого развития, которые ранее не оценивались, и даже не анализировались.
Любое международное соглашение не может обеспечить достижение всех целей стран–членов международной системы. Такое соглашение по определению является компромиссом, достигнутым в ходе продолжительных переговоров. Поэтому крайне важно, чтобы такие соглашения были, по меньшей мере, нейтральными, давая возможность развивающимся странам проводить внутреннюю политику, которая бы способствовала человеческому развитию.
Распространение действия правил многосторонней торговли на те отношения, которые всегда были прерогативой внутренней политики, привело к тому, что государства–члены ВТО уже не могли в полной мере проводить самостоятельную политику. И хотя расширение доступа на рынки товаров и услуг может в некоторых случаях создавать условия для экономического роста и повышения благосостояния, одного этого недостаточно. На самом деле такой меркантильный подход нередко противоречит целям человеческого развития, вынуждая развивающиеся страны проводить политику, чреватую упущенными возможностями, или повышать затраты на проведение более обоснованного курса (Malhotra, 2002 г.). Для того чтобы расширение доступа на рынки трансформировалось в повышение уровня человеческого развития, требуется создать определенные институциональные и экономические предпосылки. Однако целый ряд соглашений ВТО ограничивает возможности государств-членов создавать такие предпосылки.
Возможно ли обеспечить самостоятельность развивающихся стран в проведении курса, направленного на достижение целей человеческого развития, учитывая при этом стремление промышленно развитых стран поддерживать высокие трудовые, социальные и экологические стандарты? Способны ли такие соглашения к формированию режима мировой торговли, не раздираемого протекционизмом, преобладанием двусторонних соглашений и региональных блоков? Будут ли такие соглашения способствовать развитию? Ответ на все эти вопросы один – да, если будут приняты и внедрены в практику четыре базовых принципа.1
Сторонники глобализации не устают твердить о тех политических и институциональных реформах, которые должны осуществить страны с целью расширения международной торговли и привлечения иностранных инвесторов. Однако такое утверждение является еще одним подтверждением того, как можно путать цели и средства ее достижения. В самом лучшем случае торговля является инструментом достижения целей развития общества – процветания, стабильности, свободы, улучшения качества жизни. Противники ВТО подозревают – и это подозрение приводит их в ярость, – что в случае крайней необходимости нынешняя система позволяет торговле преобладать над вопросами охраны окружающей среды или правами человека. Более того, развивающиеся страны совершенно правы в том, что оказывают сопротивление системе, которая оценивает их потребности с точки зрения расширения мировой торговли, а не сокращения бедности и поощрения человеческого развития.
Такая перестановка приоритетов будет иметь простое и одновременно громадное значение. Вместо того чтобы искать ответ на вопрос, какая система многосторонней торговли способствует максимальному развитию иностранной торговли и расширению инвестиционных возможностей, аналитики будут задаваться вопросом о том, какая многосторонняя система позволит всем странам наилучшим образом руководствоваться своими собственными ценностями и целями развития.
Торговые правила должны допускать наличие разных национальных институтов и норм. Как подчеркивается в главе 1, единого рецепта экономического роста не существует. И хотя наличие рыночных стимулов, четких прав собственности, конкуренции и макроэкономической стабильности являются общими требованиями, они могут и должны быть представлены разнообразными институциональными формами. Разные формы могут обретать и инвестиционные стратегии, дающие толчок экономическому развитию.
Более того, граждане разных стран по-разному относятся к государственному регулированию или социальному обеспечению, невзирая на то, как выражено или определено это отношение. Расходятся мнения людей и по характеру и масштабу регулирования в области новых технологий (например, по вопросу генетически модифицированных продуктов), охраны окружающей среды, политики в области защиты имущественных прав и расширения объемов социальной помощи или в целом вопросов отношений между эффективностью и справедливостью.
У богатых и бедных стран разные потребности в области охраны окружающей среды и патентной защиты. Для проведения политики развития развивающимся странам нужно пространство для маневрирования, которое богатым странам больше не требуется. Если какая-либо страна использует торговую систему для навязывания своей институциональной структуры другим странам, то такой подход подрывает законность и эффективность системы. Торговые правила должны мирно соседствовать с национальными нормами.
Страны имеют право на защиту своих институтов и приоритетов развития. Противники существующего торгового режима утверждают, что торговля – это «гонка вверх по лестнице, ведущей вниз», резко снижающая требования в области охраны окружающей среды, труда и защиты интересов потребителя. Его сторонники утверждают, что данных, свидетельствующих о том, что развитие торговли размывает национальные стандарты, нет. Развивающиеся страны считают, что существующие торговые правила слишком жесткие и оставляют мало пространства для проведения политики, способствующей развитию. Сторонники же ВТО говорят, что правила ВТО – это полезный инструмент регулирования, сдерживающий проведение необоснованного внутреннего курса, итогом которого может быть бесполезная трата ресурсов и замедление развития. Выход из этого тупика один. Необходимо согласиться с тем, что страны имеют право поддерживать национальные стандарты и осуществлять меры государственного регулирования в этих сферах путем отказа от доступа на рынки или от выполнения обязательств ВТО, если развитие международной торговли подрывает проведение внутреннего курса, который пользуется широкой поддержкой общественности. Например, можно разрешить бедным странам субсидировать промышленные предприятия (и, следовательно, косвенным образом экспорт), если это является частью общей стратегии, направленной на стимулирование развития технологического потенциала. В отдельных случаях развитые страны будут стремиться к тому, чтобы временно оградить себя от импорта из развивающихся стран. В ВТО уже действует система защитных мер для того, чтобы оградить фирмы от резкого роста импортных поставок. Если задействовать этот принцип для защиты приоритетов развития (при наличии определенных ограничений процедурного характера, направленных против злоупотреблений), то система мировой торговли будет ориентирована на развитие и станет более гибкой. Предоставление странам возможности такого выхода из соглашений содержит определенную долю риска. Нужно иметь в виду, что новые процедуры будут использоваться для протекционистских целей или с их помощью будут открыты двери для односторонних действий по широкому фронту, несмотря на тот высокий порог, который предусмотрен для использования процедур.
Но, как уже утверждалось выше, и существующий порядок не лишен рисков. Отсутствие творческого мышления и инновационных институциональных структур, суживающих пространство для создания самых разнообразных институциональных форм, ведет к ограничению перспектив развития. При такой ситуации могут сформироваться новые меры «серой зоны», и находиться полностью вне режима многосторонней торговли. И это может быть гораздо хуже, чем расширение режима защитных мер.
Для более полного понимания сущности ВТО в данном контексте, эту организацию следует рассматривать как политический процесс, состоящий из интенсивного лоббирования со стороны групп американских или европейских экспортеров, а также компромиссов между этими и другими отечественными группами. Дифференцированный режим для предприятий перерабатывающих отраслей и сельского хозяйства (или текстильных изделий, одежды и других товаров в рамках перерабатывающих отраслей), антидемпинговые меры, режим защиты прав интеллектуальной собственности – вот лишь некоторые аномалии, родившиеся в результате этого процесса. Понимание этого играет очень важную роль, потому что тем самым подчеркивается практическое отсутствие в структуре переговоров о многосторонней торговле условий, обеспечивающих соответствие результатов целям человеческого развития.
Существует, по крайней мере, три причины, из-за которых практика ВТО расходится с потребностями человеческого развития. Во-первых, даже если развитие свободной торговли было бы оптимальным условием развития в широком смысле этого слова, оно не является целью ВТО. Во-вторых, даже если бы это было и так, то никто не гарантирует, что развитие свободной торговли является наиболее оптимальным курсом для стран, находящихся на низкой стадии развития. В-третьих, необходимость соблюдения правил ВТО, даже если они не наносят вреда как таковые, вытесняет на обочину более важные вопросы развития как на национальном, так и на международном уровнях.
Смещение акцента с вопросов обеспечения доступа на рынок на вопросы обеспечения человеческого развития означает, что эффективность системы многосторонней торговли следует оценивать не по показателям увеличения объема торговли товарами и услугами. Главное внимание надо обратить на то, обеспечивают ли условия международной торговли – существующие и предлагаемые – максимальные возможности для человеческого развития на национальном уровне. Для перехода на такой уровень мышления требуется, чтобы развивающиеся страны выражали свои потребности не в показателях доступа на рынки, а главным образом через степень самостоятельности в проведении такой внутренней политики, которая бы позволила им внедрить институциональные инновации. ВТО следует рассматривать не как институт, основной задачей которого являются гармонизация норм и сокращение разницы между институциональной структурой стран, а как организацию, которая регулирует взаимодействие между разными национальными системами. Существующая структура соглашений ВТО и практика их реализации пока далеки от содействия такой самостоятельности стран в разработке и проведении их внутренней политики.
Литература
Ды конкретной страны от вступления в вто, являются правила и процедуры режима международной торговли. В настоящей главе рассматриваются принципы управления данным режимом, предлага
26 09 2014
1 стр.
Характеристика основных форм международной торговли. Экспорт. Импорт. Методы международной торговли
06 10 2014
5 стр.
Право международной торговли: предмет, особенности. Место в юридической системе: соотношение права международной торговли с международный торговым правом, международным экономическ
06 10 2014
1 стр.
Диссертация выполнена на кафедре Международной торговли и внешней торговли РФ всероссийской академии внешней торговли
18 12 2014
1 стр.
Охватывает особенностей правового режима отдельных категорий земель, то средством уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель служат территориальное зониро
09 10 2014
29 стр.
Вто предсказывает, что в 2009 году в итоге ожидается 9-процентное падение мировой торговли
01 10 2014
1 стр.
Роль торговых союзов очевидна. Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения
01 10 2014
1 стр.
Пакистан о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанным в Москве 20. 04. 99 г., которым предусматривается взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемо
04 09 2014
1 стр.