Перейти на главную страницу
Принцип симфонии властей, как своего рода поручительство церковное спра-ведливости Царской самодержавной власти, который был нарушен Петром I, или точнее, в сознании русского народа сохранившаяся идея присущей Царской власти справедливости, продолжает оказывать, хотя внешне и малозаметное, но подспудно достаточно существенное влияние на поиски новых форм государственного строительства, как и государственного управления и в современной России.
Ориентироваться в этом сложном вопросе в нынешних условиях крайне трудно, и для этого необходимы не только точные исторические, но и вероисповедные критерии. Кризис неприем-лемого для Русского народа и Русского государства либерально-демократического мировоззрения сказывается всё сильнее и сильнее.
Зная, понимая это, многие устроители нерусского для России будущего, заполонившие своими псевдорусскими проектами прилавки книжных магазинов и СМИ, обращаются к симфонии властей, называя так свои неуместные попытки их узаконить и придать им видимость правдивости, заботы о «великом» будущем Русского государства.
Верное вероисповедное и историческое представление об идеальных отношениях и реальной практике государственного соуправления Царя с Патриархом является неотъемлемой частью нашего мировоззренческого взгляда (3).
Это представление служит основой для построения практической работы в вопросах русского державного устроительства и в определении нашего отношения к существующей верховной власти современного государства и к будущему России. Сегодня отноше-ние к этому вопросу, симфонии властей, есть лакмусовая бумажка, которая ясно показывает, что именно таится за очередным инородческим прожектом для Русского государства.
Русский народ всегда хотел видеть во власти вопло-щённый в жизнь высший идеал христианской истины, а не источник духовно ущербных правовых схем государственного устройства ради мифического роста экономического благососто-яния, которое никогда не было для русского человека высшим критерием благополучия и земного счастья. Выкорчевать из русской ду-ши Богом данный, выпестованный Православной Церковью народный взгляд на идеальное и гармоничное государственное устройство и управление Русским Царством на условиях тесного единства и взаимодействия светской и церковной власти никому не под силу.
Прошло во уже триста лет как принцип симфонии властей был нарушен. Однако народная память тайно хранит представления о нём в глубине своей благородной души, чающей по-отечески самодержавного и духовно наполненного христианским смыслом отношения к себе со стороны государства и его верховного правителя, поддерживаемого в своих начинаниях авторитетом и советом православного первоиерарха.
Симфония властей имеет свою древнюю историю и Богоданную сущность.
Идея симфонии властей, имеющая свои историчес-кие начала в государственном устройстве Византийской Империи, была перенесена на русскую почву, преобразована на русский манер и стала с конца ХVI века вплоть до Петровских реформ важнейшей силой русского и державного домостроительства. Её принцип был сформулирован в 6-ой новелле святого Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть свя-щенство и царство, из которых первое (т.е. священство, церковная власть) заботится о божественных делах, второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, соста-вляют украшение человеческой жизни. Потому ничто не лежит так на сердце Царей, как честь священнослу-жителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу.
И если священство будет во всём благоустроено и угодно Богу, а власть государственная будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу человеческого рода. Потому мы и прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить великие блага от Бога и крепко держать те, которые уже имеем» (4).
Практическим осуществлением симфонии властей стало тесное взаимодействие двух иерархов - Царя и Патриарха в вопросах государственного управления - как высшего выражения су-щества власти верховной, содержащей в себе духовное и светское властные начала. Уточняя обстоятельство, что симфония властей - есть союз Православного Монарха и Православного Патриарха (однако, никак не союз богоборческого государства с Синодом и Патриархом, то есть по внешней форме якобы Церкви и государств) и, одновременно, разъясняя смысл их соработничества, русский богослов И.С. Бердников, ссылаясь на сборник императорских законов «Эпанагог» поясняет нам следующее:
«Император есть законное начальство, благо всех подданных, которых он награждает и наказывает без пристрастия. Его задача делать добро. Он должен приводить в действие все предписания Священного Писания, постановления 7 Вселенских Соборов, гражданские законы. В Православии, именно в правом веровании во Святую Троицу и в ревности по вере, император должен отличаться перед всеми. В издании законов Царь должен обращать внимание на все существующие обычаи, но никакой обычай, противоречащий канонам, не должен иметь значение. Патриарх - живой образ Христа, обязанный и словом, и делом представлять Истину. Призвание его состоит в заботе о спасении душ тех, которые ему вверены. Ему принадлежит право учительства и безбоязненной защиты Истины, веры пред императором. Император и Патриарх (власть мирская и священство) относятся между собой, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства» (5).
Делание добра в православном понимании невозможно вне выполнения заветов Священного Писания. Поэтому автор 6-ой новеллы, православный Царский самодержец придал канонам силу гражданских зако-нов (новелла 542 и 545 г.г.), которые впоследствии стали утверждаться санкцией государственной власти (6), а также установил тесное взаимодействие патриархов и государей по вопросам государственного управления. Для этого была создана специальная система, которая по своей форме выдаёт нам сам принцип симфонии властей в его практическом виде. Патриархи, которые «наблюдали за делами своего округа… от лица церквей своего округа сносились с властью государственной, для чего установлены были особые должности апокрисариев и референдариев» (7). Они обеспечивали постоянную двустороннюю и обратную связь между светской и духовной властями. «Апокрисариями назывались представители патриархов Александрийс-кого, Римского, Антиохийского, Иерусалимского, постоянно находившиеся при Царском дворе для объяснений по делам своих церквей и патриархов с Царской властью; референдариями же назывались лица, которые употреблялись в сношениях между Константинопольским Патриархом и Императором» (8).
Впрочем, сторонники ви-деть в византийской эпохе исключительно лишь цезарепапизм, которому не хватает духовного авторитета Православного первоиерар-ха, правы только в одном: если идея претворить симфонию властей в жизнь родилась у Юстиниана ввиду его желания укрепить случайно доставшийся трон за счёт религиозной поддержки, то это не умаляет сути самой идеи и не есть основание считать, что она, таким образом, малопродуктивна. Существует мнение, что такие же причины установления Патриаршества на Руси были у Царя Феодора, о чём мы скажем чуть позже. Чем же от этого стало хуже Православному государству? Напротив.
Б Л А Г А Я В Е С Т Ь |
Центра-льное место отводится отно-шениям между Русским Государём и Русским Патриархом, которые нашли выражение в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух и
08 10 2014
1 стр.
Центра-льное место отводится отно-шениям между Русским Государём и Русским Патриархом, которые нашли выражение в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух и
10 10 2014
3 стр.
Понятие, зарождение и эволюция идеи, современное понимание и конституционное оформление принципа разделения властей
02 09 2014
3 стр.
Теория разделения властей была впервые сформулирована в XVII веке французским просветителем Дж. Локком и нашла своё применение на практике: она лежит в основе структуры государстве
23 09 2014
1 стр.
В современном мире принцип разделения властей является одной из основных составляющих правового демократического общества. Безусловно и в России принцип разделения властей имеет св
02 09 2014
1 стр.
От того, насколько привлекательна инвестиционная среда региона, насколько открыты и прозрачны действия региональных властей зависит положительное решение инвестора о начале своего
09 10 2014
1 стр.
Третья. Сопоставительная характеристика категории наклонения глагола в русском и казахском языка
17 12 2014
4 стр.
Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России
08 10 2014
4 стр.