Перейти на главную страницу
Семиклассники отвечают, что это площадное, массовое, самодеятельное искусство, вобравшее в себя все жанры средневекового театра.
Учащиеся объясняют, что мистерия игралась на городской площади. В представлении участвовали самодеятельные актеры, горожане. Число участников доходило до четырехсот. Мистерия включала в себя такие жанры средневекового театра, как миракль, фарс, моралите, литургическую драму.
Учащиеся отмечают следующие отличия:
Учащиеся легко узнают Дьявола, Деву Марию. Учитель просит объяснить, по каким признакам они решили, что перед ними - Дева Мария. Зрители указывают на цвет костюма (белый) - символ чистоты.
Одна из актрис в нарядном платье делает шаг вперед и задает зрителям вопрос: "Как вы думаете, какую роль буду играть я в мистерии?"
Зрители пытаются отгадать. Правильный ответ дает сама актриса: "Я исполняю роль нищенки".
Учитель обращается к ней с вопросом: "3ачем же ты так нарядилась?"
Актриса: "Мне очень хочется понравиться зрителям, а кто же обратит на меня внимание, если я буду в лохмотьях?!"
Учитель: "Вот так чудо! Однако, это действительно так. Главная задача актеров мистерии понравиться публике. И добивались они своей цели разными способами. Давайте спросим наших актеров, какими именно?"
Актеры отвечают, что понравиться зрителям можно по-разному, рассказав к месту анекдот, спев песенку, сплясав, просто рассмешив неожиданной шуткой. Главное - удачно сымпровизировать по ходу спектакля.
Учитель просит актеров занять свои места за первыми партами.
Зрители отвечают: "Руководитель игры"?
Один из учеников снимает с вешалки алый плащ, красный берет и предлагает учителю.
Ученик должен объяснить, что руководитель игры, в отличие от современного режиссера, во время представления находился среди актеров, готовый помочь им в трудной ситуации. Поэтому его должно быть хорошо видно среди многих участников представления.
Затем ученик протягивает учителю палку - указку и книгу.
Учитель: "Для чего ты даешь мне эти предметы?"
Ученик поясняет, что руководитель игры совмещал две роли - режиссера и суфлера. По книге он подсказывал текст, а палкой дотрагивался до плеча актера, когда ему нужно было произносить свою реплику.
Учитель, манипулируя макетами беседок на магнитной доске, рассказывает. На доске учитель записывает: "Три варианта постановки мистерии".
Учитель записывает на доске:
"В основе лежит принцип античного амфитеатра. На высоких сваях, вбитых по кругу, настилались доски, на которых устанавливались небольшие павильоны, обозначающие разные места действия. В первом располагались музыканты, два следующих предназначались для знатных дам. Затем беседки шли в том порядке, как развивалось действие. Количество их определялось числом эпизодов в мистерии. Заканчивался ряд павильонов обязательно двухэтажной беседкой - с входом в виде зубастой пасти - адом.
Часть зрителей стояла под сваями, часть - напротив, образуя круг. Знатные дамы занимали места в ложах. Действие происходило в центре круга и по мере надобности переносилось из одной беседки в другую.
Учитель просит оценить этот варианта с точки зрения удобства для зрителей.
Затем рассказ учителя продолжается:
III Система беседок
В данном случае сваи забивались по прямой линии, фронтально по отношению к зрителю. Длина помоста иногда достигала 60-ти метров, а число беседок до 20-ти. Зрители располагались напротив.
Учитель просит оценить данный вариант, затем продолжает: "Иногда беседки разбрасывались по площади, и тогда зрителям приходилось, следя за действием, переходить от одной беседки к другой.
Теперь посмотрим, сумеете ли вы определить, какой из вариантов был применен при постановке в 1450 году «Мистерии страстей святой Аполлонии», изображенной на миниатюре средневекового художника Ж.Фуке".
Учащиеся определяют, что здесь был применен кольцевой вариант и доказывают это.
Учащиеся говорят, что это сцена пыток св. Аполлонии.
Учащиеся должны вспомнить, что цель актеров мистерии - понравится публике.
Мальчики, одетые в средневековые костюмы, показывают фрагмент боя на рапирах. При этом один из них в результате "ранения" залит "кровью".
Рыцари спрашивают класс: "Наверное, вы догадались, в чем секрет этого театрального чуда?"
Ученики объясняют фокус (пакет с кетчупом, спрятанный под белоснежной рубашкой актёра).
Перед зрителями - две девочки разрывают на 2 части черно-белое полотнище, говоря: "Сейчас вы станете свидетелями величайшего чуда!"
Девочки просят зрителей объяснить, что свершилось. Зрители должны догадаться, что это было отделением света от тьмы. Если они затрудняются с ответом, девочки раскрывают суть своего чуда сами.
Учитель: "Мы познакомились сегодня с вариантами постановки мистерий и выбрали самый удобный для зрителей, стали свидетелями разного рода театральных чудес. Настало время предоставить слово нашим актерам. Они сыграют для вас отрывок из мистерии. Задача же зрителей – определить к какому жанру относится сыгранный эпизод.
Учитель включает фонограмму, актеры играют "Чудо о Теофиле" в переводе А.Блока (смотри приложение).
После исполнения учащимися «Чуда о Теофиле», учитель благодарит актеров и обращается к зрителям с вопросом: "К какому жанру относится данный отрывок?" Зрители в результате обсуждения определяют, что увидели миракль (чудо). Учитель открывает часть доски, на которой заранее было записано название спектакля "Чудо о Теофиле", перевод А.Блока.
Учитель: "Как переводится на русский язык слово миракль?" Ученики отвечают: "Чудо"
Учитель: "Вы правы, актеры сыграли нам миракль. Пьесы о чудесах -- миракли были составной частью мистерии. Сценические чудеса сопровождали их постановку. Какую же роль играло чудо в мистериальном театре?"
Дети делают вывод, что чудо в мистериальном театре играло главную роль. Без него мистерия не могла существовать.
Учитель благодарит всех за участие в проведении урока, отмечает учеников, активно работавших на уроке, задает домашнее задание (параграф 15 по учебнику, эскизы декораций, в соответствии с выбранным вариантом постановки, к «Чуду о Теофиле») снимает красный плащ руководителя игры и передает его, как эстафету, учителю изобразительного искусства, ведущему следующий урок на тему: "Чудо превращения".
Литература
Я столько помнил о тебе!
Все роздал, раздарил, что мог,
И стал - совсем пустой мешок.
Мой кардинал сказал мне: "Мат!"
Король мой загнан в угол, взят,
А я вот - нищенствую сам...
Подрясник свой к ростовщикам
Снесу иль жизни я лишусь...
И как с прислугой разочтусь?...
Саладин: Во имя Господа!
Ваш лик Печален, гневен...
Я привык Всегда веселым видеть вас...
Эге! что с вами, Теофил?
Теофил: Ты знаешь сам: в стране у нас
Я господином был всегда,
Теперь богатства нет следа.
И потому решаюсь я
По непривычному пути
К делам неслыханным идти.
Затем, чтоб только как-нибудь
Свое достоинство вернуть.
Его терять позор и стыд.
Тому, что злата видел свет,
Ведь ничего ужасней нет,
Чем к людям в рабство поступить.
И потому прошу тебя,
Не скажешь ли, меня любя,
Какие в свете средства есть,
Что бы вернуть богатство,
И милость?
Я на все готов.
В борьбу с хозяином вступить?
Тогда вы будете служить
Вассалом у того, чья власть
Воротит вам не только честь,
Но больше, чем хотели вы,
Богатство, почестей, молвы.
Поверьте мне, не стоит ждать.
Пора нам дальше поступать.
Я вашего решенья жду.
На это с радостью иду.
Исполню свой совет благой.
Саладин:
Как не грусти, придется им
Вернуть вас к почестям былым
Я завтра утром здесь вас жду.
Приду, брат Саладин, приду!
(Ночные птицы, шорохи)
Саладин (чёрту):
Меня с тобой поговорить.
Ты можешь двери мне открыть?
Мы не враги.
Я обещал - ты помоги.
Ты слышишь, черт?
Что ж ты молчишь?
Не будь так горд -
Быстрей, чем в миг,
Сюда ты явишься, блудник:
Я знаки тайные постиг
Гагагил лака Башаге,
Ланак кади акабаге
Карраллос.
Ланак ламек бамалиос,
Кабагаги сабалиос,
Бариолоас.
Лаговати кабалакас
Сомагак эт фрамиалас,
Гарраша!
(Гром, откашливание)
Дьявол:
Вы правильно сказали речь
Она, как самый острый меч
Мне ранит слух.
Затем, что на ухо ты туг,
Когда я здесь.
Эй, слушай весть
У нас ведь клерк послушный есть.
Ты должен, черт, из шкуры лезть,
Чтоб залучить
Его к себе чертям служить!
Как полагаешь поступить?
Зовется как?
Зовется: Теофил.
И он бежал моих сетей.
И сатана, и я - все тут
Его охотно приберут
К своим рукам,
Но только, чтоб святой свой храм
В пути к моим пустым местам
Не вспомнил вдруг,
Не то - помочь мне недосуг.
(Стук, скрип двери, кот, птица, Саладпн уходит, появляется Теофил, потом -Дьявол).
Не будь похож на мужика.
Твой господин с тобой жесток?
Да, господин.
Он слишком строг.
Так вот:
Тогда и делом помогу.
Вот, кланяюсь я, господин,
Но с тем, чтоб вновь высокий чин
Мне получить, владеть им мне.
Тот чин, который я, клянусь
Тебе добыть не откажусь.
Но раз уж так, то слушай: я
Беру расписку от тебя.
Уже написана она.
Теперь, когда ты поступил
Ко мне на службу, делай так:
Когда придет к тебе бедняк
Ты спину поверни и знай
Своей дорогою ступай.
Смиренье, кротость, благодать,
Пост, покаянье, доброта
Все это мне тошней креста.
Когда же честность и любовь
Завижу, - издыхаю я,
И чрево мне сосет змея.
Когда в больницу кто спешит
Помочь больным - меня мутит,
Скребет под ложечкой - да так!
Делам я добрым - злейший враг.
Ступай. Ты будешь санешал,
Лишь делай то, что я сказал:
Оставь все добрые дела
И делай только все для зла.
В том справедливость нахожу,
Что этим сан свой заслужу.
(Дьявол исчезает, появляется Задира -служанка.)
Задира:
Прошу вас не судить меня.
Меня прислал мой господин,
Он хочет возвратить вам чин.
Давно хозяином бы стал,
Когда б умнее поступал!
Я сам его вам посадил,
А он меня богатств лишил,
Послал на улицу нагим,
А впрочем, так и быть, пойду,
Послушаю, что скажет он.
Отдаст с улыбкой вам поклон.
Он думал вас лишь испытать.
Теперь начнет вас награждать,
Опять вы будете друзья.
Теофил:
Безумец жалкий я! Куда теперь пришел?
О, расступись, земля! Я в ад себя низвел,
Когда отрекся я и господином счел
Того, кто был и есть источник всяких зол.
(Крик петуха)
Господь, что делать мне, безумцу, научи!
Всем миром надо мной занесены бичи,
Всех адских глаз в меня направлены лучи,
Святых мужей и жен не смею я молить.
(Занавес медленно открывается, виден лик Мадонны)
Мадонну кроткую не смею я любить,
Но чистоту ее осмелюсь восхвалить: '
Я знаю - за хвалу нельзя меня хулить.
Мадонна:
Кто там нашел в капеллу путь?
Я, бедный Теофил,
Кого сам дьявол заманил,
И обольстил, и окрутил,
Спасенья жду,
К тебе с молитвою иду:
Не дай погибнуть мне в аду,
В пучине зла
Меня лишь крайность привела,
Меня ты некогда звала
Слугой своим.
Иди отсюда пилигрим.
Расстанься с домом ты моим.
Теофил:
О, роз благоуханный цвет!
О, белых лилий чистый свет!
Что делать мне?
Попал я в сети к сатане,
Нечистый, он, жесток ко мне,
Что предпринять?
Я не устану призывать
Твою святую благодать
О, дева дев!
Сойди ко мне, небесный свет,
Смири их сатанинский гнев.
И утоли!
Ты был слугой мне на земли,
Безумен ты,
Но черной хартии листы
Верну тебе из темноты.
Иду за ней.
Эй, Сатана, ты у дверей?
Верни мне хартию скорей,
Затеял споры ты, злодей,
С моим слугой,
Но здесь - расчет тебе плохой.
Ты слишком низок, дьявол злой!
Нет, лучше гибель и позор!
Не так я на согласье скор!
Вернул я сан, и с этих пор -
Он мой слуга!
Его душа мне дорога.
Мой друг, вот хартия твоя
Ты плыл в печальные края,
Но радости и бытия
Даю ключи.
Ты к кардиналу в дверь стучи.
Ему ты хартию вручи, -
Пускай прочтет
Ее с амвона, чтоб народ
Узнал, каким путем влечет
Лукавый бес.
В богатство по уши ты влез,
Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Спб. Изд. СпецЛит, 1991. Ч. 2, книга 1
25 09 2014
1 стр.
Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания. Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были рассмотрены: строение
15 09 2014
1 стр.
Оборудование: аудиотехника, раздаточные карточки, плакаты с ключевыми выражениями, карточки с изображением разных типов характера человека
11 10 2014
1 стр.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для учащихся 7 класса учителя математики Засыпкиной Е. В
04 09 2014
1 стр.
Развитие мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной ситуации
04 09 2014
1 стр.
Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках
24 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы»
11 09 2014
1 стр.