Перейти на главную страницу
Қостанай қ., 2011 ж.
В сборник «Методические рекомендации по подготовке к ЕНТ» вошли методические рекомендации по подготовке к ЕНТ. В данном сборнике представлен материал педагогов- психологов школ города.
© центр по воспитательной работе
Отдела образования акимата г. Костаная
СОДЕРЖАНИЕ
В одиннадцатом классе на первый план – и на новом уровне – выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевают все остальное.
Процедура экзамена в форме ЕНТ не только выявляет уровень знаний учащегося-выпускника, но является и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности его к постоянно меняющимся условиям реальности. В связи с этим возникает необходимость при подготовке выпускников к ЕНТ обратить особое внимание на формирование их психологической устойчивости.
Значит, необходимо психологически подготовить ребят к предстоящему испытанию. Сборник содержит психологические рекомендации для родителей, педагогов, учащихся при подготовке к ЕНТ, а так же материалы обобщения опыта педагогов – психологов средних школ №2, 16, 23, гимназии им. А.М. Горького.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
Отличительные особенности |
Традиционный экзамен |
ЕНТ |
Что оценивается? |
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях |
Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность |
Что влияет на оценку? |
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. |
Оценка максимально объективна |
Возможность исправить собственную ошибку |
На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы |
Можно заметить и исправить ошибки при проверке |
Кто оценивает? |
Знакомые ученику люди |
Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты |
Когда можно узнать результаты экзамена? |
На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней |
В течение нескольких дней |
Критерии оценки |
Известны заранее |
Известны заранее, но в очень общем виде |
Содержание экзамена |
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) |
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала |
Как происходит фиксация результатов? |
На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике |
Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальные бланки ответов |
Стратегия деятельности во время экзамена |
Унифицированная |
Индивидуальная |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕНТ
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
·пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ.
11.Называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом.
12.Умейте увидеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения.
13.Помните о том, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков.
14.Воспитывать через радость, доверие и уважение.
15.Относитесь к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
16.Принимать право ребенка на ошибку.
17.Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей детей, его уровня развития, притязаний, представлений и т.п.
18.Создавайте на уроке атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ
«ЕНТ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Психолог СШ №16 Заводчикова Л.М.
ЕНТ - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕНТ являются полем деятельности не только педагогов, но и психологов, т.к. любые экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Поэтому основная задача психолога - научить всех участников образовательного процесса воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, помочь снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Работа психолога с выпускниками начинается с комплексного диагностического исследования, с целью определения профессиональной направленности и выявления интересов и наклонностей учащихся (опросник Е.А.Климова, "Матрица выбора профессии ", "Определение направленности личности"). По итогам диагностики проводится индивидуальная работа с учащимися, не определившимися с выбором профессии, и групповые тренинги "Самоопределение личности".
В течение учебного года проводится совместная работа психолога с завучем по УР, где анализируется выбор предметов выпускниками и мотивы выбора ("Оценка уровня притязаний"). После чего проводятся индивидуальные и групповые консультации, где психолог знакомит учащихся с результатами проведенного исследования, обсуждаются возникшие проблемные вопросы, даются рекомендации. Следующим этапом диагностики является выявление уровня тревожности выпускников, с целью определения уровня физиологической сопротивляемости стрессу ("Шкала тревожности" Дж. Тейлора). Таким образом, учитывая трудности выпускников, психолог приступает к реализации программы по снижению "стрессовости" экзаменационной ситуации. Значительную трудность для учащихся представляет сама работа с тестовыми заданиями, так как для успешности в выполнении заданий, не имеющих между собой логической связи и требующих умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую, необходимо обладать хорошей переключаемостью и оперативной памятью. Для преодоления когнитивных трудностей в занятия включаются задания таких типов: психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом (работа с таблицами Шульте и т.п.); игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причем не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения (модификация игры "Ассоциации", где в качестве ассоциируемых понятий используются термины школьных курсов физики, химии и т.д.).
Также к трудностям можно отнести восприятие учеником ситуации экзамена, что повышает уровень тревожности и приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Для устранения тревожности, в форме "мозгового штурма" или дискуссии, обсуждаются с выпускниками вопросы и убеждения, которые существуют у детей по поводу ЕНТ, где они могут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тревожности. Кроме того, психолог помогает в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.
Одним из обязательных аспектов программы является психологическая подготовка к ЕНТ: обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; приемам активного запоминания; способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия, что повышает сопротивляемость стрессу. В ходе реализации программы выпускникам даются памятки, рекомендации, оформляются стенды, разучиваются упражнения, обучающие способом саморегуляции и релаксации; отрабатываются приемы самообладания, умение управлять своим психофизическим состоянием.
Программа охватила действием учащихся, родителей, учителей. В основном была направлена на ученика; мероприятия, направленные на учителей и родителей, проводились с целью помощи выпускнику в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением в учебное заведение. Для родителей был организован лекторий: "Порядок итоговой аттестации", "Как помочь ребенку сдать ЕНТ", "Как помочь ребенку справиться со стрессом"; организованы индивидуальные и групповые консультации; обучение методам релаксации.
Для учителей разработаны рекомендации по психологической подготовке к ЕНТ; рекомендованы игры и упражнения для обострения ума и развития креативности. С целью снижения физической и нервно-психической нагрузки в период подготовки к ЕНТ с учителями проводятся тренинговые занятия, которые снимают уровень напряженности; создан банк способов саморегуляции и самовоздействия.
В результате реализации программы психологической службой были выполнены поставленные в программе цели и задачи.
«ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ФАКТЫ»
Гаан В.А., педагог-психолог, СШ №23 им.М.Козыбаева.
На современном этапе развития государства, можно утверждать, что важнейшим фактором, способствующим укреплению экономической мощи и процветанию нашей страны, является качественное образование. Недаром образование является одним из приоритетных направлений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года. В проекте государственного стандарта 12-летнего среднего образования (первая ступень) разработанного на основе Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года и отражаются основные направления современной образовательной политики:
Дело историков определить, каким образом – позитивно или негативно – могут быть оценены изменения, происходящие в современном образовании. А возможно, это вообще не подлежит оцениванию, так как образование невольно отражает все социальные и политические перемены в обществе, носящие объективный характер. Вне сомнений только одно: современное образование претерпевает большие изменения, и мы должны считаться с новыми реалиями, ведь новые реформы приносят и новые проблемы. Всего каких-нибудь 10 лет назад все проблемы оставались замкнутыми в определенном треугольнике: ребенок – воспитатель – родитель. Сегодня у вечно занятых родителей, у учителей и воспитателей, а главное у детей появился помощник – педагог – психолог.
Отношение к педагогу – психологу разное: от уважительного до пренебрежительного, от доверительного до отстраненного. Одни готовы полностью все заботы переложить на плечи психолога, другие, наоборот, не принимают психолога всерьез, крайние позиции, как всегда, ошибочны. Педагоги – психологи, работающие в образовании, чаще всего сталкиваются с этими явлениями, поэтому им необходимо постороить свою работу так, чтобы примирить эти противоречивые точки зрения и найти если не идеальный, то хотя бы приемлимый вариант сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Одной из наиболее важных и сложных проблем в работе школьного психолога сегодня является процесс сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного пространства в подготовке к Единому национальному тестированию. Одиннадцатиклассники занимают особое положение в школе: вроде бы еще школьники – слушают учителя, пишут контрольные, получают отметки, дают дневники на проверку родителям, но уже думают не только и не столько о предстоящем испытании(Едином национальном тестировании), сколько о жизни после окончания школы, связывая все свои надежды с этим периодом. Внешне такие самостоятельные и самодостаточные, они на самом деле нуждаются во внимании и понимании со стороны взрослых, которые их окружают. Противоречия между демонстрируемой взрослостью и переживаемой внутренней зависимостью от окружающих людей (родителей, педагогов) выливаются в непродуманные поступки, ссоры, накопление личностной тревожности. Для сравнения:
Исходя из выше сказанного. Перед психологом встает непростая проблема по сопровождению учащихся в это трудное для них время. Предлагаю программу психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса при подготовке к Единому национальному тестированию по которой работаю с выпускниками и педагогами школы.
Цель программы:
отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, индивидуальные и групповые консультации, оформление стенда.
Работа проводится в четыре этапа:
● диагностический
цель: диагностика учащихся с целью формирования группы риска
Выявить:
б) неуравновешенность нервных процессов;
в) самооценка эмоционального состояния;
г)сила и подвижность нервных процессов.
●установочный
цель: сформировать группу учащихся с целью психопрофилактики эмоционально-волевой регуляции. Критерии группы:
5) интеллектуальная усталость, снижение
●психолого-профилактический
цель: практическая работа с группой.
4) использование психолог. техник;
5) релаксация.
●оценка - эффективность корр. воздействия.
цель: сравнительный анализ результатов, составление мониторинга эффективности проведенной работы.
Охватывает практически весь объем учебного материала
25 12 2014
3 стр.
Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ
16 12 2014
5 стр.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования радиоспортивного направления при подготовке спортсменов- участников к соревнованиям
02 10 2014
1 стр.
Для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся
01 10 2014
1 стр.
России и стран СНГ. Накопленный опыт и современные инновационные подходы в воспитательной деятельности педагогов должны быть доступны для использования и применения в системе нпо и
13 10 2014
11 стр.
Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области
15 10 2014
2 стр.
Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года
17 12 2014
1 стр.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.