Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Во исполнение

приказа отдела образования

Сакской РГА

от 21.02.2011г. №67

пункт 5.1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (ИЛИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

(апрель, 2010/2011 уч.г.)

Условные обозначения:

ВШК – внутришкольный контроль.

ОПВ – особое педагогическое внимание

КМДД - криминальная милиция по делам детей

КЦППВ - Координационного центра по превентивному воспитанию
     В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
В работе можно использовать следующие формы работы по профилактике правонарушений:

1. Составление социально – психологических паспортов учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (ВШК), учащихся, требующих особого педагогического внимания (ОПВ), списков детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных семей, неполных семей.

2. Составление обобщённого социологического портрета школы.

3. Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся школы и учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих особого педагогического внимания.

4.Обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих особого педагогического внимания, списков детей из семей оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных семей, неполных семей.

5. Проведение заседаний Координационного центра по превентивному воспитанию.

6. Работа на уровне совета родителей в классе. Помощь родительского комитета в проводимых беседах с учеником и его родителями.

7. Информационные беседы о Законах Украины об образовании, Уставе школы.

8. Работа школьного психолога в тесном контакте с учеником, классным руководителем и родителями.

9. Проведение бесед, классных часов, лекториев, тренингов, викторин и т.д.

1 класс - «Правила и обязанности школьника», «Что такое поручение», «Наш класс на перемене», «О невежах и вежливости».

2 класс - «Дисциплина и порядок – наши верные друзья», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Об обидах и причинах обид», «Об обидах и причинах обид», «Как не стать жертвой преступления», «Скромный не хвастается добрыми делами и поступками», «Сопереживания в радости и горе товарища».

3 класс - «Наш класс на перемене». Дети сами составили правила «как себя вести» и «как нельзя себя вести» и обещали следить за своим поведением и дисциплиной всего класса, «Будь осторожен на лестнице».

4 класс - «Достоинства и недостатки человека». «Жизнь даётся только раз»- о вреде курения, пьянства, наркомании. «Чужое брать – позор». «Что такое правонарушение», беседа « Душевность и бездушность», «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте», «Поведение во время уроков и в общественных местах».

5 класс - «О культуре общения», «Что такое толерантность», «Почему бывают пропуски уроков».

6 класс - «Поведение учащихся в школе, дома, в обществе», «Друг в моей жизни».

7 класс - «Духовность», «Трудно ли быть хорошим», «Твои права и обязанности» упор делался на соблюдение дисциплины и посещение школы».

8 класс - «Азбука этики. Основные понятия этики. Культура общения», «Поговорим о том, как мы выглядим», «Друг в моей жизни».

9 класс - «Человек – это звучит гордо», «Ответственность и права несовершеннолетних», «Какого человека называют бесчувственным».

10 класс - «Что такое закон», «О вреде курения», «Ребята давайте жить дружно», «Курение – враг здоровья».

11 класс - «Совесть как гражданская ответственность», «Я и закон», «Курение – враг здоровья», «Мои мечты и мои желания».

10. Проведение индивидуальных бесед с родителями учащихся.

11. Подвижные игры в начальных классах для развития внимания, наблюдательности и т.д.

12. Еженедельно по школе должно быть организовано дежурство среди 7 – 11 классов с целью поддержания порядка во время перемены, соблюдения чистоты в классах, проверки посещаемости учащихся школы.

13. Проведение ежегодной операции «Подросток», акция «Гарантии права на общее образование – каждому подростку», акция «Помоги собраться в школу».

14. Проведение акции «День борьбы с вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДОМ, борьбы с наркоманией и курением.

15. Проведение акции по защите прав ребенка, посвященной Дню защиты детей – 01 июня.

16. Проведение военно–патриотической, спортивно-оздоровительной игры «Зарница».

17. Анализировать занятость учащихся (в т.ч. учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих повышенного педагогического внимания) в кружках, спортивных клубах и т.п. (2 раза в год).

18. Организация летнего отдыха детей.

19. Осуществлять контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости, кружков, секций учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих особого педагогического внимания, детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.

20. Сбор одежды, обуви для детей из остронуждающихся семей.

21. Привлечение учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих особого педагогического внимания, детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах к классным и общешкольным мероприятиям.

22. Анкетирование учащихся «Я и моя семья».

23. Планирование занятости учащихся, состоящих на ВШК, учащихся, требующих особого педагогического внимания, детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах в каникулярный период и летний.

24. Организация выпуска газет на тему здорового образа жизни.

25. Информационная встреча правоохранительных органов с подростками.

26. Мониторинг поведения учащегося, состоящего на внутришкольном контроле (см. приложение).


Организация работы с учащимися, состоящими на ВШК и учащимися, требующими особого педагогического внимания.
Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)


Работа с учащимися, состоящими на ВШК и учащимися, требующими особого педагогического внимания состоит из следующих форм работы:

  1. Поддерживать тесную связь с КМДД.

  2. Привлекать работников КМДД, службы по делам детей для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

  3. Взаимодействовать с практическим психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

  4. Взаимодействовать с классными руководителями.

  5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

  6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

  7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

  8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

  9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

  10. Посещать подростков на дому.

  11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

  12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

  13. Изучать психологический климат в семьях подростков.

  14. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

  15. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

  16. Вести необходимую документацию (для учащихся, состоящих на ВШК – дневник наблюдений).

  17. Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Приложение 1


Классный час во 2-м классе по профилактике правонарушений.

Правила поведения учащихся в школе и на улице.
Цели: Учить учащихся правильно себя вести в школе и на улице.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

- образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),

- развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

- воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

- социальные: формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения:

- словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

- частично – поисковый – выполнение работы в группах;

- наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.



Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений, толковый словарь.

Подготовительная работа: учащиеся подбирают литературные произведения, в которых задета тема «права», рисуют иллюстрации по правилам поведения учащихся в школе и на улице, заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, самостоятельно работают с толковым словарём, энциклопедиями.

Проводится встреча с работниками КМДД. Родители оказывают помощь детям при сборе информации, обработке данных.

Ход урока

1.Организационный этап.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И конечно не шумим.
Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами (3 группы). Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.



2. Сообщение темы и целей урока.

Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?

На какие группы можно их разбить?

1) поведение в школе.

2) поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

Проблемный вопрос:

Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

Тема классного часа: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».

Ребята, наше занятие будет построено в группах. Мы исследуем ситуации, вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать правила поведения.

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости – это ваши родители, они будут представлять 4 экспертную группу. В конце занятия они вынесут решение, какой группе удалось точнее и ярче раскрыть тему классного часа, чьё выступление прозвучит убедительнее.

а) Организуя совместную работу, вспомним наш девиз:

«Помогая другим, учимся сами!

Давайте попытаемся!»

б) Помните о правилах работы в группе!

- выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;

- вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;

- помогать, если возникнут проблемы;

- работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;

- испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

3. Распределение обязанностей по группам.

Все 3 группы получают конверты с изображением:



1 – школы;



Представленные ситуации нужно обсудить, высказать, своё

2 – мяча;

отношение к происходящему.

3 - весы правосудия

Ребята 1 группы попробуют изложить в стихах правила поведения в школе, изменят рисунки так, чтобы было правильно.

Ребята 2 группы попытаются решить ситуацию, изложенную в конверте.

Составят правила поведения на улице с помощью рисунков.

Ребята 3 группы поработают с толковым словарём и объяснят значения слов: нарушитель, закон,

Расскажут о том, как возникли наши законы, подумают и напишут 6 прав, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок.

В каждой группе есть свои редакторы, оформители, составители, корректоры. Вспомним значение каждого слова. Что обозначают эти роли? Обратитесь к толковым словарям (Определяют значение каждого слова, распределяют обязанности)



4. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.



5. Презентации групп.

Защита 1 группы.

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

Читает стихотворение 1 ученик.

«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо-о-ольшая перемена!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи –

Словом, сделал всё, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут – опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

Он, гляди, какой бедовый!

- Ничего, - вздыхает Вова,

- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а класс – последнее слово.

Правила поведения учащихся.

3 ученик.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

И в заключении мы представляем вашему вниманию правила поведения учащихся в школе на плакате. На нём мы попытались показать, как нужно правильно себя вести. Вот тогда не будет нарушений в школе.

Учитель: Спасибо. Молодцы, ребята!



6.Оздоровительная минутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

А сейчас слово предоставляется 2 группе.

Защита 2 группы.

Анализ ситуации.

Читает 1 ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» - в сокращении. Инсценирование.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!

2 ученик. Сообщение.

Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.

Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.

3 ученик читает стихотворение:

«По городу, по улице не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофёр и пешеход».

4 ученик Мы дарим памятки правила поведения на улице

Не играть на проезжей части улицы.

Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.

Изучать правила дорожного движения.

Не цепляться к транспорту.

Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.

Вышел на прогулку – не ходи со двора!

Учитель: спасибо ребятам за их содержательный рассказ.

Физминутка.

А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»

Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Жёлтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь … (открыт).

- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте

Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.

(После игры учитель дарит всем детям огоньки светофора)

Чтобы не было нарушений, люди создали законы. И сейчас ребята 3 группы расскажут, что такое закон и когда они возникли.

Защита 3 группы.

1 ученик читает толкование слов из энциклопедии.

ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

2 ученик рассказывает «Как возникли наши законы?»

Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон.

Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили.

Великими творцами законов были римляне. В эпоху средневековья действия людей регулировала церковь.

В 12 веке римское право начало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе.

3 ученик рассказывает «О правах ребёнка».

Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая

главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

Основные права детей.

Право на образование.

Право на охрану здоровья.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право свободно выражать своё мнение.

Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

4 ученик предлагает детям задание: по иллюстрации назвать, какие права были нарушены у сказочных героев – Буратино, сестрицы Алёнушки и братца Иванушки, Колобка, Заюшки, Золушки, Чиполлино.

- Замечательно! Вы очень многое друг от друга узнали, каждая группа поведала нам свои открытия.

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?

Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения;

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

6. Анализ выступлений групп.

При анализе делаются выводы, указываются достоинства или недостатки работы. Чей проект наиболее удачен? Ярок? Полностью ли раскрыта тема?

Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».

Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.

Результаты: организованна выставка рисунков и проектов в классе на стенде «это интересно». Данное занятие проведено для учащихся начальных классов с целью профилактики правонарушений среди учащихся школы.

Приложение 2



Изучение личностных особенностей учащихся
Методика Л.А. Венгера «Схематизация» (уровень интеллекта);

Методика «Да и нет» (направленная на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким);

Диагностика социального интеллекта;

Проективная методика «Лесенка» (позволяет такой фактор, как самооценка и самопринятие ребенка).


Приложение 2.1.

Коррекционно - развивающая программа «Я учусь владеть собой».

Занятие 1

Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:


овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.

Игра - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.
Занятие 2

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:

двух людей, которые о чём – то спорят;

людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);

Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.


Приложение 2.2.
Культура общения

(беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать «по назначению» да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

8. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

11. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете - я обижусь!», «Секретничать нехорошо...» Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.
МОНИТОРИНГ

поведения учащегося, состоящего на внутришкольном контроле
Ф.И.О. учащегося _______________________________________________________

Класс __________






Дата

Факт поведения, требующий профилактической работы

Содержание и формы профилактической работы

Подпись лица, проводившего работу

1











2











3











4











5











6











7











8











9










Наименование учебного заведения ______________________________________________________________________


КАРТА

профилактической работы с учащимся, состоящем на внутришкольном контроле




Лица, проводившие профилактическую работу

Число/месяц

1

Директор школы




































































2

Заместитель директора по УВР



































































3

Заместитель директора по ВР



































































4

Психолог




































































5

Служба по делам детей




































































6

Милиция




































































7

Родительский комитет




































































8

Совет по профилактике (или превентивному воспитанию)



































































9

Ученическое самоуправление



































































10

Классный руководитель




































































Методист И.В.Чебурашкина

Методические рекомендации для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся

Для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся

285.59kb.

01 10 2014
1 стр.


Гу «отдел образования акимата города костаная»

Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе

2071.69kb.

17 12 2014
9 стр.


Методические рекомендации по проведению торжественных мероприятий в учреждениях общего среднего образования для заместителей директоров по воспитательной работе

Проведение торжественных мероприятий (митинг, собрание, линейка) в учреждениях образования является одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи

56.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Тәрбие жұмысы және жалпы орта білім беруді дамыту секторы

Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе

1680.13kb.

25 12 2014
10 стр.


Гу «отдел образования акимата города костаная»

Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ

570.71kb.

16 12 2014
5 стр.


Семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по проблеме внедрения образовательных технологий в практику работы учителей области

Все эти навыки формируются с детства. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на р

36.36kb.

16 12 2014
1 стр.


И. М. Бикмурзин директор, А. А. Абдуллина заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Л. Т. Абдуллина заместитель директора по воспитательной работе, А. Р. Ишназарова учитель физики, З. М. Сафиуллина у

А. А. Абдуллина заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Л. Т. Абдуллина заместитель директора по воспитательной работе, А. Р. Ишназарова учитель физики, З. М. Сафиул

892.75kb.

10 09 2014
6 стр.


Методические рекомендации по подготовке к ент. В данном сборнике представлен материал педагогов- психологов школ города центр по воспитательной работе

Охватывает практически весь объем учебного материала

430.42kb.

25 12 2014
3 стр.