МКОУ «Овсорокская СОШ»
Выступление к семинару
заместителей директоров
по учебно-воспитательной работе
Тема семинара: Работа школы в режиме развития инновационных процессов – основы повышения качества образования
Тема доклада:
Приоритеты инновационной деятельности Калужской области в разрезе сельской школы
Подготовила завуч
по УВР Митина О.А.
Декабрь 2012 года.
Приоритеты инновационной деятельности Калужской области в разрезе сельской школы
Тематика инновационной работы в образовательных учреждениях Калужской области определяется в соответствии со стратегическими приоритетами модернизации современного образования. В качестве ориентиров при разработке программы инновационной деятельности образовательным учреждениям предложены шесть тематических направлений. «Все приоритетные направления».
1.Новые технологии обучения, обеспечивающие достижение образовательных результатов согласно требованиям ФГОС.
В нашей школе в педагогическом коллективе с целью реализации ФГОС ведётся серьёзная работа по изучению и применению новых педагогических технологий, которые позволяют сформировать универсальные учебные действия у учащихся.
Выбор технологий в педколлективе (некоторые педагоги используют в своей работе несколько технологий).
Название технологии
|
Кол-во учителей, работающих по этой технологии
|
Проектное обучение
|
5
|
Технология продуктивного чтения
|
1
|
Проблемное обучение
|
4
|
Развитие критического мышления
|
2
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
9
|
Игровая технология
|
3
|
Использование опорных конспектов
|
1
|
Технология мастерских
|
1
|
Групповые технологии
|
1
|
Технология индивидуализированного обучения как основы деятельностого подхода при обучении школьников математике
|
1
|
СЛАЙД 5. Средняя самооценка за умелое использование технологий.
Оценочная шкала
|
Кол-во учителей/%
|
0 – не имею представления об этих знаниях и умениях
|
0
|
1 – имею некоторые представления об этих знаниях и умениях.
|
0
|
2 – имею некоторые знания и умения, однако их недостаточно, чтобы успешно внедрить новую технологию
|
2
|
3 – имею знания и умения, которых, скорее всего, будет достаточно для успешного внедрения новой технологии
|
5
|
4 – имею знания и умения, достаточные для успешного внедрения новой технологии.
|
5
|
На основании анкет можно сделать вывод, что не все учителя умело используют новые технологии, поэтому целью нашей методической работы будет ознакомление педагогического коллектива с новыми технологиями и успешное их внедрение на уроке, а также построение современного урока.
2.Информационно-образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования. Экологичность информационно-образовательной системы. Потенциальные угрозы ИКТ – технологий; психопрофилактика нарушений развития детей.
В нашей школе:
-
создана надлежащая материально-техническая база
-
интегрированы информационные технологии в образовательное пространство
Таким образом в нашей школе создавались предпосылки для
формирования школьной информационно-образовательной среды*
________________________________________________
*системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанной с человеком как субъектом образования.
Одним из приоритетных направлений информационной образовательной среды является компьютеризация.
Цель программы по компьютеризации школ - обеспечить комплексную информатизацию школы и интеграцию информационных ресурсов в образовательное пространство.
Компьютерный класс подключен к Интернету, имеет локальную сеть по школе на 75-80%. Всего в локальную сеть по школе входит более 20 компьютеров и ноутбуков. Оснащённость школы: 13 компьютеров, 6 ноутбуков, 4 нетбука, 2 планшета, 5 электронных книг, 3 сканера, 5 проекторов, 2 интерактивные доски, 1 интерактивная приставка, 4 принтера, 2 многофункциональных устройства (принтер-сканер-ксерокс), 2 документ-камеры, 1 видеокамера, тележка для перевозки нетбуков, медиатека, которая содержит более 100 дисков.
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс.
Цель внедрения интерактивных технологий – повышение учебной мотивации.
Использование интерактивной доски повышает познавательный интерес на 40 %, а экономит время на уроке до 20%.
Также, мы следим за экологичностью информационно-образовательной среды. На ряду со всей компьютеризацией используется защищённая беспроводная сеть, авторизация для доступа в Интернет, система контентной фильтрации, защиты учащихся от нежелательной информации в сети Интернет.
У каждого учителя – предметника есть или стационарный персональный компьютер или ноутбук.
В начальных классах, обучающихся по ФГОС, имеются выход в Интернет, проектор, экран, документ-камера, камера, акустические колонки, интерактивная приставка «МIMIО».
Учащиеся 2 и 1 класса обучаются на персональных нетбуках.
В кабинете физики и математики установлены интерактивные доски, проекторы.
Наш педагогический коллектив не может представить себе проведение урока без применения ИКТ-технологий.
Не смотря на всё выше сказанное, необходимо помнить и о проблемах информатизации образования:
-
опасность подавления межличностного общения
-
усиление социального неравенства
-
опасность снижения роли устной и письменной речи
-
ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению
-
отсутствие прямого исследования действительности
-
пассивность усвоения информации
-
опасность снижения социализации человека
К информационной образовательной среде относится и музей, в котором у нас свыше 2000 экспонатов.
Разные тематики собранных экспозиций позволяют их использовать как на уроках, так и во внеурочное время, и, конечно, в воспитательной работе. Темы экспозиций таковы: партизанское движение, история села, прикладное искусство, нумизматика, быт-хозяйство, пионерско-комсомольское движение, колхозы и их истории создания (Овсорокской колхоз имени «Ильича» и совхоз «Улемецкий»), выдающиеся люди края, экологическая работа, туристическая деятельность и другое.
Наши дети с большим удовольствием выступают в роли экскурсоводов.
Конечно же, не забыт и древний способ извлечения информации – чтение книг. Наша библиотека по итогам прошлого учебного года стала призёром среди библиотек школ района. За последние 2 года в библиотеке проведена огромная работа:
Приобретена и установлена компьютерная техника: компьютер, многофункциональное копировальное устройство. Дети могут прямо в библиотеке отсканировать и распечатать интересующую информацию, оформлен читательский зал. Библиотека обладает энциклопедическим материалом, используемым как на уроках, так и во внеурочное время. В библиотеке сохранились подарочные экземпляры, подаренные ветераном Великой Отечественной войны, жителем города Жиздры, Оленичевым Виктором Васильевичем.
Произведена подписка периодической печати: «Весть», «Учительская газета», «Педсовет», «Административная работа»; детской периодической печати: «Шишкин лес», «Юный натуралист».
Библиотека располагает общим фондом 8200 книги, в том числе 2167 - учебная литература, 167 - методическая литература, 5866 - художественная литература.
3. Родители как соучастники образовательного процесса. Повышение педагогической компетентности родителей.
Так как родители являются участниками образовательного процесса, как гласит и требует федеральный стандарт, мы, учителя, привлекаем родителей, как к урочной, так и внеурочной деятельности.
Связь родителей с жизнью школы отлично можно пронаблюдать во время подготовки к проектной работе учащихся. В прошлом учебном году родители были задействованы во многих проектах.
Вот некоторые из них: «Моя родословная» - руководитель Козлова Т.С., «Я и моя семья» - руководитель Варламова А.И., «Антиреклама кока-колы» - руководитель Митина О.А. и другие. Проводятся классные часы с привлечением родителей. Все папки с оформленными проектами вы можете видеть на этом столе.
Во время подготовки к урокам часто требуется помощь родителей. Задача педагога - донести до родителя, как грамотно объяснять ребёнку, а не просто ему подсказать. С этой целью мы проводим индивидуальные консультации, выступления на родительском собрании на психолого-педагогические темы, приглашаем на уроки.
К сожалению, родителей, которые откровенно заинтересованы школьной жизнью своего ребёнка очень мало.
4.Внеурочная деятельность учащихся как важный компонент новой системы образования. Образовательные ресурсы внеурочной деятельности учащихся. Варианты организации внеурочной деятельности учащихся.
Расписание проведения внеурочной деятельности 1 и 2 классов на 2012 – 2013 учебный год
№
№
|
Название кружка
|
Класс
|
ФИО учителя
|
Стаж работы
|
День проведения, время.
|
Кол-во часов в неделю
|
Кол-во учащихся в кружке
|
1
1
|
ОПК (основы православной культуры)
|
2
|
Митина Ольга Анатольевна
|
14
|
Пятница
12.25-13.10
|
1ч
|
3
|
2
2
|
«Компьютерная грамота»
|
2
|
Митина Ольга Анатольевна
|
14
|
Среда
13.25 – 14.10
|
1ч
|
4
|
3
3
|
ОПК (основы православной культуры)
|
1
|
Безручкина Мария Михайловна
|
1
|
Среда
12.25-13.10
|
1ч
|
3
|
4
4
|
«Компьютерная грамотность»
|
1
|
Безручкина Мария Михайловна
|
1
|
Пятница
12.25-13.10
|
1ч
|
3
|
5
5
|
«Самоделкино»
|
1 и 2
|
Безручкина Мария Михайловна
|
1
|
Понедельник
12.25-13.10
|
1ч
|
7
|
Один из способов привлечения учащихся к познанию интереснейшего окружающего его мира и открытию в себе новых способностей является проектно-исследовательский метод. Необходимо умело поставить проблему, тогда возникнет куча вопросов, вот и обширное поле деятельности.
Проектное обучение – альтернатива классно-урочной системе.
В скором будущем защита проекта будет являться формой итоговой аттестации, поэтому в школе ведётся работа по вовлечению учащихся в проектную деятельность. В нынешнем году в проектно-исследовательскую деятельность вовлечены 100% учащихся.
Функции учителя в данной технологии таковы:
-
Помогает ученикам в поисках источников, способных помочь им в работе над проектом
-
Сам является источником информации
-
Координирует весь процесс
-
Поддерживает и поощряет учеников
-
Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом
Школа должна готовить выпускников, способных:
-
Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
-
Самостоятельно критически мыслить.
-
Грамотно работать с информацией.
-
Быть коммуникабельным, контактным.
-
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектом, культурным уровнем
Что должен уметь учитель:
-
Видеть и находить интересные и практически значимые темы проектов.
-
Организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся.
-
Вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, на давя на аудиторию авторитетом.
-
Направлять учащихся на поиск путей решения проблемы.
-
Владеть компьютерной грамотностью.
-
Поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Ожидаемые результаты:
-
Увеличение доли учащихся и их участия, вовлечённых в проектно-исследовательскую деятельность.
-
Применение инновационных технологий учителями- предметниками.
-
Формирование базовых компетентностей (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразовании).
-
Повышение учебной мотивации.
-
Активное участие родителей в учебно – воспитательном процессе школы.
-
Изменение психологического климата в школе.
В связи с этим администрация школы решила вести мониторинг инновационной деятельности, объектом которой является проектно-исследовательская деятельность учащихся, и работает над созданием программы.
5.Содержание и формы работы, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Как было видно из таблицы выше, 1 и 2 класс посещают внеурочное занятие по основам православной культуры по учебникам С.Т.Погорелова «Основы православной культуры». Учащиеся с большим желанием ходят на эти занятия, тем более что этот курс сопровождается работой в тетрадях, просмотром фильмов, приготовленных автором к каждому уроку и выполнением компьютерных заданий тестового, развлекательного и лингвистического характера.
Для повышения культуры учащихся нам предложен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе. Наши дети выбрали модуль «Светская этика» по учебникам Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёвой «Основы духовно-нравственной культуры народов России», образовательная система «Школа 2100». Методического пособия ещё нет, но планы – конспекты к занятиям можно найти на сайте school2100.ru.
С 5 по 7 класс учащиеся посещают кружок «Основы православной культуры», который преподаётся по программе А.В.Бородиной «Основы религиозной культуры». Каждая её книга сопровождается методическим пособием, а урок дополняется разными фильмами, притчами и презентациями, взятыми из разных источников.
В рамках воспитательной работы мы всегда стремимся участвовать в ежегодных, уже ставших традиционными, выставках «Рождественские чудеса» и «Пасхальная выставка», а также в конкурсе, посвящённом Дню славянской книги. Традициями стали Дни православной книги, Дни толерантности и терпимости, Дни земли, и прочее.
В рабочих программах по воспитанию и в планах воспитательной работы у каждого классного руководителя запланированы классные часы, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
6. Учитель как организатор учебной деятельности учащихся: требования к личности и профессиональным компетенциям.
Наши преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации. Так в 2011 – 2012 и 2012 – 2013 учебных годах прошли курсы:
№
|
ФИО
|
Название темы курсов
|
Дата прохождения курсов
|
1
|
Коваленко Татьяна Алексеевна, директор
|
«Управление общеобразовательным учреждением в условиях реализации ФГОС»
|
Октябрь 2012года
|
«Технологии и реализации требований ФГОС на уроках общественно-научных предметов»
|
Апрель 2012 года
|
2
|
Митина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
|
«Федеральный образовательный стандарт второго поколения и его реализация в начальной школе»
|
Ноябрь 2011 года
|
3
|
Брылова Елена Павловна, учитель начальных классов
|
«Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
|
Апрель 2012 года
|
«ФГОС второго поколения и его реализация в начальной школе»
|
Май 2012 года
|
4
|
Митина Раиса Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
|
«Реализация ФГОС основного общего образования»
|
Апрель 2012 года
|
5
|
Митин Виктор Александрович. Учитель технологии
|
«Основы успешного профессионального самоопределения учащихся»
|
Декабрь 2011 года
|
6
|
Митин Андрей Викторович, учитель физкультуры
|
«Реализация ФГОС основного общего образования»
|
Апрель 2012 года
|
«Преподавание физической культуры в условиях реализации Федерального образовательного стандарта»
|
Ноябрь 2012 года
|
7
|
Козлова Татьяна Сергеевна, учитель истории
|
«Основы успешного профессионального самоопределения учащихся»
|
Декабрь 2011 года
|
«Образовательное партнёрство семьи и школы по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках реализации ФГОС»»
|
Декабрь 2011 года
|
«Технологии и реализации требований ФГОС на уроках общественно-научных предметов»
|
Апрель 2012 года
|
8
|
Матросова Татьяна Егоровна, учитель географии
|
«Духовное образование на основе православных культурных традиций»
|
Декабрь 2011 года
|
«Технологии и реализации требований ФГОС на уроках общественно-научных предметов»
|
Апрель 2012 года
|
9
|
Варламова Антонина Ивановна, учитель математики
|
«Инновационные процессы в образовании. Современные педагогические технологии»
|
Декабрь 2011 года
|
Школа сегодня: Мы бережем традиции…и внедряем новации.