Перейти на главную страницу
№ п/п
|
Название темы |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
1 |
Я и экзамен: кто кого, или Шанс найти свой путь. Воспитание внутреннего контролера. Все, что вы хотели знать об уверенности в себе Как лучше подготовиться к экзаменам. |
4 |
Октябрь Ноябрь |
2. |
Оформление информационного стенда |
|
Ноябрь |
3. |
Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов |
4 |
Декабрь Январь |
4. |
Эмоции и поведение. Приемы волевой мобилизации |
4 |
Февраль Март
|
5. |
Поведение на экзамене |
2 |
Апрель |
6. |
Способы снятия нервно-психического напряжения |
2 |
Май |
●диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление)
●опросник САН, или Как избавиться от плохого настроения и улучшить самочувствие
●шкала самооценки, или Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь
●шкала проявления тревоги, или Что же вас беспокоит?
●шкала оценки реактивной и личностной тревожности.
Чтобы справиться с волнением при тестировании у выпускников должны быть сформированы следующие качества:
● умение работать с собой;
● умение принимать свое решение;
●должны доверять себе, как учителю;
●сформированы волевые качества;
●ответственность;
●умение довести дело до конца;
●понимать, что получить результат легко невозможно;
●позиция выбора.
Работа с педагогами:
● семинары - практикумы с целью научить методам и приемам эмоционально - волевой регуляции;
● рекомендации по сохранению психологического комфорта во время контрольных работ и подготовки к ЕНТ
Работа с родителями:
● психопрофилактическая работа с родителями:
● родительское собрание «Психологический комфорт в семье во время экзаменов»;
● консультации «Как помочь своему ребенку во время экзаменов»;
● работа по запросу родителей.
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО ЕНТ»
Чирухина Н.Л., психолог гимназии им. М. Горького
Согласно программе психологического сопровождения организации и проведения ЕНТ и ПГК на 2007-2008 учебный год, одной из основных задач СПС гимназии им. А.М. Горького было: исследование интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, с целью выявления психологической готовности учащихся к ЕНТ, выявление причин, препятствующих адекватному протеканию процесса обучения и воспитания, осуществление их коррекции, развитие.
Последний, 11 класс обучения в общеобразовательной школе – один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Для них к напряженным занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к ЕНТ. С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ? Прежде всего, это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовывать свое время и пространство таким образом, чтобы успеть все выучить и повторить. Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с эмоциональной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. В 11-ом классе учащиеся уже должны уметь выделять главное; пользоваться различными видами анализа и синтеза; анализировать методы предстоящей работы; уметь обобщать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, систематизировать; употреблять в своей речи различные понятия, термины, зная их смысл; вести дискуссии, имея независимое суждение; отстаивать свою точку зрения, спорить, излагать смысл своими словами.
Диагностическая, коррекционная и консультационная деятельность в 11 классах была направлена на изучение и развитие личности старшеклассника с целью освоения приемов развития интеллектуальной активности и необходимых условий при подготовке учащихся к единому национальному тестированию (ЕНТ).
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, когнитивных процессов, темпов деятельности, личностными особенностями учебной мотивации и т. д. В структуру интеллекта входит комплекс разнородных факторов, его проявления многообразны и неоднозначны. Интеллект определяется как обобщенная способность к обучению. Для изучения интеллектуального развития старших школьников 11 классов была использована следующая методика: «Тест структуры интеллекта Амтхауэра».
Мониторинг исследования показал рост потенциального уровня интеллектуального развития учащихся. Качественный анализ тестовых результатов позволяет говорить о том, что потенциал у старшеклассников высокий, а реальные показатели успешности не всегда соответствуют интеллектуальным возможностям учеников. В беседе с классными руководителями о результатах диагностик обращалось внимание на тех учащихся, кто может быть более успешным в учебной деятельности.
Учащимся, испытывающим затруднения при выполнении заданий, рекомендовано развитие следующих интеллектуальных умений и навыков: осведомленность в разных областях знаний; способность к аналогии; способность к классификации; обобщение материала. Классным руководителям и учителям-предметникам были даны следующие рекомендации:
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. «Чрезмерное спокойствие» является также настороженным признаком, так как подобная нечувствительность к неблагополучию носит компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивность деятельности.
В декабре проводилось исследование по следующим диагностикам: «Шкала тревожности», «Шкала определения уровня депрессии», «Осторожно стресс!».
Анализ теста «Шкалы тревожности» позволил определить 4 вида проявлений тревоги: общая, школьная, самооценочная и межличностная. Среди учащихся 11 классов показавших несколько повышенный и высокий уровни тревожности преобладает межличностный и самооценочный виды проявления тревоги. Анализ тестов «Шкала определения уровня депрессии», «Осторожно стресс!» позволил выявить, что среди учащихся 11 классов наблюдается хроническая усталость и состояние без депрессии.
Для коррекции личностной тревожности и состояние хронической усталости с учащимися проводились индивидуальные консультации и тренинговые занятия по программе развивающегося занятия «Путь к успеху».
Проводилась работа по программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕНТ «Путь к успеху», целями которой являются:
Работа с родителями представляет собой важный, сложный и необходимый участок деятельности. Психическое здоровье личности более всего зависит семейных взаимоотношений с родителями. В течение 1 полугодия проводились индивидуальные консультации родителей выпускников. На классных родительских собраниях проводились встречи-беседы с родителями учащихся 11 классов, на которых психологом были даны рекомендации по вопросам взаимодействия родителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ.
Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у старшеклассников преобладают повышенный и высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, встречается агрессивность и конфликтность поведения, снижение оптимистического восприятия будущего. Предстоящее Единое Национальное Тестирование также требует от выпускников большого напряжения сил. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.
В решении этих насущных проблем неоценимую помощь может оказать сотрудничество психолога с родителями выпускников.
СПС проводилась работа в рамках развивающего курса по программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕНТ «Путь к успеху». В течение учебного года СПС систематически проводились тренинговые занятия, беседы, консультации по снятию эмоционального напряжения для выпускников 11 классов. СПС были предложены рекомендации для выпускников в период подготовки к ЕНТ, которые оформлялись на стендах в классных уголках.
В течение года по результатам диагностических исследований проводились индивидуальные консультации для учащихся, педагогов и родителей.
Была оказана консультационная и коррекционная помощь по следующим вопросам: коррекции поведения, взаимоотношения детей со взрослыми, саморегуляции, повышения самооценки, формирования положительного эмоционального настроя, снижение внутреннего напряжения. С целью ознакомления с результатами исследований было проведено 87 групповых консультации для учащихся. В течение учебного года СПС было принято участие в 12 родительских собраниях, на которых родители получали конкретную консультационную помощь по вопросам взаимоотношений с детьми с учетом их возрастных особенностей, стратегии поведения и помощи.
Работу с выпускниками одиннадцатых классов психолог гимназии начинает с комплексного диагностического исследования занятости учащихся при подготовке к ЕНТ, которое позволяет выявить проблемные зоны, препятствующие успешности этой подготовки. Анкетирование проводится как среди учащихся, так и среди их родителей. Вопросы анкеты затрагивают темы режима дня, занятости в школе, взаимоотношений учащихся с педагогами и родителями. Результаты исследования служат основой для дискуссии на родительских собраниях, проводимых совместно с психологом и классным руководителем. Психолог знакомит с результатами проведенного исследования, обсуждаются возникшие проблемные вопросы. Совместное обсуждение трудностей детей может, с одной стороны, снизить тревогу родителей, помочь им увидеть, что подобные трудности есть у многих детей. С другой – если кто-то из родителей либо отрицает наличие трудностей, либо предъявляет чрезмерно благополучный образ собственного ребенка («У меня с моим сыном таких проблем никогда не возникало»), то подобная ситуация может усилить тревогу у других родителей. Поэтому в данном случае психологу важно затронуть тему индивидуальных различий детей и нормальности их трудностей, чтобы поддержать тревожных родителей. Родители знакомятся с рекомендациями по поддержке и помощи выпускникам в период подготовки к ЕНТ. На собраниях родители высказывают свои пожелания психологу по содержанию и тематике лекций. В этом учебном году были предложены та-
кие темы лекций для родителей: «Деятельность мозга и питание», «Упражнения для снятия стресса», «Как управлять своими эмоциями» и др.
Важным шагом к успеху на ЕНТ является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. На индивидуальных и групповых консультациях, которые психолог проводит для родителей в течение года, отмечается, что родителям необходимо настраивать детей на успех, удачу.
Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».
Существуют ложные способы поддержки ребенка, таковыми является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Итоговым этапом совместной деятельности психолога и родителей является родительский лекторий «О проведении итоговой аттестации в форме ЕНТ и выпускного экзамена», проводимый совместно с администрацией гимназии. Задача психолога во время проведения лектория помочь родителям определить стратегию поведения в последние дни перед ЕНТ и непосредственно во время проведения его. Не маловажно добиться стабилизации эмоционального состояния самих родителей, которое, в конечном итоге, безусловно, влияет на общий уровень тревожности их детей.
Механизм фрустрации действует достаточно просто, но неумолимо. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это перенапряжение «бьет» по организму. Психогенные факторы заболеваний слишком серьезны, чтобы относиться к ним безответственно. Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?
Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм, то снимать напряжение надо (за неимением лучшего) медикаментами. Транквилизаторы стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, эффективно снимающие нервное напряжение, с которыми психолог и знакомит родителей на лектории.
Таковы основные заповеди психогигиены, которым психолог рекомендует следовать как выпускникам, так и их родителям. Осознать их – значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системы.
Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку любому человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Ведь каждый, кто сдает экзамены, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, добиваться и побеждать.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕД СДАЧЕЙ ЕНТ
«Бодрое и веселое расположение духа
- не только богатый источник жизненного наслаждения,
но в то же время и сильная охрана характера».
С. Смайлс
Упражнение «Делимся на группы»
Для того чтобы работа со всем классом проходила более эффективно, ведущий делит учащихся на подгруппы. Деление можно провести двумя способами. В сильном классе, где отношения между учащимися ровные, можно разделить класс с учетом предпочтений самих учащихся. Если вы хотите разделить группу на четыре подгруппы, вызываются четыре добровольца из числа учащихся, если на пять подгрупп – пять добровольцев и т.д.Ведущий задает добровольцам вопрос: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?» Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».
Перед началом упражнения нужно организовать расстановку стульев по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером один. Если учащихся четное количество, то ведущий тоже принимает участие в игре и начинает игру. Если учащихся нечетное количество, то играть могут одни ребята.
Цель: снятие напряжения и усталости после занятия.
Время проведения: 5 минут.
Материал: старые газеты.
Рабочее пространство: комната делится на две равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись на первый-второй. Газетные листы надо скомкать в «снежки». По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп!» окажется меньше снежков.
Упражнение «Эксперимент»
Время проведения: 20 минут.
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст. Ведущий. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУ ИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Дискуссия
Целесообразно обсудить следующие вопросы:
Ведущий. Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
Время проведения: 10 мин.
Цель: снятие напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.
Ведущий. Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово – «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.
Главный итог упражнения – общее приподнятое настроение, но можно поздравить тех, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.
Охватывает практически весь объем учебного материала
25 12 2014
3 стр.
Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ
16 12 2014
5 стр.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования радиоспортивного направления при подготовке спортсменов- участников к соревнованиям
02 10 2014
1 стр.
Для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся
01 10 2014
1 стр.
России и стран СНГ. Накопленный опыт и современные инновационные подходы в воспитательной деятельности педагогов должны быть доступны для использования и применения в системе нпо и
13 10 2014
11 стр.
Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области
15 10 2014
2 стр.
Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года
17 12 2014
1 стр.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.