Районный методический кабинет
Доклад
на тему:
«Наглядные пособия и их применение на уроках географии»
Выполнила:
учитель географии
МОУ «Волхонщинская СОШ»
Моськина Елена Рузильевна
2009 год
Исходя из воззрений Я.А. Каменского, принцип наглядности в обучении можно считать «золотым правилом» дидактики, поскольку около 70% информации учащиеся усваивают через зрительный анализатор. В связи с чем, значение наглядных средств обучения бесспорно. Использование их в работе помогают в создании ярких образов, представлений; дают достоверную информацию о типичных признаках и особенностях объекта; формируют общие и единичные понятия; способствуют выявлению связей и взаимосвязей между географическими объектами и явлениями; осуществляют зрительную интерпретацию цифрового материала; формируют умения и навыки в ходе выполнения практических работ; знакомят учащихся с такими приёмами учебной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ и обобщение.
Виды наглядных средств обучения, их краткая характеристика:
-
учебные картины (обобщённое воспроизведение реальных объектов, подчёркивающие главные, существенные признаки объектов и явлений) – прилив, сельскохозяйственные предприятия, О.Ю. Шмидт. Виды: сюжетные, видовые, социально-экономические, природные.
-
таблицы (средство обучения, обладающего степенью условности изображаемых объектов и явлений) – основные типы почв, производственные связи автозавода, животный мир материков.
-
иллюстративные изображения - изображения объектов, явлений и процессов природы, социально-экономической географии. Виды: живописные, живописно-схематические, схематические – в зависимости от изобразительного решения, картографические, графические, схематические, графические-статистические, смешанные.
-
доска как средство обучения. На доске учитель представляет педагогический рисунок. Он может быть в виде таблицы, схемы (иллюстративная запись рассуждения в краткой форме), графика (изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости), диаграммы, опорной схемы к конспекту, понятийный аппарат, стадии процессовых явлений, планы городов, строение объекта и т.д.
-
раздаточный и демонстрационный материал (материал, предназначенный для восприятия объектов, явлений, процессов в природе, в социально-экономической географии индивидуально и фронтально) – обитатели морских глубин, виды облаков.
-
динамические плоскостные пособия (пособие, изготовленное для поэтапного восприятия процессовых явлений физической и экономической географии) – круговорот воды в природе, энергопроизводственные циклы.
-
рисунки-разрезы и блок-диаграммы (изображение участков территории, передающие схематический внешний вид; объединяют разрезы с перспективными рисунками) – строение платформенного блока земной коры.
-
коллекция промышленного сырья – виды тканей.
-
натуральные объекты природы – листья деревьев, плоды и т.д.
-
объёмные средства обучения (трёхмерное изображение объектов природы): глобусы, модели (формы и типы рельефа), макеты,(вулкан), муляжи (холм).
-
приборы – оборудование, предназначенное для воспроизведения и анализа географических явлений и объектов (эклиметр, барометр, курвиметр, теллурий). Виды: для измерительных работ, для определения количественных и качественных характеристик, для картометрических работ, для воспроизведения осевого и годового движения Земли.
-
самодельные наглядные пособия – пособия, изготовленные руками учеников, родителей, учителей и т.п. – коллекции, объёмные средства обучения, раздаточный и демонстрационный материал и т.д.
При использовании наглядных средств обучения следует придерживаться следующих требований:
-
Необходимо сочетание в работе с учебником и картой.
-
Использовать при различном характере познавательной деятельности учащихся.
-
При работе с наглядными средствами обучения способствовать стимуляции познавательного интереса учащихся.
-
Применять на различных этапах урока. При демонстрации объекта необходимо его озвучивание, грамотный показ, соблюдение техники безопасности.
-
Приёмы использования печатных пособий в учебном процессе (учебные картины, таблицы, иллюстрации): рассказ о содержании, беседа, самостоятельный анализ учащимися предложенного материала (выявление главных объектов, вычленение существенных признаков, выявление второстепенных объектов и явлений, определение связи и взаимосвязи между главными и второстепенными объектами), сравнение с ранее известными объектами и явлениями, связь печатных пособий с картографическим материалом, ознакомление с предлагаемыми задания для проведения практических работ и т.д.
Исходя из опыта собственной педагогической деятельности, могу предложить использование следующих наглядных пособий.
1. В 6 классе для отработки практических навыков работы с картой применяю кроссворд (на доске).
Учащимся предлагается кроссворд, при решении которого по первым буквам отгаданных слов получается название загаданного животного. Задания: 1) Река, протекающая по европейской территории России и впадающая в Каспийское море.
2) Главная река Западной Сибири. 3)Крупная река на северо-востоке Евразии. 4) Левый приток Волги.
2. В 6 классе при изучении темы «Рельеф земной поверхности» может использоваться магнитная схема, индивидуальные элементы которой постепенно вносятся по ходу объяснения. Кроме того, подобная схема может использоваться при контроле знаний на последующих занятиях.
меньше 200 м
горы
вершины
подножие
0
200
500
1000
м
Также при изучении этой темы можно использовать мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов тема «Литосфера Земли».
3. В 8 классе при изучении темы «Моря, омывающие берега России» используются таблицы «Моря России», картины морей, а также видеофильм «Моря России»
4. В 8 классе при изучении темы «Природные ресурсы Восточной Сибири» кроме карт России (физической, климатической, природных зон), можно использовать коллекцию горных пород и минералов, гербарий.
5. В 9 классе осуществляя контроль знаний, могут использоваться карточки для индивидуальной работы учащихся, например,
Вариант 1.
Заполните схему «Виды специализации и кооперирования»
Специализация
Кооперирование
6. Для проверки знаний номенклатуры во всех классах используется раздаточный материал в виде карт без указания географических объектов.
7. Для контроля знаний во всех классах используются компьютерное тестирование.