Методическая разработка урока
Тема: Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка».
Цели:
-
Познакомить обучающихся с творчеством Александра Викторовича Костюнина, обратить их к нравственным проблемам рассказа.
-
Формировать нравственные основы добра, отзывчивости, прощения.
-
Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих людей.
«О, моё детство, чистота моя»
А.П.Чехов.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Слово учителя о теме урока, о творчестве Александра Викторовича Костюнина.
Преподаватель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку.
Беседа:
(
Запись в тетрадях – определение эпиграфа по Толковому словарю русского языка). Короткий текст (обычно цитата откуда-н., пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.
-
Как вы понимаете содержание эпиграфа к уроку?
Слова А.П.Чехова обращают нас к воспоминаниям о детской поре, чистому, открытому восприятию жизни в эту пору.
-
Слово учителя.
…И деревянная ограда,
Тень и прохлада палисада,
И ярко освещённый двор,
Почти дотла сожжённый солнцем,
И в старых ставенках оконце
Я помню, помню до сих пор.
Так памятно и сердцу мило…
И почему всё не затмило,
Забвеньем не заволокло?..
И до сих пор – тоской щемящей
И болью сердца настоящей –
Двор, клёны, ставенки, стекло…
Это мои воспоминания. Стихи эти я написала, когда мне было уже за 50… Почему-то так дорого сердцу то, что окружало меня в давнюю пору детства.
Мир детства всегда в нашей памяти. И сегодня я вслед за Александром Костюниным повторяю, почти дословно, слова из его рассказа:
Столько лет прошло.
Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…
Какие лица, события, символы выступят из вашего прошлого ядовитым грибом?.. какие – лечебной чагой?..
-
Чтение эпиграфа к рассказу «Рукавичка». ( Запись на экране).
…Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.
И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.
Евангелие от Матфея
Беседа:
-
Эпиграф придаёт «своеобразное освещение основной идее произведения». Кто-то из вас уже прочитал рассказ «Рукавичка» дома, кто-то ещё не знает содержания рассказа. Обращаюсь к тем, кто не читал: можете ли вы предположить, о чём рассказ?..
(О предательстве, предаётся что-то святое, чистое…)
-
Какова композиция рассказа «Рукавичка»?
(Рассказ делится на две части: в первой – воспоминание о давнем событии (Юрка Гуров украл рукавичку), во второй – горькое настоящее (Юра Гуров у себя в сарае повесился).
-
Чтение первой части. Анализ эпизода «Случай с рукавичкой».
Записи в тетради и на доске (экране).
В кабинете уроков труда
|
Комментарии
|
Как стайка взъерошенных воробьёв, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам. Сидим тихо, пилькаем глазёнками
|
Ребята слегка растерянны, смущены новой остановкой. Внимательны. В ожидании нового.
|
Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки
|
Всё говорит об интересе к чудо-альбому, об удовольствии, которое испытывают дети, наблюдая за прекрасным.
|
Звонок прогремел резко. Нежданно.
Урок закончился.
|
Наречия подчёркивают интерес ребят –
Звонок некстати, урок закончился слишком быстро.
|
Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс.
|
Дети ошеломлены чудом, которое им неожиданно открылось.
|
Учитель: Согласитесь, в нашем воображении появляются удивлённые чудом детские лица. Мы видим чистые детские взоры. Читая этот фрагмент рассказа, я вспомнила слова А.П.Чехова «О, моё детство, чистота моя». Вспомнила и другие, прочитанные когда-то мною в повести Александра Нежного «Проросшее семя». Помню, как задело за живое размышление Саши Васильева, героя названной повести: «…что вообще делается с людьми, если лишь самая малая часть сохраняет в зрелости отблеск чистого и трогательного облика своего детства?». Я, бывало, подобно герою повести Нежного, порой наблюдала, как напротив меня усаживается пяти-шестилетний «отрок», из глаз которого сияющим потоком льётся, (кажется – на весь мир!) ангельский свет. И размышляла: как совершается в человеке чудовищная подмена? куда и почему исчезает этот чистый свет?..
Как исчезает этот чистый свет детских душ в рассказе А.В.Костюнина?
-
Чтение и анализ эпизода «На уроке Аллы Ивановны».
Дети
|
Алла Ивановна
|
Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».
|
Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.
|
Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.
|
Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём
|
Кондроева, опустив голову, молча плакала.
|
– Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.
|
Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички… Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики.
|
– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.
|
Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.
|
|
Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос.
|
Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!..
|
Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас.
Класс напряжённо молчал.
|
Ты украл её. Вор!
|
Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали.
Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх.
|
«Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.
Он стал изгоем.
Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его
|
Как исчезает этот чистый свет детских душ в рассказе А.В. Костюнина?
Вывод: Наверно, Алла Ивановна и учительница по домоводству считали, что поступают верно – как-то надо научить детей не красть! Необходимо научить! Но почему же не научили? И если чему-то научили преподанным уроком, то чему? Мы видим плачевный итог. Зло, скрывшееся под ложной маской справедливости, уничтожает добро. Дети, привычно доверяющие учительнице (а психологи считают, что в таком возрасте авторитет учителя выше родительского), решили, что все правильно: Юрка должен быть наказан. Да что дети! «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье», - пишет автор
.
Почему мы, люди, так часто оказываемся духовно несостоятельными, слепыми? Почему герой рассказа прозрел только тогда, когда узнал о смерти своего одноклассника? И почему вспомнил о предательстве Иуды? Себя почувствовал предателем?..
Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только «после сего куска и вошёл в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».
-
Слово учителя:
В книге православного священника Святителя Василия, епископа Кинешминского, мы находим комментарий библейской истории о предательстве Иуды. – Почему так строго православная совесть осуждает предательство Иуды? – спрашивает автор. И отвечает: от его предательства пострадал наш Искупитель. Но помимо этого – неумение усвоить и оценить возвышенное учение Христа. Иудой правило ожидание того, что Равви сделается могущественным царём Иудейским (этого желал весь еврейский народ), Иуда рассчитывал в новом царстве занять не последнее место. «Любить Бога только как Бога, только потому, что Он есть Высшее Добро, Высшая Правда и Высшая Красота, - на это способны были лишь немногие… Но самое возмутительное в преступлении Иуды, с чем никак не может примириться человеческая совесть, это его лицемерие, низость и лживость его души. Носить маску преданности и любви и в то же время готовить предательство…, принять из Его рук преломленный хлеб, залог любви и доверия…, спрашивать: «кто Тебя предаст? Не я ли, Господи?» Хуже, гнуснее этого лицемерия вряд ли что можно представить». В чёрной душе предателя нет ни тени сознания того, что он делает дурно.
Кто «подставил» Иуду? Ответ однозначен – сатана. Тот, которому он вверил себя, отказавшись от Высшего Добра, Высшей Правды и Высшей Красоты. В заключении рассказа мы читаем процитированное автором Евангелие от Луки: «…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Он до последнего ждал покаяния Иуды, давал ему этот шанс покаяния, которым Иуда так и не воспользовался.
Да и мы сами разве не предаём Христа? Чем? – спросите вы. Нося имя христиан, мы часто поступаем не по-христиански.
Это внутренне предательство осознано героем рассказа, вот почему вспоминается ему после известия о том, что «Юра Гуров у себя в сарае повесился», эта история с рукавичкой. История, свидетельствующая, как часто в человеческой жизни истина путается с ложью, добро оказывается злом, губящим человеческие души.
Размышляя о современности, я часто вспоминаю удивительные по духовной глубине слова Ф.М. Достоевского, которые прочла однажды, чтобы запомнить навсегда: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой и взошло всё, что могло взойти, но взращённое живёт и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращённое в тебе». Пожалуй, главная причина – в нас, отказывающихся от Высшего Добра, Высшей Правды и Высшей Красоты, теряющих это великое чувство соприкосновения, о котором пишет Ф.М.Достоевский.
VIII. Домашнее задание: сочинение «Нравственные уроки в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка».