Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема 22. Способности. Интеллект
Не попробовав, никто не знает, на что он способен. 

Публилий Сир
Что такое способности?
Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности?
Почему человек выбирает ту или иную профессию? Ответы могут быть разные: «Так захотелось», «Потому что родители там работают», «У меня такие способности». Третья точка зрения наиболее близка психологам. Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными каче­ствами. Эти качества помогают человеку справляться с деятель­ностью и как бы определяют его пригодность к ней. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека.

В жизни слово «способности» употребляют по разным поводам: когда говорят и о физических возможностях человека («Он способен отжаться 10 раз»), и о его уме («Он не способен решить эту задачу»). Однако психологи называют способностями только такие качества, которые, во-первых, имеют психологическую при­роду, во-вторых, индивидуально варьируются — различаются. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако соб­ственно способности тут ни при чем. Первое качество непсихо­логично, а второе является общим для всех людей.

Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности — это сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психиче­ские процессы, но и все развитие личности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам человека спо­собности выступают как возможность их освоения, а воплотится ли она в действительность, зависит от ряда условий. Например, наличие у ребёнка математических способностей не является гарантией, что он станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творче­ски работающие педагоги, возможности семьи и др.) способно­сти заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательна история жиз­ни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.


В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями?
Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности продолжают развиваться, формируя свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не проявятся, если он никогда не учил математики. То же и в других областях знания. Так, на вступительном экзамене в Академии художеств В.И.Сурикову было отказано в приеме: по мнению экзаменаторов, у него отсутствовали способности к изобразительной деятельности. Ошибка педагогов заключалась в том, что на они оценивали не способности, а лишь наличие умений и навыков рисования. В дальнейшем Суриков овладел в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления.

Можно сказать, что способности проявля­ются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколь­ко быстро и легко человек осваивает конкретную дея­тельность. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделил следу­ющие три основных признака понятия «способность»:

1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Это могут быть особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

2. Способностями называют не всякие инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отноше­ние к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, являются индивидуальными особенностями людей, не называются способностями, т.к. не рассматриваются как условия успешности деятельности.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного чело­века.

Можно вывести следую­щее определение.



Способности — это индивидуально-психологические особенности челове­ка, обеспечивающие быстроту и успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навы­кам не сводятся. По-другому способности определяют как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Если человек не справляется с деятельностью, это не означает отсутствие способностей. Про­сто ему требуется больше времени на усвоение знаний и навыков, а педагогам понадобится приложить больше усилий. Когда В.Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому тридцать лет, а третьему — триста лет».


Задание 1. Мои способности.

На листе бумаги составьте список всех своих способностей. Подчеркните одной чертой те способности, которые у вас проявились уже давно; двумя чертами те, которые вы считаете наиболее важными для вас сейчас; волнистой чертой те, над развитием которых вам еще надо работать.



Задатки и способности
Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками. И формирование способностей происходит в процессе определенной деятельно­сти на основе этих задатков.

Задатки - это врожденные особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, составляющие природную основу развития способностей.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность, особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга и т.д.

Нет сомнения, что одни видят лучше, и поэтому лучше стре­ляют в тире, у кого-то сильно развит слух и на уроке он слышит любую подсказку, а те, у кого длинные ноги, отлично бегают и прыгают. Из ребенка высокого ро­ста быстрее получится хороший баскетболист, а из ребенка небольшого роста с меньшими усилиями воспитают гим­наста или жокея.

Например, задатки умственных способностей проявляются прежде всего в деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образо­вания связей. Развитие интеллектуальных способностей связано и с кро­воснабжением мозга. Поэтому хорошее снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работо­способности, сосредоточенному вниманию, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости. Когда сосуды мозга не могут быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается быстрое утом­ление при умственной работе, а соответственно и меньшая ее продуктивность.

Строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата обеспечивают тонкий слух – это задатки для развития музы­кальных способностей.
Является ли тип темперамента задатком для развития определенных способностей? Назовите, какие способности быстрее разовьются у каждого из темпераментов?
Но задатки - лишь предпосылки развития способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков с двухлетнего возраста различал все мелодии, которые пела мать, в четыре года напевал все, что играл отец, вскоре на­чал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.

То насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития человека: наличия и нужности профессий, связанных с определенными способностями, какую область деятельности из­берет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития задатков.

Для того чтобы пробудить задатки, нужна соответствующая среда. Задатки можно сравнить с семенем. Из семени получатся плоды, если будут благоприятные условия — удобренная почва, воздух и солнце. Условием для разви­тия задатков человека является прежде всего социальная среда.

Развитие задатков — процесс, связанный с потребностями общества. Если в обществе возникла потребность в профессиях, где нужен тонкий музыкальный слух, и если данный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему будет легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Само общество станет содействовать ему.


Развитию каких способностей благоволит современное российское общество?
Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от требований, предъяв­ляемых деятельностью. Например, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным критиком, педагогом, композитором. В то же время нельзя считать, что за­датки совсем не связаны с будущими способностями. Так, особен­ности слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих хорошего слуха. Таким образом, задатки избирательны, неодинаковы по отношению к разным ви­дам деятельности.
В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями?
Структура способностей
Способности человека — сложное образование, имеющее свое­образную структуру. Эта структура определяется требованиями конкретной деятельности и будет различной для разных ее ви­дов. Например, для занятия музыкой необходимо такое сложное образование, как музыкальность, которая состоит из сле­дующих способностей: музыкального слуха, способности к слу­ховому представлению, музыкально-ритмического чувства.

Струк­тура любой конкретной способности включает в себя, во-пер­вых, универсальные или общие качества, отвечающие требова­ниям разных видов деятельности, и, во-вторых, специальные ка­чества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.

Изучая математические способности, В.А.Крутецкий, установил, что для успеха в математике необходимы: I



  1. активное, положительное отношение к математике, склон­ность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

  2. ряд характерных черт: трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, устойчивые интеллектуальные чувства;

  3. наличие во время деятельности благоприятных для ее вы­полнения психических состояний;

  4. определенный фонд знаний, умений и навыков в соответ­ствующей области;

  5. определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

При этом первые четыре категории свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности. Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической дея­тельности.

Общие способности, обеспечивающие относительную легко­сть и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интел­лектуальной, академической (учебной), творческой, художествен­ной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличают прежде всего внимательность, собранность, по­стоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчи­вость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а так­же интеллект, превышающий средний уровень.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются глав­ным образом в направленности интересов. Одни сосредоточивают свои интересы на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей, про­исходит в конкретной деятельности.
Выберите одни из способностей – художественные, технические, педагогические, вокальные – и распишите их структуру.
Виды способностей.
Различают способности общие, проявляющиеся везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, проявляющиеся в какой-то одной об­ласти.

Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания). Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти.

Чем выше общие спо­собности, тем успешнее человек в любой деятельности. Так, интел­лект выдающихся спортсменов выше, чем у рядовых спортсменов.

Общие способности обеспечивают более легкое и успешное овладение общими знаниями и осуществление различ­ных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области дея­тельности.



Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов.

Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные, математические, технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, духовные, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных занятий.


Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А.Юшмову)


Литературные

Особенности творческого вообра­жения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы па­мяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии че­ловека, умение распределить работу между людьми, быть добросовест­ным исполнителем, критическое от­ношение к своим действиям

Математические

Умение обобщать, гибкость мыс­лительных процессов, легкость пере­ходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюда­тельность, любовь к детям, потреб­ность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого вообра­жения и мышления, свойства зри­тельной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких обра­зов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, во­левые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действи­тельность

Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. В возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память. В.А. Моцарт обнаружил незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются позднее, чем способности в области искусств. Это объяс­няется тем, что техническая деятельность требуют высокого развития выс­ших психических функций, прежде всего мышления, ко­торое формируется в более позднем возрасте - подростко­вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это исключе­ние. Элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляют­ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос­ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Способный человек, как правило, обладает целым букетом способностей. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами но и замечательными художниками и умнейшими людьми своего времени. Писательский талант Грибоедова соперничал с его музыкальным и дипломатическим талантами. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. В.Г. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну­жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан­тазии?».

В деятельности по любой профессии общие и спе­циальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.


Перечислите общие и специальные способности. Приведите примеры их связи между собой.
Развитие способностей
Способности человека не могут возникнуть и развиться вне деятельности. О человеке, который ничего не делает, нельзя сказать, способный он или нет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо. Композиторской деятельностью впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И все же стал гениальным композитором.

Любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен.

Если способности развиваются в деятельности, то можно пред­положить, что чем раньше человек начнет пробовать себя в раз­ных видах деятельности, тем раньше он проявит способности. Первыми толчками к развитию способно­стей являются раннее плавание, ранняя гимнастика, раннее хож­дение или ползание, т.е. раннее физическое развитие. Да и раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всяко­го рода инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей.

Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и др. Но предоставление ребенку свободы предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но взрослые не должны делать за ребенка то, что он может сам, не должны думать за него, когда он может додуматься сам, и т.д.

Неотъемлемый компонент способностей — повышенное стремление к цели, мотивация достижения. Она обеспечивает интен­сивную и в то же время естественно организующуюся деятель­ность, необходимую для развития способностей.

Необходимо помнить, что любые творческие способ­ности сами по себе не превращаются в творческие свер­шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

Итак, без упор­ного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообраз­нее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повин­ности приводит к постепенному угасанию имеющихся способнос­тей.

Сис­тематические занятия и упорные тренировки помогут в фор­мировании недостаточно развитых способностей. Недостаточное же развитие той или иной способности может быть компенсировано раз­витием других личностных качеств и особенностей человека. Таким образом, происходит возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных (на­пример, медлительность компенсируется предусмотрительно­стью и тщательностью).

Компенсация может осу­ществляться либо через дополнительно приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля дея­тельности, либо через другую, более развитую способность. Так, если ученику не дается математика, он может начать заниматься дополнительно, или выработать собственный нестандартный стиль решения задач, или перейти в гуманитарный класс, где этому предмету уделяется не столь много внимания. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает вероятности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно с ней связанной. Недостающая способность мо­жет быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.
Задание 2. Компенсация способностей.

Выберите одну общую способность (хорошее внимание, память, скорость мышление и т.п.). Если у человека она плохо развита, предложите, за счет развития каких качеств, способностей ее можно компенсировать.


Даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих ре­зультатов, поэтому очень важно, чтобы родители заметили необычные способности своих детей вовремя и создали условия для их пол­ного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природ­ный интерес ребенка к любому виду деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.


Задание 3. Как развить способности.

Перечислите факторы и условия развития способностей. Вспомните выделенные вами ваши способности. Отметьте, какие факторы способствовали их развитию. Выделите те способности, которые вы хотите развить у себя и подумайте, какими способами это можно сделать?


Как ваши способности определяют вашу личность и влияют на нее?
Интеллект, ум и способности.
Как вы думаете, что такое интеллект?
Хотя в жизни мы часто опери­руем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением за­гадки: что представляет собой интеллект человека?

Житейское отождествление поня­тий интеллект и ум не всегда правильно. В жизни умным часто на­зывают человека, который свободно ориентируется в ситуации, лег­ко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отли­чается способностями к установлению закономерностей. И наобо­рот: ученый, сделавший научное мировое открытие, может быть совсем не приспособленным к жизни.

Способность человека адаптироваться к окружающей среде в по­следние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Это один из парадоксов, кото­рыми изобилует история развития теории интеллекта.

В общем виде можно дать такое определение: интеллект — это относительно устойчивая структура способностей, в основе кото­рой лежат процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осо­знанную оценку. Т.е. интеллект – это структура умственных способностей. С психологической точки зрения назначение интел­лекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в опреде­ленную систему сигналов из окружающей среды, а также согласо­вание своих индивидуальных потребностей с объективными требо­ваниями реальности.


Качественная и количественная характеристика способностей. Измерение интеллекта.
Способности не существуют сами по себе, независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление различий между людьми в разных областях деятельности. По мнению Б.М.Теплова, качественные различия способностей выражаются, во-первых, в том, что один человек одарен в одной области, например в технической, а другой — в иной, например в музыкальной; во-вторых, в том, что и в пределах музыкальной сферы кто-то проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а кто-то — к исполнительской. И в-третьих, даже исполнительские способности у разных людей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен, по-своему.

Вместе с тем всякая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере она развита у данного человека по сравнению с другими людьми. Поэтому бывает очень важно не только определить способности человека, но и оценить, насколько они выражены.

Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Уже в школь­ной практике имеется потребность в ранжирова­нии детей по способностям, выявлении задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности — с другой, и соответ­ственно применения разных типов обучения. В качестве способа измерения способностей используются раз­личные тесты.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности — коэффициента интеллекта (IQ). Последний привлекал исследователей тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, которые включены в задачи теста. Задачи могут также строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания заключаются в составлении из предлагаемых деталей изображения предмета, геометрической фигуры и т.п. Обычно отдельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности.

В настоящее время для измерения интел­лекта используют батареи тестов Стэнфорд-Бине и тест Векслера. Тест Векслера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые при­званы выявить умение испытуемого пони­мать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тесты называются вербальными (словесны­ми). Другие тесты представлены в несловес­ной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невер­бальными.

Векслер считал, что вербальный интел­лект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности. Действительно, первый го­раздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сни­женный показатель вербального интеллек­та, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.

После выполнения тестов полученная суммарная оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возра­ста испытуемого) в коэффициент интеллек­та. Теоретически IQ может варьировать от 0 до 200 условных единиц. Однако в последние годы ученые прихо­дят к выводу, что далеко не всегда измере­ние интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводит­ся незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает от­вет. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, ко­торый не отражает реальную картину. Мно­гие из тестов выполняются в условиях ог­раничения времени, что ставит в невыгод­ное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными при ре­шении умственных задач в комфортном для них темпе. Человек, который не первый раз выполняет тест, может просто запомнить принцип решения задач, и покажет высокие результаты.

В качестве примеров заданий можно привести следующие:


1. Из 5 предложенных слов выбрать 2, имеющих наибольшую связь с обобщающим словом:

сад: растение, садовник, собака, забор, земля.

2. Из 5 слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные:



лист, почка, кора, чешуя, сук.

3. Сделать умозаключение и определить отношение (больше—меньше) 2 величин в знаменателе:




4. Выбрать слово в соответствии с предложенным отношением'. «Дом» так относится к «комнате», как «дерево» к:

а) лесу; б) растению; в) листу.

5. Вставить пропущенные буквы: _ча_т_е.
Успешность испытуемого определяется числом правильно вы­полненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллекта.

Определение коэф­фициента интеллектуальности чемпиона мира по шахматам Гар­ри Каспарова показало, что он находится на достаточно высоком уровне (IQ = 135%), уступая, однако, посмертно определенному коэффициенту интеллектуальности Гете (200) и Эйнштейна (180). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает ин­дивидуальные различия по отдельным, тестам, хотя человек мо­жет иметь высокие показатели по вербальному и низкие по чис­ловому тесту, и наоборот. Так, у Гарри Каспарова шахматная и «бытовая» память оказались феноменальными, тогда как тесты, выявляющие фантазию, воображение, способность к отвлеченно­му мышлению, были выполнены не на столь высоком уровне.


Дают ли тесты на интеллект полную и достоверную информацию об уровне развития способностей человека?
Взаимосвязь между творческими способностями и интеллектом.
Некото­рые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда ме­шают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие ут­верждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными поняти­ями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креа­тивности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность раз­виваться не может. Однако после достижения определенного уров­ня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не ска­зывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способ­ностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Воз­можно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накопле­нию знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.

Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, пра­вильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.
Задание 4. Упражнения на развитие творческих способностей, преодоление шаблонности мышления.

а) Синонимы. В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «красивый».

По истечение времени посчитайте количество синонимов. 0-5 – низкий результат, 6-10 – средний, 11-15 – высокий, более 15 – очень высокий. Если упражнение делалось в компании, выявите самого оригинального, ответы которого не повторились ни у кого.



б) Непредсказуемые последствия. За 5 минут предлагается записать различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

Оценивается количество вариантов и их оригинальность.

Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литера­туре.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта.
Таким образом, в интеллекте выделяется способ­ность к обучению, специальные способно­сти, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которы­ми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречают­ся ученики, чьи учебные достижения да­леко не являются оценкой их интеллекту­альных способностей. К сожалению, в шко­ле более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: «Было бы луч­ше, если бы людей учили не тому, что ду­мать, а как думать». Развитие способнос­ти к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный ин­теллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.

Способность к творчеству, к изобрете­нию нового также относится к интеллек­туальным функциям.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов — генетически передаю­щейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное вли­яние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные забо­левания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что не­обходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с ок­ружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют по­ложительные эмоциональные контакты маленького ребенка с ма­терью или другим взрослым, ее заменяющим.


Как связаны интеллект и способности?
Новые понятия: способности, задатки, одаренность, интеллект, коэффициент интеллекта.
Проверочные вопросы.

  1. Что такое способности и какова их роль а жизни человека?

  2. Как отличить способных людей от неспособных? Как можно выявить наличие способностей у детей?

  3. Какова роль задатков в формировании способностей? От чего зависит, разовьются задатки у человека или нет?

  4. Какие виды способностей вы знаете? Как связаны общие и специальные способности?

  5. Перечислите свои способности. Какие факторы и условия помогли вам их развить?

  6. Согласны ли вы с фразой: «Неспособных людей нет»? Что способствует развитию способностей?

  7. Что такое интеллект? Какие факторы влияют на развитие интеллекта?

  8. Что включают в себя количественная и качественная характеристики способностей?

  9. Выберите правильный ответ:

9.1. Какие из ниже перечисленные способностей относятся к общим?

а) целеустремленность; б) внимательность; в) ловкость рук; г) гибкость тела; д) общительность; е) аккуратность.

9.2. В каких перечисленных ситуациях наблюдается проявление способностей?

а) Миша за неделю освоил игру в шахматы; б) Валя любит часами крутиться возле зеркала; в) Олег знает все столицы европейских и азиатских стран; г) Кирилл легко заводиться и поэтому часто затевает драки; д) Евгений легко может уговорить кого угодно, приводя разумные аргументы; е) Леонид часто участвует в конкурсах технического изобретательства.

10. Задание дополнительное на отдельную оценку. Напишите небольшой рассказ «Моя будущая профессия и мои способности».

Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания.

Проверочные задания.
Литература и источники

1. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2001.

2. Словарь психолога-практика / С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

3. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. – М.: Владос, 2001.

4. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 1999.

5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

7. https://www.intellectrate.ru/sposobnosti.htm

8.https://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

9. https://azps.ru/articles/tezis/34zadatki.html

10. https://www.psychology.ru/library/p001.stm

11. https://azps.ru/hrest/27/5572595.html

12. https://psylist.net/obh/00048.htm

13. https://www.intellectrate.ru/intellekt.htm

14.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82
Диагностика способностей и интеллекта

1. Чернеет П.Е. Тесты IQ. – М.: Ось-89, 2001.

2. Практикум по возрастной психологии / Л.А.Головей. – Спб.: Речь, 2006.

3. https://azps.ru/tests/indexsp.html

4. https://www.psyportal.info/psypage/test24.shtml

5. https://www.intellectrate.ru/testiq.htm

6. https://www.psy-diagnoz.com/ability.html

7. https://psylist.net/praktikum/ados.htm

8. https://firstklass.ru/21-diagnostika-sensornyh-sposobnostey.html
Развитие способностей

1. https://psylist.net/difpsi/o.htm

2. https://progressman.ru/2009/09/skill/

3. https://www.bienhealth.com/articles/razvitie-sposobnostyei-u-detyei/

4. https://www.butuzik.com/stat/stat_14.php

5. https://azps.ru/training/indexcg.html

6. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_05c.shtml

7. https://www.effecton.ru/239.html

8. https://www.ehroairport.com/igry-uprazneniya/


Это интересно знать

Для тех, кто хочет узнать свой IQ




Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант




Инструкция к тесту

На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы – проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему – подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу – не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.

Примечания:


  • Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . .) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.

  • Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё» .
Тестовый материал

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.



2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ОБЫ ( . . . ) КА
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК
КОЖАЛ


ДМОНЧЕА
ШКААЧ
4. Вставьте недостающее число.

5. Вставьте пропущенное слово.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ ( . . . . ) ТАБАК
6. Вставьте пропущенное число.

196  (25)  324


325  (  )  137
7. Продолжите ряд чисел.

18  10  6  4  ?


8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

НИАВД
СЕОТТ


СЛОТ
ЛЕКСОР
9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.

10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.



11. Вставьте недостающую букву.

Щ  Ц  Т  П  Л  ?

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ME ( . . . ) ОЛАД
13. Вставьте пропущенное число.

14. Вставьте недостающее число.

4  9  20
8  5  14
10  3  ?
15. Вставьте недостающее число.

16  (27)  43


29  (  )  56
16. Вставьте недостающие буквы.

17. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных



18. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.



19. Вставьте пропущенное число.

6  11  ?  27
20. Вставьте пропущенное число.

12  (56)  16


17  (  )  21
21. Вставьте пропущенное слово.

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ


КОСЯК ( . . . . ) МИРАЖ
22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ПРИК ( . . . ) ЬЯ


23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЖААРБ
ТЯХА


НУССК
КОДАЛ
24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РУКА ( . . . . . ) ГРОЗДЬ


25. Вставьте пропущенную букву.

А  Г  Ж
Г  З  Л


З  М  ?
26. Вставьте пропущенные буквы.

27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.



28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.



29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.



30. Вставьте пропущенное слово.

КНИГА (АИСТ) САЛАТ
ПОРОГ ( . . . . ) ОМЛЕТ
31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

КАРТОЧНАЯ ИГРА ( . . . . ) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ


32. Вставьте пропущенное число.

1 8 27 ?


33. Вставьте пропущенное слово.

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА


ОЛИМП ( . . . . ) КАТЕР
34. Решите анаграммы и исключите липшее слово.

АТСЕН
ТИВОНКР


РАКЫШ
КООН
35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.

36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и она, стоящие вне скобок.

ЗАЛИВ ( . . . . ) ЧАСТЬ ЛИЦА
37. Вставьте пропущенное слово.

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА


РЫНОК ( . . . . ) ОСАДА
38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных



40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных




Ключ к тесту



Назначение теста

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 16 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.


  1. 4.

  2. ЧАЙ.

  3. ЧЕМОДАН. (Все остальные слова обозначает посуду: тарелка, ложка, чашка).

  4. 11. (Вычесть число на полу из суммы чисел на окнах.)

  5. ЖАБА. (Первая буква пропущенного слова – это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это четвертая буква предшествую щего слова; третья буква пропущенного слова – это третья буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова – это четвертая буква последующего слова).

  6. 21. (Сложить все цифры, стоящие вне скобок.)

  7. 3. (Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4+2=6; 6:2=3.)

  8. ТЕСТО. (Все остальные слова обозначают предметы домашней обстановки: стол, диван, кресло.)

  9. 6. (Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного цвета, белого или заштрихованными. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или в колонке).

  10. 5. (Имеются три фигуры, отличающиеся Тем, как проведена линия внутри прямоугольника, и три маленькие фигурки внутри – крест, ромб и черное пятно. На каждом прямоугольнике есть две такие фигурки.)

  11. И. (Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую.)

  12. ШОК.

  13. 54. (Числа в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга.)

  14. 11. (В каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым.)

  15. 27. (Число в скобках есть разность между числами вне скобок!)

  16. М и И. (Слово “соМненИе”, читается против часовой стрелки.)

  17. 2. (Круг может быть без линий, может иметь горизонтальную либо вертикальную линию. А малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений. Кроме того, они имеют разную штриховку.)

  18. 2. (Третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из тех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими.)

  19. 18. (Возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5 соответст венно, каждый раз прибавляя по 2.)

  20. 76. (Удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок.)

  21. КОЖА. (Первая буква пропущенного слова -это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это вторая буква предшествующе го слова; третья буква пропущенного слова – это пятая буква последующего слова; четвертая буква пропущен ного слова – это четвертая буква последующего слова.)

  22. ЛАД.

  23. СКУНС. (Остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка.)

  24. КИСТЬ.

  25. С. (Ряды построены из букв русского алфавита соответственно через 2, 3 и 4 буквы) .

  26. Е и Е. (Слово ЕДИНЕНИЕ, читается по часовой стрелке.)

  27. 2. (Имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо х.)

  28. 1. (Имеется три типа вазонов, три типа стеблей и три формы цветов. Вазон может быть белым, черным или заштрихованным. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.)

  29. 1. (Шипы, направленные наружу, считаются за +1; шипы, направленные внутрь,- за -1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма двух предыдущих фигур: 4-2=2, -1+5=4, 2 + 2=4.)

  30. ГРОТ. (Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно пятая и третья буквы предше ствующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова – это соответственно первая и пятая буквы после дующего слова.)

  31. ВИНТ.

  32. 64. (Возведите в куб числа 1,2,3 и 4 соответственно.)

  33. ПОРТ. (Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно пятая и первая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова -это соответственно пятая и третья буквы последующего слова.)

  34. ВТОРНИК. (Остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно.)

  35. Ж / 7. (Буквы идут в алфавитном порядке через од ну, поочередно в числителе и знаменателе. Числа, соответствующие порядковому номе ру этих букв в алфавите, расположены по добным же образом.)

  36. ГУБА.

  37. РОСА. (Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно первая и четвертая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова – это соответственно вторая и третья буквы последующего слова.)

  38. 1. (В каждом ряду и в каждой колонке есть три разных типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук. Те формы и положения, которых нет в первых двух рисунках третьего ряда, должны быть в пропущенном рисунке.)

  39. 6. (Есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви.)

  40. 1. (Вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов.)
Обработка результатов теста



Классический тест IQ состоит из 8 тестов, в каждом из которых 40 задач. Тесты рассчитаны на 30 минут каждый. Для полных результатов необходимо пройти все 8 тестов (не более 1 в день) и найти средний показатель.

Как подсчитать результат.

Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему IQ (коэффициенту интеллекта).



Минимальный уровень IQ = 70, максимальный 180. Средний уровень IQ колеблится от 100 до 120 (130) баллов.
У кого какой IQ (или умственный потенциал).

Примерно у половины людей IQ между 90 и 110, у четверти – он ниже, у четверти – выше: около 14,5% людей имеют IQ от 110 до 120, 7% - от 120 до 130, 3% - от 130 до 140 и только примерно 0,5% - выше 140. От студентов университетов можно ждать IQ около 125. Для получения диплома с отличием студент, вероятно, должен иметь IQ по меньшей мере 135-140.

14,5% людей имеют IQ между 80 и 90, 7% - между 70 и 80, остальные – ниже этого уровня. Люди с IQ ниже 70 порой классифицируются в учебниках как умственно неполноценные. Внутри этой группы имеется еще более детальное деление – на дебилов (IQ между 50 и 70),, имбецилов (IQ между 25 и 50) и идиотов (IQ ниже 25). Люди с низким IQ плохо справляются с учебными и интеллектуальными занятиями. Причина, разумеется, в том, что интеллект является необходимой предпосылкой успеха, и никакая настойчивость не может компенсировать недостатка способностей. Однако, очевидно и другое: интеллект является необходимым, но вовсе не достаточным условием успеха.


IQ профессиональных групп




1. Администраторы и профессионалы высокой квалификации

153

2. Профессионалы менее высокой квалификации

132

3. Высококвалифицированные специалисты, священники

117

4. Квалифицированные специалисты

109

5. Специалисты средней квалификации

98

6. Неквалифицированные рабочие

87

7. Временные рабочие

82

Среднестатистический нормальный IQ 100-130

Тесты IQ (интеллектуального уровня) используются при приеме на работу, учебу, для обучения и развития логики, математического мышления, психогеометрии. Возраст, с которого можно начинать заниматься – 11 лет.

Результаты теста IQ основаны на шкале в 100 баллов. 100 баллов – это среднестатистический результат. Отклонение результата теста в одну или другую сторону означает либо гениальность, либо отклонение в умственном развитии.

Средний уровень обычного человека IQ колеблется от 100 до 120 баллов. Если вы набрали больше 130 баллов, можете считать себя умным человеком, если больше 150 — гением. Однако, не стоит слишком полагаться на результаты этого и любого другого интеллектуального теста — в конечном итоге все они лишь измеряют вашу подготовленность к решению логических задачек, а не величину вашей разумности.

Тесты IQ в первую очередь должны определять общий уровень интеллекта, а не количество полученных знаний и умений во время обучения.

Также тесты на определение умственного интеллекта зависят и от возраста испытуемого, так как каждого человека оценивают, сравнивая его результаты IQ с подобными же результатами IQ людей его возраста.



Источники

  • Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант / Айзенк Г.Ю. Проверь свои интеллектуальные способности. – Р., 1992.

Не попробовав, никто не знает, на что он способен. Публилий Сир Что такое способности?

Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности?

345.28kb.

16 12 2014
1 стр.


Классный час «Деньги в нашей жизни»

Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Сегодня мы попробуем узнать больше об истории денег, о том, что же такое деньги, к

85.26kb.

09 10 2014
1 стр.


Карамзин Николай Михайлович

Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядя

183kb.

09 10 2014
1 стр.


Сарва упанишада

Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы), сакшин (осознающий), кутастха, внутренний

29.81kb.

09 10 2014
1 стр.


Что такое мюзикл

Для того, чтобы наиболее полно осознать, какому же именно явлению посвящён данный сайт, давайте подробнее поговорим о том, что же это такое мюзикл. Вот что мы читаем в Википедии

52.57kb.

04 09 2014
1 стр.


Агата Кристи Час Ноль

Он состоял членом известной адвокатской конторы и был, без сомнения, самым знаменитым ее представителем. Поговаривали, что никто в Англии не знает о закулисной стороне дел столько

2426.51kb.

01 10 2014
15 стр.


Концерт учащихся фортепианного отделения

Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле- лукойе. Вот мастер-то рассказывать!

42.78kb.

05 09 2014
1 стр.


Значит начнём: Любовная история или Соник любит только скорость

А на Земле оно не всегда такое! Всё прямо таки купается в лучах тепла и света, но что же это там такое несётся на огромной скорости. Никто ничего не успел понять, а лишь на автостр

90.38kb.

11 10 2014
1 стр.