Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

О СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ

В РУССКОМ ДЕРЖАВНОМ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ


«Умом и сердцем Святой Руси являлись и являются два Божьих установле-ния над ней: Самодержавная власть Помазанника Бо-жия и Православная Цер-ковь. Через Церковь Православную, как через сердце, Свет Христов проникал в самое тело народное, просветляя его, а через ум и волю Помазанника Божия приводил все его составные члены в конкретные дела Света - Соборного служения Царю Небесному, тем самым устрояя русский народ, как личность, по образу и подобию Божию (1). Этими тремя неразрывным между собой обстоятельствами определяется христианская сущность русской государственности. Центра-льное место отводится отно-шениям между Русским Государём и Русским Патриархом, которые нашли выражение в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух иерархов, стоящих во главе двух важнейших властных институтов Русского Царства-Государства.

Вопрос симфонии властей всегда был одним из основных вопросов Русского державного домостроительства и государственного управления России (сим-фония – явление, представляющее собой гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь, см. словарь С. Ожегова). Казалось бы, про-шло слишком много времени, чтобы народная память могла сохранить далёкое от нас историческое прошлое. Однако это не так. Предс-тавления о Царской власти на Руси как о власти, оду-хотворённой верой Христовой, а потому власти справедливой, сохранены до сего времени. Порукой тому является олицетворяющий эту праведную власть Царь, Помазанник Божий, которому «для направления человеческих законов, - пишет по этому вопросу владыка Никодим, епископ Далматинский, - к цели, предначертанной Промыслом Божиим, Бог даровал как первому главе семьи и государственной власти силу, что- бы она рукою вооружённою мечём правды и справедливости вела людей во имя Его благим путём» (2).

Принцип симфонии властей, как своего рода поручительство церковное спра-ведливости Царской самодержавной власти, который был нарушен Петром I, или точнее, в сознании русского народа сохранившаяся идея присущей Царской власти справедливости, продолжает оказывать, хотя внешне и малозаметное, но подспудно достаточно существенное влияние на поиски новых форм государственного строительства, как и государственного управления и в современной России.

Ориентироваться в этом сложном вопросе в нынешних условиях крайне трудно, и для этого необходимы не только точные исторические, но и вероисповедные критерии. Кризис неприем-лемого для Русского народа и Русского государства либерально-демократического мировоззрения сказывается всё сильнее и сильнее.

Зная, понимая это, многие устроители нерусского для России будущего, заполонившие своими псевдорусскими проектами прилавки книжных магазинов и СМИ, обращаются к симфонии властей, называя так свои неуместные попытки их узаконить и придать им видимость правдивости, заботы о «великом» будущем Русского государства.

Верное вероисповедное и историческое представление об идеальных отношениях и реальной практике государственного соуправления Царя с Патриархом является неотъемлемой частью нашего мировоззренческого взгляда (3).

Это представление служит основой для построения практической работы в вопросах русского державного устроительства и в определении нашего отношения к существующей верховной власти современного государства и к будущему России. Сегодня отноше-ние к этому вопросу, симфонии властей, есть лакмусовая бумажка, которая ясно показывает, что именно таится за очередным инородческим прожектом для Русского государства.

Русский народ всегда хотел видеть во власти вопло-щённый в жизнь высший идеал христианской истины, а не источник духовно ущербных правовых схем государственного устройства ради мифического роста экономического благососто-яния, которое никогда не было для русского человека высшим критерием благополучия и земного счастья. Выкорчевать из русской ду-ши Богом данный, выпестованный Православной Церковью народный взгляд на идеальное и гармоничное государственное устройство и управление Русским Царством на условиях тесного единства и взаимодействия светской и церковной власти никому не под силу.

Прошло во уже триста лет как принцип симфонии властей был нарушен. Однако народная память тайно хранит представления о нём в глубине своей благородной души, чающей по-отечески самодержавного и духовно наполненного христианским смыслом отношения к себе со стороны государства и его верховного правителя, поддерживаемого в своих начинаниях авторитетом и советом православного первоиерарха.



Поэтому Петровские реформы, придавшие самодержавной власти Русского Монарха черты чуждого западноевропейского абсолютизма, а затем имплантирование в русскую государственную жизнь инородного тела, так называемого осно-вного закона - конституции, которая упразднила законную, Богом установленную неограниченную власть Са-модержца, как, впрочем, и вся система правового регулирования государственной жизни, заимствованная из нерусских источников, - все эти антирусские меры смог-ли лишь временно подменить, но не вытеснить до конца из народного сознания идею триумвирата русского державного домостро-ительства, при котором Самодержец и Патриарх совместно правят любящим их народом на принципах христианского вероучения и взаимного согласия.

Симфония властей имеет свою древнюю историю и Богоданную сущность.

Идея симфонии властей, имеющая свои историчес-кие начала в государственном устройстве Византийской Империи, была перенесена на русскую почву, преобразована на русский манер и стала с конца ХVI века вплоть до Петровских реформ важнейшей силой русского и державного домостроительства. Её принцип был сформулирован в 6-ой новелле святого Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть свя-щенство и царство, из которых первое (т.е. священство, церковная власть) заботится о божественных делах, второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, соста-вляют украшение человеческой жизни. Потому ничто не лежит так на сердце Царей, как честь священнослу-жителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу.

И если священство будет во всём благоустроено и угодно Богу, а власть государственная будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу человеческого рода. Потому мы и прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить великие блага от Бога и крепко держать те, которые уже имеем» (4).

Практическим осуществлением симфонии властей стало тесное взаимодействие двух иерархов - Царя и Патриарха в вопросах государственного управления - как высшего выражения су-щества власти верховной, содержащей в себе духовное и светское властные начала. Уточняя обстоятельство, что симфония властей - есть союз Православного Монарха и Православного Патриарха (однако, никак не союз богоборческого государства с Синодом и Патриархом, то есть по внешней форме якобы Церкви и государств) и, одновременно, разъясняя смысл их соработничества, русский богослов И.С. Бердников, ссылаясь на сборник императорских законов «Эпанагог» поясняет нам следующее:

«Император есть законное начальство, благо всех подданных, которых он награждает и наказывает без пристрастия. Его задача делать добро. Он должен приводить в действие все предписания Священного Писания, постановления 7 Вселенских Соборов, гражданские законы. В Православии, именно в правом веровании во Святую Троицу и в ревности по вере, император должен отличаться перед всеми. В издании законов Царь должен обращать внимание на все существующие обычаи, но никакой обычай, противоречащий канонам, не должен иметь значение. Патриарх - живой образ Христа, обязанный и словом, и делом представлять Истину. Призвание его состоит в заботе о спасении душ тех, которые ему вверены. Ему принадлежит право учительства и безбоязненной защиты Истины, веры пред императором. Император и Патриарх (власть мирская и священство) относятся между собой, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства» (5).

Делание добра в православном понимании невозможно вне выполнения заветов Священного Писания. Поэтому автор 6-ой новеллы, православный Царский самодержец придал канонам силу гражданских зако-нов (новелла 542 и 545 г.г.), которые впоследствии стали утверждаться санкцией государственной власти (6), а также установил тесное взаимодействие патриархов и государей по вопросам государственного управления. Для этого была создана специальная система, которая по своей форме выдаёт нам сам принцип симфонии властей в его практическом виде. Патриархи, которые «наблюдали за делами своего округа… от лица церквей своего округа сносились с властью государственной, для чего установлены были особые должности апокрисариев и референдариев» (7). Они обеспечивали постоянную двустороннюю и обратную связь между светской и духовной властями. «Апокрисариями назывались представители патриархов Александрийс-кого, Римского, Антиохийского, Иерусалимского, постоянно находившиеся при Царском дворе для объяснений по делам своих церквей и патриархов с Царской властью; референдариями же назывались лица, которые употреблялись в сношениях между Константинопольским Патриархом и Императором» (8).



По сути, мы имеем дело с древней и насчитывающей уже 16-ти вековую историю, традицией Православной государственности, в становлении и развитии которой вопросы государственного соработничества Царской и светской власти имеют свои догматические истоки в христианском вероучении, а первый опыт практического воплощения – в византийской эпохе. Реальное претворение в жизнь идеи 6-ой новеллы святого Юстиниана, как это обычно бывает, оказалось не столь идиллическим, как её текст. Многие византийские Императоры стремились подчинить себе Патриархов и, «если Патриарх был неугоден Императору, - поясняет эту особенность их взаимоотношений Е. И. Смирнов, автор «Истории христианской Церкви», - последний всегда имел возможность низвергнуть его (9).

Дело доходило до того, что «как назначение Патриархов стало исключите-льной прерогативой Императоров, точно также, следуя всё далее и далее по пути присвоения им не принадлежащего, некоторые из Императоров думали даже брать на себя право суда над Патриархами» (10).

А «некоторые Императоры также не считали себя чуждыми церковной власти вязать и решать. Византийский цезарепапизм уполно-мочивал и на это. Об одном из Императоров, о Романе I, известно, что он от своего лица дерзнул провозгласить и анафематизмы» (11).

Впрочем, сторонники ви-деть в византийской эпохе исключительно лишь цезарепапизм, которому не хватает духовного авторитета Православного первоиерар-ха, правы только в одном: если идея претворить симфонию властей в жизнь родилась у Юстиниана ввиду его желания укрепить случайно доставшийся трон за счёт религиозной поддержки, то это не умаляет сути самой идеи и не есть основание считать, что она, таким образом, малопродуктивна. Существует мнение, что такие же причины установления Патриаршества на Руси были у Царя Феодора, о чём мы скажем чуть позже. Чем же от этого стало хуже Православному государству? Напротив.



Делая очень интересное наблюдение, выдающийся русский историк А. П. Лебедев отмечал, что спустя приблизительно три столетия после появления на свет 6-ой новеллы «Из истории Патриархов Игнатия, Фотия и Николая Мистика открывается, как практика, ко вреду Церкви, мало соответствовала идеалу Церкви в её отношении к государству, какой жил в сознании византийцев» (12). То есть у византийцев было сформировано отношение к Церкви как к идеальному и обязательному участнику сим-фонического процесса государственного управления и многие византийские Им-ператоры и церковные писатели того времени высказывались не в пользу притязаний Императоров на церковную власть. «Они ясно понимали, где в делах религии, видах церковного блага, должна кончаться власть Императора и начинаться исключительно сфера церковной деятельности.

Между Императорами в ХII веке встречаем с такими идеями Иоанна Комнина. В одном письме к Папе Гонорию этот Государь пишет: «Два предмета признавал я в продолжении моего царствования совершенно отличными один от другого: один – это власть духовная, которая от Великого и Высочайшего Первосвященни-ка, Князя мира, Христа, дарована Его апостолам, ученикам, как благо неизменное, через которое, по божественному праву, они получили власть вязать и решать всех людей. А другой предмет – это власть мирская, власть, обращённая к временному по божественному слову: воздадите кесарю то, что ему принадлежит, вла-сть, заключённая в принадлежащей ей сфере. Эти две власти, господствующие в мире, хотя раздельны и раз-личны, но действуют к обо-юдной пользе в гармоничном соединении, вспомоще-ствуя и пополняя одна другую. Они могут быть сравнимы с двумя сёстрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения двух властей проистекает общее благо, из враждебных же их отношений проистекает великий вред». Так мыслили лучшие из византийских Царей (13)…

Сергей БЕЛОВ

в газете «Русский вестник»

(окончание в следующем номере)



ИСТОЧНИКИ: (1). Проповедь иерея Олега (Ступичкина) // «За Веру, Царя и Отечество», июль, 2007, с. 7. (2). Никодим епископ Далматинский. Православное церковное право. С.-Пб., 1897, с. 668 // Цит. По М. Смолин. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М, 2005, с. 138. (3). О Православном вероучении в работе Союза Русского народа // «Русский вестник», № 16, 2007, с. 7-10. (4). Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. (5). Цит. по: Смолин М. Б.Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М., 2005, с. 53. (6). Бердников И. С. Церковь и право. Казань, 1887, с. 15. (7). Смирнов Е. И. История христианской Церкви. М., 2007, с. 368. (8). Там же, с. 368. (9). Там же, с. 445. (10). Лебедев А. П. История Византии. М., 2005, с. 67. (11). Там же, с. 71. (12). Там же, с. 33. (13). Там же, с. 414-415.

П О К А Я Н И Е С Л О В О М И П О К А Я Н И Е Д Е Л О М


Господь Вседержитель дал России, то есть всем нам, её жителям и гражданам, время на покаяние во всех наших делах ХХ века, которые мы «вершили» вопреки Ему и даже воюя с Ним - с Его Церковью и Его Царством - Государством, со всем тем, что, так или иначе, связано с Новым Заветом и нашей Православной историей. Воспользовались ли мы «отведённым» Самим Господом Богом временем, покаялись ли не только на словах, но и на деле во всём том, что сотворили и ныне творим?

Восстановили мы права и влияние Церкви в обществе и государстве, возвратили ей всё ранее отобранное, разрушенное и погубленное? Вернулись к Богу, став чадами Его Церкви?

Начали восстанавливать Его Православное Царство–Государство, благословлённое Апос-толом Андреем Первозванным 2000 лет назад, а затем и выстроенное на Русской земле 1000 лет назад Апостолом Владимиром, названным народом за все дела «Красным Солнышком»?

Увы, ничего пока не восстановлено, не возвращено, не исправлено в национальных масштабах так, как должно было быть сделано в случае нашего искреннего и сердечного покаяния и последующего Духовного прозрения…

Очень многие верующие люди, даже наши священники и иерархи, «сводят» суть национального покаяния к «Таинству, совершаемому в храмах», в надежде на «русское чудо»: сами придут, сами покаются и сами изменят свою жизнь и деятельность. А затем сами же преобразят Землю русскую буквально до неузнаваемости, в лучшем смысле этого слова.

Что можно сказать, возразить по этому поводу? Есть хорошая русская поговорка: «дурак думкой богатеет», перефразируя которую соответствующим образом мы получим весьма точную характеристику ожидания именно такого «русского чуда». На авось надеяться и глупо, и вредно, если не сказать большего. За последние 20 лет пришли в храмы и покаялись по-настоящему, изменив свою жизнь с языческой на христианскую, не более 3 % наших соотечественников. Достаточно ли такого количества воцерковлённых людей для воскресения России из мёртвых, т.е. для Православного преображения языческого общества и государства? Мы видим, что недостаточно.

Допустим, что каждый десятый из них, т.е. 0,3 % нации принимали и принимают участие в строительстве и восстановлении храмов, монастырей, обителей и других святынь Православия; служат Богу в монастырях, церквах и приходах, общинах и братствах, православных организациях, центрах и изданиях. Достаточно ли такого количества воцерковленных людей для возрождения Русской Православной Церкви в её прежнем «качестве» и величии? Всем очевидно, что нет.

Сколько воцерковлённых людей занято целенаправленно и убеждённо восстановлением и построением Русского Православного Царства-Государства? На деле, а не на словах, от которых все уже давным-давно устали? 1000 человек, 100, 10? Хотя бы один человек? Покажите его всем, дайте ему слово в Православных СМИ - пусть расскажет о своих конкретных делах по восстановлению и построению Православной России в новых исторических условиях. Хотя бы для того, чтобы мы ему всем миром помогли в этом Святом деле.

Мы все понимаем, что покаяние на деле – это когда мы не только называем наши грехи, пороки и преступления прошлой жизни и не только рыдаем по их поводу, сокрушаясь сердцем и обещая больше их не делать, а когда мы действительно перестаём их делать, и начинаем совершенно иную, христианскую жизнь и деятельность. В том числе, приступая к исправлению греховных, порочных и преступных деяний своего языческого прошлого - делом.

Что такое покаяние для человека, который, например, взял и спилил рощу? Штраф, признание в этом, покаяние на исповеди? Или исправление того, что сделано на деле, высаживание новой рощи взамен погубленной?

Что такое покаяние для человека, который обидел или оскорбил кого-то? Сожаление, признание ошибки, покаяние на исповеди? Или извинение, примирение и восстановление нормальных отношений со своим ближним?

Что такое покаяние для человека, человеков, для нации, которая «срубила» собственную Православную государственность, установленную Богом, «под самый корешок»? Не успокоившись на этом – уничтожила Церковь и верующих, устроила гражданскую войну, а затем умертвила десятки миллионов соотечественников? Сожаление, признание ошибок, покаяние в «Таинстве, совершаемом в храме»? Или это отказ от вражды, национальное единение и восстановление Христовой Церкви в масштабах нации, Божьей Государственности силами всей Церкви, общества и власти?

Дай нам всем, Господи, в том числе священникам и иерархам, ума-разума, Истинного Покаяния и на деле, а не только на словах.

С Любовью, В. Воробьёв




ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА МОНАРХИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ТАГАНРОГА


реклама, информация, объявления

Б Л А Г А Я В Е С Т Ь

следующая страница>


О симфонии властей в русском державном домостроительстве

Центра-льное место отводится отно-шениям между Русским Государём и Русским Патриархом, которые нашли выражение в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух и

95.63kb.

08 10 2014
1 стр.


О симфонии властей в русском державном домостроительстве

Центра-льное место отводится отно-шениям между Русским Государём и Русским Патриархом, которые нашли выражение в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух и

493.9kb.

10 10 2014
3 стр.


Лекция «Принцип разделения властей: понятие и реализация»

Понятие, зарождение и эволюция идеи, современное понимание и конституционное оформление принципа разделения властей

424.26kb.

02 09 2014
3 стр.


Современное понимание теории разделения властей

Теория разделения властей была впервые сформулирована в XVII веке французским просветителем Дж. Локком и нашла своё применение на практике: она лежит в основе структуры государстве

139.73kb.

23 09 2014
1 стр.


Реферат по дисциплине «Административное право» студента третьего курса

В современном мире принцип разделения властей является одной из основных составляющих правового демократического общества. Безусловно и в России принцип разделения властей имеет св

116.68kb.

02 09 2014
1 стр.


Непрозрачность и неготовность региональных властей к диалогу с инвестором

От того, насколько привлекательна инвестиционная среда региона, насколько открыты и прозрачны действия региональных властей зависит положительное решение инвестора о начале своего

37.45kb.

09 10 2014
1 стр.


Первая Категория наклонения глагола в современном русском языке 5

Третья. Сопоставительная характеристика категории наклонения глагола в русском и казахском языка

557.45kb.

17 12 2014
4 стр.


Курсы катехизаторов во имя священном

Теория симфонии святого императора Юстиниана: актуальность духовного наследия Византии для современной России

546.31kb.

08 10 2014
4 стр.