Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Новосибирск, МОУ Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева

17 марта 2008


Совет лицея

«Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе»


Сопочкин С.В. «Современное инновационное общество и программа развития лицея»
Обсуждение темы «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе» необходимо по двум причинам.

Сначала о контексте и инновационных процессах. Хотим мы этого или нет, но современное общество (и не только российское) переживает этап глубоких фундаментальных перемен. Недавнее выступление на Государственном совете президента В.В.Путина о стратегии инновационного развития России до 2020 года - попытка осмыслить эти перемены, задать новый вектор развития экономики, образования, науки, общества в целом. 8 февраля 2008 года Путин говорил о том, что «переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал», что «развитие человека – это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества».

Далее президент обратил внимание на роль образования и здоровья: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов». «Образовательная система, - продолжал президент, должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими новыми стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты».

Кстати, несколько месяцев назад представители администрации лицея, родительской общественности, педагогического коллектива встречались с разработчиками стандартов нового поколения, приняли участие в их обсуждении, высказали свои предложения. С 1 сентября один из первых классов лицея в режиме эксперимента начнёт учиться по этим новым стандартам.

«Долгосрочная стратегия развития России, - писала газета «Известия» (№ 23 от 11.02.2008), - появилась не за один день и не за один месяц до выступления Путина. В правительстве «План – 2020» разрабатывали и обсуждали с 2006 года. Именно тогда президент впервые поручил МЭРТу разработать концепцию долгосрочного развития России до 2020 года».

Правительством было предложено три сценария развития событий:



  • «инерционный»;

  • «энергосырьевой»;

  • «инновационный».

Как известно, Путин выбрал третий. И выбор закономерен. Россия стремится стать одним из лидеров современного мира. А современный мир развивается теперь благодаря ставке на инновации, знания, интеллект.

Примечательные высказывания прозвучали 10 декабря 2007 года на «Круглом столе» «Будущее в поисках координатора» в рамках седьмого Глобального стратегического форума в Москве.

Элвин Тоффлер, известный американский футуролог:

«Мы росли, полагая, что производство было самым важным ресурсом, а теперь знание стало революционным ресурсом общества». Далее Тоффлер говорил о том, что как ресурс знание неисчерпаемо, что им могут пользоваться многие. Однако при этом, у нас осталась система образования, компании и правительства, «на которые воздействуют индустриальные идеи второй волны».

Владислав Сурков, заместитель главы администрации президента России:

«Господин Тоффлер сказал о Евросоюзе и о Китае, он очень деликатно промолчал о России, хотя я понимаю, что если бы он дал объективный анализ того, где «третья волна» и где Россия, то мы бы услышали очень много печального из его уст, и это касалось бы и нашей политической системы, и нашего культурного уклада, и нашего образования, и нашей экономики».

Далее Сурков выразил сожаление, что российская наука пока не породила ни одного известного футурологического бренда (как «третья волна», или «постиндустриальное общество», или «конец истории»), заявил о том, что работа учёных – футурологов важна, и, чтобы их поддержать, процитировал итальянца Энтони Гидденса, утверждающего, что «Футурология – построение таблиц возможных вероятных, достижимых версий будущего – становится более важной, чем летопись прошлого».

Участие Э. Тоффлера в работе «Круглого стола» неслучайно. Известный американский философ и футуролог, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», «Третья волна», в 2006 году опубликовал свою новую работу под названием «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь». Содержание книги очень созвучно тому, что обсуждалось на Московском форуме в декабре 2007 года, и тому, о чём говорил Путин на Государственном совете в феврале 2008 года, и имеет прямое отношение к теме нашего Совета. Например, ученый пишет, что «Богатство возникает не только на полях, заводах, в офисах. Революционное богатство связано не только с деньгами. В настоящее время даже самые тупые наблюдатели не могут не видеть, что экономика США и ряда других стран трансформируется, превращаясь в «интеллектуальную» экономику, управляемую разумом». Далее Тоффлер утверждает, что этой новой быстроразвивающейся, прогрессивной экономике «требуется прогрессивное общество». Но процесс адаптации гражданского общества, семьи, бюрократии, системы образования, политических структур к новым экономическим реалиям идёт крайне медленно.

О том, что происходит с системой образования, он пишет: «… трудно найти более дисфункциональную и устаревшую институцию, чем образование, даже в странах с передовой экономикой». Яркой иллюстрацией к этому диагнозу является глава «Постдетсадовские фабрики» об американской системе образования. В ней ученый приводит неутешительные данные:


  • 50 миллионов американских детей ежедневно посещают образовательные учреждения, находящиеся в кризисе;

  • ежегодно США тратят на образование от дошкольного до среднего включительно 400 миллиардов долларов (примерно по 7 тысяч долларов в год на одного обучающегося);

  • 60 % учащихся средних школ не умеют достаточно хорошо читать, чтобы освоить учебники, треть выпускников школ не обладают знаниями по математике, требующимися от начинающего плотника, и почти треть молодых взрослых не могут, показать на карте Тихий океан. В конце главы приводится неутешительный вывод: «Стрельба, насилие и наркотики в школе становятся регулярным новостным событием. И это всего лишь отдельные видимые симптомы «поточно-фабричного» образования, которое, за незначительными исключениями не было переосмыслено с целью подготовки молодёжи к условиям наукоёмкой экономики».

Критикуя план президента Буша в отношении американской школы Тоффлер считает, что этот план «требует ещё более рутинного стандартного тестирования учеников, учителей и школ, т.е. всего лишь того, что несколько увеличит эффективность устаревшей системы образования». Выход Тоффлер видит в том, чтобы поощрять в обучающихся любознательность, умение мыслить, креативность, индивидуальность, самостоятельность.

Говоря далее о кризисных явлениях в здравоохранении и пенсионном обеспечении, семье и образовании, политике и деятельности корпораций, учёный приходит к выводу о том, что «внутри Соединенных Штатов идёт системный распад жизненноважной институциональной инфраструктуры», и что «мы имеем дело не с отдельными явлениями, а действительно с системным развалом, угрозой выживанию всех обществ…».

Суммируя вышесказанное, можно констатировать:


  1. Современные системы образования подвержены мощным воздействиям извне (быстроразвивающаяся экономика, высокие технологии, Интернет, динамизм общественных процессов), и, следовательно, люди, работающие внутри образовательных систем должны как-то реагировать на эти новые вызовы, желательно адекватно.

  2. Образование, знание, интеллект должны стать и уже становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом (в том числе и российского).

Следовательно, мы с вами оказываемся в эпицентре фундаментальных трансформаций.

Существует и другая причина, которая заставляет нас обратиться к теме «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе». Она связана с тем, что в 2008 году заканчивается действие нашей программы развития «Формирование элиты: лицейская образовательная модель», и Совет лицея, как стратегический орган управления, должен решить вопрос о продлении, корректировке или пересмотре данной программы. Напомню, что она разрабатывалась в январе – апреле 2006 года, органично впитала в себя предыдущие программы развития, акцентировала приоритетные направления работы, в ней давался анализ наших ресурсных возможностей, была определена стратегическая цель деятельности (формирование элитного выпускника), в ней была представлена базовая лицейская образовательная модель и модель управления.

Практика реализации программы развития показала, что в целом мы правильно расставили акценты и приоритеты, программа действительно стала нашим рабочим документом, многое из задуманного реализовано.

Проиллюстрирую реализацию программы развития на примере лицейской модели управления. Можно констатировать, что у нас сложилось и эффективно функционирует государственно – общественная модель управления развитием лицея. У любого старшеклассника, родителя, учителя лицея № 130 есть возможность войти в одну из управленческих структур лицея – в Ученический совет, в Попечительский совет, в Совет лицея, участвовать в обсуждении вопросов, касающихся всех нас, участвовать в принятии решений и их исполнении.

Так в мае 2007 года администрация, Попечительский совет и Благотворительный фонд поддержки лицея провели конкурс внутрилицейских проектов. Родителями, учениками, учителями было представлено семь проектов: «Народная библиотека лицея № 130» (Н.М. Поливанова), «Спортивный лицей» (С.Гилёв, А.Дрожжинова), «Школьная линия» (А.В. Шаповалов) и другие. При материальной поддержке фонда идёт реализация этих проектов. Летом 2007 года администрацией, Попечительским советом, фондом была проведена большая работа по подготовке школы к новому учебному году. За 2007 год на реализацию проектов, проведение летнего ремонта, приобретение мебели, оборудования, содержание школы фондом было привлечено более 2 млн. 700 тысяч рублей. В феврале 2007 года стартовал проект «Здоровье учителя». Благотворительный фонд поддержки лицея и ООО «Домашний доктор» заключили договор о медицинском страховании и обслуживании педагогов и сотрудников лицея.

Эффективность государственно – общественной модели управления проявилась в условиях эксперимента по переходу лицея на НСФ и НСОТ.

Разрабатывая программу развития мы не предполагали, что появится это направление работы, что им придётся заниматься всё первое полугодие 2007 – 2008 учебного года, что оно станет одним из важнейших в деятельности педагогического коллектива, управленческих структур лицея. Очевидно, что без режима согласований принципов и подходов к реформированию системы оплаты труда в лицее, мы не смогли бы обойтись. Система советов: Административного, Педагогического, Попечительского, Совета лицея - стала переговорной «площадкой», которая обеспечила достижение оптимального на сегодняшний день результата. Новая система финансирования и оплаты труда в лицее возникла, хотя и требует дальнейшего совершенствования.

И ещё один пример совместной деятельности различных управленческих структур лицея. Он связан с информатизацией учебно-воспитательного процесса.

Летом 2007 года фонд профинансировал ремонт кабинета № 306 «а». В нём разместился Информационно-аналитический центр лицея. Нами было принято решение о введении с 1 сентября 2007 года дополнительной ставки заместителя директора по информатизации УВР.

В настоящее время ИАЦ при поддержке фонда реализует проект «Школьная линия». На сегодняшний день на сайте лицея представлены оценки учащихся и домашние задания по предметам 25 классов из 31.

В декабре 2007 года фонд приобрёл программу «Ректор – школа» для составления расписания уроков. Информационно-аналитическим центром было составлено соответствующее современным санитарным нормам и правилам новое расписание, по которому мы начали работать. Оно в большей степени соответствует предъявляемым требованиям.

В феврале 2008 года произошло ещё несколько событий, важных для информатизации лицея. На средства фонда был приобретён новый сервер, за счет бюджетных средств лицея приобретено около 200 новых электронных образовательных продуктов практически по всем предметам, Министерство образования бесплатно выделило нам лицензионное программное обеспечение для компьютеров лицея и домашних компьютеров педагогов.

В ближайшее время лицей получит выделенные Департаментом образования области 280 тысяч рублей за успешное участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России – 2007». Средства планируем направить на информатизацию учебно-воспитательного процесса. В дополнение к этим средствам планируем выделить из бюджета лицея ещё 220 тысяч на информатизацию УВП. Таким образом, за 2008 год на информатизацию будет потрачено более 500 тысяч рублей.

О том, что программа развития оказалась жизнеспособной и адекватной тем ориентирам, которые заложены в Приоритетном национальном проекте «Образование», говорят следующие результаты:


  1. Программа развития лицея «Формирование элиты: лицейская образовательная модель» была представлена в 2006 году на конкурс ОУ, внедряющих инновационные программы развития в рамках национального проекта «Образование», заняла четвертое место в рейтинге среди 54 ОУ Новосибирской области, ставших победителями и получившими президентский грант в размере 1 миллиона рублей;

  2. Отчёт о реализации программы развития, предоставленный нами в сентябре 2007 года на конкурс «Лучшие школы России – 2007» был признан лучшим в Новосибирской области, а по итогам конкурса лицей стал одним из его лауреатов, войдя в число 31 лучшей школы России.

  3. О достижениях лицея говорилось на совещании Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска по итогам 2007 года. В материалах совещания было отмечено, что лицей № 130 входит в число школ-лидеров по числу победителей и призёров городских и областных олимпиад школьников. На совещании, которое проводила по тогам 2007 года администрация Новосибирской области было отмечено наше лауреатство во Всероссийском конкурсе лучших школ.

По итогам 2007 года мэр Новосибирска наградил педагогический коллектив лицея Почётной грамотой за «большой вклад в социально-экономическое развитие Советского района г. Новосибирска и достигнутые трудовые успехи».

Конечно, не всё из задуманного, не всё аспекты программы развития были реализованы: некоторые рассчитаны на длительную перспективу, некоторые надо уточнять и корректировать.

Например, нуждается в уточнении стратегическая цель работы лицейского сообщества. «Формирование элиты страны» или всесторонне развитой личности, человека для рыночной/наукоёмкой экономики или человека культуры - всё это не абстрактные отвлечённые вопросы. Педагогический коллектив, родители, лицеисты, все мы должны ясно понимать какую стратегическую цель ставим перед собой, отрабатывать педагогические, организационные, управленческие процедуры и способы её достижения. Разработка Кодекса Чести лицеиста могла бы стать одним из способов решения этой задачи.

К сожалению, в 2006 – 2007 и текущем учебном году мы слабо работали на втором уровне лицейской образовательной модели. Этот уровень предполагает деятельность проектных мастерских, лабораторий, проведение мастер – классов и направлен на формирование проектного, инновационного мышления, навыков и конкурентноспособных компетентностей и учителей и учащихся лицея. Например, всем известно, что в лицее работает много высокопрофессиональных педагогов, поэтому задача обобщения и распространения передового педагогического опыта, в том числе и через мастер - классы для коллег, через издание сборников, в которых опыт лучших педагогов лицея был бы представлен во всей полноте, - одна из самых актуальных, которая ещё ждёт своего решения.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании материально - техническая база лицея. Нужны новые карты, макеты, портреты известных деятелей науки и культуры, т.е. то, что принято называть наглядностью. Нужна целенаправленная работа над повышением качественной успеваемости в старших классах, над повышением общего культурного уровня учащихся.

Что в связи с вышесказанным я предлагаю?

Сегодня, 17 марта 2008 года, Совет лицея должен принять решение о создании трёх постояннодействующих рабочих групп.


  1. «Стратегическая цель развития лицея».

Задача группы – разработать концептуальную часть программы, связанную с ценностями, целью и задачами деятельности всего лицейского сообщества.

  1. «Современные образовательные технологии».

Задача группы – сформулировать, каким образом, благодаря каким образовательным практикам и технологиям мы сможем реализовать нашу стратегическую цель.

  1. «Ресурсное обеспечение развития».

Задача группы – провести инвентаризацию имеющихся ресурсов, выявить самые эффективные, подготовить предложения по привлечению внешних ресурсов. Наработанные группами материалы обобщаются руководителями групп и вносятся в проект программы ( работа групп будет эффективнее, если к ней подключатся самые активные и заинтересованные в дальнейшем развитии лицея педагоги, родители, ученики).

В октябре 2008 года Совет лицея рассматривает проект новой редакции программы и утверждает её.



На мой взгляд, Совет лицея в состоянии предложить всему лицейскому сообществу «достижимую версию будущего» лицея, т.е. адекватную современным вызовам образовательную модель, достойную славной истории и имени «стотридцатки».

Программа развития лицея» Обсуждение темы «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе»

Обсуждение темы «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе» необходимо по двум причинам

118.08kb.

14 10 2014
1 стр.


Совет лицея «Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе» Целищев В. В. Прагматизм образования

«Лицейская образовательная модель в контексте инновационных процессов в обществе»

55.41kb.

30 09 2014
1 стр.


Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125»

Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта

1166.33kb.

07 10 2014
7 стр.


Программный комитет Председатель

Целью конференции является обсуждение актуальных работ и предложений в области развития и эксплуатации телекоммуникационной и информационной среды как платформы функционирования и

61.77kb.

09 10 2014
1 стр.


Выступление к семинару заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Тема семинара: Работа школы в режиме развития инновационных процессов основы повышения качества образования Тема доклада

Тема семинара: Работа школы в режиме развития инновационных процессов – основы повышения качества образования

142.98kb.

14 12 2014
1 стр.


Образовательная программа «Ритмика и хореография»

«Программы для внешкольных учреждений», мс. Боголюбская, 1986г. В данной программе сохраняются основные темы развития хореографических навыков, но вносятся изменения в разделы

688.65kb.

25 09 2014
3 стр.


Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос мбоу
6318.12kb.

01 10 2014
26 стр.


Мороз Владимир Петрович. Доклады. Тезисы

Международной научно-практической конференции «Концептуальные основы развития национальных правовых систем в контексте процессов глобализации и региональной интеграции: постсоветск

61.77kb.

17 12 2014
1 стр.