Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Натали САРРОТ ТРОПИЗМЫ. ЭРА ПОДОЗРЕНИЯ



Границы жизненного пути Натали Саррот 1

Тропизмы 6

Эра подозрения 35




Границы жизненного пути Натали Саррот


(1900-1999) удивительным образом совпали с границами

уходящего столетия. Родилась Наталья

Ильинична Черняк — таково настоящее имя французской

писательницы — в Иваново-Вознесенске. Ее

детские годы были связаны также с городами Каменец-

Подольский, Петербург, Москва. В1908 году

в силу разного рода обстоятельств Наташа вынуждена

была навсегда покинуть Россию и вместе с

отцом и мачехой (родители девочки развелись) обосноваться

в Париже, где и происходило становление

ее как личности и как писательницы. Эти и другие

события послужили позднее материалом для автобиографической

книги Саррот «Детство» (1983,

русский перевод — 1986).

Обозревая творчество Саррот с высоты

нашего времени, дающего возможность подводить

итоги развития культуры XX столетия, можно сказать,

что ее произведения представляют собой совершенно

уникальную часть литературного наследия

заканчивающегося века, чрезвычайно важную

для понимания процессов, определяющих его духовную

ситуацию. Войдя в литературу в 1930-е годы и

сразу же заявив о себе как о художнике, обладающем

творческой индивидуальностью, самобытным

мироощущением и неповторимым художественным

стилем, Саррот до последних моментов своей писательской

деятельности оставалась верной высоким

принципам искусства, нацеленного на решение

сложнейших проблем человеческого бытия, не раз-

8

менивающегося на потворство конъюнктурным

проявлениям расхожего, массового вкуса.

«Тропизмы» и «Эра подозрения» — произведения,

представленные в настоящем издании, — занимают

в творческом наследии Натали Саррот

особое место. Невзирая на то, что их разделяет

довольно значительный промежуток времени и что

они относятся к разным этапам творческого пути

их автора, несмотря на жанровые отличия — одно

представляет собой собрание своеобразных новелл -

миниатюр, другое — сборник литературно-критических

эссе, — оба они могут рассматриваться в

качестве своего рода художественных манифестов

писательницы.

«Тропизмы», опубликованные в 1939 году

(отдельные новеллы были написаны еще в 1932 году),

первое произведение Саррот. В нем с предельной



отчетливостью обозначились как манера письма,

которая будет определять все ее последующее

творчество, так и главный объект ее художественного

исследования.

Тропизмы — термин, заимствованный Натали

Саррот из естественных наук и означающий

реакцию растений на внешние физические или химические

раздражители. Тропизмы для Саррот —

своего рода знаки, отсылающие к тем внутренним

движениям психики, происходящим на уровне подсознания,

которые «очень быстро скользят в пределах

нашего сознания», составляют «основу наших

жестов, наших слов, чувств» и представляют собой

«тайный источник нашего существования». Как

это станет более ясным позднее, после появления

ее многочисленных художественных произведений,

таких, как «Портрет неизвестного» (1948), «Мар-

теро» (1953), «Планетарий» (1959), «Золотые пло-

9

ды» (1963),»Между жизнью и смертью» (1968). «Вы

слышите их?» (1972), «Говорят глупцы» (1976), «Дар

слова» (1980), «Ты себя не любишь» (1989), «Здесь»

(1995), «Откройте» (1997) и другие, основное внимание

Саррот уделяет изучению скрытых слоев анонимной

универсальной «психической материи», которые

в силу своей глубинной потаенности оказываются

связанными не только и не столько с индивидуальным

подсознательным началом, сколько с

некой общей бессознательной основой, образующей

единую магму бытия, из которой «произрастает»

индивидуальное начало, неизменно остающееся зависимым

от своего истока и вместе с тем вступающее

в контакты с внешней реальностью. Отсюда

проистекает и сложность тех процессов, которые

связаны с бытием человека в мире.

Цель первой книги Саррот, да и всего ее

творчества в целом, заключается в поиске наиболее

точных и емких образов, способных в той или

иной степени приблизить читателя к смутным проявлениям

этой психической субстанции, спровоцировав

в нем ответные внутренние движения души.

Сюжет, характеры отступают здесь на второй

план или устраняются полностью. При этом, однако,

не утрачивается напряженность и драматизм

происходящего. Главную роль в текстах новелл

начинают играть внутренняя насыщенность

образа эмоционально-психической энергией, его способность

порождать у читателя своеобразный резонанс

чувств и ощущений.

В свое время выход в свет «Тропизмов» остался

практически незамеченным со стороны критиков

и читателей, так как Саррот вступила в

литературу в период, требующий от писателя «ангажированности

», вовлеченности в социально-по-

10

литические процессы эпохи. Что же касается первого

творческого опыта Саррот, то ее «погружения

« в глубинные пласты человеческого «я» довольно

далеко отстояли от магистральных путей развития

искусства 1930—40-х годов, казались неактуальными

и не находили понимания.

Совершенно иная ситуация складывается

вокруг книги «Эра подозрения* (1956). К этому моменту

Саррот добивается признания, каждое новое

произведение писательницы встречается с интересом,

ее имя связывают со становлением школы

«нового романа», который приобрел чрезвычайную

известность в 50—60-е годы не только во Франции,

но и во всем мире. «Новый роман», пришедший

на смену «ангажированной литературе», отразил

состояние человека второй половины XX века, пережившего

сложнейшие, часто трагические повороты

социально-исторического развития, крушение

устоявшихся взглядов и представлений как результат

появления новых знаний в различных областях

духовной жизни, которые заставили радикальным

образом пересмотреть существующие ценности.

Книга Саррот стала одним из программных

текстов «новороманистов». Автор «Эры подозрения

» не только попыталась по-новому взглянуть на

человека и его взаимоотношения с миром, но и обозначить

важнейшие проблемы, возникающие перед

искусством XX века. Четыре эссе, вошедшие в книгу

«Эра подозрения» («От Достоевского до Кафки»,

1947; «Эра подозрения», 1950; «Прямой и скрытый

диалог. Разговор и под-разговор», 1956; «То, что видят

птицы» 1956), написаны в разное время, но все

они направлены на решение одной проблемы, объединены

единым стремлением — найти новые пути

в литературе, выводящие к таинственным глуби-

11

нам человеческой природы, являющие основу существования.

При этом Саррот не идет на тотальный

разрыв с наследием прошлого, справедливо усматривая

истоки многих новых явлений XX века в

классической литературе. В этом плане для нее несомненный

интерес представляет, например, творчество

Достоевского (эссе «От Достоевского до

Кафки»). В его героях, в их необычном поведении,

склонности к странным, непредсказуемым поступкам,

необъяснимому поведению Саррот видит

стремление автора передать внутренние подспудные

движения души. Не принижая значения классического

искусства, Саррот говорит, тем не менее,

о неизбежности пересмотра традиционных

принципов литературного творчества, о необходимости

отказа от привычных атрибутов романа.

Новые представления о мире, о человеке, обусловленные

научными, философскими, эстетическими

теориями, появившимися в уходящем столетии,

заставили по-иному смотреть на мир, породили «эру

подозрения». Читатель, по убеждению Саррот, не

может больше доверять автору, который опирается

на «всезнающего» рассказчика, на сюжетно-ли-

нейный принцип повествования, на традиционный

тип персонажа-характера. Необходимо искать

новые формы, выражающие сложные процессы, связанные

со стихией внутренних психических процессов,

с общей психической матерей бессознательного,

с ее проявлением в индивидууме, в его поведении,

в словах, разговоре. Однако слова для Саррот слишком

грубый инструмент, разрушающий микроструктуру

универсальной психической материи.

Они чаще всего зависят от банальных стереотипов

массового сознания, склонны к созданию общих

смысловых схем, превращающихся в застывшие

штампы-суждения. Задача художника, с точки

зрения Саррот, — преодоление стереотипов языка.

Слова должны отсылать к «под-разговору» (или

«пред-разговору»), создавать образные эквиваленты

подвижной, неуловимой субстанции существования

(эссе «Прямой и скрытый диалог. Разговор и под-разговор

»). Идеи Саррот словно бы соединяют две половины

XX века. С одной стороны, она продолжает поиски,

намеченные литературой «рубежа веков»

(Пруст, Джойс, Кафка, Жид и др.), а с другой — предвещает

и подготавливает своими теориями литературные

эксперименты постмодернистов, представляющих

завершающую стадию литературного

процесса нашего столетия.

Эссе, собранные в книге «Эра подозрения»,

обобщали и осмысливали художественный опыт,

накопившийся у Саррот к моменту появления книги,

в том числе и ранний опыт «Тропизмов». Таким

образом, художественная практика и эстетическая

мысль в творчестве Саррот соединялись воедино,

образуя единую художественную систему, живущую

и развивающуюся по своим внутренним законам.

Долгий насыщенный многими удачами творческий

путь писательницы свидетельствует о плодотворности

этой системы.

После того, как в октябре 1999 года смерть

прервала писательскую деятельность Саррот, интерес

к ее книгам не пропадает. Подтверждением

тому может служить и выход в свет настоящей

книги.

Жизнь Натали Саррот в литературе продолжается.



следующая страница>


Натали саррот тропизмы. Эра подозрения

Подольский, Петербург, Москва. В1908 году в силу разного рода обстоятельств Наташа вынуждена

1959.52kb.

09 09 2014
10 стр.


Натали Саррот Эра подозренья

В результате персонаж романа, лишенный этой двойной опоры — веры в него романиста и читателя, — благодаря которой он прочно стоял на ногах, неся на своих широких плечах весь груз р

149.42kb.

09 09 2014
1 стр.


Натали Саррот (Natalie Sarraute) р. 1900 Золотые плоды

Написана хвалебная статья некоего Брюлэ. Никто не смеет возразить, даже бунтари молчат. Поддавшись захлестнувшей всех волне, роман читают даже те, у кого на современных писателей н

37.01kb.

09 09 2014
1 стр.


Дочернее предприятие "эра" гнпо "сфти" (дп "эра")

Определенные результаты были достигнуты предприятием и в области разработок, направленных на жизненно важные для общества приложения, таких как

27.47kb.

14 09 2014
1 стр.


Действующие лица: Натали Валентина де Шай, вдова Фридриха Андрея де Шая, властная красивая женщина, 52 года. Алексей де Шай

Алексей де Шай, сын Фридриха Андрея и Натали Валентины, священник, худой вегетарианец, почти всю пьесу, кроме последней картины, в сутане, 30 лет

1057.37kb.

14 12 2014
8 стр.


Рэй Брэдбери. Маленький убийца

В последний месяц были какие-то странные признаки, неуловимые подозрения, ощущения, глубокие, как океанское дно, где водятся скрытые от

281.11kb.

10 10 2014
1 стр.


Эра 15 общая призовые 3 места Фамилия, имя
200.48kb.

06 10 2014
1 стр.


Ахаулла и новая эра

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в Азербайджане

3190.32kb.

11 09 2014
66 стр.