Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
В.К. Вислогузов1
О поэзии Виктора Цоя
В современной отечественной литературе не столь давно появился особый культурный феномен – рок-поэзия. Именно она стала в конце прошлого века той трибуной, с которой личность могла открыто заявить о существующих проблемах, показать свое отношение к действительности и просто самовыразиться.

Мой выбор пал на рассмотрение творчества В. Цоя как одного из самых ярких представителей этого рода поэзии. Сразу стоит оговорить, что рок сам по себе – явление синкретическое, воздействующее силой текста, музыки и манерой подачи материала одновременно. Однако анализ текстов, которые, на мой взгляд, можно считать стихотворениями, представляет литературный интерес и в отрыве от самих песен.

Для анализа были выбраны стихотворения «Звезда по имени Солнце» и «Легенда». Они способны отразить некоторые важные особенности лирики поэта, выделить характерные черты лирического героя Цоя.
Звезда по имени Солнце
Белый снег, серый лед

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом – желтый дым.

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом звезды

По имени Солнце.
И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война – дело молодых.

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь – через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива.

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.
И мы знаем, что так было всегда:

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и слова «нет».

Но не помнит ни чинов, ни имен.

И способен дотянуться до звезд,

Не считая, что это сон.

И упасть опаленным звездой

По имени Солнце.
Легенда
Среди связок в горле комом теснится крик,

Но настала пора: и тут уж кричи не кричи.

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,

Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи.
И как хлопало крыльями черное племя ворон.

Как смеялось небо, а потом прикусило язык.

И дрожала рука у того, кто остался жив.

И внезапно в вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат,

И волками смотрели звезды из облаков,

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь.

И как спали вповалку живые, не видя снов.
А жизнь – только слово.

Есть лишь любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А любовь стоит того, чтобы ждать.
Одной из ведущих тем творчества Цоя является тема героя, убитого бессмысленной милитаристской авантюрой. Война лирическим героем поэта воспринимается не только в прямом значении, но и как некая модель существования. Отсюда и различные преобразования временной канвы текстов: автор намеренно гиперболизирует ее («две тысячи лет война»), доходя иногда до предельного растяжения («в вечность вдруг превратился миг»).

Конечно, лирического героя не устраивает окружающая действительность. Однако война – не тот способ, с помощью которого можно решить все проблемы, и поэт неоднократно подчеркивал это в своих текстах («Я никому не хочу ставить ногу на грудь», - альбом «Группа крови»).

Все дело в том, что «война без особых причин» началась настолько давно, что она становится неотделимой частью бытия, фатальной неизбежностью. «Ты б мог умереть, если б знал, за что умирать», - так определяет сам поэт свое отношение к этой проблеме в стихотворении «Подросток».

Лирический герой предстает перед нами своего рода потерянным человеком, который осознает суетность бытия, переходящую в абсурдность и бессмысленность. Именно он «живет по законам другим» и предпочитает жизни любовь и смерть. Лишь он один способен петь среди царства мертвых. Он не принимает войну, но уже этим невольно участвует в ней.

Рассмотрим пространство стихотворений поэта. Одним из вариантов интерпретации образа поля брани и образа города является некое сотворение собственного мира автором. Герой Цоя абсолютно свободно перемещается в мирах, как реальных, так и созданных. Интересен тот факт, что искусственно созданное автором место действия произведения напоминает реальность, с той лишь разницей, что ирреальное гораздо сильнее высвечивает все стороны – как положительные, так и отрицательные – естественного мира. Поэтому и картины, которые рисует поэт, могут поражать и удивительной гармоничностью (например, в стихотворении «Малыш»), и ужасом изображения некоторых пейзажей, как видно из приведенных выше текстов. Трагический пафос произведений появляется потому, что порой для постижения иных жизненных сфер необходимо оставить земную жизнь. Отсюда и формулы, которые, на первый взгляд, кажутся непонятными и страшными («Смерть стоит того, чтобы жить»).

Категорию времени в произведениях проследить трудно. Сотворенные автором миры отличаются статичностью, способом передачи действия является ретроспекция, изображение завершенности событий. Так, о масштабах боя можно судить лишь по зарисовке состояния поля непосредственно после него.

На мой взгляд, в лирике Цоя можно выявить некоторые черты метафизической поэзии. Пространственно-временные отношения говорят о желании охватить все сферы бытия, существовать в мире, созданном самостоятельно и отражающем особенности восприятия мира естественного. Метафизическое не противопоставляется земному: они сосуществуют, и каждое является ключом для понимания и осмысления другого.

В цветовой гамме необходимо выделить обилие темных и мрачных красок, связанных с изображением трагического, - серый, черный, «погребальный». Это лишний раз развеивает расхожий миф о приверженности героя поэта к войне. Вообще символика цветовой палитры поэта крайне интересна и заслуживает внимания. Если проследить, для примера, как воспринимается белый цвет, то можно обнаружить довольно негативное отношение к нему. В творчестве поэта он символизирует пустоту и безжизненность. А в совокупности с холодным серым он передает довольно мрачную панораму безымянного города. Теплых красок, символизирующих положительные эмоции, практически нет. Это говорит о неком декадентском видении картины мира.

Стоит отметить особые композиционные приемы построения стихотворений. Зачастую произведение начинается яркой, но при этом очень точной и конкретной зарисовкой – быта, пейзажа, иногда даже настроения. Затем следуют размышления героя по поводу нарисованной картины, частью которой в некоторых случаях он сам и является. Подобные рассуждения чаще всего предстают как поток сознания, словесная медитация, причем они идут уже в области запредельного, ирреального пространства. Четкого перехода между настоящей действительностью и областью метафизического нет, это ощущение приходит на подсознательном уровне. Финал представляет собой крайне простой, логически завершенный, но от этого не менее парадоксальный вывод («Смерть стоит того, чтобы жить…»). В связи с этим и основную смысловую нагрузку несет последняя строфа.

Лексику текстов нельзя назвать бедной. Отсутствие «высоких», «книжных» слов можно связать с биографией поэта (высшей ступенью его образования стало ПТУ). Но это самое отсутствие никак не сказалось на художественности его произведений. Действительно поражает образность в целом и сила каждого образа в частности – закат горит «погребальным костром», город расположен «одеялом лоскутным» «в дорожной петле», война ощущается как «лекарство против морщин», эвфемизмом смерти является уход в ночь.

Необычные сравнения, антитезы, метафоры строятся на простом, «заземленном» языке, понятном каждому его носителю, образы запечатлевают знакомые всем явления окружающей действительности и быта (например, строка из стихотворения «Перемен!»: «Но на кухне синим цветком горит газ»), аллюзии и реминисценции просты. Такая оболочка для выражения сути песни вполне обусловлена. В то время, в которое Цой творил, именно такая речь была лучше всего понятна и воспринималась довольно легко. При этом автор стремится передать в малой форме глубокий смысл, расширив границы значения слова на уровне ассоциаций. Сам поэт писал: «Мне кажется, что песни, тексты, которые я пишу - они очень многозначные, очень ассоциативные, могут рассматриваться с очень многих углов зрения и каждому человеку могут дать то, что он хотел бы взять из этой песни».

Разговор автор и его лирический герой ведут не только с элитарным читателем/слушателем, который тоже найдет для себя много интересного (к примеру, трансформацию поэтической формулы «Все во мне» в «Больше нет ничего. Все находится в нас»), но и с обычным человеком. Да и сам жанр песни предполагает максимальное сближение акцептора и реципиента; не жесткую дидактику, но доверительную беседу. Именно в этом, по моему мнению, и состоит мастерство Цоя-поэта: он одновременно доступен и недостижим, прост и непонятен. Он как бы возносится над окружающим миром, но в то же время протягивает ему руку. Поэтому и песни его не теряют своей актуальности и в наши дни, он перешагнул временные рамки.



Его поэзия представляет собой уникальное сплетение романтизма, символизма и метафизического восприятия мира, направленное на как можно более полное постижение жизни во всех ее проявлениях. При этом каждый из созданных образов имеет прототип в реальной жизни, сотворение нового мира идет путем синтеза «вещественного», естественного пространства и чувства, эмоции. Лирический герой обеими ногами стоит на земле, но существует в потусторонних сферах.


1 Вислогузов Виктор Константинович – студент I курса филологического факультета КубГУ

Русская рок-поэзия и художественный прием

Когда в конце 80-х Виктора Цоя одолевали с вопросами “об отличии рок-поэзии от поэзии вообще”, он всегда отвечал, что “тексты своих песен в отрыве от музыки” не может “рассматриват

128kb.

08 10 2014
1 стр.


О поэзии Виктора Цоя

В современной отечественной литературе не столь давно появился особый культурный феномен – рок-поэзия. Именно она стала в конце прошлого века той трибуной, с которой личность могла

64.46kb.

07 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов
277.73kb.

06 10 2014
1 стр.


Конспект урока-беседы по поэзии Класс : 9

Революционный и патриотический пафос произведений. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Традиции классицизма в поэзии Рылеева

1124.29kb.

10 10 2014
6 стр.


Книга французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Карнавал как преодоление повседневности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

77.71kb.

02 09 2014
1 стр.


Татаринова О. В. Эсхатологический «код» обэриутов в поэзии

Обэриутов, опубликовавший ряд переводов литовской поэзии и переводы романов битников

66.72kb.

25 12 2014
1 стр.


Предромантизм в английской поэзии (творчество Томаса Грея)

Прогресс поэзии" и "Бард". В 1751 году была напечатана "Эллегия, написанная на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение Г

77.67kb.

08 10 2014
1 стр.


О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии

Часто встречающееся умиление якобы детской непосредственностью и простотой этой поэзии не более чем недоразумение. Китайская поэзия — это «тончайший сок»

238.08kb.

16 12 2014
1 стр.