Перейти на главную страницу
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60»
_____________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от «___» __________ 2011г. № ____
от «___» __________ 2011г.
ДЛЯ 11 КЛАССА (1 час в неделю, 35 час. в год)
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ___________ Корабленко Т.А.
(подпись) (Ф.И.О)
на заседании МО, протокол от «___» ___________ 2011г. № ____
Руководитель МО ____________ Шишкина Е.В.
(подпись) (Ф.И.О)
2011
на 2011/2012 учебный год
Предмет |
Класс |
Всего кол-во часов |
Кол-во часов в неделю |
Количество |
Автор учебника, год издания | ||||
Контр. Работ |
Зачетов |
Тестовых заданий |
Лабор., практич. Работ
|
Демонстрация |
| ||||
Искусство |
11В |
35 |
1 |
|
- |
|
|
|
Данилова Г.И. «Мировая художественная культура от XVII века до современности» 11 класс, Дрофа, 2009г. |
Городская |
Школьная |
Учителя |
Современная система управления образовательным процессом в условиях ведения новых стандартов |
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию через создание IT-компетентной среды |
Стили и художественные направления в искусстве |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО, Зам. директора _________ Корабленко Т.А. протокол от «___» __________2011 г. №__ (подпись) (Ф.И.О)
Руководитель МО _________ Шишкина Е.В. «____» ____________ 2011г.
(подпись) (Ф.И.О)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации – неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоёвывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в школе, достаточно чётко определяет его место в Базисном учебном плане. В них особо подчёркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Вот почему в программе предполагается рассматривать два основных этапа изучения МХК:
5-9 классы (основная школа) – факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10-11 классы (средняя полная школа) – базовый и профильный курсы.
Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолог – педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведений искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5-8 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (9 класс), к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству (10-11 классы).
Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 11 класса гуманитарного профиля общеобразовательной школы.
-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Учебно-тематическое планирование преподавания предмета
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
в 11 классе
Художественная культура XVII – XVIII вв.
№ урока |
Название темы |
Содержание урока |
Задание |
ИКТ |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
«Стилевое многообразие искусства XVII –XVIII вв.» |
Стили и художественные направления в искусстве. История мирового искусства. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. |
Реферат. «Архитектура маньеризма», «Скульптурные произведения маньеризма» |
Презентация «Стилевое многообразие искусства XVII –XVIII вв.» |
1 |
|
2 |
«Искусство маньеризма» |
Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. «Особенный мастер» Эль Греко |
Презентация или реферат. «Эль Греко - особенный мастер», «Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко» Выполнить стилизованный портрет или композицию в манере Джузеппе Арчимбольдо. |
МХК (ЦОР)» Искусство маньеризма» |
1 |
|
3 |
«Архитектура барокко» |
Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. «Дивное узорчье» русского барокко. Архитектурные творения Растрелли. |
Презентация или реферат. «Шедевры западноевропейского барокко», «Лучшие достижения итальянского барокко», «Лоренцо Бернини – «гений барокко» |
МХК (ЦОР) «Архитектура барокко» |
1 |
|
4 |
«Изобразительное искусство барокко» |
Скульптурные шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» |
Термины (описание) декоративно – монументальная живопись, гобелен, шпалер, парадный портрет. Реферат «Питер Пауэл Рубенс» |
МХК (ЦОР) «Изобразительное искусство барокко» |
1 |
|
5 |
«Классицизм в архитектуре Западной Европы» |
Прогулка по Версалю. Архитектурные творения Рена. |
Реферат (презентация): «Прогулка по Версалю», «Шедевры западноевропейского классицизма» |
Презентация «Классицизм в архитектуре Западной Европы» |
1 |
|
6 |
«Шедевры классицизма в архитектуре России» |
Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный» вид Петербурга |
Реферат (презентация): «Архитектурный театр» В.И. Баженова, «Ожерелье дворцов и парков» в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск, Ломоносов, Гатчина, Ораниенбаум)» |
Презентация» Шедевры классицизма в архитектуре России» |
1 |
|
7 |
«Изобразительное искусство классицизма и рококо» |
Н. Пуссен – основоположник классицизма. Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец» |
Реферат (презентация): «Никола Пуссен – основоположник классицизма», «Мифологические и религиозные сюжеты в творчестве Н.Пуссена», «Творчество Э.Фальконе», «Мастера галантного жанра» (живопись рококо), написать сочинение-эссе на тему «О чём могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто» |
МХК (ЦОР)» Изобразительное искусство классицизма и рококо» |
1 |
|
8 |
«Реалистическая живопись Голландии» |
Многообразие жанров голландской живописи. Вермер Делтфский – « величайший маг и волшебник живописи». Творчество Рембрандта – вершина реализма. |
Заполнить таблицу (в тетради), презентация о произведениях голландских художников (Франц Халс, Питер де Кох, Герард Терборх, Питер Клас, Виллем Хеда, Якоб Рейсдал, Вермер Делтфский, Рембрандт Харменс ван Рейн). |
ЭСУН «История искусства», ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» |
1 |
|
9 |
«Русский портрет VIII века» |
У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета |
Презентация: И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, «У истоков портретного искусства», подготовить радио или телепередачу на тему «Лики женской красоты в творчестве русских портретистов XVII в.», «Мастера русского скульптурного портрета» |
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи» |
1 |
|
10 |
«Музыкальная культура барокко» |
«Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко. |
Доклад о творчестве Вивальди, Баха, Генделя, Монтеверди Разработать конкурс по теме «Музыкальная культура барокко» (музык. фрагменты, вопросы) |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
11 |
«Композиторы венской классической школы» |
Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец (Бетховен) |
Доклад о жизни и творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
12 |
«Театральное искусство XVII-XVIIIвв. Влияние тетра на искусство (литература, музыка)» |
Западноевропейский театр барокко, его цели и задачи. «Золотой век» французского театра классицизма. Пути развития драматического театра. |
Доклад или реферат: «Западноевропейский театр барокко», «Золотой века» французского театра классицизма», «Русский драматический театр второй половины XVIIIв.», «Жизнь и судьба А.П. Сумарокова», «Театр Д.И.Фонвизина», «История театра Н.П. Шереметьева», выполнить эскизы костюмов или театральных декораций для театра барокко или классицизма. Прочитать произведение Мольера «Тартюф» или «Скупой», «Мнимый больной» и написать рецензию. |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
13 |
«Художественная культура XIX в.» |
Романтизм. История происхождения термина. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Значение романтизма. Изобразительное искусство романтизма. |
Доклад, реферат, презентация: «Зарождение романтизма»», «Философия и эстетика романтизма» |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
14 |
«Изобразительное искусство романтизма» |
Герой романтической эпохи: портретная живопись. В борьбе со стихией (пейзажная живопись романтизма). История глазами романтиков. Ф. Гойя. Экзотика Востока. |
Доклад. Реферат, презентация: «Экзотика Востока в произведениях романтизма», описание картины русского художника - романтика |
ЭСУН «История искусства», презентация «Ф.Гойя» |
1 |
|
15 |
«Реализм – художественный стиль эпохи» |
Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография. |
Составить таблицу отличительных признаков романтизма и реализма, наполнить её конкретным содержанием (имена художников и названия их произведений) |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
16 |
«Изобразительное искусство реализма» |
Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. |
Сделать в тетради подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни русского народа (слайд-шоу или альбом) |
ЭСУН «История искусства», ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» |
1 |
|
Итого: 16 часов
№ урока |
Название темы |
Содержание урока |
Задание |
ИКТ |
Кол-во часов |
Дата |
1,2 |
«Живопись импрессионизма» |
«Салон Отверженных». Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. |
Описать одну из наиболее понравившихся картин художников – импрессионистов или постимпрессионистов. |
ЭСУН «История искусства», ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» |
2 |
|
3 |
«Многообразие стилей зарубежной музыки» |
Западноевропейская музыка романтизма. Музыка импрессионизма. |
Написать сочинение – эссе «Мой любимый композитор (произведение) – романтик», подготовить телефильм об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси «послеполуденный отдых фавна», заполнить таблицу музыкальных жанров, популярных в эпоху романтизма. |
ЭСУН «История искусства» |
1 |
|
4 |
«Русская музыкальная культура» |
Русская музыка романтизма. М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. «Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского. |
Составить литературно – музыкальную композицию о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского (видеофильм) |
ЭСУН «История искусства», фрагмент балета «Щелкунчик» |
1 |
|
5 |
«Искусство XX века» |
Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. |
Прочитать стихотворение А.Пушкина «демон» и М. Ю.Лермонтова «Мой демон». Сравнить персонажей стихотворения с героем картины М. А. Врубеля «Демон сидящий». Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что художник изобразил Демона таким, каким его увидели поэты. Какие строки поэмы соответствуют живописному образу Врубеля? Почему? |
ЭСУН «История искусства», презентации «М.А Врубель», «Чюрлёнис» |
1 |
|
6 |
«Искусство модернизма» |
От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. |
Варианты заданий: 1.Сочинение на тему «мир вещей в эпоху модерна», «Книжная графика модерна», «Японские (или растительные) мотивы в искусстве модерна». 2.Сделать эскизы или сконструировать изделия (мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей) для офиса или дома в стиле модерн. 3 Фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни». 4. Фотовыставка или альбом «»Художники «Мира искусства», «Скульптурные шедевры модерна». 5. Описать одно из произведений изобразительного искусства в стиле модерн.
|
ЭСУН «История искусства», ЦОР «МХК» |
1 |
|
7 |
«Архитектура: от модерна до конструктивизма» |
Идеи и принципы архитектуры начала XX века. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры. Архитектурные достижения России. |
Фотогалерея «Мой любимый город». Сделать описание одного из архитектурных сооружений XX в., которое произвело на вас особое впечатление. |
ЭСУН «История искусства», ЦОР «МХК» |
1 |
|
8,9,10 |
«Основные направления развития зарубежной живописи» |
Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова |
Заполнить таблицу «Основные направления в развитии живописи XX столетия». Сделать описание одного из произведений изобразительного искусства, которое произвело на вас особое впечатление. Реферат, доклад, презентация.
|
ЭСУН «История искусства», ЦОР «МХК» |
3 |
|
11, 12, 13
|
«Зарубежная музыка XXвека» |
Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. |
Дать определения терминов и понятий: спиричуэлс, блюз, регтайм, кантри, джаз, рок, рок-н-ролл. Подготовить фильм (музыкальный концерт) о выдающихся джазовых исполнителях Армтронге, Фицджеральд, Элвисе Пресли, Майкле Джексоне. |
ЭСУН «История искусства». Видео муз. клипов: Мадонна, Майкл Джексон, Лайза Минелли. Стинг, Армстронг, Элвис Пресли |
3 |
|
14 |
«Музыка России XX столетия» |
Музыка начала XX века. Композиторы советской эпохи. Феномен массовой песни. Исаак Осипович Дунаевский. Александра Николаевна Пахмутова. Бардовская или авторская песня. |
Подготовить репортаж о любимых исполнителях авторской песни. Прослушав романсы Рахманинова («Не пой красавица, при мне», «В молчаньи ночи тайной»») написать сочинение – эссе. |
ЭСУН «История искусства». |
1 |
|
15 |
«Русский театр XX века» |
К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. |
Сравнительный анализ театральной «системы» К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда, выделив в них следующие аспекты: - требование к внешней зрелищности спектакля; - определение роли актёра на сцене; - включение зрителей в театральное действо. |
ЭСУН «История искусства». |
1 |
|
16, 17,
18, 19
|
«Становление и расцвет мирового кинематографа» |
Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Неореализм итальянского кино. Рождение национального кинематографа. Режиссёры американского кино. |
Используя справочную литературу дать определения популярных жанров кино: фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм катастроф, военный фильм, триллер, мелодрама, боевик, фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, комедия, «мыльная опера». |
ЭСУН «История искусства». Фильм Ч.Чаплина «Огни большого города», «Золотая лихорадка». Фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Сталкер», «Зеркало». «Солярис» |
3 |
|
Итого: 19 часов
Всего за год 35 часа
Критерии и нормы оценки знаний, умений,
навыков обучающихся.
Деятельность учащихся на уроке:
- эмоциональность восприятия культуры и искусства
- стремление и познавательный интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы
- осознанность отношения к изучаемым явлениям и фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей категорий, понятий, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграций, художественно-эстетических представлений.
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированные практикой, умением, навыком, способность художественной деятельности.
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах в современности звучания шедевров прошлого в наши дни.
- перенос знаний, умений, навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования в изучении других школьных предметов, их предметность межличностном общении.
Оценочные виды деятельности учащихся:
- защита творческих работ, презентаций.
- выполнение тестовых заданий.
ЛИТЕРАТУРА
План составлен согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, Примерной программе основного общего образования по мхк. М., Дрофа. 2009г
18 12 2014
1 стр.
Мировая художественная культура 5-11 кл
17 12 2014
5 стр.
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура», одобренной и рекомендованной для использования
01 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
06 10 2014
1 стр.
Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Спб. Изд. СпецЛит, 1991. Ч. 2, книга 1
25 09 2014
1 стр.
Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 5-11 классы
13 12 2014
5 стр.
08 10 2014
1 стр.