Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
муниципального образования
Тимашевский район
Занятие кружка истории казачества по теме:
« Традиционное жилище казаков» (методы использования литературного и историко- краеведческого материала при проведении учебных занятий).
Из опыта работы учителя кубановедения
Нарышкиной Татьяны Викторовны
г.Тимашевск, май 2012г.
-1-
Приветствие учащихся.
«Микромодуль - погружение»
Сегодня у нас необычный урок. И не только потому, что на нём присутствуют гости, но и потому, что тип выбранного занятия – урок – эссе (размышление, рассуждение).
В старших классах на уроках русского языка , обществознания вы будете писать эссе. Эссе (буквально «опыт») – это разновидность очерка – научного, исторического, критического , публицистического характера. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора.
Мы обратимся к истории Кубани. На основе произведения Ивана Николаевича Бойко и историко – краеведческого материала узнаем много нового о кубанской хате, о судьбах казаков, некогда в них проживавших.
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное – отвечать, работать активно.
Обратите внимание на папки, которые лежат перед вами. В них – отрывок из произведения, вопросы для анализа текста, словарь диалектных слов.
«Микромодуль - образ». (Слайд №1)
В моих руках – старый альбом. Такие были почти в каждой казачьей семье. Альбомы с фотографиями хранили историю семьи. В них – Память. В них – Прошлое. Память. Прошлое. Семейные фотографии. Старый альбом – вот символы нашего урока.
Я листаю страницы казачьего альбома. Вот снимок 1920 года.
СЛАЙД №2
А этой фотографии уже 98 лет. Она скоро отметит свой вековой юбилей.
СЛАЙД №3
Вот снимок 1914 года…
Слайд № 4
А эта фотография сделана в далёком 1906 году. Посчитайте, сколько ей лет?
Слайд №5 ( Фото из газеты)
С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас суровые и мужественные лица казаков, всё это прародители учеников нашей школы. Перед нами мелькают человеческие судьбы.
А этот снимок я нашла, листая подшивку районной газеты «Знамя труда».
На этом фото - казаки станицы Роговской Фёдор Сулим и Алексей Шувырь перед отправкой на Кавказский фронт. Снимок сделан в 1916 году. Перед нами бравые казаки, храбрые воины. Не брала их вражеская пуля в бою.
В том далёком 1916 году они не знали ещё слова репрессии, голод, не знали, какая им уготовлена судьба… Они были молоды и полны сил…
Из статьи я узнала интересные, но в тоже время страшные сведения: в 1933 году казак Фёдор Сулим , которого пуля не брала, умер от голода.
А Алексей Шувырь попадёт в брюховецкую тюрьму как враг народа – его саманная хата была крыта железом! /Через время его отпустили, шел он пешком в родную станицу, от голода и холода умер, не дойдя домой./
Было это всё в том же 1933 году, когда царил на Кубани Господин Голод, (Слайд№6) разрушались церкви, (Слайд №7)выжигались целые станицы, грабилось имущество, убивали непокорных казаков. Начались страшные времена репрессий… СЛАЙД №8 («Прости нас, Господи…»)
«Микромодуль - анализ».
Вы обратили внимание на слова: «Стал врагом народа, потому что крыша хаты была крыта железом». Почему?
*Потому что по меркам той власти – это признак богатства.
Если железная крыша – это признак богатства, то какие
хаты были у остальных казаков ? Какой материал использовался при
строительстве крыши?
Как выглядела кубанская хата?
Слайд №9 (Хата черноморского казака)
Предполагаемый ответ: Низенький дом с выбеленными в белый цвет стенами . Маленькие окошки; крыша соломенная или камышовая.
*Из какого материала строили хату? Слайд № 10
Предполагаемый ответ: Хаты строили деревянные, турлучные, глинобитные, саманные, а самый распространённый материал для крыши – камыш, солома.
*Каким было внутреннее убранство казачьей хаты? Что было необходимым атрибутом каждой хаты?
*Святой угол. Слайд №11
* Печка в доме и во дворе. Слайд №12
*Лава, сундук, рушники, чугунки, зеркало у богатых казаков.
Какие обряды соблюдали казаки при строительстве хаты?
* Скажите, верно ли утверждение, что судьбы человеческие….. и судьбы
жилища … переплетаются? (сливаются воедино?)
Слайд №13
«Микромодуль – писатель и время».
Ответить на этот и ряд других вопросов , узнать о том, как жилось хате, нам поможет Иван Николаевич Бойко.
/Слайд№14 Иван. Николаевич Бойко (8 августа 1934 года.)/
Родился на хуторе Новоурупском Отрадненского района в крестьянской семье.
/Слайд №15 Карта Краснодарского края./
Окончил историко – филологический факультет Краснодарского пединститута. Первая книжка рассказов называлась «Разлад» .Она вышла в свет в 1961 году , когда И.Бойко ещё был студентом.. Многочисленные поездки по краю, встречи с земляками дали большой жизненный материал для создания книг о земляках – тружениках Кубани: «Кубанские новеллы», «Плясовые припевы Кубани», «Хутор Труболет».
Прежде, чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним, что такое гимн?
*Гимн – это хвалебная песнь, торжественная песнь.
Произведение, с которым нам предстоит познакомиться ,называется «Гимн хате».
В папках есть вопросы, на которые мы ответим после знакомства с произведением. Проблемным вопросом станет вопрос №4 «Чем заслужила…»
«Микромодуль - погружение»
Чтение произведения. /На уроке работаем с отрывком из текста/
(Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений /Составитель Ю.Г.Любимцев. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»)
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА (Находятся в отдельных папках
)
1.К кому обращён текст?
2.Почему дому, хате посвящены песни, стихи?
3.Каким настроением проникнут?
/То радость, то грусть, переживания, тоска по ушедшему, ностальгия./
Проблемный вопрос:
4.Чем заслужила простая «саманная хата с соломенной крышей, источённой дождями; с плетнём возле дома; уткнувшая в землю печальные окна, в которые глядели вишни, завалинки покособоченные », быть увековеченными в немеркнущем художественном слове?
/Тем, что все мы родом из неё, это наш отчий дом./
5.Почему нам, живущим в добротных кирпичных домах, надо помнить о родоначальнике дома – хате.
/Без прошлого нет настоящего и будущего./
6.О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате : «Тебя скоро не будет?»
/О том, что прошлое безвозвратно уходит./
7.О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?
/О Гражданской войне./
8.Найдите в тексте диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль они выполняют в тексте?
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ТЕКСТА.
Во время чтения текста СЛАЙД №16,17, 18
Анализ текста. Слайд №19 «Анализ текста»
*А теперь представим, что хата могла бы заговорить. О чём бы она могла рассказать?
Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм и послушать признание казачьей хаты. Фильм снят на подворье семьи Степановых, монолог ведёт хата, в стенах которой выросли 9 сыновей, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны.
/Просмотр фильма «Монолог казачьей хаты» 8 мин./
«МИКРОМОДУЛЬ – ПРОПОВЕДЬ»
Какие факты истории Вас поразили? (голод, репрессии).
Да, действительно , многие казаки были репрессированы. Этих страниц не вычеркнешь из нашей истории. Но важно то, что в настоящий момент идёт процесс возрождения казачества, возрождения забытых традиций.
Слайд № 20 . 26 апреля на Кубани – День реабилитации кубанского казачества.
Кубань – единственная территория, где этой скорбной дате уделяется столь пристальное внимание. (В России её отмечают с 1995 года).
Слайд №21
Чтобы страшное прошлое не повторилось, мы должны помнить о нём.
Слайд №22. Домашнее задание :
нарисовать кубанскую хату, можно сделать макет или сфотографировать кубанскую хату; для тех, кто не может всё это выполнить, предлагаю рассказать об убранстве хаты на основании фильма, написать монолог хаты.
Материалы для урока
Вопросы для самоконтроля.
-
Раскройте смысл названия произведения.
-
Почему автор избирает возвышенно – лирический стиль? Определите его основные особенности, подтвердите примерами, цитатами.
-
Какие своеобразные традиции, связанные с постройкой дома , описал автор в своём произведении?
-
О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате: «Тебя скоро не будет?»
-
О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?
-
Какие национальные традиции упоминаются в произведении?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.
-
К кому обращён этот текст?
-
Каким настроением проникнут?
-
Почему автор называет своё обращение гимном? Что такое гимн?
-
С помощью каких языковых средств автор выражает своё отношение к изображаемому?
-
Выпишите из текста диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль они выполняют в тексте?
-
Каким общим значением объединены глаголы? В какой морфеме заключается это значение?
-
Какие согласные звуки произносятся в первом предложении? Выпишите их подряд.
-
Выделите приставку и суффикс в слове вздрагиваешь. Приведите все варианты приставок и корня, учитывая все возможные чередования. Подтвердите ответ примерами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
- К кому обращён текст?
- Почему дому, хате посвящены песни, стихи?
- Каким настроением проникнут?
- Чем заслужила простая «саманная хата с соломенной крышей, источённой
дождями; с плетнём возле дома; уткнувшая в землю печальные окна, в
которые глядели вишни, завалинки покособоченные », быть
увековеченными в немеркнущем художественном слове?
- Почему нам, живущим в добротных кирпичных домах, надо помнить о
родоначальнике дома – хате.
- О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате : «Тебя скоро не
будет?»
- О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?
- Найдите в тексте диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль
они выполняют в тексте?
СЛОВАРЬ.
Гимн – 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного и
социального единства. 2. Хвалебная песня.
Похилилась – стала слабой, болезненной.
Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из
прежних поколений.
Саман – кирпич из глины, навоза, соломы, конского волоса.
Турлук – строительный материал в виде блоков (кирпичей) из глины, опилок
турлучная хата, плетневая мазанка.
Дрань – тонкие узенькие дощечки: употребляются для покрытия кровель и
обрешетки стен под штукатурку.
Полон – плен.
Зеленя – молодые всходы хлебов.
Ликовать – торжествовать, восторженно радоваться.
Щедрый – широко оказывающий помощь, нескупой.
Репрессия – карательная мера, наказание со стороны государственных органов.