Неміс тілі сабағында бастауыш сынып оқушыларының жоба бойынша іс -әрекеті
Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе
Светлана Вячеславовна Беляева
Учитель немецкого языка ГУ СОШ №39
Павлодарская область, г. Павлодар
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
Проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.
Виды проектных работ.
Зарубежный педагог - исследователь Хайнс, автор книги «Проект. Материал для учителя», выделяет 4 вида проектных работ:
-
Информационные и поисковые проекты, которые включают такие виды работ как доклады, презентации и т.д.
-
Оценочные проекты, которые представляют собой интервью, резюме, конечным итогом которых могут быть и презентации.
-
Театральные проекты, которые связаны с постановками представлений, выступлений и т.д.
-
Исследовательские проекты. Они предполагают постановку гипотезы и проведение некоего исследования, в конце которого, либо подтверждается гипотеза, либо опровергается (что то же является результатом).
Проект – это «шесть П»!
-
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
-
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
-
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
-
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
-
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
-
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
В обучении немецкому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение немецкому языку в начальной школе ведется по учебникам Hueber Verlag “Planetino1, 2, 3”. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “Mein Lieblingstier” (Моё любимое животное) лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке я рассказываю ребятам о предстоящей работе, обязательно показываю работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока я отмечаю положительные стороны каждого проекта и даю советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.
Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.
На втором году обучения лучшим был признан исследовательский проект Мальцевой Александры на тему "Национальные особенности русских и немецких сказок", который был отмечен на седьмом городском конкурсе научных проектов грамотой за второе место, под руководством учителем немецкого языка Беляевой С.В.
В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект “День рождения” начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урок-праздник. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: Пойдем в кино; Мой дом; Мировые достопримечательности; Занятия спортом и др. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.
В 3 классе мы уже написали долгосрочный научный проект с ученицей лингвистической гимназии 3 «В» класса Эльшайд Аделиной на тему «Особенности перевода пословиц в немецком и русском языках», под руководством учителя немецкого языка Беляевой С.В. Данная работа посвящена русским и немецким пословицам, их сходству и отличиям при переводе. Проект был представлен на городском конкурсе "Мои первые шаги в науке", проводимым ИНеУ, где был отмечен дипломом.
В 4 классе проект “ Все обо мне” долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года.
Темы проекта: «Мои каникулы», «Успехи в школе»(письмо другу по переписке), «Секрет моего имени», «Книга дней рождений», «Мой прошлый день рождения», «Город моей мечты», «Мой любимый фильм», «Семейные рекорды», «Любимые животные», «Мое будущее», «Когда мне было шесть», «Моя страна», «Воображаемое путешествие», «Мои приключения». Кроме проектов, предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования.
В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации.
Кроме отметок и оценки товарищей, мы обычно вводим специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях обучающихся. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников.
В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который мы назвали “ Мой языковой портфолио”. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения немецкого языка.
В заключение можно сказать, что проектная работа – это в большей степени самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная, групповая - которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Важно, что при выполнении этой работы осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Собирая и анализируя информацию, дети делают устные и письменные сообщения, т.е. активно развиваются речевые умения. Важно отметить, что при традиционном способе проведения занятий, менее подготовленные ученики редко, проявляют свою активность из-за недостатка знаний или умений в какой-то области. В работе же над проектом слабый ученик может получить задание по силам. Таким образом, он становится задействованным и должен наряду со всеми представить результаты своей работы.
Задача учителя – так организовать работу учеников, чтобы каждый ребенок научился самостоятельно получать знания, максимально используя имеющийся опыт и умения. Таким образом, умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, нового учителя, востребованного современным обществом.
Использованная литература:
-
Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3-С.25-27.
-
Методика проектной работы на уроках английского языка В.В. Копылова, “Дрофа” Москва 2004.
-
Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. - Иркутск, 2003.-432с.
-
Фрей К. Проектный метод. – Берлин: Бельц, 1997. – 349 с.
-
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988.