Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В.И.Добрынина, профессор Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

Т.Н.Кухтевич, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова
Ставится проблема совершенствования содержания учебных программ социально-гуманитарного цикла. Обращается Внимание на то, что в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий необходимо учитывать современные представления о соотношении между предметом науки и учебной дисциплиной; информацию об инновациях в области культуры, техники, технологии, а также динамику ценностных ориентаций молодежи и специфику новых для россиян базовых и инструментальных ценностей.

Ключевые слава: социокультурные требования к современному специалисту, компетенции, интеллектуальный потенциал современного студенчества, предмет науки и учебный предмет, бюджет времени студента, воспитание в высшей школе.


В процессе разработки учебных программ социально-гуманитарного цикла предполагается, что их авторы не только хорошо знают основоположения науки, учебную версию которой они конструируют, но и осведомлены в вопросах дидактики, а главное — имеют представление об особенностях познавательных, психологических и социальных процессов, происходящих в среде современного студенчества, в частности, об их возрастной, гендерной, региональной и будущей профессионалной специфике.

На наш взгляд, для преподавателя все перечисленное является тем необходимым минимумом, без чего эффективно осуществлять деятельность по созданию учебных программ и их последующему применению в обучении невозможно или весьма затруднительно. Важно, наконец, понять, во-первых, сколь существенно изменилось само студенчество, а во-вторых, — в связи со становлением рыночных отношений, — те социокультурные требования, которые предъявляются к современному специалисту.

Официальные источники отмечают, что с 1992 г. в России началась депопуляция, поэтому социально-демографическая группа молодежи становится все меньше как по абсолютной величине, так и в процентном отношении. Между тем численность студентов в стране за последние годы не сокращается, а возрастает, что неминуемо отражается на интеллектуальном потенциале обучающихся, их эвристических интересах и творческих потребностях в самореализации. Это обстоятельство существенно осложняет стоящую перед системой образования задачу; в условиях негативной демографической ситуации поддерживать воспроизводство главного богатства общества — его человеческого капитала.

Становление рыночных отношений во всех сферах жизни современной России радикально повлияло на систему образования, значительно коммерциализировав ее структуры. Отметим, что этот факт пока еще недостаточно осмыслен преподавателями в плане влияния на их деятельность.

Существенно изменился социально-психологический портрет студенчества. Приходится констатировать, что резко уменьшилось число молодых людей, способных усваивать фундаментальные знания. Меняется само отношение студентов к учебе, их представления о получении знаний: им кажется, что этот процесс должен быть легким, быстрым и развлекательным. Поверхностность и неэффективность такого «приобщения» и «присвоения» неочевидна, к сожалению, даже для некоторых преподавателей.

Российскую высшую школу в течение ближайших лет ожидает внедрение многообразных инициатив, исходящих от властных структур и уже получивших статус закона, обязательного к исполнению всеми учреждениями образования. Это и единый государственный экзамен выпускников школ, и переход на двухуровневую подготовку (бакалавр — магистр), и компетентностная модель.

Очевидно, что в последние два десятилетия высшая школа работала в условиях высокой степени неопределенности, когда резко сократилось государственное финансирование системы образования и вузы вынуждены были изыскивать любые средства для своего существования, что не могло не сказаться на общей моральной обстановке в вузовской среде. За эти же годы из вузов ушло много молодых и инициативных работников, которые нашли себе другие формы деятельности с более высоким уровнем оплаты, поэтому в стране происходила существенное постарение преподавательского корпуса и усиливалась его феминизация.

Коммерциализация системы образования в условиях дефицита бюджетных финансовых средств вузов привела к определенной девальвации критериев оценок знаний студентов на зачетах, экзаменах, госэкзаменах, при защите курсовых и дипломных работ. Вузы оказались заложниками


сохранения контингента студентов, поэтому неудовлетворительные оценки, отчисления студентов за неуспеваемость в педагогической и административной практике стали большой редкостью.

В ближайшие годы в вузах России существенно уменьшится приток студентов из малых городов и сельских местностей, а также увеличится в процентном отношении численность девушек-студенток, т.к. армия будет переходить на контрактную основу и вузы перестанут привлекать юношей (при прочих равных условиях за четыре-пять лет каждый молодой человек может получить достаточно престижную и высокооплачиваемую специальность и достичь в ней определенных успехов).

Отметим также, что за это же время дипломированные молодые специалисты, особенно в массовых специальностях (учитель, врач, инженер), несмотря на декларации властей, будут получать заработок, который не позволит им реализовывать самые простые жизненные планы, учитывая и то, что вузы в массовом порядке будут выпускать бакалавров, чей социальных статус и положение в штатном расписании предприятий до сих пор весьма неопределенны.

На что хотелось бы обратить особое внимание? При обсуждении вопросов содержания учебных программ необходимо учитывать современные представления о соотношении между предметом науки и учебным предметом. Лет тридцать назад в среде обществоведов проходила острая дискуссия, посвященная проблематике единства и различия между предметом конкретной науки и учебной дисциплиной: последняя раскрывает не все, а лишь те или иные аспекты данной науки в контексте специальности, получаемой обучающимися. Ясно, что развитие науки и изложение учебного предмета подчинено разным целям: в одном случае — логике научного исследования, в другом — логике обучения или дидактики; обе они предусматривают разные формы изложения предметного содержания, качественно отличные процедуры проверки гипотез, разные способы обращения к практике и т.д.

В свое время эта дискуссия, продолжавшаяся не один год, немало способствовала тому, чтобы сделать содержание учебных программ отвечающим логике учебного процесса и оптимальному уровню подготовки специалистов по конкретным профессиям, не усложняя, но и неоправданно не облегчая учебную деятельность студентов.

Сказанное в значительной мере относится к учебникам и учебным пособиям. Среди них немало таких, в которых не учитываются методические требованиям данному жанру, рассматриваются узкие или малоактуальные с научной точки зрения проблемы, предлагаемый текст либо теоретически усложнен, либо перегружен фактической информацией, мало ссылок на известных отечественных авторов по конкретной проблематике, невысока и культура языка, а также ясность изложения мысли.

Большую помощь в понимании многообразия и сложности проблем, встающих перед педагогическим и коллективами в в процессе их обучающей деятельности, оказали эмпирические социологические исследования. Имеется в виду прежде всего изучение бюджета времени студентов, которое четко показало всем вузовским работникам, насколько их требования к студентам не совпадают с таким объективными неизменяемым параметрам, как «течение времени». Анализ социологами бюджета времени показал недопустимую перегрузку студентов как аудиторными, так и в неаудиторными занятиями, а также — что было особенно чувствительно для самолюбия разработчиков учебных планов и программ — необходимость резкого сокращения того учебного материала, который буквально втискивался в сравнительно небольшое количество обязательных учебных часов. Постепенно преподавательский корпус привыкал к мысли, что требуется учитывать неумолимый ход времени, неизбежные физиологические затраты на сон, отдых, проезд к месту учебы и пр. Вузовская общественность стала понимать, что возможности студента не безграничны, а задача преподавателя заключается не в том, чтобы блистать эрудицией, а в том, чтобы пробудить интерес к знанию и научить студентов учиться. Слова Э.В. Ильенкова: «Школа должна учить мыслить!» — рассматривались как призыв к действию. Преподавательская общественность штудировала работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других российских психологов, исследовавших учебную деятельность и общение, виды обобщения в обучении, процессы интериоризации знаний и ценностей. Педагогика сотрудничества и целый ряд других инноваций в педагогической психологии справедливо воспринимаются сегодня мировой научной общественностью как самые передовые концепции.

Перемены в жизни российского общества коснулись его основ: началось становление института частной собственности – базиса либерально-рыночных отношений; резко изменилась социальная структура общества; под воздействием частнособственнических отношений стал складываться рынок труда, требования которого в той или иной степени вынуждена учитывать высшая школа. Укрепление рыночных от-ношений потребовало от вузов организации подготовки специалистов, которые никогда ранее не готовились в вузах (брокеров, маркетологов, дилеров и т.д.).

Современная российская действительность вносит существенные изменения в вузовское образование, в его приоритетные цели, главные функции и формы. Помимо своей основной задачи транслятора культуры современный вуз самой логикой своего существования в радикально меняющемся обществе выполняет новые для себя функции проводника инноваций в области техники и технологии и популяризатора новых для россиян базовых и инструментальных ценностей, не забывая при этом защищать традиционные для нас морально-нравственные, смысложизненные ценности.

В этой связи при формировании учебных планов и программ, перечня читаемых дисциплин стоит обратить внимание на соотношение обязательных стандартных курсов и спецкурсов. Необходимо также по возможности сократить время прохождения по инстанциям вносимых в перечень читаемых курсов изменений.



Для современного вузовского «обществоведа» становится особенно важным быть в курсе всех современных концепций и теорий, которые «обрушиваются» на голову студента через информационные сети, средства массовой информации, мобильную и спутниковую связь. Не случайно многочисленные исследования ценностных ориентаций современной российской молодежи выявляют не только множественность жизненных миров молодых, их мозаичность, но и растущую неустойчивость их повседневного сознания в отношении базовых социальных представлений, составляющих суть их ментальности, — того коллективного бессознательного, которое на протяжении веков обеспечивало взаимопонимание поколений, гармонизацию их бытия в полиэтнической среде и в условиях суровой природы.

Формирование у студентов взвешенного и критичного отношения ко всем социокультурным процессам, происходящим в нашем неустойчивом и хаотически изменяющемся обществе, как нам представляется, в настоящее время имеет много больший воспитательный эффект, нежели безудержное восхваление прошлого и нигилистическое отношение к настоящему или, наоборот, бесконечное охаивание прошлого и нескончаемые восторги по поводу «разительных» перемен и будущих успехов.

О совершенствовании учебных программ социально-гуманитарного цикла в контексте современности
100.43kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа социально-экономического развития муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет»

Постановление Правительства Астраханской области от 30. 05. 2006 г. №179-п о совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации среднесрочных программ социально

858.32kb.

16 12 2014
7 стр.


Курс «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания, преподаваемой в высших учебных заведениях нашей страны

СПб филиала вшэ по курсу «Культурология». Дисциплина, в рамках которой применяется методика проведения семинаров в музейных залах, преподается на различных факультетах и отделениях

145.12kb.

08 10 2014
1 стр.


«Проблемное обучение на уроках естественно- математического цикла»

Обеспечивать выполнение государственных программ и практической части по предметам цикла

83.87kb.

02 10 2014
1 стр.


План проведения заседаний Ученого совета

О совершенствовании научных и образовательных программ Евразийского молодежного движения

17.76kb.

26 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна для направления 040200. 68 "Социология" подготовки магистра

Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна для направления 040200. 68 "Социология" подготовки магистра

177.65kb.

12 10 2014
1 стр.


График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий мо учителей гуманитарного цикла
33.02kb.

10 09 2014
1 стр.


Iii. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатель динамики их достижений выше средних в субъекте РФ

Результаты работы по выполнению учебных программ за 3 года, предшествующие году аттестации

178.46kb.

11 10 2014
1 стр.