Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной недели немецкого языка в школе.
Разнообразные игры, конкурсы, викторины помогают раз-вивать у учащихся чувство товарищества, коллективизма; подго-товка и проведение вечеров, постановка сказок, спектаклей разви-вают у них художественный вкус, артистические способности; а научно-познавательные мероприятия углубляют знания по пред-мету, повышают качество успеваемости учащихся, закрепляют на-выки самообразования.
Особое внимание автор уделил изучению немецкой и рус-ской литературы, что расширяет кругозор учащихся, помогает им более полно представить красоту родной и иностранной культуры.
Пособие адресовано преподавателям иностранного языка, заведующим кафедрой. Материалы работы могут быть использова-ны на уроках, во внеклассной работе по предмету.
Содержание:
I. Введение.
II.Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитатель-ного процесса.
1. Цели и задачи внеклассной работы.
2. Формы внеклассной работы.
3. Заключение.
III. План проведения «Недели немецкого языка».
IV. Разработки мероприятий, проводимых в рамках Недели немец-кого языка.
1.Сказка братьев Гримм «Звёздный талер» (инсценировка).
2. Обозрение «Народные обычаи».
3. Досуг для наших детей.
4. Песни для разучивания с детьми.
VI. Литература.
Многие учащиеся изучают немецкий язык. Почему? Актуаль-ность овладения школьниками немецким языком объясняется тради-ционными культурными и экономическими связями России и Гер-мании, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе (на нем говорят в Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне). Люди, у которых немецкий язык – родной, живут так-же в Италии (Южный Тироль), во Франции (Эльзас), в некоторых регионах Бельгии и Дании. В России проживает также 2 миллиона рус-скоговорящих немцев. Даже в Северной и Южной Америке есть облас-ти с немецкоговорящим населением, и, наконец, большим вкладом немецкоговорящих народов в развитии мировой культуры.
Немецкий язык изучается в настоящее время наряду с другими языками в качестве первого иностранного языка, как в начальной, основной, так и в средней школе, а также в качестве второго, а в отдель-ных случаях третьего иностранного языка.
Немецкий язык относится к группе индогерманских языков. Внутри этой группы он относится к германским языкам и родственен датскому, норвежскому, шведскому, голландскому, английскому и некоторым другим.
Первые немецкие памятники литературы о языке, которыми мы обладаем, происходят со времен Карла Великого. Тогда не было единого немецкого языка, у каждой области был свой диалект. Большое влияние на немецкий язык, прежде всего, на его произношение, имел юг Гер-мании, потому что он быстро культурно развивался. Якоб Гримм описал первым это влияние на дальнейшее развитие немецкого языка. В сред-невековье также не было еще единого немецкого языка, т.к. Германия была раздроблена. В жизни, государстве, в торговле использовался латин-ский язык, который в средневековье стал все менее и менее употре-бимым. В учреждениях, писали и говорили по-латыни, а в повседневной жизни каждый регион говорил на своем собственном языке. Языком науки по-прежнему оставался латинский язык. Формирование общего литера-турного языка связано с переводом Мартином Лютером Библии на не-мецком языке, в связи с чем он считается основателем литературного языка. Немецкие ученые употребляли также латынь, в высших кругах говорили по-французски, и только в конце XVII века проявился вновь интерес к немецкому национальному языку. Ученые также стали поль-зоваться немецким языком. Но только с развитием классической нацио-нальной литературы литературный немецкий одержал свою победу как единый национальный язык.
На немецком языке, как на родном, говорят более 100 миллио-нов человек. Немецкие меньшинства в Польше, Румынии, в странах СНГ также частично сохранили немецкий язык.
В Европе говорят более чем на 50 языках, и немецкий язык – самый распространенный в Европе. Так почему и зачем люди изучают немецкий язык?
Немецкий язык – это язык Гёте, Шиллера, Дизеля, К.Рентгена, Г.Гейна, Бетховена, язык Гуттенберга и Мартина Лютера…Да разве можно перечислить всех великих людей, которых Германия подарила миру?! Каждая десятая книга в мире написана на немецком языке. Как язык перевода немецкий язык после английского и французского занимает третье место в мире.
С середины 90-х годов число учащихся иностранцев в гер-манских вузах бьет все рекорды. В Германии учатся более 250000 иностранцев, примерно на 60% больше, чем в 1995 (данные 2005 года). Сейчас каждый десятый студент – иностранец, большинство из Вос-точной Европы и Китая. А среди первокурсников почти каждый пятый не имеет германского паспорта. Тем не менее, Германия – третья страна по привлекательности для студентов после США и Великобритании.
Изучать немецкий язык стало престижным делом, и именно в Германии. Современный человек должен знать, по крайней мере, один иностранный язык, т.к хорошее понимание среди народов очень важно для международного сотрудничества.
Великий Гете говорил: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своем собственном», а также он говорил, что «немец должен учить все языки, чтобы ему дома было удобно с любым иност-ранцем, а на чужбине (за границей) он чувствовал себя, как дома».
Немецкий язык – один из основных языков межнационального общения в Европе. Изучая немецкий язык, можно иметь возможность читать литературу в оригинале, т.к переводы не могут в полной мере продемонстрировать все достижения немецкой литературы. Люди, говорящие по-немецки, укрепляют отношения с деловыми партнерами в немецкоговорящих странах.
Наибольшее количество туристов приезжают в Россию из не-мецких стран. В России работают немецкие фирмы, они ищут сотруд-ников со знанием немецкого языка.
Немецкий язык даст возможность узнать Европу. Тот, кто изу-чает немецкий язык, открывает для себя важную духовную, эконо-мическую и историко-культурную сферу жизни центральной Европы. Тот, кто говорит по-немецки и понимает немецкий язык, может лучше узнать и понять Германию, ее историю и культуру. Немецкий язык – язык культуры. Благодаря знанию немецкого языка, есть возможность открыть для себя одну из великих европейских культур.
Люди хотят изучать немецкий язык, чтобы переписываться с коллегой из Германии, лично общаться. Люди хотят читать немецкую художественную литературу в оригинале, черпать необходимую ин-формацию о Германии из СМИ самой Германии. Необходимо под-черкнуть, что при изучении любого иностранного языка человек тре-нирует свою память, кроме того, он обогащает свой родной язык.
Россия входит в мировое сообщество, и проблема изучения иност-ранных языков для общения сегодня особенно актуальна. Каждая школа, каждый вуз выбирает иностранные языки, исходя из объективных и субъективных причин.
Язык объединяет. В 2002 году в Москве и в Берлине состоялись встречи в рамках первого германо-российского молодежного форума. Инициатива исходила лично от глав Российского и Германского госу-дарств. В 2001 году президент Владимир Путин и канцлер Герхард Шредер пришли к соглашению о проведении германо-российского вузовского конкурса, который должен был способствовать диалогу меж-ду двумя государствами. Примером тому послужила лингвистическая олимпиада, в которой с 60-х годов принимают участие школьники из Германии и России, желающие изучать язык другой страны. На Вей-марской встрече в верхах (2002 год) было приято решение провести «Германо-российские культурные встречи 2003-2004 гг.», которые и про-шли с огромным успехом в Москве, Санкт-Петербурге и Берлине. Экспе-риментаторы обеих стран выступили тогда с предложениями по улуч-шению совместной работы: необходимо поддерживать обмены школь-никами и студентами, начинать совместные научные проекты и совер-шенствовать знания русского и немецкого языков в школах. Необхо-димо познавать Германию и Россию на собственном опыте.
Исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, по-чему доминирующее значение в школе отдается немецкому языку.
Имея определенный опыт внеклассной работы по немецкому язы-ку, автор данного пособия (педагогический стаж свыше 33-х лет) знакомит читателя с различными внеклассными мероприятиями, ма-териал к которому автор подбирал и составлял лично. И только материал для «литературной гостиной» составлялся в тандеме: русский текст – учитель русского языка и литературы Жевак В.М., немецкий текст – автор данного пособия. Автор счел нужным включить в пособие раздел «Приложение», материал которого поможет учителям немецкого языка в проведении различного рода мероприятий. Так, например, в нем содер-жатся песни разных жанров: военно-патриотического направления, ли-рического характера, на школьную тему.
Здесь также представлен обширный материал к празднику «Пас-ха» – это и нравы, и обычаи, песни и даже выпечка пасхального пе-ченья. Есть сценарий сказки братьев Гримм «Звездный талер».
Необходимо подчеркнуть, что только системная, а не эпизо-дическая внеклассная работа даст положительный результат.
II. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса
Каждому учителю немецкого языка известно, что дает внеклас-сная работа и какой огромный потенциал в ней заложен. Она спо-собствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; вос-питанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.
Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образо-вательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязатель-ных учебных программ.
Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку – система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют определенные формы, пол-ностью отражающие содержание внеклассной работы. Содержательный аспект внеклассной работы составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе (массовые, групповые и индивидуальные). Орга-низационный аспект системы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.
Уменьшить падение интереса и уровня мотивации на определенной ступени обучения (чаще это бывает в 6–7 классах) может внеклассная воспитательная работа по предмету. Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.
Данное пособие знакомит читателей с «Неделей немецкого языка», которая проведена в МОУ с углубленным изучением немецкого языка.
Данное пособие рекомендуется учителям немецкого языка, неза-висимо от того, изучается немецкий язык как предмет или факульта-тивно, или это второй, третий иностранный язык.
Предлагаемый материал данного пособия может быть исполь-зован как во неурочное время, так и в урочное.
Данное учебное пособие рекомендуется всем, кто изучает или интересуется немецким языком.
1. Цели и задачи внеклассной работы:
1. Внеклассная работа по немецкому языку в школе стала неотъем-лемой частью общей системы учебно-воспитательных средств форми-рования личности. Внеклассная работа проводится с учетом трех основ-ных целей: практической, образовательной и воспитательной.
Для реализации практической цели необходимо в процессе утренника (вечера) активизировать знания, навыки и умения, получен-ные учащимися на уроках немецкого языка.
С образовательной целью полезно при проведении утренника (вечера) расширить кругозор школьников, поэтому здесь дается инфор-мация о традициях, праздниках, достопримечательностях, известных пи-сателях, художниках, композиторах страны изучаемого языка.
Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма, в создании возможностей для про-ведения их индивидуальных художественных способностей.
– тематику внеклассной работы целесообразно связывать со стра-ной изучаемого языка;
– внеклассная работа должна базироваться на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке. Для этого необходимо:
а) активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамма-тических игр, загадок, кроссвордов и т.д.;
б) создавать дополнительную естественную практику для ауди-рования на немецком языке во время прослушивания номеров худо-жественной самостоятельности;
в) быть доступной большинству участвующих и присутствую-щих для понимания;
г) дарить радость познания нового;
д) быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия;
е) воспитывать интерес и уважение к ментальности, истории, искусству немецкоговорящих стран, на сравнение с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине.
Внеклассная работа является одним из существенных факульта-тивов, способствующих успешному обучению немецкому языку. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит частого применения в жизненной практике школьников, и именно вне-классная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных учащимися знаний.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов соревновательного характера, утренников, тематических ве-черов и т.д.) способствуют повышению интереса учащихся к изу-чаемому предмету, улучшению качества знаний, развитию разговор-ных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.
При подготовке любого внеклассного мероприятия надо помнить о том, чтобы оно не было слишком длительным, затянутым, т.к. длительное восприятие иностранной речи утомляет детей; здесь необходимо учитывать, для какого возраста предназначается то или иное внеклассное мероприятие, особенно это касается сказок, утренников или тематических вечеров в отличие от викторин, поскольку они проходят более оживленно, т.к. идет обоюдное общение (ведущий или ведущая и зал). Следовательно, чем младше школьники, тем меньше времени (15 – 25 минут). Темы материала должны подбираться соответственно возрастным группам учащихся. Необходимо, чтобы участники как можно чаще подготавливали сами детали к оформлению сцены (лозунги, плакаты, изречения великих людей, пословицы, поговорки на иностранном языке). Костюмы могут быть сшиты как с помощью родителей, так и взяты напрокат в районных дворцах культуры.
При организации самостоятельной работы, например, выпуске стен-газет на иностранном языке, важно учитывать принцип посильности. Сначала материал подбирается, затем отбирается необходимый и распределяется по всему объему ватмана, придумываются заголовки, рисунки.
Большую роль при выполнении внеклассного мероприятия играют современные технические средства. Это телевизор, мультимедийные диа-проекторы, кассетные записи, диски, пианино, а также домашние инстру-менты (гитара, скрипка, баян, гармонь, деревянные ложки и т.д.).
Очень многие ребята играют на гитаре, и их привлечение к раз-ного рода внеклассным мероприятиям повлияет положительно на ста-новление детей как личностей. Ведь не секрет, что такие ребята поль-зуются большой популярностью у своих одноклассников, а их вы-ступление перед большой аудиторией в актовом зале школы тем более действует положительно на психику подростка. Он чувствует, что он не одинок, нужен коллективу. Большинство школ живут под девизом: «И лучше всех умеем мы трудиться, и лучше всех умеем отдыхать».
Отдыхать – это не значит лежать на диване или сидеть в классе и смотреть телевизионные программы. Отдыхать – это значит принимать участие, а не быть простым созерцателем происходящего на сцене.
Многие учителя добиваются достаточной эффективности внеклассной работы за счет четкой ее организации и при умелом сочетании с учетом работы.
Когда школьники приступают к выполнению на иностранном языке того или иного задания по внеклассной работе, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Задача учителя – добиться того, чтобы интерес не пропал, а был постоянным и устой-чивым; если же все будет делаться без интереса, как говорится, из-под палки, то пользы не будет тому, кто выполняет и тому, кто даёт это задание. Никому! Если же что-то у ученика не получается сразу, надо ему помочь, ни в коем случае не исключать из кружка, а найти что-то именно для такого ученика, чтобы разбудить в нем интерес.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расши-рению кругозора учащихся.
Организационная работа должна быть четкой. Дни проведения мероприятий согласовываются с учебной частью школы. Тематика занятий должна быть актуальна и соответствовать уровню подготовленности и интересам учащихся. Немаловажную роль во внеклассной работе занимает то, как оформлен кабинет иностранного языка, чувствуют ли себя ребята уютно, где и что на-ходится для проведения различного рода внеклассных мероприятий: наборы песен, стихов, игры, костюмы, куклы и т.д., красочное оформление, сценарии проведения внеклассных мероприятий. Поэтому учителю удобно, если материал сгруппирован по темам, по датам, страноведческий материал подобран по странам, где немецкий язык – родной. Такое распределение материала для проведения внеклассной работы дает учителю возможность вместе с учениками оперативно выпускать газеты, оформлять стенды, сочинять сценарии вечеров и т.д.
В данном случае учитель выступает, как «директор», консультант, помощник, который не мешает инициативе ребят, а поддерживает их желание проявить себя в каком-то задании. Партнерство, понимание, играют важную роль при под-готовке и проведении внеклассного мероприятия как для учащихся, так и для учителя. Успешно выполненное задание побуждает учащихся принимать ак-тивное участие в дальнейшей внеклассной работе. Различные массовые формы внеклассной работы помогают организовать свободное время школьников, уси-ливают мотивацию в дальнейшем к изучению немецкого языка, решают задачи общего развития. Они дают учащимся возможность практически применять не-мецкий язык, способствуют развитию у них речевых умений, повышают интерес к немецкому языку.
Вся внеклассная работа строится на принципах добровольности, активности учащихся. декадника или недели немецкого языка.
Принципы систематичности и последовательности дают высокий эффект в изучении немецкого языка. Принцип личной индивидуали-зации предусматривает направленность на учет индивидуальных и воз-растных особенностей школьников.
На втором этапе отрабатывается программа, и школа опове-щается о готовящемся мероприятии. Проводятся репетиции.
Типовой план-программа утренников или вечеров включает ряд постоянных компонентов, которые могут изменяться в зависи-мости от темы и возрастных особенностей участников. К постоянным компонентам программы относятся:
– выступление ведущего;
– сообщения по теме;
– викторина;
– художественная часть (концерт на немецком языке);
– конкурсы (на немецком языке);
– подвижные игры немецкоговорящих стран;
– награждение победителей.
Хотелось бы подчеркнуть, что темы утренников или вечеров це-лесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду причин.
Во-первых, подготовку к таким утренникам можно проводить частично на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме: песни, стихи, тематические сценки или диалоги и т.д. Даже оформление может быть выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по группам (стенды, газеты, ребусы, кроссворды, шаблоны и т.д.). Шаблоны даются в черно-белом цвете, а ребята раскрашивают их в разные цвета по вкусу. Во-вторых, пройденная тема создаёт базу для ауди-рования и составления программы утренника или вечера, что даёт возможность учащимся воспринимать немецкий язык без особых трудностей.
По содержанию можно выделить такие группы форм вне-классной работы:
1. Соревновательные формы работы – конкурсы, игры, КВН, олимпиады, викторины, турниры.
2. Средства массовый информации – стенгазеты, стенды, биллютени, выставка-викторина, объявления, радиоузел (если такой есть в школе).
3. Культурно-массовые формы работы – вечера разных направ-лений и форм, спектакли, постановка сказок, выступления вокальных групп или хора, народные танцы, праздники, утренники.
4. Политико-массовые формы работы – акции солидарности, фо-румы, «круглые столы», митинги, пресс-конференции, фестивали.
5. Научно-познавательные – НОУ, предметные КВН, предметные кружки, специализированные курсы по предмету, факультативы по предмету «Немецкий язык», выпуск школьного журнала или альманаха на иностранном языке, ведение летописи школы и т.д.
Деятельность учащихся в разных формах внеклассной работы будет неодинаковой, что очевидно по следующей таблице:
Формы работы |
Преимущественно развиваемые свойства личности |
Соревновательные формы работы (кон-курсы, викторины…). |
1. Чувство товарищества, коллективизма. 2. Умение подчинять личные интересы интересам коллектива. 3. Взаимопомощь, взаимовыручка. 4. Внимание, сообразительность, наблюдательность, чувст-во догадки, память. |
Средства массовой информации (выпуск стенгазет…). |
1. Трудолюбие, сосредоточенность на деле, терпение. 2. Умение подобрать материал по теме. Способность выделять главное и второстепенное. 3. Абстрактное и логическое мышление. 4. Художественный вкус и способности. 5. Воображение.
|
Культурно-массовые формы (вечера). |
1. Расширение кругозора. 2. Ответственность за порученное дело. 3. Драматические и музыкальные способности. 4. Активность. 5. Память и речевые механизмы. 6. Восприятие. |
Политико-массовые формы работы (митинги). |
1. Активность и идейная убежденность, гражданственность. 2. Чувство коллективизма. 3. Принципиальность. 4. Умение воздействовать на собеседника убедительностью доводов и аргументов. |
Научно-познаватель-ные формы работы (кружки, предметные НОУ). |
1. Желание узнать больше, чем по программе, тяга к знаниям. 2. Умение добывать необходимую информацию и пе-рерабатывать в нужном ракурсе. 3. Исследовательская работа. 4. Умение научно воздействовать на собеседника с под-креплением фактов. 5. Расширение кругозора.
|
Красиво оформленные пасхальные открытки могут послужить призом при проведении внеклассного мероприятия, посвященному празднику «Пасха» (5– 6 классы).
Если посмотреть внимательно на шаблон «Пасхальный заяц», то можно увидеть маленькую кнопку. Если ее покрутить, то заяц скроется под крышкой, и получится пасхальное яйцо. Это тоже приз! (5 –7 классы).
Разнообразие медалей будет зависеть от помощи учителя изобразительного искусства ребятам, который со вкусом сумеет воплотить их фантазию в рисунок.
Те учителя, которые проводят внеклассные мероприятия, найдут себе хороших помощников в лице коллег-предметников, и в первую очередь, учителя музыки, учителя ИЗО, учителя технологии.
Учителя технологии могут обучить детей делать подсвечники, разделочные дощечки, обверложить красиво носовые платки, косынки, банданы и т.д.. И все это – также призы!
Само собой разумеется, что ни одно внеклассное мероприятие не обходится без музыкального оформления.
Ребята, волнуясь иногда во время выступления, могут «подза-быть» текст, и чтобы не было серьезных осложнений, необходимо сде-лать заранее фонограмму всего мероприятия.
Известно, что в каждой школе проводятся месячники, декадники или недели по иностранному языку. При проведении декады по иностранным языкам включаются в план следующие формы внеклассной работы:
09 10 2014
12 стр.
16 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.