Научные направления
Научно-методические основы развития Казахстанской модели профессионального образования
Руководитель: д.п.н., профессор
Егоров Виктор Владимирович
В.В.Егоровым создано научное направление, посвященное совершенствованию системы высшего и профессионального образования. Серьезную модернизацию содержания образования нельзя успешно проводить лишь путем отдельных изменений, вносимых в те или иные учебные курсы. Задача состоит в том, чтобы осуществить органический синтез дидактически обработанных знаний, которые в своей совокупности отражали бы стремительный прогресс науки и техники, изменения в социальных отношениях и общественном сознании. Знания, умения и навыки, получаемые студентами, должны способствовать становлению их как профессионалов, мастеров своего дела, т.е. взаимообусловливать процесс развития профессионально важных качеств.
Понимание этой ситуации ведет к переосмыслению характера современного образования. Сегодня новая образовательная парадигма ориентирована не на производство, а на личность. Изменение ее роли и места в сфере образовательных услуг повлекло за собой усложнение социально-психологических условий деятельности выпускников средних профессиональных учебных заведений, возникновение новых ролей образовательного процесса, смену целевых ориентиров. Все это потребовало создания такой модели педагога профессионального образования, при которой у него была бы развита способность к самоорганизации, принятию ответственного решения в широком социальном контексте.
В результате этого в значительной мере повышаются требования к профессиональной подготовке педагога профессионального обучения, в основе которой лежат знания в соответствии с кругом его обязанностей, специальные умения и навыки, профессионально важные качества. В связи с этим разработана теоретическая модель самоорганизации педагога профессионального обучения.
В результате анализа существующих технологий обучения был определен один из путей совершенствования подготовки педагога профессионального обучения — интеграция педагогических и информационных технологий.
Педагогическая система формирования специальных знаний, умений и навыков базируется на интеграции традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Такой подход позволяет интенсифицировать процесс обучения, подготовить инициативных специалистов, глубоко знающих научно-технические и экономические основы производства, способных мыслить по-новому, умеющих принимать нестандартные решения.
Таким образом, интеграция педагогических и информационных технологий может выступить гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вузов и способствует достижению главного требования, предъявляемого к специалисту, — умения применять научные знания на практике в соответствии с имманентными качествами гармонично развитой личности.
В рамках научного направления подготавливаются следующие проекты:
Название: «Разработка модели социального партнерства между вузами и работодателями».
Краткое содержание: Цель проекта — научно-теоретическое обоснование и разработка модели социального партнерства в системе «вуз — профессиональная школа — производство».
Проект предполагает создание учебного научно-производственного комплекса на основе социального партнерства с целью реализации образовательных программ по подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов всех уровней и обеспечение промышленных предприятий — работодателей профильными кадрами на основе целевого прогнозируемого заказа.
Ожидаемые результаты: Определение научно-теоретических основ социального партнерства между вузами и работодателями; определение потенциальных участников социального партнерства; разработка модели социального партнерства на основе учебного научно-производственного комплекса (образовательные учреждения — промышленные предприятия); создание УНПК на базе социального партнерства.
Название: «Модернизация профессионально-педагогической подготовки специалистов для профильной школы».
Краткое содержание: Главное внимание в проекте уделяется определению структуры и направлений профильного обучения, модели инвариантно-базовой структуры содержания профессионально-педагогического образования в условиях индустриально-инновационного развития общества.
Название: «Проектирование образовательных программ, гармонизирующих с другими уровнями образования».
Краткое содержание: Цель проекта — совершенствование профессиональной подготовки рабочих, технических и инженерно-педагогических кадров в условиях непрерывного образования.
Проект предполагает реализацию преемственности образовательных уровней профессиональной подготовки специалистов через систему «вуз — профессиональная школа — производство», в которой каждому звену отводится решение конкретной задачи по осуществлению профессиональной подготовки.
Ожидаемые результаты: Определение научно-методических основ системы совершенствования подготовки рабочих, технических и инженерно-педагогических кадров; разработка ГОСО по специальности «Профессиональное обучение»; разработка содержания профессиональной подготовки педагога профессионального обучения; типовых программ, соответствующих содержанию ГОСО по специальности «Профессиональное обучение»; методического обеспечения системы совершенствования технологической подготовки педагога профессионального обучения.
Результативность работы
На основании результатов проведенных исследований были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс профессионально-технического и высшего образования Республики Казахстан различные научные, учебно-методические и электронные издания.
По тематике исследования защищены 3 докторских и 17 кандидатских диссертаций.
Публикации
По результатам проведенных исследований опубликовано 258 научных трудов, в том числе 2 учебника, 13 монографий, 20 учебных пособий, более 200 статей международного, республиканского и регионального статуса, 2 учебно-методических комплекса, две брошюры, 7 проспектов, 2 методических указания, 6 методических рекомендаций, 26 изобретений, запатентованных в России и Казахстане, 5 автоматизированных обучающих программ, 14 электронных учебников.
За последние три года опубликовано 3 монографии и учебных пособия, получено 3 авторских свидетельства о регистрации интеллектуальной собственности.
Монографии
1. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития. — Алматы: Ғылым, 2004. — 216 с.
2. Методология и методика научного исследования. — Алматы: Ғылым, 2005. — 353 с.
3. Педагогика высшей школы. — Караганды: Изд-во КарГУ, 2005. — 256 с.
Авторские свидетельства, патенты, предпатенты
1. Методика преподавания трудового обучения в начальных классах. Свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности № 123 от 27.05.2004 г.
2. Психология труда и технологии обучения. Свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности № 121 от 27.05.2004 г.
3. Современные педагогические технологии. Свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности № 297 от 02.11.2004 г.
4. Интегральный метод оценки знаний. Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности за № 050 от 14.03.2001 г., выданное Комитетом по авторским правам Министерства юстиции РК.
5. Компьютерные сети. Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности за № 047 от 14.03.2001 г., выданное Комитетом по авторским правам Министерства юстиции РК.
6. Техника и технология художественной обработки материалов. Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 009 16.01.2003.
7. Компьютерная диагностика в учебном процессе. Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 1116 от 26.11.2003.
Научные статьи и тезисы докладов
1. Егоров В.В. Теоретические аспекты формирования содержания образования и обучения // Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. — Киров: МО РФ, ВГГУ, 2003.
2. Егоров В.В. Пути профессионального совершенствования инженерно-педагогических кадров / В.В.Егоров, К.А.Дюсенбаев // Проблемы науки, образования и устойчивого социально-экономического развития общества в начале XXI века: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. — Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауэзова, 2003.
3. Егоров В.В. Основные особенности саморегуляции учебной деятельности студентов в условиях дистанционного образования / В.В.Егоров, А.М.Газалиев, Т.З.Мулдахметов // Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке: сб. мат. Второй междунар. конф. университетов. — М.: Макс-пресс, 2003. — С. 192–197.
4. Егоров В.В. Интегративный подход в обновлении профессионального образования // XXI век — эпоха обновления образования молодежи: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. — Алматы: Казахская инженерно-педагогическая академия, 2003. — С. 34–38.
5. Егоров В.В. Подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования Казахстана / В.В. Егоров, С.М.Ударцева, Г.М.Смирнова // Профессионал Казахстана. — Алматы: Изд-во УПМ ПШ-5. — 2005. — № 2 (21).
6. Егоров В.В. Система тестирования «Интегральный метод оценки знаний» / В.В.Егоров, В.Н.Головачева // Тр. междунар. форума «Информатизация образования Казахстана: Шаг в XXI век». — Алматы, 2001.
7. Егоров В.В. Метод контроля знаний в АОС на базе интегральных оценок / В.В.Егоров, В.Н.Головачева // Образование в системе устойчивого развития общества: сб. материалов Всерос. конф. — Зеленоград — М.: Моск. ин-т делового администрирования, 2001.
8. Егоров В.В. Самостоятельная работа обучающихся в условиях кредитной технологии обучения / В.В.Егоров, Т.П.Смолькина, Т.К.Туркенов // Развитие информационных технологий обучения в научной школе д.п.н., профессора Э.Г.Скибицкого: межвуз. сб. науч. тр. — Новосибирск: СИФБД, 2006.
9. Егоров В.В. Проблемная задача как основа развития познавательного интереса к изучению математики студентами медицинского вуза / В.В.Егоров, В.Н.Головачева, Н.Ф.Абаева // Перспективные разработки науки и техники 2005. Вторая междунар. науч.-практ. конф.,Чехия. — ПРАГА, 2005.
10. Егоров В.В. Роль проблемной лекции в процессе развития познавательного интереса к математике у студентов медицинских вузов / В.В.Егоров, В.Н.Головачева, Н.Ф.Абаева // Междунар. науч.-практ. видео-интернет конф. «Наука и инновации 2005». — Днепропетровск, 2005.
Контактная информация
100028, г. Караганда, ул. Карбышева, 7,
КарГУ им. Е.А.Букетова.
8 (3212) 77–03–53
[email protected]
Повышение качества подготовки специалистов в вузе
на основе внедрения инновационных технологий
Руководитель: д.п.н., профессор
Каргин Сергали Толеубекович
Одной из важных задач сформированности системы образования в Республике Казахстан является повышение качества подготовки специалистов в вузе, соответствие их подготовки требованиям международных стандартов.
С этой целью исследования ведутся нами в трех направлениях: повышение качества деятельности преподавателей вуза, учебно-методического обеспечения, разработка и внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения.
Изучены и проанализированы теоретические основы проблемы профессиональной готовности будущих специалистов и преподавателей вуза к различным видам педагогической деятельности. Разработана модель готовности преподавателя вуза к организации успешного профессионального взаимодействия субъектов педагогического процесса в вузе, методика диагностики сформированности уровней готовности преподавателей вуза к успешной профессиональной деятельности. Разработана методическая база, обеспечивающая успешную подготовку преподавателя к выполнению различных видов образовательной деятельности.
Разработана и внедрена в учебный процесс вуза инновационная технология обучения, повышающая качество подготовки специалистов.
Результативность работы
Разработана комплексная программа целенаправленной работы с преподавателями вуза по повышению эффективности их профессиональной деятельности.
Подготовлены научно-методический комплекс учебно-методического, технологического материала, автоматизированных электронных программ, которые успешно внедрены в учебный процесс ряда вузов и подтвердили свою эффективность.
По теме исследования защищены 7 кандидатских диссертаций.
Публикации
По результатам проведенных исследований опубликованы 1 монография, 4 учебных пособия, 3 электронных учебных пособия, 5 автоматизированных электронных программ сопровождения, более 200 научных трудов.
Монографии
1. Каргин С.Т. Профессиональное взаимодействие в вузовском педагогическом процессе: монография. — Караганда: Изд-во КарГУ, 1999. — 263 с.
Научные статьи и тезисы докладов
-
Каргин С.Т. Единство предметно-практической деятельности в профессиональной подготовке учителей. — Алма-Ата: КазГПУ, 1992. — 85 с.
-
Каргин С.Т. Особенности взаимодействия в структуре учения при подготовке будущего учителя в вузе // Вестн. Академии гуманитарных наук. — 1998. — № 2 (4). — С. 78–85.
-
Каргин С.Т. Профессиональное взаимодействие в вузовском педагогическом процессе. — Караганда: Изд-во КарГУ, 1999. — 263 с.
-
Каргин С.Т. Влияние профессионального взаимодействия на качество подготовки будущих учителей // Вестн. высш. шк. — 2000. — № 1. — С. 87–94.
-
Каргин С.Т. Профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе высшего учебного заведения // Современные технологии в системе образования: сб. материалов респ. науч.-практ. конф. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. — Ч. 2. — С. 212–215.
-
Каргин С.Т. Профессиональное взаимодействие: пути осуществления в вузовском педагогическом процессе // Актуальные проблемы высшего образования и науки в ХХI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию КарГУ. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. — Ч. 1. — 402 с.
-
Каргин С.Т. Методические рекомендации по основам начальной военной подготовки (тактическая подготовка) // Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. — 55 с.
-
Каргин С.Т. Основы начальной военной подготовки // Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 303 от 25 декабря 2002 г.
-
Каргин С.Т. Бастауыш әскери дайындықтың негіздері // Санаткерлік меншік объектісін мемлекеттік тіркеу куәлігі № 303, 25 желтоқсан 2002 ж.
-
Каргин С.Т. Основы военной психологии и педагогики // Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 304 от 25 декабря 2002 г.
-
Каргин С.Т. Инновационные образовательные технологии как стратегическое направление в системе образования // Инновационные методы и средства обучения в сфере университетского образования: сб. материалов респ. науч.-практ. конф. — Костанай, 2004. — С. 25–29.
-
Каргин С.Т. Методические указания по составлению и оформлению рабочей программы учебной дисциплины. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. — 31 с.
-
Каргин С.Т. Характеристика субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе // Вестн. Караганд. ун-та. — 2004. — № 3 (35). — С. 12–16.
-
Каргин С.Т. Справочник-путеводитель для студентов, обучающихся по дистанционной форме. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. — 27 с.
-
Каргин С.Т. Положение об организации учебного процесса по технологии дистанционного обучения в КарГУ им. Е.А.Букетова. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. — 30 с.
-
Каргин С.Т. Методические указания по использованию технологий дистанционного обучения в КарГУ им. Е.А.Букетова. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. — 56 с.
-
Каргин С.Т. Положение об организации учебного процесса по кредитной системе обучения в КарГУ им. Е.А.Букетова. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2006. — 70 с.
-
Каргин С.Т. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы со студентами под руководством преподавателя (СРСП). — Караганда: Изд-во КарГУ, 2006. — 34 с.
-
Каргин С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению лекционных и семинарских занятий в условиях кредитной системы обучения. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2006. — 29 с.
-
Чемоданова Г.И. Роль методической работы школы в совершенствовании профессионально-практического уровня молодого учителя / Г.И.Чемоданова, С.В.Власенко // Редакционно-издательский совет обл. ИПК и ППК. — Петропавловск, 2004. — 43 с.
-
Чемоданова Г.И. Использование инновационных образовательных технологий в совершенствовании профессионально-практического уровня молодого учителя // Университеты и современная образовательная политика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — Курган, 2005. — С. 146–150.
-
Каргин С.Т. Методические указания по составлению и оформлению курсового кейса в Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова / С.Т.Каргин, К.Т.Искаков, А.Н.Сакаева. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. — 28 с.
-
Каргин С.Т. Методические указания по использованию технологий дистанционного обучения в Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова / С.Т.Каргин, А.Н.Сакаева, Л.И.Аравина, Н.М.Ширина. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. — 56 с.
-
Искаков К.Т. Методика организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении / К.Т.Искаков, А.Н.Сакаева // Открытое и дистанционное образование. — 2004. — № 2(14). — С. 9.
-
Каргин С.Т. Повышение эффективности учебного процесса на основе использования технологии дистанционного обучения / С.Т.Каргин, А.Н.Сакаева // Открытое и дистанционное образование. — 2006. — № 4(24). — С. 26.
-
Шакимов А.Н., Искаков К.Т., Саргизов М.Ж., Абаева А.С. Автоматизированное сопровождения дистанционного обучения «Факел» (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 57 от 6 апреля 2005 г.
-
Антонова Н.А., Ли Ю.А., Горбунов А.В., Смирнова М.А., Данильченко Н.А., Волкова В.А., Спирина Е.А., Макарова М.П., Жумагулова С.К., Мищук Л.М., Жантлесов Ж.Х., Битимхан С., Махашев С.Т., Омарова А.Т., Касымов С.С., Тулегулов А.Д., Башеева А.О., Беляева Л.Н., Оспанов Р.М., Ульбрихт О.И., Сакаева А.Н., Ширина Н.М. Курсовой кейс по специальности 050703 — Информационные системы, срок обучения 2,5 (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 193 от 31 мая 2006 г.
-
Е.А.Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетінде қашықтықтан оқыту технологиясын пайдалану бойынша әдістемелік нұсқау / С.Т.Каргин, П.З.Ишанов, А.Н.Сакаева, Л.И.Аравина. — Карағанды: ҚарМУ баспасы, 2007. — 54 б.
-
Искаков К.Т., Алиев М.А., Абилов О.О., Смагулов А.Е., Корганбеков А.Д. Отдел кадров (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 197 от 3 августа 2004 г.
-
Искаков К.Т., Алиев М.А., Абилов О.О., Смагулов А.Е., Корганбеков А.Д. Система контроля расчета и распределения педагогической нагрузки кафедр (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 198 от 3 августа 2004 г.
-
Искаков К.Т., Алиев М.А., Абилов О.О., Смагулов А.Е., Корганбеков А.Д. Организация автоматизированной работы офис-регистратора для кредитной системы обучения в вузах (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 199 от 3 августа 2004 г.
-
Искаков К.Т., Алиев М.А., Абилов О.О., Смагулов А.Е., Корганбеков А.Д. Студенческий отдел (программа для ЭВМ). Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 200 от 3 августа 2004 г.
-
Кузнецова С.В. Электронный учебник «Развитие одаренности младших школьников». Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 258 от 08.10.2004., выданное Комитетом по авторским правам Министерства юстиции РК.
-
Кузнецова С.В. Ваш одаренный ребенок: учеб. пособие для родителей. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.
-
Асанова Д.Н. Методические рекомендации по работе с терминологическим минимумом учебного пособия «Английский язык для юристов» / Д.Н.Асанова, Р.Т.Абдуллина, Д.Ж.Аширбекова; под ред. Т.Н.Шишкиной. — Караганда: ЦНТИ, 2002. — 42 с.
-
Асанова Д.Н. Методическая разработка по обучению чтению на французском языке по специальностям 031840 «Изобразительное искусство и черчение», 521335 «Дизайн» (рекламы) / Д.Н.Асанова, Р.Т.Абдуллина, Б.К.Аязбекова. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. — 27 с.
-
Асанова Д.Н. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Современная методика преподавания иностранных языков» по специальности 031940 «Иностранный язык: два иностранных языка»: метод. пособие. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. — 88 с.
-
Асанова Д.Н. Учебно-методический комплекс дисциплины «Второй иностранный язык» для магистрантов специальности 6N0119 / Д.Н.Асанова, Е.Е.Вернер. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2007. — 173 с.
-
Каргин С.Т. Кредитная технология обучения — эффективное средство подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Использование информационных и инновационных технологий в процессе обучения» / КЮИ МВД РК им. Б.Бейсенова. — Караганда, 2006. — С. 29–33.
100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28,
КарГУ им. Е.А.Букетова.
8 (3212) 77–00–54
kargin@kargu.krg.kz
Диабетогенные цинксвязывающие В-цитотоксические соединения
Руководитель: д.м.н., профессор
Мейрамов Габит Габдуллович
Г.Г. Мейрамовым создано научное направление, касающееся изучения характера, механизмов действия и путей предотвращения развития сахарного диабета, вызываемого диабетогенными цинксвязывающими В-цитотоксическими соединениями, производными 8-оксихинолина (8 ОКС). Установлено, что в механизме действия более чем 10 производных 8 ОКС единственное и решающее значение имеет их способность, проникая в В-клетки поджелудочной железы, формировать комплексные соединения с островковым цинком, принимающим участие в депонировании образующегося инсулина. Образующиеся хелаты обладают токсическим действием, вызывая развитие необратимых изменений с последующим разрушением В-клеток в течение первых 15–20 мин после их формирования в клетке. Особое внимание, начиная с 1972 г., обращено на относящиеся к веществам этой группы продукты нарушенного обмена аминокислоты триптофана, которые в отличие от всех других 18 диабетогенных производных 8ОКС в значительном количестве синтезируются в организме пожилых лиц. Установлено, что процесс деструкции В-клеток, вызываемый метаболитами триптофана, начинается с разрушения В-гранул, в которых концентрируется депо-форма инсулина.
Найдено 3 способа предотвращения развития диабета, вызываемого производными 8 ОКС: 1) предварительное недиабетогенное связывание островкового цинка недиабетогенными комплексобразующими соединениями перед введением дериватов 8 ОКС, что полностью предотвращает развитие диабета у всех животных; 2) предварительное вымывание островкового цинка из В-клеток перед введением производных 8 ОКС; 3) предотвращение эндогенного синтеза диабетогенных метаболитов триптофана в организме животных.
Результативность работы
На основании полученных в 1967–2005 гг. результатов разработана «Теория механизмов действия диабетогенных метаболитов триптофана (цинковая теория патогенеза сахарного диабета)», основные положения которой были представлены на 13-м, 14, 15, 17 и 18-м всемирных конгрессах диабетологов (гг. Сидней, 1988; Вашингтон, 1991; Токио, 1994; Мехико, 2000; Париж, 2003). Теория открывает пути к пониманию механизмов развития диабета у лиц пожилого возраста и к изучению возможностей предотвращения образования диабетогенных метаболитов триптофана в организме человека.
Публикации
По результатам проведенных исследований опубликовано 50 работ в дальнем зарубежье, 41 из них — в журналах наивысшей мировой научной значимости (США, ФРГ, Франция, Англия, Япония, Италия, Голландия, Дания, Канада, Австралия, Австрия, Швеция, Финляндия и др.).
Научные доклады были представлены на 47 Всемирных, Европейских, Американских и континентальных научных конгрессах и конференциях. Из них 38 имеют наивысший уровень мировой научной значимости.
Монографии
1. Диабетогенные цинксвязывающие В-цитотоксичесие соединения (цинковая теория патогенеза сахарного диабета). — Караганда, 2005. — 58 с. (рус. — 30 экз.), (англ. — 400).
Научные статьи и тезисы докладов
-
Kohnert K.-D., Meyramov G.G. The Alterative Effect of Xanturenic Acid on Pancreatic B-cells // 7th World Congress of Intern Pancreasand Islets Transplantation. — Sydney. — 1999. — P. 104.
-
Kohnert K.-D., Meyramov G.G. On the Diabetogenic Action of Xanturenic Acid // 7th World Congress of Intern.Pancreas and IsletsTransplantation. — Sydney. — 1999. — P. 105.
-
Kohnert K.-D., Meyramov G.G. Studies of Diabetogenic Action of Xanturenic Acid // 2nd World Congress on Prevention of Diabetes andits Complications,-Rome. — 1999. — P. 28.
-
Kohnert K.-D., Meyramov G.G. Studies of Diabetogenic Action of Xanturenic Acid // «DIABETES», the Journal of American DiabetesAssociation. — 2000. —N 5. — Vol. 40. — Suppl. 1. — P. 429.
-
Kikimbaeva A.A., Meyramov G.G., Abikenova F.S. Studies of the Mechanisms of Diabetogenic Action of Xanturenic Acid // «DIABETES RES. &CLINICAL; PRACTICE, the Journal of International Diabetes Federation. — ELSEVIER Editorial House, New York–Amsterdam. — 2000. — N9. — Vol. 50. — Suppl. 1. — P. 154–155.
-
Studies of Effect of Xanturenic Acid on Pancreatic Islets // ACTA DIABETOLOGICA, The EuropeanDiabetes Journal. — SPRINGER Editorial House, Germany. — 2000. — Vol. 37. — N 3. — P. 160.
-
Zn as Cause of Diabeics Induced by Chelators and as Cause of its Prevention, 1 // DIABETES, the Journal of American Diabetes Association. — 2002. — Vol. 51. — S. 1. — P. 591–592.
-
Zn as Cause of diabetes Induced by Chelators and of Its Prevention, 2 // DIABETES, the Journal of American Diabetes Association. — 2002. — Vol. 51. — S. I. — P. 607.
-
Interaction of Zn-ions With Na-salt of Dicthyldithiocarbamic acid Protect B-cclls of Alteration by Xanturenic Acid // ACTA DIABETOLOGICA, The European Diabetes Journal. — SPRINGER Editorial Hoiise. — 2001. — Vol. 38. — N 4. — P. 208.
-
Prevention of Xanturenic Acid Induced Diabetes by Gliclazide // ACTA DIABETOLOGICA. The European Diabetes Journal. — SPRINGER Editorial House. — 2001. — Vol. 38. — N 4. — P. 208–209.
-
Na salt of Diethyldithiocarbamic Acid Protect B-cells of Destruction by Zn+2 Chelators as Dithizon and Diabetogenic derivatives of 8-oxyquinolin.//ACTA DIABETOLOGICA, The European Diabetes Journal. — SPRINGER Editorial House. — 2003. — Vol. 40. — N 1. — P. 57.
-
Meyramov G.G., Kikimbaeva A.A. 8-PTSQ as Fluorescent Reagent for Revealing of Zn-ions in B-cells and as Diabetogenic dictator / ACTA DIABETOLOGICA, The European Diabetes Journal. — SPRINGER Editorial House 2003. — Vol. 40. — N l. — P. 57.
-
Meyramov G.G. Cystein Protect Pancreatic B-cells of Destruction Caused by Zn+2-chelators // DIABETES, The Journal of American Diabetes Association. — 2003. — Vol. 51. — N 6. — S 1. — P. 552.
-
Meyramov G.G. Vit. B6 and B2 Protect Pancreatic B-cells of Destruction Caused by Xanturenic Acid // DIABETES, The Journal of American Diabetes Associatkm. — 2003. — Vol. 51. — N 6. — S I. — P. 536.
-
Kohnert K. -D., Meyramov G.G.On the Role of Chelat Properties of Xanturenic Acid in Mechanisms of Its Diabetogenic Activity // 10th Congress of the Asean Federation of endocrine societies. — Bangkok. — 1999. — P. 108.
-
Kikimbaeva A.A., Meyramov G.G. Victoria 4R Method Staining of Insulin in B-cells of Isolated Pancreatic Islets // ACTA DIABETOLOGICA, the European Diabetes Journal. — 2003. — N 4. — Р. 208.
-
Kikimbaeva A.A., Meyramov G.G. Cystein Protect B-cells of Destruction Caused by 8-oxyquinaldin, a Diabetogcnic Derivative of Tryptophan // DIABETES, The Journal of American Diabetes Association. — 2004. — Vol. 52. — N 6. — S. 2. — P. 582.
-
Meyramov G.G. Prevention of Diabetes Induced by Chelators by L-Hystidine // DIABETES, The Journal of American Diabetes Association. — 2004. — Vol. 52. — N6. — S. 2. — P. 583.
-
Destruction of B-cells caused by 8-oxyquinaldin, a Diabctogenic Metabolit of Tryptophan and its Prevention // DIABETES, The Journal of American Diabetes Association. — 2005. — Vol. 53. — N 6. — P. 629.
-
Staining of Islets by Dithizon Accompanied by Destruction of B-cells Excluding B-cells of Rats // «Molecular Aspects of Pancreatic Isleta Function Mechanisms of Glucose Sensing B-cells Damage and Stem Cell Therapy» (401 Congress of Euro- pean Association for the Study of Diabetes. — Munich, 2004J. — 2004. — P. 42.
-
Meyramov G.G., Kikimbaeva А.А. Cystein Protect B-cells of Destruction Caused by 8-oxyquinaldin,-a Diabetogenic Metabolic of Tryptophan // «Molecular Aspects of Pancreatic Isleta Function Mechanisms of Glucose Sensing B- cells Damage and Stem Cell Therapy» (40 Congress of European Association for the Study of Diabetes, Munich). — 2004. — P. 43.
-
On the Role of Chelat Properties of Xanturenic Acid in Mechanisms of Us Diabetogenic Activity // 10'1' Congress of Asean Endocrinology Societies. — Bangcok. — 1999. — Р. 108.
-
Kikimbaeva A.A., Meyramov G.G. Fluorescent Histochemical Method Staining of Insulin in B-cells of Isolated pancreatic Islets by Die- thylpseudoisocyanine Chloride // 241'1 Workshop of the'AIDPIT Study Group of the European Asso ciation for the Study of Diabetes. — Hditorial House of the Karolinska University, Stockholm, SWEDEN. — Igls, AUSTRIA. — 2005. — Р. 29.
-
Fluorescent Histochemical Method Staining of Insulin in B-cells of Isolated pancreatic Islets by Die- thylpseudoisocyanine Chloride // ACTE DIABETOLOGICA, The European Diabetes Journal. — 2005. — Vol. 42. — N 2. — P.66.
-
Kohnert K.-D., Meyramov G.G. On the mechanisms of diabetogenic action of Xanturenic Acid // New aspects of Pathogenesis and Treatment of Diabetes melliius. — Stockholm. — 1999. — P. 30.
-
Конерт К.-Д., Мейрамов Г.Г. О диабетогенном действии ксантуреновой кислоты (обзор) / К.-Д.Конерт, Г.Г.Мейрамов // «Проблемы эндокринологии». — М.: Медицина, 2001. — № 1. — С. 39–44.
-
Кикимбаева А.А. Исследование механизмов диабетогенного действия ксантуреновой кислоты / А.А.Кикимбаева, К.-Д.Конерт, Ф.С.Абикенова // Астана медициналық журн. — 2000. — № 4 — С. 88–91.
-
Кикимбаева А.А. Механизмы диабетогенного действия ксантуреновой кислоты / А.А.Кикимбаева, К.-Д.Конерт, Ф.С.Абикенова, Г.Г.Мейрамов // Медицина и экология. — 2001. — № 1. — С. 68–72.
-
Предупреждение с помощью витамина В6 повреждения В-клеток, вызываемого диабетогенными метаболитами триптофана // Астана медициналық журналы. — 2003. — № 1. — С. 88–91.
-
Кикимбаева А. К использованию различных гистохимических методов выявления инсулина в В-клетках изолированных панкреатических островков / А.Кикимбаева, Л.Уильяме, Л.В.Кленацкая // Медицина и экология. — 2003. — № 1. — C. 103–107.
-
Статьи в журналах, рекомендованных Комитетом РК в 2004–2006 г., в журналах «Астана медициналық журналы», «Вестник ПГУ», «Вестник КЖГМА» и др.
Контактная информация
100028, г. Караганда, Университетская, 28,
КарГУ им. Е.А.Букетова.
8 (3212) 77-03-68
[email protected]
Совершенствование профессиональной подготовки
студентов педагогических специальностей
Руководитель: д.п.н., профессор
Шкутина Лариса Арнольдовна
Л.А.Шкутиной в рамках проведения научных исследований разработана методика интенсификации процесса трудового обучения на основе микропроцессорной техники и пути подготовки педагога профессионального обучения на основе интеграции педагогических и информационных технологий, которые применяются в ряде школ Центрального Казахстана, профессиональных школах, технических лицеях и колледжах г. Караганды, учебном процессе КарГУ им. Е.А.Букетова.
В рамках обновления профессионального образования коллективом авторов под руководством Л.А.Шкутиной разработаны государственные общеобязательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям 050101 — Дошкольное обучение и воспитание, 050102 — Педагогика и методика начального обучения, 050103 — Педагогика и психология (бакалавриат), 6N0102 — Педагогика и методика начального обучения, 6N0103 — Педагогика и психология (магистратура). Данные стандарты являются победителями Республиканского конкурса ГОСО.
Сегодня активно проводится исследовательская работа по повышению уровня подготовки студентов, управлению качеством образования.
Информационное обеспечение — важнейшее условие принятия оптимальных управленческих решений. Без достоверной, объективной, полной и своевременной информации невозможно представить эффективное управление качеством образования, несмотря на то, что последнее всегда было предметом особой заботы руководителей образования и педагогов. Связь и зависимость качества обучения от информационного обеспечения рассматривались чаще всего на уровне общих представлений без должного теоретического осмысления сущности, роли и места информации в системе управления.
В современных условиях информационное обеспечение можно рассматривать как один из ведущих принципов повышения качества образования. Более того, сама постановка вопроса о качестве становится демагогичной, если не подкреплена возможностью получения конкретной информации о состоянии и динамике развития образовательных систем. Такая роль информационного обеспечения связана с его главной функцией: быть мерой единства количественного и качественного анализа образовательного процесса и систем управления, объективно оценивать состояние образовательных систем. В этом плане проводится разработка развивающей компьютерной диагностики как основы управления качеством образования.
Проблеме подготовки студентов к инновационной деятельности уделяется недостаточное внимание, в то время как она является основой профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим были предприняты меры по совершенствованию подготовки будущих педагогов на основе инновационных педагогических технологий путем внедрения в образовательный процесс разработанной педагогической системы, которая включает следующие компоненты:
-
учебную деятельность;
-
внеучебную деятельность;
-
профессиональную практику;
-
самообразование.
Благодаря работе по выделенным компонентам был значительно расширен диапазон специальных знаний, умений и навыков, творческих способностей, которые закрепляются в ходе прохождения профессиональной практики и внеаудиторной работы через проведение бесед, тренингов, консультирование. Использование педагогической системы позволило оптимизировать образовательный процесс, а это в свою очередь повысило качество подготовки будущих педагогов.
Результативность работы
В рамках проведения научных исследований разработана методика интенсификации процесса трудового обучения на основе микропроцессорной техники и обозначены пути подготовки педагога профессионального обучения на основе интеграции педагогических и информационных технологий, которые применяются в ряде школ Центрального Казахстана, профессиональных школах, технических лицеях и колледжах г. Караганды, учебном процессе КарГУ им. Е.А.Букетова.
По тематике исследования защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций.
Публикации
Опубликовано более 140 печатных работ, из них 11 учебных пособий и монографий, 8 свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, 2 автоматизированные обучающие программы и 6 электронных учебников, защищенных авторскими правами, которые успешно используются при подготовке будущих педагогов.
Авторские свидетельства, патенты, предпатенты
1. Шкутина Л.А., Егоров В.В., Полупан К.Л., Антонова Н.А. Электронный учебник «Современные педагогические технологии». — Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 297 от 02.11.2004 года.
2. Егоров В.В., Румянцева Л.Е., Шульц С.А. Автоматизированная обучающая программа «Азбука». — Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 074 от 16.04.01 года.
3. Одинцова С.А., Гаркуша К.Г. Электронный учебник «Технология проектирования урока в начальной школе». — Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 226 от 12.10.2004.
4. Шаушекова Б.К. Электронный учебник «Педагогикаға кіріспе». — Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 208 от 11.09.2004.
5. Румянцева Л.Е., Мирза Н.В. Интерактивная обучающая программа «Учись общаться». — Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 077 от 16.04.2004.
6. Шкутина Л.А., Егоров В.В., Антонова Н.А., Полупан К.Л. Электронный учебник «Методика преподавания технологии труда и спецдисциплин». — Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 325 от 9.12.2004.
7. Гаркуша К.Г. Электронный учебник «Инновационно-дидактическое обеспечение музыкально-эстетической подготовки учителя». — Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 290 от 26.10.04.
8. Сарсекеева Ж.Е. Электронный учебник «Научные основы организации самостоятельной работы студентов». — Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 338 от 29.12.04.
Монографии
-
Шкутина Л.А. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике / Л.А.Шкутина, В.М.Плотников, В.В.Егоров. — Алматы: Fылым, 2000. — 264 с.
-
Улитко С.А., Румянцева Л.Е. Дошкольное воспитание в Казахстане. Практика и инновации. — Алматы: Fылым, 2000.
-
Шкутина Л.А. Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональном образовании. — Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — 202 с.
-
Шкутина Л.А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения / Л.А. Шкутина, С.А.Новоселов, В.В. Егоров. — Киров, 2001. — 303 с.
-
Шкутина Л.А. Концепция современного естествознания / Л.А.Шкутина, В.В.Егоров, Ю.А.Ли. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Мирза Н.В., Румянцева Л.Е. Основы профессионально-педагогического общения. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Шевченко И.Н. Педагогическая инноватика. — Караганда: Болашак-Баспа, 2004.
-
Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: учеб. пособие. — Караганда, 2004. — 211с.
-
Шкутина Л.А., Сарсекеева Ж.Е. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в рейтинговой системе обучения. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005.
-
Егоров В.В. Педагогика высшей школы / В.В.Егоров, Л.А.Шкутина, Э.Г.Скибицкий, Н.Э.Пфейфер. — Новосибирск, 2005.
-
Коркина В.И. Общие основы педагогики / В.И.Коркина, Г.С.Тишмагамбетова. — Караганда: Санат, 2006.
Научные статьи и тезисы докладов
-
Коркина В.И. Практическая направленность психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей начальных классов // Актуальные проблемы перестройки высшей школы и пути совершенствования профессиональной подготовки учителей. В 2 ч. — Алма-Ата: Изд. КазПИ им. Абая, 1988. — Ч. II. — С. 101–102.
-
Коркина В.И. Единство предметно-практической деятельности в профессиональной подготовке учителя / В.И.Коркина, Н.Д.Хмель, С.Т.Каргин, Е.К.Кустобаева. — Алма-Ата: Изд. КазГПУ им. Абая, 1992. — 86 с.
-
Коркина В.И. Научные основы разработки требований к подготовке и оценке качества профессиональной готовности учителя / В.И.Коркина, Н.Д.Хмель, С.Т.Каргин, Е.К.Кустобаева. — Караганда: Изд. КарПИ, 1994. — 33 с.
-
Коркина В.И. Проблемы формирования компетентности преподавателя вуза // Бастауыш сынып мұғалімдерін кәсіби даярлаудың мәселелері және келешегі: материалы рег. науч.-практ. конф. (25 декабря 2002 г.). — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. — С. 12–22.
-
Шкутина Л.А. Интеграция педагогических информационных технологий в подготовке специалиста // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителей начальных классов: сб. науч. тр. регион. науч.-практ. конф. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Карманова Ж.А. Пути активизации студентов в процессе организации учебных занятий в вузе / Ж.А.Карманова, О.А.Михалькова // Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе: материалы регион. науч.-практ. конф. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Храпченкова Н.И., Тихонова И.Б. Анализ творческих технологий в подготовке будущего педагога // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителей начальных классов: материалы регион. науч.-практ. конф. 25 декабря 2002 г. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. — С. 247–250.
-
Санхаева А.Н. Опыт применения моделированного обучения при подготовке будущих педагогов // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки учителей начальных классов. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Карманова Ж.А. Основные проблемы педагогического образования в высшей школе // Актуальные вопросы повышения качества и перспективы развития высшего образования в РК: материалы межвуз. науч.-метод. конф., 16 марта 2004 г. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.
-
Карманова Ж.А. Некоторые методические рекомендации по преподаванию курса «Психология (педагогика)» // Актуальные вопросы повышения качества и перспективы развития высшего образования в РК: материалы межвуз. науч.-метод. конф., 16 марта 2004 г. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.
-
Шкутина Л.А. Проектирование педагогических технологий в контексте развития личности // Подготовка специалистов в условиях новых информационных технологий: сб. науч. тр. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.
-
Маженова Р.Б. Психология (педагогика) курсын оқыту бойынша әдістемелік ұсыныстар // Актуальные вопросы повышения качества и перспективы развития высшего образования в Республике Казахстан: материалы межвуз. науч.-метод. конф. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.
-
Аубакирова К.Ф. Основные приоритеты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя // Проблемы подготовки педагогических кадров на современном этапе: материалы регион. науч.-практ. конф. «Камзабаевские чтения», 29 апреля 2003 г. — Караганда, 2003. — 197 с.
-
Шкутина Л.А. Международная интеграция в образовании: проблемы и перспективы // Академик Е.А.Букетов — ученый, педагог, мыслитель: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Е.А.Букетова (23–24 марта 2005). — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005.
-
Шкутина Л.А. Возможности информационных технологий в оценке и повышении качества образования / Л.А.Шкутина, К.Л.Полупан, Н.А.Антонова // Состояние и перспективы развития непрерывного профессионального образования в Казахстане: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы: Алматинская индустриально-педагогическая академия, 2005.
-
Шкутина Л.А. К определению понятия «готовность преподавателя к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов» / Л.А.Шкутина, С.К.Кенжебаева // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Непрерывное профессиональное образование в системе «колледж–вуз». — Павлодар: Изд. ПГУ С.Торайгырова, 2005.
-
Карманова Ж.А. Аспекты актуальности в преподавании психологии / Ж.А.Карманова, Б.С.Карманов // Академик Е.А.Букетов — ученый, педагог, мыслитель: материалы междунар. науч.-практ. конф. (23–24 марта 2005г.). Т. 1. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. — С. 182–186.
-
Михалькова О.А. Деловая игра как форма повышения профессионального мастерства педагогов // Актуальные проблемы современности: междунар. сб. науч. тр. — Вып. 1. — Караганда: Болашак-Баспа, 2005. — С. 280–283.
Контактная информация
100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28,
КарГУ им. Е.А.Букетова.
8 (3212) 77–04–33
[email protected]