Муниципальное общеобразовательное учреждение Кубинская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П.
Исполнитель: учащаяся 9 «А»класса
Конкина Екатерина
Научный руководитель: учитель русского языка
и литературы
Чекмарева Е.С.
Рецензия
на научную работу «Экспрессионизм в прозе Л. Андреева», представленную учащейся 9 «А» класса Кубинской сош №2 Конкиной Екатериной.
Целью работы «Экспрессионизм в прозе Л. Андреева» является изучение экспрессионизма и выявление признаков данного течения в прозе Л.Андреева.
Работа написана на основе изучения, обобщения и анализа теоретического материала по выбранной теме. Первая глава работы посвящена изучению экспрессионизма (как течение в искусстве). Для выявления основных черт этого течения выбран «классический экспрессионизм».
В работе рассмотрен метод экспрессионизма, как предчувствие социальных потрясений. Задача первой главы состоит в выявлении и обобщении черт этого течения, что и представлено в заключении этого раздела.
Вторая глава данной работы посвящена непосредственно экспрессионизму в прозе А. Андреева. Здесь представлено описание начала деятельности в литературе, а также три этапа творчества Л. Андреева и соответствующие им три фазы развития художественной формы письма автора.
Следующий этап работы представляет собой конкретное изучение творческого метода Л. Андреева, с целью выявить черты экспрессионизма присущие его творчеству. Приведённые в работе примеры из текстов произведений говорят о детальном анализе творчества писателя.
В заключении приведено несколько слов о психологических особенностях восприятия Андреевым окружающего мира, что позволяет создать наиболее полную картину метода отображения действительности в его произведениях.
В результате проведённой исследовательской работы было выявлено, что в поисках новых литературных путей Л.Андреев предвосхитил экспрессионизм как международное художественное движение. Задолго до немецких экспрессионистов (Э.Толлера, Г.Кайзера, Л.Франка), а также близкого им Кафки, Андреев с незаурядной, трагической силой выразил страдания одинокой личности, мучающейся в условиях окружающего мира.
Работа написана содержательно, хорошо структурирована, разделы взаимосвязаны. Тема раскрыта глубоко. Чётко поставлены цели и достигнуты их решения.
Работа рекомендована для защиты на школьной научно-практической конференции, а также для участия в районной научно-практической конференции школьников.
Научный руководитель Чекмарёва Е.С.
«Экспрессионизм в прозе Л. Андреева»
Исполнитель: ученица 9 «А» класса
Кубинской сош №2 Конкина Екатерина
Научный руководитель: Чекмарёва Е.С.
Тезисы
Экспрессионизм как течение в искусстве получил свое развитие за рубежом, чему посвящена первая глава работы, где рассматривается такое понятие, как “классический экспрессионизм”, который является наиболее подходящим для выявления основных черт этого течения.
В работе представлена первая книга экспрессионистского искусства - “Абстракция и вчувствование” В. Воррингера, при этом рассмотрен метод экспрессионизма, как предчувствие социальных потрясений. Задача первой главы состоит в выявлении и обобщении черт этого течения, что и представлено в заключении этого раздела.
Вторая глава данной работы посвящена непосредственно экспрессионизму в прозе А. Андреева. Здесь представлено описание начала деятельности в литературе, а также три этапа творчества Л. Андреева и соответствующие им три фазы развития художественной формы письма автора.
Следующий этап работы представляет собой конкретное изучение творческого метода Л. Андреева, с целью выявить черты экспрессионизма присущие его творчеству. Здесь же есть возможность познакомиться с мнениями различных исследователей о художественном стиле автора.
В заключении приведено несколько слов о психологических особенностях восприятия Андреевым окружающего мира, что позволяет создать наиболее полную картину метода отображения действительности в его произведениях.
В результате проведённой исследовательской работы было выявлено, что в поисках новых литературных путей Л.Андреев предвосхитил экспрессионизм как международное художественное движение. Задолго до немецких экспрессионистов (Э.Толлера, Г.Кайзера, Л.Франка), а также близкого им Кафки, Андреев с незаурядной, трагической силой выразил страдания одинокой личности, мучающейся в условиях окружающего мира.
План
Глава I. Экспрессионизм как течение в искусстве……………..3
1. Определение экспрессионизма………………………………..3
2. Представители экспрессионизма в различных
видах искусства………………………………………………..4
3. “Классический” экспрессионизм……………………………...7
4. “Абстракция и вчувствование” В. Воррингера
как евангелие экспрессионизма………………………………9
5. Метод экспрессионизма………………………………………10
Глава II. Экспрессионизм в прозе Л. Андреева…………………15
1. Кратко о писательской деятельности Л. Андреева…………15
2. Три этапа творчества………………………………………….19
3. Три фазы развития художественной формы
письма автора………………………………………………....25
4. Черты экспрессионизма в прозе Л. Андреева……………….26
5. Несколько слов о самом авторе………………………………34
Заключение…………………………………………………………...35
Примечания …………………………………………………………37
Список использованной литературы………………….…………41
Приложение…………………………………………………….…...43
Экспрессионизм как течение в искусстве получил свое развитие за рубежом, чему посвящена первая глава этой работы, где во втором параграфе рассматривается такое понятие, как “классический экспрессионизм”, который является наиболее подходящим для выявления основных черт этого течения. Четвертый параграф дает представление о первой книге экспрессионистского искусства - “Абстракция и вчувствование” В. Воррингера. В пятом параграфе рассмотрен метод экспрессионизма, как предчувствие социальных потрясений. Задача первой главы состоит в выявлении и обобщении черт этого течения, что и представлено в заключении этого раздела.
Вторая глава данной работы посвящена непосредственно экспрессионизму в прозе А. Андреева. Первый параграф дает краткое описательство начала деятельности в литературе. Второй и третий параграфы представляют три этапа творчества Л. Андреева и соответствующие им три фазы развития художественной формы письма автора. Четвертый параграф представляет собой конкретное изучение творческого метода Л. Андреева, с целью выявить черты экспрессионизма присущие его творчеству. В этом же параграфе представлены мнения различных исследователей о художественном стиле автора.
В заключение несколько слов о психологических особенностях восприятия Андреевым окружающего мира, что позволяет создать наиболее полную картину метода отображения действительности в его произведениях.
Глава I. Экспрессионизм как течение в искусстве
1. Определение экспрессионизма
“Экспрессионизм - направление в искусстве и литературе... Термин впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала “Штурм” (Берлин) Г. Вальденом. Термин должен был определять сущность искусства, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшими свои возможности направлениям - натурализму и импрессионизму”[1]. В экспрессионизме искусство как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. “Кричащее “я” художника вытесняет факт; “изображение” вытесняется “выражением”[2].
А.Берг
|
Л. Андреев |
|
|
А.Кокошка. Автопортрет |
Ван Гог. Автопортрет |
2. Представители экспрессионизма в различных видах искусства
Произведения экспрессионистов во всех родах искусства отличаются нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. “В музыке (А.Шенберг, А.Берг, А.Веберн) экспрессионисты выходят за пределы лада, мелодии, ищут и создают новые звуковые системы (атональность). В экспрессионистских театрах (спектакли режиссеров Мартина К., Иесснра Л.) актеры часто играли на наклонных сценических площадках; луч прожектора вырывал из темноты героя, обращавшегося прямо к зрительному залу”[3]. В литературных произведениях экспрессионизма отсутствовали живые характеры, не случайно главными жанрами этой литературы были лирическая поэзия и публицистическая драма, превращавшаяся под пером экспрессионистов в “страстный монолог автора”. “Характерно, что в изобразительном искусстве экспрессионизм наиболее полно проявил сущность своего метода в графике (сатирические рисунки Гросса Г.): мир виделся в столкновении контрастов (черно-белое), в преувеличенной резкости изломанных линий, замещавших реальное многообразие деталей и красок [4]. В живописи к экспрессионизму обычно причисляют Ван-Гога и, с наибольшим основанием, -Мунка, Марка, Пехштейна и Кокошу, в картинах которых легко ощутим “графический скелет”, контур воспринимается как главный элемент композиции, а цветное пятно создает резкий эмоциональный акцент.
В произведениях экспрессионистов не найти объективной и полной картины той бурной эпохи, которой было рождено это искусство. Философской основой направления оставались субъективные идеалистические теории Бергсона, Фрейда. И все-таки экспрессионизм не был монолитным течением. В Германии, где это направление достигло наибольшего расцвета, принципиально отличались художественная и общественная программы экспрессионистских журналов “Штурм” и “Акцион” (группа активистов: писатели Бехер И., Франк Л. и др.). “Если в формалистическом творчестве писателей и художников, объединявшихся вокруг “Штурма” (А. Штрамм, М.Блюмнер), принцип субъективизма и абстракции приводил к эстетизму, то в теории и художественной практике левого экспрессионизма принцип абстракции принимался как возможность, отвлекаясь от непонятного многообразия деталей и фактов, от частностей, индивидуального, уловить казавшиеся самыми главными стороны эпохи.”[5]. “Не падающий камень, а закон тяготения” - так определил сущность этого искусства Э.Утиц, один из его исследователей.
Границы субъективного искусства оказывались в экспрессионизме широко раздвинутыми: они включали обобщенный образ восставшего человека и протестующей массы, идущих навстречу будущему; современность часто изображалась как “грандиозное шествие человечества к свету”. Одним из безусловных завоеваний левого экспрессионизма были его впечатляющие массовые сцены: пренебрегая сознанием характера, экспрессионисты умели передать динамику охватившего сотни людей порыва, выразительность одновременного жеста тысяч рук. Искусство левого экспрессионизма по самой своей сути плакатно и агитационно: целью была не полнокровная, воплощенная в осязательных образах картина действительности, а предельно острое выражение важной для автора истины, достигнутое путем любых преувеличений, концентрации тени и света.
Наиболее заметное и плодотворное влияние экспрессионизма на художников следующих десятилетий проявилось как раз там, где возрождались старые, сохранившие по сей день свое значение экспрессионистские темы (кошмар войны и протест против нее в творчестве немецкого писателя В.Берхерта). Эволюция многих экспрессионистов закономерно привела их к поискам иного творческого метода, который позволил бы уловить сложное развитие действительности.
В России экспрессионизм не получил развитие как самостоятельное течение. Возможны, однако, аналогии между немецким левым экспрессионизмом и творчеством раннего Маяковского. Есть также точки соприкосновения между видением мира у поэтов “Кузницы” (абстрактирование социальных явлений, космизм, урбанизм) и у некоторых немецких экспрессионистов-лириков.
Как правило экспрессионизм занимает важное место в истории искусства XX в. Общим названием “экспрессионизм” объединяют весьма разнородные и противоречивые явления в истории, главным образом, немецкого искусства- литературы, живописи, театра, музыки, кино - возникшие в начале второго десятилетия ХХ в. и особенно бурно развившиеся в первые послевоенные годы.
В научно-исторических исследованиях и критической литературе разных стран по поводу экспрессионизма не прекращаются горячие споры, в которых высказываются и сталкиваются противоположные точки зрения. Различные мнения на этот счет высказывались и в нашей литературе. И если в одних случаях мы имеем дело с безоговорочной критикой экспрессионизма, то в других - с попыткой столь же безоговорочного славословия по адресу этого художественного течения. Не совпадают и мнения по поводу того, каких именно писателей и художников следует считать экспрессионистами.
Первое, что бросается в глаза, - большая пестрота того, что в совокупности именуется экспрессионизмом. Здесь и ранние полу- и полные абстракционисты, как Кандинский и Франц Марк, мистико-религиозные художники, как Кихнер и Шмидт-Ротлоф, и примитивисты с символическим оттенком, подобные Паулю Клее, и мастера, , сохранившие в своем творчестве более или менее ясно выраженную социально-критическую тенденцию, вроде Бекмана, Панкока, Кокошки, и живописцы, тяготеющие более всего к традициям Гогена, - такие, как Нольде.
И это специфично не только для живописи. Подобную же пестроту тенденций в экспрессионизме можно наблюдать и в других видах искусства. Вместе с тем нельзя не указать на относительную оправданность отграничения экспрессионизма от других направлений искусства 900-920 годов. Давно уже отмечалось, что “Мост” и “Голубой всадник” в Германии представляют собой явление вполне аналогичное “диким” во Франции. И то и другое направление характеризуется рядом общих черт: “резко выраженным субъективизмом эстетической концепции, высвобождением системы формальных приемов от реальноизобразительного содержания произведения, подчеркнуто “варварской” выразительностью, решительной ломкой предметности [ 6 ]. Некоторые же из “диких” и прежде всего Руо, гораздо ближе к своим немецким современникам, чем к Дерену, Матиссу, Пикассо.
Но еще важнее другое. История искусства ХХ в. знает многих значительных, а порою и очень крупных мастеров, которые не являлись экспрессионистами в точном и узком смысле этого слова, стоят или стояли на определенном этапе своего творчества (обычно в начале) где-то, “на периферии” экспрессионизма, с ним перекликаясь, иногда испытывая его влияние, иногда разрабатывая аналогичные художественные проблемы - пусть в ином плане. Этих художников трудно считать экспрессионистами, но их связь с экспрессионистской “тенденцией” вполне очевидна и нуждается в анализе.
Иногда речь идет о мастерах более старшего поколения, чем собственно экспрессионисты. Западное искусствоведение охотно ищет “предтеч” экспрессионизма в искусстве последней трети XIX в. и начала XX в. Среди этих художников есть и такие огромные индивидуальности, как Ван Гог, Кольвиц, Валлотон, и такие представители модерна рубежа двух столетий, как Ходлер. Мунк, и такие декаденствующие неоромантики, как Кубини, Энсор и Редон.
Указывают часто на “экспрессионистские” черты у таких художников, как Мазареель и Барлах, как Гроссс и Дикс, в литературе - Бертольд Брехт.
Цель этой работы выявить основные черты экспрессионизма, для этого наиболее подходящим является так называемый “классический экспрессионизм”. Что же представляет собой это направление?
3. “Классический” экспрессионизм
“Классический экспрессионизм” сложился параллельно с французским фовизмом перед первой Мировой войной. Группа “Мост” в Дрездене объединяет таких ведущих мастеров всего движения, как Геккель, Кирхнер, Шмидт-Ротлюф, Нольде и Пехштейн. Столь же значительна и Мюнхенская группа “Голубого всадника”, душой которой были Кандинский, Марк, Маке, Явленский и к которым примыкали более или менее ограничено Канольдт, Хофер, Кубин и др. Из других видных мастеров надо назвать еще австрийца Кокошку и швейцарца Клее.
И в первый период - до войны, и во второй - в начале 20-х годов, названные мастера составляли главный костяк движения и - при всей своей пестроте - вполне отчетливо отграничивалась группа с общностью эстетических принципов и стилистических приемов.
Существенным признаком экспрессионистского искусства является его “антиклассичность”, его органическое отвращение ко всякой гармонии, уравновешенности, душевной и умственной ясности, спокойной строгости формы, несущей в себе законченное, прозрачно откристаллизовавшееся содержание, что и составляет основные признаки стиля Л. Андреева.
Экспрессионизм тяготеет ко всему зыбкому, неустойчивому, неуравновешенному как в духовном выражении образа, так и в форме; “он то допускает нарочитую грубость, то пытается оперировать столь утонченными нюансами переживаний, что они уже теряют всякий реальный смысл и духовную содержательность”[7].
Линии в картинах экспрессионистов извиваются, поворачиваются друг к другу “раздражающе-уродливыми углами, конвульсируют, срываются в аритмической пульсации; пространство становится расплывчато-бесформенным, причудливо-деструктивным; светотень то пляшет контрастными пятнами, то обволакивает форму будто какой-то обманчиво-двусмысленной мглой; цвет дребезжит диссонансами, загорается неверными вспышками и гаснет в тяжелой тьме” [8]. Возникает действительно какой-то “варварский”, по выражению Гаузенштейна, мир образов, порою легко распознаваемых, иногда предельно острых в своей эмоциональной выразительности, зачастую невнятных, как “сомнамбулическое бор-мотание”, или совсем уже утративших всякую связь с предметной действительностью, такие яркие особенности стиля присуще ранней прозе Л. Андреева.
Экспрессионизм легко соскальзывает на самую грань беспредметности, но в большинстве случаев он отнюдь не порывает с изобразительностью. Однако излюблейнейшим приемом экспрессионистов является создание какой-то зыбкой предметности, изобразительности, все время балансирующей на грани реального и ирреального. Образ в картине экспрессиониста, в самом деле, - “мост в мир духов”.
В этом отношении принципы экспрессионизма - логическое продолжение тех тенденций к принципиальному отрыву искусства от действительности, которые были впервые сформулированы представителями формалистической эстетики еще в последней четверти XIX в.
Гаузенштейн уже в то время сформулировал, что искусство наших дней есть катастрофа натурализма и победа стиля.
Экспрессионизм, рождавшийся именно тогда, после 1905 г., не только не уклонился от основной линии эстетического декаданса, но и углубил ее и развил в полной последовательности.
|
|
Э.Кирхнер. Красная башня в Галле |
|
|
О.Кокошка. Вид Зальцбурга |
4. “Абстракция и вчувствование” В. Воррингера
как евангелие экспрессионизма
В 1909 г. вышла книга В. Воррингера, ставшая своеобразным евангелием экспрессионизма: “Абстракция и вчувствование”. В ней автор подчеркивает верность принципу суверенной независимости искусства от действительности. Художественное произведение, как самостоятельный организм, равноценно природе, и в своей глубочайшей внутренней сущности стоит вне связей с ней. Но Воррингер, не ограничиваясь обоснованием этого старого тезиса Фидлера, идет дальше. Согласно его концепции, в истории художественной культуры противоборствуют два принципа - вчувствование и абстрагирование. Первый проявляется в искусстве античности, ренессанса. Здесь человек, доверяя разуму, погружается в чувственный мир и, как правило, радостно его утверждает. Противоположный принцип, воплощен для Воррингера в первобытном искусстве, в готике, отчасти в барокко, - означает господство инстинкта над разумом, субъекта над объектом, неприязнь к живым формам чувственного мира, а главное - не жизнеутверждение, а темный страх, мучительное стремление вырваться из царства действительности. Итог развития “классического” экспрессионизма - возвращение к исходной стихии слепого инстинкта, но уже омраченное рефлексией, сознанием собственного бессилия перед лицом жестокой и беспощадной действительности. “То, что раньше было инстинктом, является теперь последним результатом сознания. Современный человек противостоит образу вселенной таким же затерянным, таким же беспомощным, как примитивный человек” [9]. Проблемы такого рода нашли яркое отражение в произведениях Л. Андреева.
|
|
В. Кандинский. Композиция |
О. Дикс. Война |
5. Метод экспрессионизма
Следующей характерной чертой искусства экспрессионистов является “двухслойность”. Это как бы эмоциональный подтекст вещи (второй план), который может в соответствии с “субъективистским произволом” автора толковаться как символ или как “сверхчувствие”, “метафизическое” содержание. Отсюда склонность экспрессионистов к гротеску. Давая развернутые изобразительные решения, эти художники будто дразнят зрителя неразгаданными или даже неразгадываемым вторым планом.
Принципиальный иррационализм экспрессионистского искусства необходимо предполагает подчеркнутую, открытую, взвинченную эмоциональность.
Для объяснения этой особенности экспрессионизма, чаще всего ссылаются на Фрейда. Его концепция подсознательного и вытесненных аффектов и экспрессионизм на самом деле “стилистически” родственны друг другу, между ними есть идейная близость.
Но в действительности характер экспрессионистской эмоциональности совсем не в выражении пресловутых “комплексов”. Смесь воспаленного воображения и духовной вялости, истерической возбудимости и неотвязного страха, тревожной настороженности и постоянного подхлестывания собственных чувств образуют ту особую атмосферу душевной неустроенности и смятенной растерянности, которое позволяет говорить о “разорванности” сознания в экспрессионистском искусстве.
Чувство экспрессиониста накалено для предела, но оно лишено цельности и целеустремленности. Эмоциональность большинства экспрессионистских вещей - это эмоциональность маленького человека, способная в лучшем случае пробудить участие и жалость. Еще задолго до немецких экспрессионистов Андреев с трагической силой выразил страдания одинокой личности, мучающейся в условиях окружающего мира.
Если же рассматривать метод экспрессионизма, то выясняется, что эмоциональная возбудимость экспрессионизма, страстная и тревожная беспокойность его образов связаны с ощущением неустройства жизни, перерастающем порою в гнетущее предчувствие грандиозных социальных потрясений.
Вопреки основной тенденции декаданса, экспрессионисты попытались поднять знамя борьбы за человека. Прав искусствовед Рихард Хипе, который говорит, что экспрессионизму нельзя отказывать в гуманистическом пафосе. Но суть противоречий в том, что гуманизм робкий. Он завел людей в тупик духовной изоляции и сам оказался одним из тупиков в художественной истории XX в. В этом корень исторической трагедии экспрессионизма, как утверждают многие исследователи этого течения.
Основное противоречие экспрессионистского искусства заключается в том, что он дал иллюзорное, мистифицированное, а потому и эстетически неполноценное решение остро прочувствованных им проблем своего времени, в значительной степени обесценило скрытые в нем плодотворные тенденции гуманизма, трагического мироощущения, страстной отразительности формы.
Вернее даже было сказать, что эти тенденции не столь “скрыты” в экспрессионизме, сколь им поглощаются, растворяются в хаосе субъективистских порывов и, в конечном счете, обесцениваются. “В общей перспективе истории искусства - в последнем столетии это направление предстает не как высшая точка, не как осуществление определенных важных стремлений искусства первой четверти ХХ в., а как одностороннее искажение этих стремлений.
Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта; но он - его гипертрофированное, болезненное и, так сказать “неистинное” (Гегель) отражение”[10].
Наиболее широкое развитие экспрессионизм получил в немецком искусстве 1910 годов, но еще ранее оформилось в произведениях Леонида Андреева, позднего А.Стриндберга. Как уже было сказано экспрессионизм явление сложное и противоречивое. Искусство большинства экспрессионистов несло на себе печать индивидуализма, субъективизма, уходило в сторону реакционных утопий, идеализма, пессимизма, декаденса.
Эмоционально-психическая напряженность, а иногда даже социально-этическая проблематика отличали это художественное течение от равнодушного к человеку кубизма. Деформация образов служила у экспрессионистов не для передачи динамики, а имела иногда социальную мотивировку: сатирический гротеск - обличие хозяев жизни, драматический гротеск - страдания угнетенных.
Гуманистическая направленность в экспрессионистском искусстве ярче всего представлена графикой бельгийского художника Ф.Мазерееля, немецких - К.Кольвица, О.Дикса, Г.Гросса. Экспрессионисты (как и французские унанимисты) начинали с заступничества за “униженных и оскорбленных”, передавали страдания “маленького человека”, который чувствует себя одиноким, притесненным и затерянным в бездушном мире. Такого рода умонастроения и образы воплощались в немецкой живописи - у Л.Майднера, Э.Геккеля, Л.Кирхнера, М.Бекмана, во Франции - у Ж.Руо.
Значительное место в живописи экспрессионистов занимает жанр портрета. У портретируемого подчеркивается одухотворенность, интеллект. Таковы, например, думающие, сосредоточенные женщины на портретах Геккеля.
Идеализм ряда художников и писателей - экспрессионистов проявлялся в том, что спасение от всех зол они искали в моральном преображении личности. Выдвигали лозунги “нового человека” очищенного страданием, обращались к “богоисканию”, к идеалистической этике Достоевского. В “христианско-демократическом” духе некоторые экспрессионисты пропагандировали очищенную от церковной казенщины; религию бога, страдающего вместе с обремененными. Входят в моду темы распятия, мученичества, экстатические видения (Коринф, Шмидт-Ротлюф, Нольде - в Германии; Дюфрень, Шаган - во Франции).
Обращаются к традициям религиозного искусства раннего средневековья, витражей, деревянной скульптуры.
Отвлеченность присуща не только этике экспрессионистов, но также их художественной гносеологии и эстетике”[11]. Обобщенность изображения постоянно переходит в схематизм, что весьма наглядно видно у немецких драматургов, в России - у Л.Андреева. Место, время, а подчас и среда, где происходит действие, остаются неопределенными. На сцене выступают люди-схемы, лишенные индивидуализированных характеров, персонажи часто безымянные (Сын, Старец, Правитель, Некто в сером и т. п.); идейные конфликты сводятся зачастую к столкновению формул; в диалогах, да и на сцене неустанно олецетворяются отвлеченные понятия (Долг, Насилие, Страсть и т. п.).
Весьма показательна для экспрессионизма резкая деформация объекта под напором бурных эмоций автора и его героев. Переживания потрясенного, бунтующего и страдающего субъекта проецируются на весь мир, природу, город, как в драматургии Л.Андреева (“Черные маски”), Пирандело (“Генрих II”). “Здесь особенно обнажено проявляется субъективно-идеалистическая тенденция. Средствами фантастики, как и резкой деформацией действительности, стремятся “дематериализовать” изображаемое, лишить явление объективной реальности”[12]. Все это должно говорить о примате духа над материей. В этом смысле показательна повесть о детстве А.Белого “Котик Летаев”, который эволюционировал от символизма к экспрессионизму.
Все видимое (на картинах, в декорациях экспрессионистского театра и кино) перекошено, сдвинуто, дисгармонично; неуравновешенные, подчас разорванные формы охвачены лихорадочной динамикой. В цвете господствуют контрасты черного и белого (без переходов, полутонов) или сумрачные, мутные краски. Произведение вводит в атмосферу перенапряженных эмоций, беспокойства, судорог душевной боли; этому соответствует “эмфатическая и фрагментарная стилистика”. Риторические монологи перемежаются с отрывистыми диалогами, речь деформируется, беспорядочно громоздятся образы, тропы, образуя “катахрезы”.
Все это приобретает определенную социальную, философскую и психологическую мотивировку: стремление передать катастрофичность настоящего или надвигающегося будущего, неприятия художником общественного или мирового порядка. Экспрессионисты восстают против подавления личности, превращения ее в винтик, против бесчеловечной власти денег. Они ощущают распад старого мира, изображают его конвульсии, пророчат ему гибель (например драмы Кайзера, пьесы Толлера).
Ощущения катастрофичности эпохи некоторые живописцы воплощали в мистической транскрипции современных событий. У Майднера перед людьми ХХ в., полными скорби и ужаса, разверзаются земля и небо, угрожая гибелью всем. Индивидуалистический протест против подавляющих социальных сил переходит в “космический пессимизм”, в парализующий страх перед жизнью и смертью. В пейзажах Кирхнера, Шмидта-Ротлюфа человек чувствует свое ничтожество и беззащищенность перед лицом природы. Искусство проникается пессимизмом и скепсисом, художнику отовсюду угрожают темные силы, нечто хаотическое; полотна живописцев наполняются гримасничающими масками, призраками, скелетами, образами смерти, настигающей людей.
Многие экспрессионисты жаждали справедливости, добра, гуманности, но в большинстве случаев они не смогли подняться до подлинного гуманизма, ибо им не хватило веры в человека и человечество, в его разум.
Потерпев крушения на историческом поприще, экспрессионизм склонен замкнуться в мире интимных переживаний, ищет сущность человека в биологических началах, направляет искусство в сторону “психоанализа” потаенных чувств и телесных инстинктов в их борьбе с разумом, с моральным сознанием (в живописи - М.Шагал; в литературе - Л.Андреев, Верфель, Мейеринк и др.). Уродливое здесь уже лишается социальной мотивировки и во всех людях видит лишь безобразное, низменное, животное (в живописи - Нольде, Шмидт-Ротлюф, Руо; в литературе - Верфель, Мейринк). Такой экспрессионизм целиком оказывается в русле декаданса, и произведения такого плана на пути к сюрреализму и абстракционизму.
В заключении этой главы подведем итог всего вышесказанного: экспрессионизм - направление в искусстве, получившее свое развитие как самостоятельное течение за рубежом. Пора расцвета экспрессионизма закончилась где-то около 1922-1923 годах, когда он в Германии уступил ведущее место “магическому реализму”. Основными признаками этого течения (экспрессионизма) можно назвать:
- активность субъекта,
- деформация объекта (действительности),
- хаос восприятия,
- лихорадочная динамика форм,
- цветовой контраст,
- отсутствие переходов и полутонов.
Также экспрессионизму присущи более тонкие признаки этого течения, на которых нет возможности заострить внимание.
В России экспрессионизм не получил развития как самостоятельное течение. Пожалуй только беспокойное и яркое творчество Л.Андреева можно назвать представителем экспрессионистского течения в России.
Именно рассмотрению экспрессионистских черт присущих прозе Л.Андреева будет посвящена следующая глава.
|
|
М. Бекман. Ночь |
|
|
В. Кандинский. Химерическая импровизация |
|
|
18 12 2014
3 стр.
15 09 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.