СТАТЬЯ
Современные образовательные технологии – осознанный выбор учителя
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» четко определяет роль и значимость школы в развитии общества, обозначает приоритетные направления развития школы и ее государственной поддержки. В преамбуле документа говорится: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Поэтому важным направлением в модернизации образования является развитие и совершенствование учительского корпуса: повышение психолого - педагогической грамотности педагога в условиях перехода гимназии на компетентностное обучение. В нашей гимназии эта проблема рассматривается в контексте Программы развития гимназии и реализуется в направлениях, которые отражают специфику работы педагогического коллектива гимназии. Это направления «Одаренные дети» и «Современные образовательные технологии». В гимназии накоплен опыт работы в данном направлении, и коллектив гимназии делится своими наработками не только с педагогами города, но и области.
В декабре 2011 года на базе гимназии прошел областной методический семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по проблеме внедрения образовательных технологий в практику работы учителей области.
38 участников семинара, приехавших из разных городов Московской области, познакомились с системой работы гимназии по применению современных образовательных технологий. Директор гимназии Данилина Л.П. рассказала об истории гимназии, о реализации программ «Одаренные дети» и «Современные образовательные технологии». А открыла семинар финалистка детского конкурса Евровидения Катя Рябова, она приветствовала всех участников семинара своей песней.
В ходе семинара были рассмотрены возможности применения образовательных технологий в учебном процессе. Все открытые уроки были проведены в соответствии с задачами и теоретико-методологическими основами технологий. В начальной школе был представлен урок в 1 классе (учитель Калашникова М.А.) по теме «Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика». Дети показали высокий уровень знаний, хотя проучились они в школе всего полгода. Интересный, содержательный мастер-класс «Интерактивная технология развития интеллекта школьника» (учитель Шибаева С.Н.) позволил участникам семинара увидеть особенности данной технологии, понять ее структуру и суть. Учителя кафедра естественнонаучного профиля, реализуя проблемный подход в обучении гимназистов, показали уроки с использованием технологии проблемного обучения. Это урок физики в 10 г классе по теме «Работа газа в термодинамике» (учитель физики Цедякова О.Л.) и урок информатики в 9 г классе (учитель Герасимова Т.И.) по теме «Представление числовой информации с помощью систем счисления». По ходу урока учащимся предлагались проблемные ситуации, вопросы, активизирующие мыслительную деятельность учеников. Уроки получили высокую оценку присутствующих. Учителя кафедры гуманитарных предметов провели уроки в старшей школе. Был дан урок литературы в 11 Д классе (учитель Голдобина Л.П.) по теме «Диалог поэтов: М.Цветаева и А.Ахматова», на котором учащиеся, работая в творческих группах, продемонстрировали хороший уровень литературной подготовки, понимание идейного содержания поэтических текстов. Урок английского языка в 10 А классе (учителя Самохвалова Т.М., Иваненко Т.Л.) прошел в нетрадиционной форме. На ток – шоу «Будущее за нами», посвященном проблемам современного общества, каждый мог выступить, высказать свое отношение по обсуждаемым вопросам, ребята защищали свою позицию, спорили, предлагали пути решения проблем.
Вторая часть семинара проходила в форме педагогического практикума, в ходе которого были рассмотрены теоретико - методологические основы образовательных технологий. На кафедре гуманитарных предметов шла работа по технологии критического мышления. Учителя представляли модели уроков данной технологии по русскому языку (Богданова Н.Н.), по истории (Мигунова Г.М., Труфанова Е.В., Федорина Е.В.) и английскому языку (Есетова Н.П.). На кафедре начальных классов была рассмотрена проблемно-диалогическая технология, позволяющая реализовывать развивающее обучение. Учителя подготовили содержательные доклады по теме, состоялся диалог по применению методов и приемов проблемно-диалогической технологии. Технология проблемного обучения была в центре внимания учителей кафедры естественнонаучного профиля. Учителя Карпенкова Л.С., Семенова И.Л., Петровская Г.Н., Стасенко И.И., Попова М.А., Горбушина Е.В., Вотякова С.В. поделились опытом работы по использованию проблемного подхода в обучении школьников. Такой диалоговый метод работы позволяет совершенствовать работу педагогов, обмениваться методическими наработками, расти в профессиональном плане.
Итоги семинара были подведены на заседании Круглого стола, во время которого участники семинара отметили высокий профессиональный уровень коллектива гимназии, важность и актуальность проблем, рассмотренных в ходе семинара. А закончился семинар творческим выступлением гимназистов.
Чернова О.В., заместитель директора по УВР