Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Тематический план. 2 класс. 34 часа.

Название раздела, тематика занятий.

Оборудование

Количество

часов.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

Диагностический комплект.

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.




14

Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс)

Мячи, стрелы, цель, кольцеброс.

2

Координация движений (игры с мячом, обручем).

Мячи, обручи.

2

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).




1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.




1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

Шнуры, бусины разных размеров и формы, леска.

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Карандаши, трафареты, бумага.

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Карандаши, трафареты орнамента, бумага.

1

Графический диктант (по показу).

Карандаши, листы бумаги с образцами.

2

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

Ножницы, бумага, шаблоны, карандаши.

2

Тактильно-двигательное восприятие.




5

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

Набор предметов с разными свойствами.

1

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Набор предметов, мешочек с мелкими предметами.

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

Пластилин, глина.

3

Восприятие пространства.




7

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения.




1

Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».




1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

Бумага, карандаши.

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

Бумага, набор плоскостных и объемных предметов.

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

Бумага, набор плоскостных и объемных предметов.

1

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Набор предметов.

1

Дидактическая игра «определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Набор предметов, бумага, карандаши.

1

Восприятие времени.




7

Порядок месяцев в году.

Календари, карточки с названиями месяцев.

2

Времена года. Работа с графической моделью «времена года».

Графическая модель «Времена года»

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

Часы, модель часов.

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

Часы.

1

Определение времени по часам. Игра с моделью часов.

Часы, модель часов.

2

Тематический план. 3 класс. 34 часа.

Название раздела, тематика занятий.

Оборудование.

Количество

часов.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

Диагностический комплект.

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.




10

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс)

Кольцеброс, дартс.

1

Обучение целенаправленным действиям по двух-трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.)




1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.




1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Шнурки, ленточки, пуговицы с петлями.

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

Карандаши, предметные изображения, бумага.

1

Рисование бордюров по образцу.

Карандаши, листы бумаги с образцами бордюров.

1

Графический диктант (зрительный и на слух)

Карандаши, бумага, образцы.

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

Ножницы, бумага, предметные изображения.

2

Тактильно-двигательное восприятие.




5

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

Набор предметов с разными свойствами.

1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает … (пушистое)».

Набор предметов с разными свойствами поверхности.

2

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Пластилин.

2

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.




6

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

Карандаши, листы бумаги с образцами бордюров.

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 3-х картинок).

Набор картинок для сравнения.

1

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Набор предметов.

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

Набор предметов для игры.

1

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

Набор плоскостных геометрических фигур, бумага, образцы узоров.

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.




1

Восприятие пространства.




6

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.




1

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задании задания.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».






1


Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «обставим комнату».

Набор кукольной мебели.

1

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 части.

Бумага, карандаши.

1

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

Бумага разного размера, карандаши.

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

Набор предметов.

1

Восприятие времени.




6

Определение времени по часам.

Часы, модель часов.

2

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час)

Часы.

1

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

Часы.

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).




1

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Карточки с названиями времен года, набор картинок.

1



Тематический план. 4 класс. 34 часа.

Название раздела, тематика занятий.

Оборудование.

Количество

часов.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

Диагностический комплект.

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.




10

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад, т.д.).




1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога; словесный отчет о выполнении.




2

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

Мелкая мозаика, конструктор «Лего», бумага, клей.

1

Графический диктант с усложненными заданиями.

Карандаши, бумага.

2

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

Карандаши, бумага, линейки, циркули.

1

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Карандаши, бумага.

1

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

Ножницы, бумага.

2

Тактильно-двигателное восприятие.




5

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

Набор предметов разного качества и свойств.

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином.

Пластилин.

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

Мешочек, мелкие предметы.

1

Игра с мелкой мозаикой.

Мелкая мозаика.

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.




7

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных сюжетных картинок).

Набор предметных, сюжетных картинок.

2

Нахождение «нелепиц» на картинках.

Картинки с изображением нелепиц.

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

Лабиринт.

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

Карандаши, бумага, образцы рисунков.

1

Гимнастика для глаз.




1

Восприятие пространства.




5

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.




2

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.




1

Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.




1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

Бумага разных размеров и форматов, карандаши.

1

Восприятие времени.




6

Определение времени по часам.

Часы, модель часов.

1

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «береги минутку».

Часы.

1

Работа с календарем и моделью календарного года.

Календари, модель календарного года.

1

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Картинки с изображениями времен года.

1

Последовательность основных жизненных событий.

картинки с изображением основных жизненных событий людей.

1

Возраст людей.

Картинки с изображением людей в разных возрастных категориях.

1


Содержание программы

1 класс (34 часа)

Обследование детей, комплектование

групп для коррекционных занятий (1 час)

Развитие крупной и мелкой моторики;

графомоторных навыков (15 часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.



Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.



Восприятие пространства (6 часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой /левой/ руки /ноги/, правой /левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверху - внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, /низ/, правая /левая/ сторона).



Восприятие времени (3 часа)

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.



Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- определять на ощупь величину предметов; - зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; - выделять части суток и определять порядок дней недели.



2 класс (34 часов)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (14 часов)

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.



Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.



Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.



Восприятие времени (7 часов)

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).



Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • определять на ощупь разные свойства предметов;

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс (34 часа)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (10 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.



Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с глиной и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов)

Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.



Восприятие пространства (6 часов)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.



Восприятие времени (6 часов)

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.



Учащиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

- определять на ощупь поверхность предметов;

- зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам; - адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; - выражать пространственные отношения с помощью предлогов; - определять время по часам.

4 класс (68 часов)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (10 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.



Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.



Восприятие пространства (5 часов)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.



Восприятие времени (6 часов)

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.



Учащиеся должны уметь:

- группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

- находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов; - моделировать расположение предметов в заданном пространстве; - пользоваться календарем; - определять возраст людей.


Учебно-методическое оснащение программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  3. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

Строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы с петлями, мешочки с разными предметами, графическая модель суток,, календари, модель часов, часы, графическая модель «Времена года», модель календарного года, картинки с изображением основных жизненных событий людей, картинки с изображением людей разных возрастных категорий, сенсорная дорожка и доска, набор кукольной мебели, ножницы, линейки, циркули, мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки, дорожка следов, дартс, обручи, куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, листы бумаги разного формата, трафареты, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, ручки, карандаши, игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.).



Список литературы.

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: «Аграф», 1997.

  2. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976

  3. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

  4. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  5. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

  6. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  7. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  8. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  9. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  10. Удалова Э.Я, Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Коррекционная педагогика №3(9), 2005 – Коррекционная педагогика.

  11. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  12. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.

  13. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

  14. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" https://w w w .schoolpress, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php

  2. Газета "Школьный психолог"

  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

  4. "Педагогическая библиотека" - https://www.pedlib.ru

  5. "Мир Психологии" - https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru


Приложения.


<предыдущая страница | следующая страница>


Образовательная Программа развитие психомоторных и сенсорных процессов Составитель
564.57kb.

18 12 2014
3 стр.


Образовательная программа «Начальная хореографическая подготовка» Художественное Искусство Модифицированная

Образовательная программа «Музыкальное развитие детей» вокального объединения

100.19kb.

04 09 2014
1 стр.


Образовательная программа «Сольфеджио и ритмохореография»

Цели программы: комплексное развитие творческого потенциала посредством целостного музыкально-танцевального подхода; развитие музыкального слуха и памяти; развитие музыкальных спос

16.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Методика численного моделирования спектрометрических газочувствительных сенсорных систем

При этом одним из основных этапов разработки газочувствительных сенсорных систем является математическое моделирование, обеспечивающее сокращение сроков и стоимости проектирования

71.25kb.

13 10 2014
1 стр.


Развитие музыкально-сенсорных способностей в старшей группе. Игры на развитие звуковысотного слуха

Цель: Развивать у детей способность различать регистры

113.29kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа развития лицея» Обсуждение темы «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе»

Обсуждение темы «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе» необходимо по двум причинам

118.08kb.

14 10 2014
1 стр.


Совет лицея «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе» Целищев В. В. Прагматизм образования

«Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе»

55.41kb.

30 09 2014
1 стр.


Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125»

Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта

1166.33kb.

07 10 2014
7 стр.