Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: ФОТОГРАФ (для службы быта)

ОСТ 9 ПО 02.36.5 - 2003




Издание официальное







УТВЕРЖДАЮ







Первый заместитель Министра

образования Российской Федерации


А.Ф. Киселев







Дата введения:







30 декабря 2003 года

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: ФОТОГРАФ (для службы быта)

ОСТ 9 ПО 02.36.5 - 2003



Издание официальное

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Образование: начальное профессиональное образование

Education: initial vocational education

Профессия: фотограф (для службы быта) ОСТ 9 ПО 02.36.5-2003

Profession: photographer (for daily round service)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Фотограф” (для службы быта) (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 г. № 1362, и включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания образования.

Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла представляется стандартизованным блоком по предмету “Экономика отрасли и предприятия”.

Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.


В структуре федерального компонента содержания образования (общепрофессионального и профессионального циклов) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.

Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;

- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия начального профессионального образования

Фотограф (для службы быта).
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):



ретушер (3-4 разряды);



фотограф (3-4 разряды);



фотолаборант (3-5 разряды).


2. Назначение профессии

Выполнение работ по оказанию фотоуслуг на предприятиях сферы быта и услуг; обслуживание взрослого и детского населения в фотосалонах разных типов (специализированных салонах).



3. Квалификация

В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Фотограф (для службы быта)” относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

Практические основы

профессиональной деятельности



Теоретические основы

профессиональной деятельности



1

2



Общепрофессиональные параметры







Применение экономически обоснованных видов работ и приемов организации труда в сфере фотоуслуг.

Основы экономики отрасли и предприятия.

Виды предприятий сферы услуг; принципы организации труда.






Виды услуг, оказываемых в фотосалонах; дополнительные виды услуг в современных фотосалонах.

Выполнение работ по техническому обслуживанию фотоаппаратуры и фотооборудования различных конструкций ведущих фирм мира (Nikon, Kodak и др.)

Правила технической эксплуатации фотоаппаратуры и фотооборудования.

Соблюдение профессиональной этики, правил обслуживания, общих норм и правил поведения, общения.

Правила бытового обслуживания населения; современные формы и методы обслуживания в фотосалонах; этика делового общения.

Соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и гигиены.

Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.













1




Специальные параметры




Профессия: фотограф

Выполнение фотосъемок (павильонных, выездных и др.) с использованием специальной фотоаппаратуры различных видов.

Техника выполнения различных видов фотосъемки.

Основы композиции.



Проверка фотографической аппаратуры.

Характеристика и устройство применяемой фотоаппаратуры, и различных приспособлений к ней.

Организация освещения.

Правила организации освещения.

Выполнение негативной ретуши и фотопечати.

Виды ретуши негатива. Особенности цифровой ретуши.

Технология обработки черно-белых и цветных негативных и позитивных фотоматериалов.

Строение и характеристика черно-белых и цветных фотоматериалов.


Устранение неполадок текущего характера, фотографических дефектов.

Причины возникающих неполадок текущего характера при выполнении работ. Виды фотографических

Выявление и устранение дефектов при фотоработах.

дефектов, их причины, способы предупреждения и устранения.

Выполнение фоторабот с применением информационных технологий.

Технология фоторабот с применением информационных технологий.

1

2







Профессия: фотолаборант



Выполнение черно-белой, цветной технической и художественной фотопечати различными способами.

Правила, приемы и способы выполнения фотопечати.

Изготовление по рецептам обрабатывающих растворов. Применение готовых наборов растворов для цветной фотопечати.

Рецептура проявляющих и фиксирующих растворов и их свойства.

Проявка черно-белых и цветных негативов и диапозитивов на различном оборудовании.

Оборудование для механизированной и автоматизированной обработки черно-белых и цветных фотоматериалов.

Строение черно-белых и цветных фотоматериалов.



Определение по внешнему виду качества печати.

Виды дефектов фотопечати. Методы контроля качества фотопечати.

Выполнение тонирования, окраски, усиления и ослабления черно-белых и цветных негативов и позитивов.

Методы устранения дефектов фотопечати (в том числе и цифровые).

Регулировка проекционной аппаратуры и контактных станков.

Устройство проекционной аппаратуры и контактных станков.

Выполнение условий хранения и правил обращения с фотоматериалами.

Условия хранения и правила обращения с фотоматериалами.

1

2







Работа с фотохимикатами.

Правила работы с фотохимикатами.

Работа с цветоанализаторами, мозаичными светофильтрами.

Цветоделение. Виды светофильтров.

Изготовление цветных фотографий.

Виды и особенности цветной фотографии: адитивный и субтрактивный способ цветной фотопечати.

Выполнение цветокоррекции при фотопечати.

Способы цветокоррекции.







Профессия: ретушер






Основы получения фотографического изображения.

Выполнение технической и художественной ретуши черно-белых и цветных негативов и позитивов на пленке и фотобумаге, документальных и художественных снимков.

Предупреждение и устранение дефектов ретушью.



Техника выполнения технической и художественной ретуши черно-белых и цветных негативов и позитивов.
Основные элементы композиции.

Анатомия и пластика лица.






Основные элементы цветоведения.

Выполнение фотомонтажа.

Фотомонтаж.













1

2







Выполнение ретуши портретов, изготовленных с поврежденных оригиналов.

Техника ретуши портретов с утраченными изображениями частей лица.

Использование информационных технологий при выполнении ретуши.

Применение графических редакторов для обработки и ретуши изображений.



Компьютеризованные виды ретуши. Цифровые технологии для ретуши.

Графические редакторы для обработки и ретуши изображений.




5. Специфические требования

Минимальный возраст приема на работу для профессии “Фотограф (для службы быта)” - 16 лет.

Пол не регламентируется.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


№/№

Учебные элементы и уровни их усвоения

1

2






1.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК







1.1.

Деловая культура







1.1.1.

Психология общения




Психические процессы, свойства. Психические состояния человека. Психология личности. Психологические этапы процесса обслуживания клиента. Психологический контакт.







1.1.2.

Этическая культура




Этика. Мораль. Нравственность. Профессиональная этика. Культура речи; речевой этикет. Техника речи. Виды общения. Конфликты. Культура телефонного диалога.







1.1.3.

Эстетическая культура




Эстетика. Сферы эстетической культуры. Эстетические чувства. Эстетическая способность. Эстетическая потребность. Эстетические требования к внешнему облику человека. Роль искусства в формировании общей культуры человека.







1.1.4.

Правила обслуживания на предприятиях сферы сервиса. Культура обслуживания







1

2







2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК







2.1.

Фотодело







2.1.1.

Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма (2). Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии (2)







2.1.2.

Фотокомпозиция (2)




Основы композиции и ее задачи. Особенности фотокомпозиции и ее разновидности. Понятие о светотени.







2.1.3.

Техника фотосъемки (2)




Основные операции фотосъемки и их последовательность. Правила зарядки кассет и фотоаппаратов различных систем и конструкций. Правила обращения со светочувствительными материалами. Экспозиция. Техника экспонирования.







2.1.4.

Виды фотосъемки (2)




Павильонная съемка, ее виды, особенности; организация и техника съемки. Особенности освещения при различных видах павильонной съемки.

Внепавильонная (выездная) фотосъемка, ее виды, особенности, организация и техника съемки. Организация освещения при выездной фотосъемке, осветительные приборы, применение сменной оптики.



1

2










Специальные виды фотосъемки, их назначение, особенности, способы и техника съемки.

Основы черно-белой и цветной фотографии. Цифровая фотография.









2.1.5.

Виды процессов и приготовление растворов (2)




Рецептура, правила приготовления, применения и хранения различных растворов.

Основные виды процессов, их характеристика, назначение, особенности и технология проведения.

Автоматизированный процесс фотопечати, технология и оборудование.

Цифровая фотопечать, ее особенности, технология и оборудование.









2.1.6.

Декоративная и прикладная фотография (2). Оборудование, приспособления и технология получения фотоизображения на различных материалах (2)







2.1.7.

Стандартизация и контроль качества продукции




Виды стандартов и их характеристика (2). Стандарты по безопасности труда (2).

ГОСТы на фотоматериалы (2). Система единиц. Методы измерения (2). Измерения, с которыми приходится встречаться фотографу и фотолаборанту, их различия и краткая характеристика (2).









1

2







2.2.

Фотоаппаратура и фотооборудование







2.2.1.

Основы фотометрии




Основные свойства света, фотометрические величины, законы преломления и отражения. Преломление света в призме (2). Понятие о цветовой температуре. Сила света, световой поток, освещенность, яркость, количество освещения и экспозиция (2). Единицы измерения фотометрических величин (2).







2.2.2.

Основные сведения из геометрической оптики (2)




Виды линз. Оптическое стекло, требования к нему. Элементы линз. Зависимость фокусного расстояния от показателя преломления оптического стекла и радиусов кривизны поверхностей линзы. Характеристика линзы. Масштаб изображения. Недостатки линз, способы их устранения.







2.2.3.

Фотографические объективы и их технические характеристики (2)




Основные конструктивные элементы фотографических объективов. Дополнительные устройства, их виды. Основные характеристики фотообъективов, их виды и назначение. Паспорт объектива. Маркировка фотообъективов.







2.2.4.

Фотоаппаратура и ее назначение (2)




Классификация и виды фотоаппаратуры, ее назначение и характеристика. Основные узлы и механизмы фотоаппаратов, их назначение, устройство и принцип работы.

1

2










Цифровая фотоаппаратура, ее особенности, устройство и принцип работы.

Экспонометрические устройства, их виды, конструкция и применение. Дополнительное оснащение фотоаппаратов, их характеристика, классификация и назначение. Мультипликаторы.

Осветительное оборудование фотопавильонов, их классификация, конструкция, назначение, характеристика и применение.








2.2.5.

Лабораторное оборудование. Контактно-копировальные станки




Копировальные станки для фотопечати с черно-белых и цветных негативов, их виды, устройство и принцип работы (2). Фотоувеличители для печати с черно-белых и цветных негативов (2).

Оборудование для фоторетуши, ее устройство и применение (2).

Виды лабораторного оборудования, их назначение, применение, устройство и принцип действия (2).

Современное автоматизированное копировальное и проявочное оборудование (2).

Цифровое оборудование для сканирования изображения с пленки. Цифровые фотореалистичные принтеры: струйные, лазерные, сублимационные.

Специальное цифровое оборудование для печати сверхувеличения.



























1

2







2.3.

Фотоматериалы и фотохимия







2.3.1.

Введение




Общие сведения о предмете, его задачи. Виды фотоматериалов (2). Назначение и хранение (2).







2.3.2.

Фотоматериалы современного ассортимента. Строение и основные свойства (2)




Фотоматериалы, их виды и классификация, требования к ним. Требования к качеству фотоматериалов и правила их хранения.







2.3.3.

Общие сведения о технологии производства фотоматериалов




Оборудование, сырье, материалы для производства фотоматериалов (2).







2.3.4.

Сущность сенситометрических методов испытания фотоматериалов




Назначение сенситометрии, ее методика; оборудование, его устройство и назначение (2).







2.3.5.

Виды и причины производственных дефектов




Виды дефектов фотопластин, фотопленок, фотобумаги, их причины, меры предупреждения и устранения (2). Правила хранения различных фотоматериалов.







2.3.6.

Стадии негативного и позитивного процессов. Природа светочувствительности и образования скрытого изображения

1

2










Назначение основных стадий негативного и позитивного процессов (2), фотохимическая сущность образования скрытого изображения (2). Дисенсибилизация (2)







2.3.7.

Проявляющие растворы




Проявляющие растворы, их классификация, назначение и состав (2).

Правила и технология приготовления (2). Хранение (2).






Назначение основных стадий негативного и позитивного процессов (2), фотохимическая сущность образования скрытого изображения (2). Дисенсибилизация (2)







2.3.7.

Проявляющие растворы




Проявляющие растворы, их классификация, назначение и состав (2).

Правила и технология приготовления (2). Хранение (2).



2.3.8.

Фиксирующие растворы. Химическая сущность и техника фиксирования




Фиксирующие растворы, их классификация, назначение и состав (2). Правила и технология приготовления (2). Хранение (2).







2.3.9.

Вирирование (тонирование) фотоснимков (2)




Основные способы вирирования фотоснимков в различные тона и их химическая сущность. Состав вирирующих растворов. Требования к качеству снимков подлежащих вирированию.







1

2







2.4.

Фоторетушь







2.4.1.

Введение




Общие сведения о предмете, его задачи. Виды ретуши, их особенности и возможности (2).







2.4.2.

Краткие сведения из пластической анатомии




Анатомические пропорции фигуры человека; строение головы, шеи, рук (2). Пластика движений рук, шеи, головы (2). Ретушь лица, шеи, рук с учетом пластической анатомии (2).







2.4.3.

Оборудование, инструменты и материалы для ретуши (2)




Виды оборудования и инструментов, назначение, устройство и применение каждого вида. Виды материалов для ретуши, варианты их применения. Новые виды оборудования и инструментов для ретуши, их применение.







2.4.4.

Компьютер в фотоделе




Операционные системы и принципы работы в них. Сканирующие устройства. Программное обеспечение. Графические редакторы в том числе Adobe Photoshop (2). Особенности программ. Ретушь с помощью графических редакторов (2). Методы сканирования изображения.



















1

2







2.4.5.

Ретушь с помощью оптических приборов и приспособлений




Способы освещения, использование различных источников света (2). Применяемые фотоматериалы (2). Применение при съемке светофильтров, способствующих уменьшению объема ретуши (2).







2.4.6.

Ретушь негативов (2)




Назначение ретуши негативов. Подготовка негативов к ретушированию. Основные недостатки негативов, причины их появления. Способы выявления недостатков и приемы их исправления. Техническая ретушь негатива.







2.4.7.

Ретушь позитивов (2)




Виды ретуши позитивов, их классификация, назначение и способы выполнения. Способы подготовки позитивов к ретуши. Основные недостатки позитивов, причины их появления. Технологический процесс устранения недостатков позитивов; операции, приемы работы, их наименование и последовательность выполнения.







2.4.8.

Ретушь технических фотоснимков




Подготовка к ретуши технических снимков, ее проведение (2). Виды и особенности ретуши (2). Ретушь технических рисунков, чертежей (2). Ретушь фотоснимков, предназначенных для монтажа(2). Ретушь снимков для репродуцирования (2). Рисунок штриховой, полутоновой или простой на фотоснимке (2).







1

2







2.4.9.

Ретушь цветных негативов и позитивов




Виды и назначение ретуши цветных фотоснимков (2). Ретушь цветных негативов и диапозитивов (2). Основные недостатки негативов и диапозитивов, методы их исправления (2). Ретушь цветных позитивов на фотобумаге (2). Цифровая обработка цветных изображений. Требования к цветным отпечаткам и условия их хранения (2).







2.4.10.

Ретушь увеличенных портретов




Виды и назначение ретуши увеличенных портретов (2). Технологический процесс ретуши, операции, приемы работы, их наименование и последовательность выполнения (2). Фоны, их виды (2).







2.4.11.

Методы реставрирования старых испорченных фотоснимков




Причины разрушения негативов и позитивов (2). Дефекты фотографического изображения (2). Определение методов реставрации.







2.5.

Основы цветоведения







2.5.1.

Введение




Общие сведения о предмете. Природа цвета. Цветовое зрение. Три признака цвета. Аддитивный и субтрактивный синтез цвета (2).







2.5.2.

Основные характеристики и свойства цвета




Деление цветов на хроматические и ахроматические (2). Основные характеристики хроматического цвета (2).

1

2










Свойства ахроматических цветов. Равноступенчатый серый ряд (2). Сравнение цветов по светлоте (2).







2.5.3.

Смешение цветов для ретуши фотоизображений




Способы смешения основных цветов, красок (2). Взаимно дополняющие пары цветов (2). Пространственное смешение основных, дополнительных и близких к ним цветов (2). Вычитательное (или механическое) смешение (2). Раскладка изображения на цвета. Шкалы цветового охвата и цветокоррекция в программах редактирования и обработки битовых изображений.







2.5.4.

Явление краевого и пограничного контраста




Изменение цветов от взаимного их действия друг на друга (2). Явление краевого или пограничного контраста (2). Виды контрастов, их особенности (2). Цветовое утомление или адаптация (2).







2.5.5.

Пространственные свойства цвета




Явление "выступающих" и "отступающих" цветов (2). Теплые и холодные цвета, насыщенные и малонасыщенные цвета (2). Понятие о фактуре, плотности и тяжести цвета (2). Кажущееся изменение величины поверхности в зависимости от цвета (2).







2.5.6.

Строение цветных фотоматериалов




Состав и строение светочувствительных слоев (2). Свойства различных веществ в составе эмульсионного слоя (2).







1

2










Светочувствительность галогенидов серебра и оптическая сенсибилизация (2). Строение цветных негативных, позитивных и обращаемых фотоматериалов (2). Назначение основных слоев цветного материала (2). Осуществление цветоделения при съемке (2).







2.5.7.

Схемы получения цветного изображения различными методами (2)







2.5.8.

Цвет и его воспроизведение




Свет и цвет. Цветовая адаптация глаза (2). Цветная фотопленка и ее разновидности (2). Цветовой баланс (2). Цветовая температура источников света. Применение цветного света (2). Аддитивное и субтрактивное образование цвета (2). Цветокорректура (2).







2.5.9.

Цветная фотопечать (2)




Техника химико-фотографической обработки цветной фотобумаги. Цветокорректировка. Технические требования к ретуши цветных фотоснимков.







2.5.10.

Цифровая фотопечать




Техника цифровой фотопечати. Технические требования к цифровой фотопечати.


Распределение времени обучения по профессии


Фотограф (для службы быта)”

по разделу “Профессиональная подготовка”



Количество часов



на базе среднего (полного) общего

образования



на базе основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования

Сроки обучения

1 год 3 года

Профессиональная подготовка

1036

2248

Резерв времени

50

100

Консультации

50

200

Экзамены

24

24


СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН

ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Директор

Института развития профессионального

образования Минобразования России,

д.филос.н., профессор И.П. Смирнов

Зам. директора

Института развития профессионального

образования Минобразования России,

д.пед.н. О.Б. Читаева

Руководитель разработки

Зав. лабораторией методического

обеспечения профессий легкой промышлен-

ности и сферы услуг, к.пед.н. М.В. Андреева

Исполнитель

Научный сотрудник

лаборатории методического

обеспечения профессий легкой

промышленности и сферы услуг Е.А. Черемушкина

СОГЛАСОВАНО:


Московский государственный

университет сервиса

доцент кафедры «Химия», к.ф-м.н. В.Н. Михалкин

Управление начального профессионального


образования Минобразования России

Начальник Управления,



д.э.н., профессор Е.Я. Бутко

Образование: начальное профессиональное образование профессия: хозяйка усадьбы
229.47kb.

01 10 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование профессия: секретарь-референт
446.71kb.

01 10 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование

Профессия: машинист-оператор в производстве ост 9 по 02. 16. 1-2002 изделий из пластмасс

311.85kb.

06 10 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование профессия: парикмахер
340.81kb.

11 10 2014
1 стр.


Должностная инструкция хостесса

На должность хостесс назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж раб

40.27kb.

15 12 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование
352.86kb.

27 09 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование
326.34kb.

07 10 2014
1 стр.


Образование: начальное профессиональное образование
305.47kb.

11 09 2014
1 стр.