Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 6»
Занятие кружка
«Волшебная кисточка»
по теме «Народный промысел – павлово-посадские платки»
Подготовила и провела педагог дополнительного образования
Саблина Елена Алексеевна
г. Ноябрьск
2011год
Цель урока: выполнить эскиз платка для мамы по представлению.
Сделать вывод о роли украшения в нашей жизни.
Задачи:
• посредством использования информационных технологий и демонстрации
подлинных предметов формировать интерес к многообразию стилей промыслов
декоративно-прикладного искусства в нашей стране;
• развивать художественно-образное мышление, продолжать формировать навыки
работы с художественными материалами, закреплять умение правильно
составлять композицию на листе; развивать речь детей в ходе обсуждения
выполненных эскизов;
• формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на произведения искусства
народных промыслов
Материалы: для учителя – павлово-посадские платки, наглядные пособия, технические
средства;
для учащихся – квадратный лист цветной бумаги, простой карандаш,
ластик, кисти № 4, № 6, краски гуашевые
Словарная работа: набойка, разживка
План урока:
-
Организационный момент
-
Введение в тему
-
Постановка задачи перед учащимися. Уточнение последовательности работы.
-
Самостоятельная работа
-
Мини-выставка на классной доске. Анализ рисунков. Формулировка вывода
-
Организационный момент. Проверяю наличие принадлежностей.
-
«Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Народный промысел – павлово-посадские платки».
В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был
платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат, жених в знак добрых чувств,
любви и благодарности.
Платок защищал от ветра, согревал в лютую стужу и – конечно же, украшал.
Мода на шали пришла в Россию почти 200 лет тому назад. Сначала их привозили из Индии, Турции, позднее – из стран Европы. Но русским мастерам таланта не занимать : научились и они ткать самые разнообразные шали из шёлка, шерсти, ситца
Платок – квадратный. На его цветном поле изображены гирлянды,
букеты самых разнообразных цветов, а иногда - самые неожиданные узоры, какие
только мог выдумать художник.
Ребята, обратите внимание, как красиво убрана наша классная комната!
Сколько ярких, чудесных цветов нарисовали художники на этих платках –
создаётся ощущение, что и не в классной комнате мы с вами вовсе, а на летнем
цветущем лугу
( включаю музыку с пением птиц )
Это самые известные у нас в России павловские платки.
Сколько труда, терпения и удивительного мастерства вложено в их создание!
Художник всегда знает, для кого он делает платок, кого он хочет украсить.
Для молоденькой девочки, девушки возьмёт яркие, звонкие краски. И цветочки выберет соответствующие: развернёт девушка такой платок – и залюбуется! На бирюзовом фоне и ромашки, и васильки, лютики, купавки – всего не перечесть. Кружатся цветы, словно в русском хороводе: то вместе к центру платка соберутся, то откинутся прочь, будто друг другом любуются!
Для пожилой женщины палитру оттенков выберет более тихую, спокойную.
Каждый платок мастера имеет свой характер и своё настроение. Особенно нарядно у платков бывает украшен угол, ниспадающий на спину – ведь именно там он хорошо виден. Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.
Роза – царица цветов. Многие художники и народные мастера любят изображать её, но мастера Павловского Посада нашли свой способ изображения розового бутона на ткани. Цвет его в узоре на шали складывается из двух- трёх оттенков: основного, светлого и тёмного. Благодаря этому цветок кажется объёмным и очень выразительным».
III. Показываю простой приём рисования розы с помощью
разживки.



«Узор на ткань набивается вручную, с помощью деревянных резных
досок. У каждого мастера свои секреты, но способ один:
-
На бумаге рисуется эскиз платка.
-
Рисунок с эскиза переносится на деревянные доски, причём для каждого
цвета своя доска.
-
Рисунок на доске вырезается резцом.
-
Доска покрывается краской и накладывается на ткань.
-
Чтобы отпечаток рисунка был чётким, после наложения на ткань окрашенную доску сверху простукивают деревянным молотком (киянкой), поэтому и называют это искусство набойкой, а шали – набивными.
Попробуйте и вы сочинить свой собственный рисунок для платка своей мамы.
Представьте этого самого дорогого, самого нежного и бесконечно любящего вас человека. Подумайте, какой рисунок платка подошёл бы именно вашей маме.
А сейчас проанализируем последовательность вашей работы:
а) Обратите внимание на возможные схемы выполнения орнамента в квадрате
(демонстрирую варианты орнамента)
б) Ещё раз посмотрите на приём прорисовки цветка розы с помощью светлой и
тёмной разживок.»
(включаю звукозапись народных русских песен)
IV. Прошу приступить к самостоятельной работе, в ходе которой помогаю тем детям, у
которых возникают затруднения.
V. По мере завершения самостоятельной работы готовые эскизы ребята прикрепляют к
доске.
Любуемся рисунками. Анализируем, что удалось, а над чем ещё нужно поработать.
Вывод: Подвожу ребят к мысли, что яркие, нарядные вещи, сделанные своими
руками, несут добро, красоту и хорошее настроение и творцу, и всем
окружающим его людям.
.