Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Работа с учащимися:

п/п


Название темы

Кол-во

часов


Дата

проведения



1

Я и экзамен: кто кого, или Шанс найти свой путь.

Воспитание внутреннего контролера.

Все, что вы хотели знать об уверенности в себе

Как лучше подготовиться к экзаменам.



4

Октябрь Ноябрь



2.

Оформление информационного стенда




Ноябрь

3.

Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов

4

Декабрь Январь


4.

Эмоции и поведение. Приемы волевой мобилизации

4

Февраль

Март


5.

Поведение на экзамене

2

Апрель

6.

Способы снятия нервно-психического напряжения

2

Май

Диагностический минимум:

●диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление)

●опросник САН, или Как избавиться от плохого настроения и улучшить самочувствие

●шкала самооценки, или Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь

●шкала проявления тревоги, или Что же вас беспокоит?

●шкала оценки реактивной и личностной тревожности.

Чтобы справиться с волнением при тестировании у выпускников должны быть сформированы следующие качества:

● умение работать с собой;

● умение принимать свое решение;

●должны доверять себе, как учителю;

●сформированы волевые качества;

●ответственность;

●умение довести дело до конца;

●понимать, что получить результат легко невозможно;

●позиция выбора.

Работа с педагогами:

● семинары - практикумы с целью научить методам и приемам эмоционально - волевой регуляции;

● рекомендации по сохранению психологического комфорта во время контрольных работ и подготовки к ЕНТ

Работа с родителями:

● психопрофилактическая работа с родителями:

● родительское собрание «Психологический комфорт в семье во время экзаменов»;

● консультации «Как помочь своему ребенку во время экзаменов»;

● работа по запросу родителей.

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО ЕНТ»

Чирухина Н.Л., психолог гимназии им. М. Горького

Согласно программе психологического сопровождения организации и проведения ЕНТ и ПГК на 2007-2008 учебный год, одной из основных задач СПС гимназии им. А.М. Горького было: исследование интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, с целью выявления психологической готовности учащихся к ЕНТ, выявление причин, препятствующих адекватному протеканию процесса обучения и воспитания, осуществление их коррекции, развитие.

Последний, 11 класс обучения в общеобразовательной школе – один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Для них к напряженным занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к ЕНТ. С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ? Прежде всего, это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовывать свое время и пространство таким образом, чтобы успеть все выучить и повторить. Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с эмоциональной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. В 11-ом классе учащиеся уже должны уметь выделять главное; пользоваться различными видами анализа и синтеза; анализировать методы предстоящей работы; уметь обобщать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, систематизировать; употреблять в своей речи различные понятия, термины, зная их смысл; вести дискуссии, имея независимое суждение; отстаивать свою точку зрения, спорить, излагать смысл своими словами.

Диагностическая, коррекционная и консультационная деятельность в 11 классах была направлена на изучение и развитие личности старшеклассника с целью освоения приемов развития интеллектуальной активности и необходимых условий при подготовке учащихся к единому национальному тестированию (ЕНТ).

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, когнитивных процессов, темпов деятельности, личностными особенностями учебной мотивации и т. д. В структуру интеллекта входит комплекс разнородных факторов, его проявления многообразны и неоднозначны. Интеллект определяется как обобщенная способность к обучению. Для изучения интеллектуального развития старших школьников 11 классов была использована следующая методика: «Тест структуры интеллекта Амтхауэра».

Мониторинг исследования показал рост потенциального уровня интеллектуального развития учащихся. Качественный анализ тестовых результатов позволяет говорить о том, что потенциал у старшеклассников высокий, а реальные показатели успешности не всегда соответствуют интеллектуальным возможностям учеников. В беседе с классными руководителями о результатах диагностик обращалось внимание на тех учащихся, кто может быть более успешным в учебной деятельности.

Учащимся, испытывающим затруднения при выполнении заданий, рекомендовано развитие следующих интеллектуальных умений и навыков: осведомленность в разных областях знаний; способность к аналогии; способность к классификации; обобщение материала. Классным руководителям и учителям-предметникам были даны следующие рекомендации:


  1. Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, самому верить в это.

  2. Создание психологического климата доверия между учителем и учащимися.

  3. Обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

  4. Развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных к гуманистическому обучению.

  5. Развивать умение затронуть важные интересы, создавая условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

  6. Потому как свои новые умственные качества подростки применяют выборочно, к тем сферам деятельности, которые для них наиболее значимы и интересны, поэтому нужно сначала выделить сферу ее преимущественных интересов, в которой она максимально раскрывает свои способности, и формулировать задачу с упором на эти способности.

  7. Систематическое, целенаправленное воспитание подвижности, гибкости мышления.

  8. Настойчивая тренировка процессов перестройки, переключения, стимуляции поисковой активности.

  9. Использование разнообразных методов обучения.

Психологическая поддержка учащихся во время проведения ПГК и ЕНТ – это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Как и всякое психоэмоциональное состояние, состояние готовности к ПГК и ЕНТ имеет сложную картину. Учащиеся находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, перипетий внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями, готовятся к решению, предугадывают возможный результат.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. «Чрезмерное спокойствие» является также настороженным признаком, так как подобная нечувствительность к неблагополучию носит компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивность деятельности.

В декабре проводилось исследование по следующим диагностикам: «Шкала тревожности», «Шкала определения уровня депрессии», «Осторожно стресс!».

Анализ теста «Шкалы тревожности» позволил определить 4 вида проявлений тревоги: общая, школьная, самооценочная и межличностная. Среди учащихся 11 классов показавших несколько повышенный и высокий уровни тревожности преобладает межличностный и самооценочный виды проявления тревоги. Анализ тестов «Шкала определения уровня депрессии», «Осторожно стресс!» позволил выявить, что среди учащихся 11 классов наблюдается хроническая усталость и состояние без депрессии.

Для коррекции личностной тревожности и состояние хронической усталости с учащимися проводились индивидуальные консультации и тренинговые занятия по программе развивающегося занятия «Путь к успеху».

Проводилась работа по программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕНТ «Путь к успеху», целями которой являются:



  • повышение сопротивляемости стрессу,

  • отработка навыков уверенного поведения,

  • развитие эмоционально-волевой сферы,

  • развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим,

  • развитие эмоционально-волевой сферы,

  • развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим,

  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы,

  • помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок,

  • обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

В течение года СПС в системе классных часов проводились мини – лекции:

  • «Как управлять своими эмоциями»,

  • «Скорая помощь» в стрессовой ситуации»,

  • «Режим дня и правильное питания»

СПС были предложены рекомендации для выпускников в период подготовки к ЕНТ, которые оформлялись на стендах в классных уголках.

Работа с родителями представляет собой важный, сложный и необходимый участок деятельности. Психическое здоровье личности более всего зависит семейных взаимоотношений с родителями. В течение 1 полугодия проводились индивидуальные консультации родителей выпускников. На классных родительских собраниях проводились встречи-беседы с родителями учащихся 11 классов, на которых психологом были даны рекомендации по вопросам взаимодействия родителей и учащихся в период подготовки к ЕНТ.



«ВЫПУСКНИК - РОДИТЕЛЬ: ФОРМУЛА УСПЕХА»

Замащикова Татьяна,

педагог-психолог гимназии

им. А.М. Горького

Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у старшеклассников преобладают повышенный и высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, встречается агрессивность и конфликтность поведения, снижение оптимистического восприятия будущего. Предстоящее Единое Национальное Тестирование также требует от выпускников большого напряжения сил. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.

В решении этих насущных проблем неоценимую помощь может оказать сотрудничество психолога с родителями выпускников.

СПС проводилась работа в рамках развивающего курса по программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕНТ «Путь к успеху». В течение учебного года СПС систематически проводились тренинговые занятия, беседы, консультации по снятию эмоционального напряжения для выпускников 11 классов. СПС были предложены рекомендации для выпускников в период подготовки к ЕНТ, которые оформлялись на стендах в классных уголках.

В течение года по результатам диагностических исследований проводились индивидуальные консультации для учащихся, педагогов и родителей.

Была оказана консультационная и коррекционная помощь по следующим вопросам: коррекции поведения, взаимоотношения детей со взрослыми, саморегуляции, повышения самооценки, формирования положительного эмоционального настроя, снижение внутреннего напряжения. С целью ознакомления с результатами исследований было проведено 87 групповых консультации для учащихся. В течение учебного года СПС было принято участие в 12 родительских собраниях, на которых родители получали конкретную консультационную помощь по вопросам взаимоотношений с детьми с учетом их возрастных особенностей, стратегии поведения и помощи.

Работу с выпускниками одиннадцатых классов психолог гимназии начинает с комплексного диагностического исследования занятости учащихся при подготовке к ЕНТ, которое позволяет выявить проблемные зоны, препятствующие успешности этой подготовки. Анкетирование проводится как среди учащихся, так и среди их родителей. Вопросы анкеты затрагивают темы режима дня, занятости в школе, взаимоотношений учащихся с педагогами и родителями. Результаты исследования служат основой для дискуссии на родительских собраниях, проводимых совместно с психологом и классным руководителем. Психолог знакомит с результатами проведенного исследования, обсуждаются возникшие проблемные вопросы. Совместное обсуждение трудностей детей может, с одной стороны, снизить тревогу родителей, помочь им увидеть, что подобные трудности есть у многих детей. С другой – если кто-то из родителей либо отрицает наличие трудностей, либо предъявляет чрезмерно благополучный образ собственного ребенка («У меня с моим сыном таких проблем никогда не возникало»), то подобная ситуация может усилить тревогу у других родителей. Поэтому в данном случае психологу важно затронуть тему индивидуальных различий детей и нормальности их трудностей, чтобы поддержать тревожных родителей. Родители знакомятся с рекомендациями по поддержке и помощи выпускникам в период подготовки к ЕНТ. На собраниях родители высказывают свои пожелания психологу по содержанию и тематике лекций. В этом учебном году были предложены та-

кие темы лекций для родителей: «Деятельность мозга и питание», «Упражнения для снятия стресса», «Как управлять своими эмоциями» и др.

Важным шагом к успеху на ЕНТ является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. На индивидуальных и групповых консультациях, которые психолог проводит для родителей в течение года, отмечается, что родителям необходимо настраивать детей на успех, удачу.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Существуют ложные способы поддержки ребенка, таковыми является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Итоговым этапом совместной деятельности психолога и родителей является родительский лекторий «О проведении итоговой аттестации в форме ЕНТ и выпускного экзамена», проводимый совместно с администрацией гимназии. Задача психолога во время проведения лектория помочь родителям определить стратегию поведения в последние дни перед ЕНТ и непосредственно во время проведения его. Не маловажно добиться стабилизации эмоционального состояния самих родителей, которое, в конечном итоге, безусловно, влияет на общий уровень тревожности их детей.

Механизм фрустрации действует достаточно просто, но неумолимо. Сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это перенапряжение «бьет» по организму. Психогенные факторы заболеваний слишком серьезны, чтобы относиться к ним безответственно. Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?

Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессоров на наш организм, то снимать напряжение надо (за неимением лучшего) медикаментами. Транквилизаторы стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален: по мере привыкания к ним требуется все большая доза. На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, эффективно снимающие нервное напряжение, с которыми психолог и знакомит родителей на лектории.



Первое. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга.

Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы – сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2-5 минут.

Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказывать, но чувства можно «выманивать». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

Таковы основные заповеди психогигиены, которым психолог рекомендует следовать как выпускникам, так и их родителям. Осознать их – значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системы.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку любому человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Ведь каждый, кто сдает экзамены, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, добиваться и побеждать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕД СДАЧЕЙ ЕНТ


«Бодрое и веселое расположение духа

- не только богатый источник жизненного наслаждения,
но в то же время и сильная охрана характера».


С. Смайлс
Упражнение «Делимся на группы»

Для того чтобы работа со всем классом проходила более эффективно, ведущий делит учащихся на подгруппы. Деление можно провести двумя способами. В сильном классе, где отношения между учащимися ровные, можно разделить класс с учетом предпочтений самих учащихся. Если вы хотите разделить группу на четыре подгруппы, вызываются четыре добровольца из числа учащихся, если на пять подгрупп – пять добровольцев и т.д.Ведущий задает добровольцам вопрос: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?» Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».


Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.
2. Если класс «разноуровневый» по знаниям и возможностям, в классе есть явные группировки, то целесообразно использовать авторитарный вариант деления класса на подгруппы. В этом случае учащимся вручаются цветные карточки с булавками, у каждой группы свой цвет карточек. Карточки вручаются таким образом, чтобы группы получились примерно равными по силам и чтобы в одну группу вошли учащиеся из разных группировок класса.

Упражнение «Пустой стул»
(
Время проведения: 10 минут)
Цель: снятие усталости, поддержание рабочего состояния участников.

Перед началом упражнения нужно организовать расстановку стульев по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером один. Если учащихся четное количество, то ведущий тоже принимает участие в игре и начинает игру. Если учащихся нечетное количество, то играть могут одни ребята.


Ведущий. Рассчитайтесь на первый-второй. Участники под номером один садятся в круг на стулья, под номером два – встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним, – задержать его.

Упражнение «Снежки»

Цель: снятие напряжения и усталости после занятия.

Время проведения: 5 минут.

Материал: старые газеты.

Рабочее пространство: комната делится на две равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись на первый-второй. Газетные листы надо скомкать в «снежки». По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп!» окажется меньше снежков.

Упражнение «Эксперимент»

Время проведения: 20 минут.

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст. Ведущий. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУ ИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Дискуссия

Целесообразно обсудить следующие вопросы:


Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?

Упражнение «Волевое дыхание»

Ведущий. Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.


После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

Упражнение «Колпак»

Время проведения: 10 мин.

Цель: снятие напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.

Ведущий. Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово – «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.

Главный итог упражнения – общее приподнятое настроение, но можно поздравить тех, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.


<предыдущая страница | следующая страница>


Методические рекомендации по подготовке к ент. В данном сборнике представлен материал педагогов- психологов школ города центр по воспитательной работе

Охватывает практически весь объем учебного материала

430.42kb.

25 12 2014
3 стр.


Гу «отдел образования акимата города костаная»

Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ

570.71kb.

16 12 2014
5 стр.


«малая академия»

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования радиоспортивного направления при подготовке спортсменов- участников к соревнованиям

86.24kb.

02 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся

Для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по профилактике правонарушений, предупреждения насилия и жестокости среди учащихся

285.59kb.

01 10 2014
1 стр.


Сборник методических материалов интернет конференции по воспитательной работе

России и стран СНГ. Накопленный опыт и современные инновационные подходы в воспитательной деятельности педагогов должны быть доступны для использования и применения в системе нпо и

2151.03kb.

13 10 2014
11 стр.


Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях

Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области

398.9kb.

15 10 2014
2 стр.


Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года. Рекомендации по подготовке к полетам авиакомпаниям

Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года

191.53kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по самостоятельной работе Методические рекомендации по проведению практических

В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике

1730.53kb.

16 12 2014
8 стр.