Перейти на главную страницу
Н. Л. Шибасова
Настоящее исследование посвящено вопросу влияния синтаксических и семантических факторов на употребление объекта при парных глаголах. Работа базируется на материале языков волжской и пермской группы уральской языковой семьи: коми-зырянского, удмуртского, лугового марийского (мар.) и мордовских. В тезисах приводятся примеры из лугового марийского языка, собранные в экспедиции 2000 г. в селе Старый Торъял Новоторъяльского района республики Марий Эл.
Парными глаголами называются глаголы, состоящие из двух контактно расположенных и произносимых с соединительной интонацией (без паузы и интонации перечисления) глагольных компонентов, например: мар. кочкаш-й йÿаш “есть-пить” (от кочкаш “есть”, йÿаш “пить”), кÿралаш-ÿдаш “пахать и сеять”, мокташ-ворсаш “хвалить и ругать”, шонаш-ойгыраш “думать-горевать”. Оба компонента в составе парного глагола, как правило, имеют одинаковые грамматические характеристики (вид, время, лицо, число) и, в связи с этим, обычно имеют одинаковый набор аффиксов.
Парные глаголы не составляют однородного класса, и в литературе понятие “парные глаголы” употребляется в узком и широком значении. Парные глаголы в узком значении подразумевают семантическое равноправие компонентов, при этом между компонентами наблюдаются отношения синонимии, антонимии или другие симметричные отношения. Парные глаголы в широком значении не подразумевают семантического равноправия компонентов – из марийских примеров это шонаш-ойгыраш, где компонент шонаш “думать” выступает с ослабленным лексическим значением, аналогично в пр. (2) – см. ниже.
Полная десемантизация одного из компонентов для марийского языка не характерна, но встречается в мордовских языках – там один из компонентов фактически несет грамматическую, а не лексическую нагрузку: мокш., эрз. якамс “ходить”, мокш. тиемс/ эрз. теемс “делать”, мокш. якамс тиемс/ эрз. якамс теемс “походить”.
Далее в тезисах будет говориться о собственно парных глаголах (с лексическим равноправием компонентов) и расширительной трактовке парных глаголов (с доминированием лексического значения одного из компонентов и частичной десемантизацией другого).
Как и в случае с каждым из компонентов парного глагола, возможна детранзитивизация самого парного глагола. Но в этой сфере есть отличие парных глаголов от одиночных глаголов, составляющих их компоненты. На настоящий момент употребление парных глаголов не является широко распространенным, и обычно приурочено к определенному кругу ситуаций, часто таких, когда использование дополнений излишне или невозможно:
хорошо читать-Conv писать-Conv уметь-1SgPrs
Речь идет об идиоматизации одного из значений парного глагола по сравнению с ожидаемым простым суммированием значений глагольных компонентов. Часто при употреблении парного глагола делается акцент на большой интенсивности или продолжительности действия. Так, глагол со структурой ‘есть-пить’ может обозначать “пировать” и в этом значении употребляться для описания ситуаций застолья во время праздников, когда очевидно, что трапеза обильна, конкретизировать блюда излишне – и у глагола исчезает семантическая валентность на дополнение. Также и глагол мураш-кушташ (букв. ‘петь-плясать’) может иметь обобщенное значение “веселиться”, при котором употребление дополнения невозможно.
лийше-м шон-а- кычал-еш.
случившееся-Acc думать-3SgPrs- искать-3SgPrs
Человек в этой сложной жизни думает, ищет свою выгоду.
Прямое дополнение парного глагола оформлено аккузативом, как оформляется дополнение при глаголе кычалаш “искать”. Дополнение при глаголе шонаш “думать” выражается конструкцией с послелогом нерген “о”.
Вывод. Итак, парные слова можно разделить на две группы по способу участия компонентов в выборе стратегии оформления дополнения:
1. Парные глаголы с лексическим равноправием компонентов (парные глаголы в узком смысле) – падежная рамка парного глагола совпадает с рамкой любого из его компонентов. Или, если переформулировать, в выборе стратегии оформления объекта равным образом участвуют оба компонента – что подтверждается лексической сочетаемостью парных глаголов (см. следующий раздел).
2. Парные глаголы с одним частично десемантизированным компонентом – падежная рамка парного глагола совпадает с падежной рамкой лексически полнозначного компонента.
2. Сочетаемость парных глаголов. Первая часть тезисов была посвящена синтаксическому оформлению дополнения при парных глаголах; во второй части рассматриваются семантические факторы, влияющие на сочетаемость парных глаголов с прямым дополнением. И по этому параметру парные глаголы делятся на те же два класса: парные глаголы с лексически равноценными компонентами и парные глаголы с одним лексически ослабленным компонентом.
2.1 Сочетаемость собственно парных глаголов. На сочетаемость парного глагола с равноправными компонентами влияет сочетаемость каждого из них. В том случае, когда компоненты парного глагола являются почти полными синонимами, сочетаемость целого глагола практически совпадает с сочетаемостью его компонентов. Но это случаи исключительные. Более обычна ситуация, когда компоненты парного глагола квазисинонимичны и их сочетаемость не совпадает. В этом случае можно говорить о двух тенденциях в сфере сочетаемости парных глаголов. Во-первых, это использование в качестве дополнений слов с более общей семантикой по сравнению с теми, что могут быть использованы в качестве объектов при каждом из компонентов таких глаголов. Во-вторых, при глаголах этого типа вообще достаточно редко употребляется дополнение.
Вторая тенденция частично обсуждалась в п.1.1., поэтому здесь рассматривается только первая тенденция, а именно, изменение сочетаемости парных глаголов с лексически равноправными компонентами. В тех случаях, когда дополнения каждого из компонентов парного глагола совпадают, проблемы выбора дополнения к парному глаголу не существует. Так, по отдельности возможны сочетания мар. йочам пукшаш “кормить ребенка” и йочам йÿкшаш “поить ребенка”, при парном глаголе выбирается то же дополнение:
ребенок-Acc досыта кормить-3PlPrs- поить-3PlPrs
я вкусный-Acc есть-Pres1Sg- пить-Pres1Sg
При глаголе петь в марийском языке нормально употребляется слово песни, при глаголе плясать – слово пляски; при парном глаголе мураш-кушташ “веселиться” (букв. ‘петь-плясать’) употребляется комитативная конструкция со структурой ‘песни с плясками’. Значит, другим выходом из “конфликтной ситуации” является простое соединение “конфликтующих” аргументов с использованием комитативной (или сочинительной) конструкции:
мы старый песня с танец-Pl-Acc петь-1PlPast2 плясать-1PlPast2
ребенок-Dat обед-Acc кормить-Pres3Pl- поить-Pres3Pl
сын-Poss1Sg весь книга-Acc рвать кончить-3SgPast2
парные глаголы
падежную рамку и лексическую сочетаемость глагола определяет более значимый лексический компонент
с лексически равноправными компонентами
сочетаемость парного глагола совпадает с сочетаемостью каждого из его компонентов
выбор дополнения для парного глагола – путем разрешения конфликта дополнений его компонентов.
с компонентами-квазисинонимами
с компонентами-синонимами
В тезисах приводятся примеры из лугового марийского языка, собранные в экспедиции 2000 г в селе Старый Торъял Новоторъяльского района республики Марий Эл
04 09 2014
1 стр.
При осуществлении государственного учета зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства мы часто используем термины «объект недвижимости» и «объект капитальног
13 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Упражнение Произнесите следующие глаголы, ориентируясь на основную норму ударения в них. Выделите слова, в которых есть два литературных варианта произношения
12 09 2014
1 стр.
Понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова это орфограмма
02 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Лучевая симметрия – вид симметрии, при которой через объект можно провести несколько плоскостей, причем каждая часть будет зеркальна другой
18 12 2014
1 стр.