Перейти на главную страницу
В жизни слово «способности» употребляют по разным поводам: когда говорят и о физических возможностях человека («Он способен отжаться 10 раз»), и о его уме («Он не способен решить эту задачу»). Однако психологи называют способностями только такие качества, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируются — различаются. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако собственно способности тут ни при чем. Первое качество непсихологично, а второе является общим для всех людей.
Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности — это сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам человека способности выступают как возможность их освоения, а воплотится ли она в действительность, зависит от ряда условий. Например, наличие у ребёнка математических способностей не является гарантией, что он станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и др.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательна история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.
Можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:
1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Это могут быть особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, являются индивидуальными особенностями людей, не называются способностями, т.к. не рассматриваются как условия успешности деятельности.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Можно вывести следующее определение.
Если человек не справляется с деятельностью, это не означает отсутствие способностей. Просто ему требуется больше времени на усвоение знаний и навыков, а педагогам понадобится приложить больше усилий. Когда В.Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому тридцать лет, а третьему — триста лет».
На листе бумаги составьте список всех своих способностей. Подчеркните одной чертой те способности, которые у вас проявились уже давно; двумя чертами те, которые вы считаете наиболее важными для вас сейчас; волнистой чертой те, над развитием которых вам еще надо работать.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность, особенности строения отдельных участков коры головного мозга и т.д.
Нет сомнения, что одни видят лучше, и поэтому лучше стреляют в тире, у кого-то сильно развит слух и на уроке он слышит любую подсказку, а те, у кого длинные ноги, отлично бегают и прыгают. Из ребенка высокого роста быстрее получится хороший баскетболист, а из ребенка небольшого роста с меньшими усилиями воспитают гимнаста или жокея.
Например, задатки умственных способностей проявляются прежде всего в деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования связей. Развитие интеллектуальных способностей связано и с кровоснабжением мозга. Поэтому хорошее снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости. Когда сосуды мозга не могут быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается быстрое утомление при умственной работе, а соответственно и меньшая ее продуктивность.
Строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата обеспечивают тонкий слух – это задатки для развития музыкальных способностей.
Является ли тип темперамента задатком для развития определенных способностей? Назовите, какие способности быстрее разовьются у каждого из темпераментов?
Но задатки - лишь предпосылки развития способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности не разовьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков с двухлетнего возраста различал все мелодии, которые пела мать, в четыре года напевал все, что играл отец, вскоре начал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.
То насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития человека: наличия и нужности профессий, связанных с определенными способностями, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития задатков.
Для того чтобы пробудить задатки, нужна соответствующая среда. Задатки можно сравнить с семенем. Из семени получатся плоды, если будут благоприятные условия — удобренная почва, воздух и солнце. Условием для развития задатков человека является прежде всего социальная среда.
Развитие задатков — процесс, связанный с потребностями общества. Если в обществе возникла потребность в профессиях, где
нужен тонкий музыкальный слух, и если данный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему будет легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Само общество станет содействовать ему.
Изучая математические способности, В.А.Крутецкий, установил, что для успеха в математике необходимы: I
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличают прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни сосредоточивают свои интересы на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей, происходит в конкретной деятельности.
Выберите одни из способностей – художественные, технические, педагогические, вокальные – и распишите их структуру.
Виды способностей.
Различают способности общие, проявляющиеся везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, проявляющиеся в какой-то одной области.
Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания). Достаточно высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности.
Чем выше общие способности, тем успешнее человек в любой деятельности. Так, интеллект выдающихся спортсменов выше, чем у рядовых спортсменов.
Общие способности обеспечивают более легкое и успешное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные, математические, технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, духовные, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных занятий.
Литературные |
Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков |
Технические |
Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения |
Организаторские |
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем, критическое отношение к своим действиям |
Математические |
Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление |
Педагогические |
Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний |
Художественные |
Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность |
Технические способности выявляются позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность требуют высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте - подростковом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это исключение. Элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.
В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.
Способный человек, как правило, обладает целым букетом способностей. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами но и замечательными художниками и умнейшими людьми своего времени. Писательский талант Грибоедова соперничал с его музыкальным и дипломатическим талантами. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем.
И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазии?».
В деятельности по любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо. Композиторской деятельностью впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И все же стал гениальным композитором.
Любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, превращаем их в способности к деятельности. Каждый человек к чему-нибудь способен.
Если способности развиваются в деятельности, то можно предположить, что чем раньше человек начнет пробовать себя в разных видах деятельности, тем раньше он проявит способности. Первыми толчками к развитию способностей являются раннее плавание, ранняя гимнастика, раннее хождение или ползание, т.е. раннее физическое развитие. Да и раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякого рода инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей.
Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и др. Но предоставление ребенку свободы предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но взрослые не должны делать за ребенка то, что он может сам, не должны думать за него, когда он может додуматься сам, и т.д.
Неотъемлемый компонент способностей — повышенное стремление к цели, мотивация достижения. Она обеспечивает интенсивную и в то же время естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.
Итак, без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей.
Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Недостаточное же развитие той или иной способности может быть компенсировано развитием других личностных качеств и особенностей человека. Таким образом, происходит возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных (например, медлительность компенсируется предусмотрительностью и тщательностью).
Компенсация может осуществляться либо через дополнительно приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Так, если ученику не дается математика, он может начать заниматься дополнительно, или выработать собственный нестандартный стиль решения задач, или перейти в гуманитарный класс, где этому предмету уделяется не столь много внимания. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает вероятности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно с ней связанной. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.
Задание 2. Компенсация способностей.
Выберите одну общую способность (хорошее внимание, память, скорость мышление и т.п.). Если у человека она плохо развита, предложите, за счет развития каких качеств, способностей ее можно компенсировать.
Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Перечислите факторы и условия развития способностей. Вспомните выделенные вами ваши способности. Отметьте, какие факторы способствовали их развитию. Выделите те способности, которые вы хотите развить у себя и подумайте, какими способами это можно сделать?
Житейское отождествление понятий интеллект и ум не всегда правильно. В жизни умным часто называют человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению закономерностей. И наоборот: ученый, сделавший научное мировое открытие, может быть совсем не приспособленным к жизни.
Способность человека адаптироваться к окружающей среде в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Это один из парадоксов, которыми изобилует история развития теории интеллекта.
В общем виде можно дать такое определение: интеллект — это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. Т.е. интеллект – это структура умственных способностей. С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в определенную систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.
Вместе с тем всякая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере она развита у данного человека по сравнению с другими людьми. Поэтому бывает очень важно не только определить способности человека, но и оценить, насколько они выражены.
Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Уже в школьной практике имеется потребность в ранжировании детей по способностям, выявлении задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности — с другой, и соответственно применения разных типов обучения. В качестве способа измерения способностей используются различные тесты.
С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности — коэффициента интеллекта (IQ). Последний привлекал исследователей тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, которые включены в задачи теста. Задачи могут также строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания заключаются в составлении из предлагаемых деталей изображения предмета, геометрической фигуры и т.п. Обычно отдельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности.
В настоящее время для измерения интеллекта используют батареи тестов Стэнфорд-Бине и тест Векслера. Тест Векслера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые призваны выявить умение испытуемого понимать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тесты называются вербальными (словесными). Другие тесты представлены в несловесной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невербальными.
Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности. Действительно, первый гораздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сниженный показатель вербального интеллекта, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.
После выполнения тестов полученная суммарная оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возраста испытуемого) в коэффициент интеллекта. Теоретически IQ может варьировать от 0 до 200 условных единиц. Однако в последние годы ученые приходят к выводу, что далеко не всегда измерение интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводится незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает ответ. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, который не отражает реальную картину. Многие из тестов выполняются в условиях ограничения времени, что ставит в невыгодное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными при решении умственных задач в комфортном для них темпе. Человек, который не первый раз выполняет тест, может просто запомнить принцип решения задач, и покажет высокие результаты.
В качестве примеров заданий можно привести следующие:
2. Из 5 слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные:
3. Сделать умозаключение и определить отношение (больше—меньше) 2 величин в знаменателе:
а) лесу; б) растению; в) листу.
5. Вставить пропущенные буквы: _ча_т_е.
Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллекта.
Определение коэффициента интеллектуальности чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова показало, что он находится на достаточно высоком уровне (IQ = 135%), уступая, однако, посмертно определенному коэффициенту интеллектуальности Гете (200) и Эйнштейна (180). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным, тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному и низкие по числовому тесту, и наоборот. Так, у Гарри Каспарова шахматная и «бытовая» память оказались феноменальными, тогда как тесты, выявляющие фантазию, воображение, способность к отвлеченному мышлению, были выполнены не на столь высоком уровне.
Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.
Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.
Задание 4. Упражнения на развитие творческих способностей, преодоление шаблонности мышления.
а) Синонимы. В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «красивый».
По истечение времени посчитайте количество синонимов. 0-5 – низкий результат, 6-10 – средний, 11-15 – высокий, более 15 – очень высокий. Если упражнение делалось в компании, выявите самого оригинального, ответы которого не повторились ни у кого.
Оценивается количество вариантов и их оригинальность.
Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта.
Таким образом, в интеллекте выделяется способность к обучению, специальные способности, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики, чьи учебные достижения далеко не являются оценкой их интеллектуальных способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: «Было бы лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а как думать». Развитие способности к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный интеллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.
Способность к творчеству, к изобретению нового также относится к интеллектуальным функциям.
Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов — генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.
Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького ребенка с матерью или другим взрослым, ее заменяющим.
а) целеустремленность; б) внимательность; в) ловкость рук; г) гибкость тела; д) общительность; е) аккуратность.
9.2. В каких перечисленных ситуациях наблюдается проявление способностей?
а) Миша за неделю освоил игру в шахматы; б) Валя любит часами крутиться возле зеркала; в) Олег знает все столицы европейских и азиатских стран; г) Кирилл легко заводиться и поэтому часто затевает драки; д) Евгений легко может уговорить кого угодно, приводя разумные аргументы; е) Леонид часто участвует в конкурсах технического изобретательства.
10. Задание дополнительное на отдельную оценку. Напишите небольшой рассказ «Моя будущая профессия и мои способности».
Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания.
Проверочные задания.
Литература и источники
1. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2001.
2. Словарь психолога-практика / С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
3. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. – М.: Владос, 2001.
4. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 1999.
5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
7. https://www.intellectrate.ru/sposobnosti.htm
8.https://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
9. https://azps.ru/articles/tezis/34zadatki.html
10. https://www.psychology.ru/library/p001.stm
11. https://azps.ru/hrest/27/5572595.html
12. https://psylist.net/obh/00048.htm
13. https://www.intellectrate.ru/intellekt.htm
14.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82
Диагностика способностей и интеллекта
1. Чернеет П.Е. Тесты IQ. – М.: Ось-89, 2001.
2. Практикум по возрастной психологии / Л.А.Головей. – Спб.: Речь, 2006.
3. https://azps.ru/tests/indexsp.html
4. https://www.psyportal.info/psypage/test24.shtml
5. https://www.intellectrate.ru/testiq.htm
6. https://www.psy-diagnoz.com/ability.html
7. https://psylist.net/praktikum/ados.htm
8. https://firstklass.ru/21-diagnostika-sensornyh-sposobnostey.html
Развитие способностей
1. https://psylist.net/difpsi/o.htm
2. https://progressman.ru/2009/09/skill/
3. https://www.bienhealth.com/articles/razvitie-sposobnostyei-u-detyei/
4. https://www.butuzik.com/stat/stat_14.php
5. https://azps.ru/training/indexcg.html
6. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_05c.shtml
7. https://www.effecton.ru/239.html
8. https://www.ehroairport.com/igry-uprazneniya/
Это интересно знать
Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу – не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.
Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.
Примечания:
1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ОБЫ ( . . . ) КА
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ААЛТЕРК
КОЖАЛ
5. Вставьте пропущенное слово.
БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ ( . . . . ) ТАБАК
6. Вставьте пропущенное число.
196 (25) 324
18 10 6 4 ?
НИАВД
СЕОТТ
10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
11. Вставьте недостающую букву.
Щ Ц Т П Л ?
12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ME ( . . . ) ОЛАД
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте недостающее число.
4 9 20
8 5 14
10 3 ?
15. Вставьте недостающее число.
16 (27) 43
17. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных
18. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
19. Вставьте пропущенное число.
6 11 ? 27
20. Вставьте пропущенное число.
12 (56) 16
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
ПРИК ( . . . ) ЬЯ
ЖААРБ
ТЯХА
РУКА ( . . . . . ) ГРОЗДЬ
А Г Ж
Г З Л
27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
30. Вставьте пропущенное слово.
КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ ( . . . . ) ОМЛЕТ
31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
КАРТОЧНАЯ ИГРА ( . . . . ) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ
1 8 27 ?
ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
АТСЕН
ТИВОНКР
36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и она, стоящие вне скобок.
ЗАЛИВ ( . . . . ) ЧАСТЬ ЛИЦА
37. Вставьте пропущенное слово.
ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных
40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных
Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему IQ (коэффициенту интеллекта).
Примерно у половины людей IQ между 90 и 110, у четверти – он ниже, у четверти – выше: около 14,5% людей имеют IQ от 110 до 120, 7% - от 120 до 130, 3% - от 130 до 140 и только примерно 0,5% - выше 140. От студентов университетов можно ждать IQ около 125. Для получения диплома с отличием студент, вероятно, должен иметь IQ по меньшей мере 135-140.
14,5% людей имеют IQ между 80 и 90, 7% - между 70 и 80, остальные – ниже этого уровня. Люди с IQ ниже 70 порой классифицируются в учебниках как умственно неполноценные. Внутри этой группы имеется еще более детальное деление – на дебилов (IQ между 50 и 70),, имбецилов (IQ между 25 и 50) и идиотов (IQ ниже 25). Люди с низким IQ плохо справляются с учебными и интеллектуальными занятиями. Причина, разумеется, в том, что интеллект является необходимой предпосылкой успеха, и никакая настойчивость не может компенсировать недостатка способностей. Однако, очевидно и другое: интеллект является необходимым, но вовсе не достаточным условием успеха.
IQ профессиональных групп |
|
1. Администраторы и профессионалы высокой квалификации |
153 |
2. Профессионалы менее высокой квалификации |
132 |
3. Высококвалифицированные специалисты, священники |
117 |
4. Квалифицированные специалисты |
109 |
5. Специалисты средней квалификации |
98 |
6. Неквалифицированные рабочие |
87 |
7. Временные рабочие |
82 |
Среднестатистический нормальный IQ 100-130 |
Тесты IQ (интеллектуального уровня) используются при приеме на работу, учебу, для обучения и развития логики, математического мышления, психогеометрии. Возраст, с которого можно начинать заниматься – 11 лет.
Результаты теста IQ основаны на шкале в 100 баллов. 100 баллов – это среднестатистический результат. Отклонение результата теста в одну или другую сторону означает либо гениальность, либо отклонение в умственном развитии.
Средний уровень обычного человека IQ колеблется от 100 до 120 баллов. Если вы набрали больше 130 баллов, можете считать себя умным человеком, если больше 150 — гением. Однако, не стоит слишком полагаться на результаты этого и любого другого интеллектуального теста — в конечном итоге все они лишь измеряют вашу подготовленность к решению логических задачек, а не величину вашей разумности.
Тесты IQ в первую очередь должны определять общий уровень интеллекта, а не количество полученных знаний и умений во время обучения.
Также тесты на определение умственного интеллекта зависят и от возраста испытуемого, так как каждого человека оценивают, сравнивая его результаты IQ с подобными же результатами IQ людей его возраста.
Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности?
16 12 2014
1 стр.
Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Сегодня мы попробуем узнать больше об истории денег, о том, что же такое деньги, к
09 10 2014
1 стр.
Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядя
09 10 2014
1 стр.
Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы), сакшин (осознающий), кутастха, внутренний
09 10 2014
1 стр.
Для того, чтобы наиболее полно осознать, какому же именно явлению посвящён данный сайт, давайте подробнее поговорим о том, что же это такое мюзикл. Вот что мы читаем в Википедии
04 09 2014
1 стр.
Он состоял членом известной адвокатской конторы и был, без сомнения, самым знаменитым ее представителем. Поговаривали, что никто в Англии не знает о закулисной стороне дел столько
01 10 2014
15 стр.
Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле- лукойе. Вот мастер-то рассказывать!
05 09 2014
1 стр.
А на Земле оно не всегда такое! Всё прямо таки купается в лучах тепла и света, но что же это там такое несётся на огромной скорости. Никто ничего не успел понять, а лишь на автостр
11 10 2014
1 стр.