Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества № 2

УТВЕРЖДЕНО

Директор ДДТ № 2 г. Заполярный _________ Белых Л.В.

« » 200 г. -

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Ритмика и хореография»

для детей 6-15 лет

срок реализации — 5 лет

Составитель: педагог д/о 1 категории



Коваленко С.Н.

г. Заполярный

2008г.
Пояснительная записка.

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе типовой программы «Хореографический кружок», сборник «Программы для внешкольных учреждений», МС. Боголюбская, 1986г. В данной программе сохраняются основные темы развития хореографических навыков, но вносятся изменения в разделы, исходя из особенностей комплектации групп и учета запросов детей т родителей, а также с учетом особенностей развития детей.

Подход к целостному пониманию природы танца осуществляется по принципу от простого к сложному. С этой целью большее количество часов на первом году обучения отводится музыкально-ритмическим упражнениям.

Цель: Привить интерес к хореографическому искусству, развить творческие

способности посредством танцевального искусства.

Задачи: 1. Образовательные:

- формирование у учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения и овладения программным материалом;

- дать теоретические знания в области хореографического искусства-

2. Развивающие:

- развивать чувство ритма, координацию движений.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к хореографическому искусству, чувство коллективизма.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся - 6-15 лет. Количественный состав коллектива:

1 год обучения — 15 человек.

2 год обучения - 12 человек.

3 год обучения - 12 человек.

4 год обучении – 12 человек.

5 год обучении – 12 человек.

Объём часов в год составляет:

1й год обучения - 144 часа 2 занятия в неделю по 2 часа.

2й год обучения - 216 часов 3 занятия в неделю по 2 часа.

Зй год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.

4й год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.

5й год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.

Занятия в студии проводятся со всем составом (общие) и по группам (звеньевые).

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, а также уровнем их музыкальных способностей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. На втором и третьем году обучения одарённые дети разделены на звенья. Таким образом осуществляется индивидуальный подход в обучении талантливых детей.

За период обучения в студии учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно на открытых уроках. Также проводится промежуточный контроль-тестирование - участие в концертах, фестивалях, конкурсах.



Структура занятий:

1. Организационная часть.

2. Разминка. ,

3. Экзерсис.

4. Экзерсис на середине зала.

5. Упражнения на вращения,

6. Изучение или отработка основных движений танца.

7. Заключительная часть.

1й год обучения.
Цель: Адаптация к учреждению дополнительного образования и творческой деятельности. Знакомство с программой обучения в студии. Развитие координации движений.
Задачи.
Образовательные:

1. Научить исполнять отдельные элементарные танцевальные движения, способные передавать игровые образы различного характера.

2. Научить ритмично ходить и бегать под музыку.
Развивающие: ^

1. Формировать навык координации движений.

2. Развивать навык управления движением.
Воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения на занятиях.

2. Воспитывать интерес и любовь к хореографическому искусству.
Ожидаемые результаты.
Навыки:

1. Соединение музыки с движением.

2. Навык хорошей, правильной осанки.

3. Навык управления движением.

4. Образование отношений к партнеру, ансамблю.

5. Навык эмоциональной выразительности движений.

6. Культура поведения на занятиях.
Знания и умения:

1. Научиться ритмично ходить и бегать под музыку.

2. Научиться делать подскоки, соскоки, прискоки.

3. Самостоятельно делать круг, расширяя и уменьшая его.

4. Двигаться парами по кругу, сохраняя дистанцию между парами.

5. Исполнять отдельные танцевальные движения, способные передавать игровые образы различного характера.



Учебно-тематический план (144 часа).



№ п/п


Тема


Количество часов






теория


практика


всего


I.


Вводное занятие.


2




2


II.


Учебно-тренировочная работа.

1. Развитие физических качеств.

2. Элементы современной хореографии и пластики.

3. Основы актерского мастерства.

4. Курс «Правильная осанка».

5. Игровая хореография.

6. Работа над репертуаром.

10

1



3

3

5



4

20

18



9

20

15



20

30

19



12

23

20



24












III.


Мероприятия воспитательного характера.










1 . Беседы об искусстве.


2




2




2. Прослушивание музыки.


2




2




3. Экскурсии, посещение концертов, выставок.


4




4


IV.


Концертная деятельность.




4


4


V.


Итоговое занятие.


2




2





ВСЕГО:

38


106


144

Содержание программы.


I. Вводное занятие.

1) Инструктаж по ОТ.

2) Знакомство с коллективом и предметом.

3) План работы на год.

II. Учебно-тренировочная работа.
1. Развитие физических качеств.
Теория. Эта часть программы является базисной и занимает основной объём часов в течение трёх лет обучения. Это объясняется тем, что главной целью программы является воспитание гармоничной личности и в первую очередь гармоничной в физическом отношении. Данная часть программы - это комплекс физических упражнений? направленных на развитие различных физических качеств человека - силы, гибкости, выносливости, реакции, координации и т.д.

Комплексы упражнений составляются с постепенным нарастанием объёма и сложности их выполнения и обновляются не чаще, чем один раз в три месяца. При этом обновление может быть не полным, а частичным. Это зависит от степени усвоения детьми данных упражнений. Более частая смена комплексов не эффективна.

Перед изучением и освоением каждого нового комплекса упражнений проводится тестирование детей, состоящее из нескольких заданий, позволяющих педагогу определить степень физической подготовленности каждого ребёнка.

По результатам нескольких тестирований, проводимых в течение учебного года, педагог получает ясную картину физического развития каждого ребёнка и возможность строить каждый новый комплекс с учётом их индивидуальных способностей.

Комплексы строятся из основных видов упражнений и движений, с участием основных групп мышц и суставов. Классификация основных видов упражнений и движений производится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для шеи и туловища, упражнения для ног.

Упражнения подбираются с использованием разного ритма и темпа, разных амплитуд, скоростей и мышечных напряжений. Постепенно в комплексы физических упражнений вводятся хореографические элементы. Они могут быть самыми разнообразными, взятыми, например: из латиноамериканских танцев, восточных танцев, рок-н-ролла, современной хореографии. Все комплексы упражнений выполняются под музыкальное сопровождение.


Музыкальные композиции могут быть современными или классическими и подбираются
педагогом самостоятельно, в зависимости от характера упражнений в каждом отдельном
комплексе.
Практика. Примерный комплекс упражнений. Разминка (10 -15 мин). Служит для всего мышечного аппарата.

1 упражнение: (для мышц шеи) Исходное положение (в дальнейшем и.п.) - стоя. ноги на ширине плеч, руки упереть в бока. На счёт «раз» - наклон головы вправо. «Два» -и.п., «три» - наклон головы влево, «четыре» - и.п.

2 упражнение: И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. «Раз» - наклон головы вперёд, подбородок касается груди. «Два» - и.п., «три» - наклон головы назад, затылок касается спины; «четыре» - и.п.

3 упражнение (для рук и плечевого пояса): И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. «Раз», «два» - поднять плечи, «три», «четыре» - и.п.

4 упражнение: И.п. - «Раз», «два» - плечи вперёд, «три», «четыре» - плечи назад.

5 упражнение (растягивание резины): И.п. - стоя, ноги врозь, руки перед грудью. «Раз» -руки в сторону «растянули», «два» - и.п. И.п. - то же, руки отводить в стороны поочерёдно, расслаблять одновременно.

6 упражнение (для туловища): И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. «Раз» - наклон туловища вправо, «два» - и.п. «Три» - наклон туловища влево, «четыре» - и.п.

7 упражнение: И.п. - тоже. «Раз» - наклон туловища вперёд, «два» - и.п. «Три» -наклон туловища назад, «четыре» - и.п.

8 упражнение (поворот); И.п. - тоже. «Раз» - поворот вправо, посмотреть назад, «два» -и.п., «Три» - поворот влево, «четыре» - и.п.

9 упражнение (приседание на корточках - для ног); И.п. —тоже. «Раз» - присесть, касаясь руками пола (смотреть вперёд), «два» - и.п.

10 упражнение (перекат на пятки): И.п. - тоже. «Раз» - подняться на носки, «два» -перекат на пятки. Голову держать прямо, дыхание произвольное.

11 упражнение (подпрыгивание): И.п. - ноги врозь, руки на поясе (за спину, вдоль тела и др.) 8-10 подпрыгиваний. Пружиня, продвигаясь, поворачиваясь, ноги согнуты в коленях.

Основная часть (20 минут)

Наиболее интенсивная часть комплекса Содержит упражнения на мышцы брюшного пресса, спины, также включает в себя махи ногами, бег, прыжки.

1 упражнение (для мышц верхнего пресса): И.п. - лёжа на спине, руки за головой, ноги со гнуты в коленях. «Раз» - подъём головы и рук вверх, с отрывом лопаток от пола, «два» -и.п.

2 упражнение: И.п. - тоже. «Раз» - подъём туловища, в положении сидя, «два» - и.п.

3 упражнение - «велосипед» (для мышц нижнего пресса): И.п. - лёжа на спине, упор на локти. «Раз» - отрываем ноги от пола и имитируем ногами движения, как при езде на велосипеде, «два» - и.п.

4 упражнение - «ножницы»: И.п. - лёжа на спине? руки вдоль тела. «Раз» -поднимаем ноги под углом 45 градусов. «Два», «три» - вытянутыми? прямыми ногами, имитируем работу ножниц, «четыре» - и.п.

5 упражнение (для мышц спины): И.п.,- лёжа на животе, руки вытянуты перед собой. «Раз» - оторвать руки от пола, «два» - оторвать ноги от пола, «три» - руки и ноги в воздухе имитируют движение ножниц, «четыре» - и.п. Руки и ноги должны быть прямыми

6 упражнение (для мышц ног): И.п. - стоя на четвереньках. «Раз» - ногу правую вытянуть назад, носок ноги касается пола, «два» - мах правой ногой вверх, «три» - ногу опустить, «четыре» - и.п. Тоже с левой ноги. Ногу при махе в колене не сгибать спину держать прямо.

Заключительная часть. Упражнения на растяжку и гибкость.

1. Шпагат продольный (левый, правый).

2. Шпагат поперечный.

3. «Лягушка» (упражнение на выворотность коленных и голеностопных суставов).

4. Поза «Лотос» (упражнение на выворотность коленных и голеностопных суставов)

5. «Мостик» (упражнения на гибкость позвоночника).

6. «Лодочки» (упражнения на гибкость позвоночника)

7. «Плуг» (упражнение на гибкость позвоночника)

8. «Перочинный ножик» (упражнения на гибкость поясничной области позвоночника и растяжку ног).

2. Элементы современной хореографии и пластики.


Теория. В этом разделе происходит ознакомление детей с современными, танцеваль-ными направлениями и одновременно с этим, идёт работа над пластикой (без техники над пластикой работать невозможно). На занятиях оба процесса сливаются воедино. На гтер-вом этапе изучения того или иного движения, внимание ребёнка направляется, прежде всего на его психическую передачу. Пластику и музыкальное воплощение движения на первом этапе ребёнку охватить ещё трудно, поэтому должно пройти определённое время и каждое технически освоенное движение получит соответствующую пластично-музыкальную форму, т.е. танцевальность.
Практика. Элементы современного танца: движения для разогрева мышц шеи, наклоны вперед, назад, вправо, влево. Движения головы. Движения плечами: поочередно поднимаем правое, левое, спина прямая. Круговые движения плечами поочередно и вместе - вперед, назад.

Движение корпусом. Сильно прогибаем спину, выгибаем грудную клетку и возвращаемся в исходное положение. Вращательные движения корпусом. Элементы историко-бытового танца. Поклоны, реверанс. Шаг полонеза. Па галопа, по 6 позиции. Па шассе.

3. Основы актёрского мастерства.
Теория. Третья по значимости часть программы, которая наряду с хореографическим искусством и физическим совершенствованием, помогает в формировании гармоничной, творческой личности и раскрытии её средствами театрального искусства. Практическое знакомство со сценическим действием, как основой театрального искусства, имеет не только общевоспитательное значение, но и способствует развитию творческих наклонностей детей, воспитанию их наблюдательности, воображения, инициативы, отзывчивости. Последовательность распределения материала в этой части программы заключается в том, что в течение освоения первой ступени студийцы открывают для себя поведение (действие) как основной материал актёрского мастерства. На второй и третьей ступенях обучения идёт познание выразительности и яркости поведения, как основы выступления актёра перед зрителем и, знакомство с «технологией создания характера» на сцене. И если первые две части программы создают условия для физического совершенствования детей, то эта часть создаёт условия для стремления к постоянному духовному совершенствованию, расширению культурного кругозора.

Данная часть программы, в основном состоит из индивидуальных и коллективных упражнений. а также этюдов, направленных на развитие психофизического аппарата, развитие зрительного, слухового внимания и других сенсорных умений. (описание примерного комплекса упражнений и этюдов дано ниже, в разделе программы «Практическая часть») Театральные упражнения помогают развитию у детей способности ориентироваться в окружающей обстановке, чуткости по отношению друг к другу, смелости и выразительности во время выступлений, восприимчивости к произведениям искусства. Целый ряд упражнений актёрского мастерства развивает у детей внимание, воображение, фантазию, эмоциональную память, проходя в атмосфере взаимопонимания, дружеского участия, игрового азарта.

Театральное творчество игры и представления на занятиях может с успехом существовать в сценических этюдах, импровизациях, фантазиях на задуманную или свободную тему.
Практика. (Примерный комплекс упражнений)

Для развития психофизического аппарата, формирования навыка творческой мобилизации ученика, На развитие зрительного внимания: «повтори позу», «зеркало», «фотоаппарат», «тени», «сиамские близнецы», согласованные действия (насос, гребля, кузница), «разговор через стекло» и т.д.

Для развития слухового внимания и других сенсорных умений; «послушаем тишину», «хлопки», «хор», «узнай товарища», «увидеть пальцами» и т.д.

Упражнения на звукоподражание: «шелест листьев», «вой ветра», голоса птиц, кошек, собак и других животных и насекомых. Этюды; «Птичий двор», «Обезьянник», «Стадо баранов» и т.д.

Сочинение и исполнение этюдов на темы: «Я в море», «Я в дремучем лесу» и т.д. Упражнения на коллективную деятельность. «пишущая машинка», «круг» (точная передача по кругу букв и слов в сочетании с движением),

Упражнения на пространство. Этюды: «Тесная комната», «Сервировочный стол», «Лампочка», «Холодильник», «Лифт», «Вешалка» и т.д.

Упражнения на действие - подражание: «я - рюмка, ваза, чашка, бутыль, бак и т.д.» Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с разными задачами: «открыть дверь для . . .», «собирание осенних листьев в солнечную погоду, под дождём под снегом и т.д.»

Парные этюды на противоположные по смыслу действия: спрятаться - найти, отнять - не отнять, остановить - уйти.

Упражнения на развитие первоначальной координации. Сочетание простейших движений рук, ходьбы с чтением скороговорок, считалок, потешек. Упражнения на передачу ритмических рисунков хлопками (музыкальное сопровождение).

4. Курс «Правильная осанка».



Теория. Искажения осанки у ребёнка могут быть фиксированы, выражены резко и он не может принять правильное положение - в этом случае требуется лечение. Если же нарушения нестойкие, слабо выраженные, то такие нарушения поддаются исправлению при упорной, целенаправленной работе. Наиболее часто встречаются кифиоз (сутулость), поясничный лордоз (седлообразная спина), сколиоз (боковое искривление позвоночника).

Практика. Следующие упражнения дают возможность исправить эти дефекты.

Упражнение № 1: Исходное положение — лёжа на животе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться., руки назад. Удерживать это положение некоторое время. Затем опустить руки и ноги на пол? расслабить мышцы. Это упражнение можно выполнять с поднятыми руками, стараясь поднимать руки как можно выше нал головой.

Упражнение № 2: Исходное положение - лёжа на животе, руки за голову, ноги вместе.

Стопы вытянуты или находятся по 1 позиции. Стопы удерживает партнер. Выполняется

прогиб назад, удерживая бёдра и живот на полу.

Упражнение № 3: Исходное положение - лёжа на животе, руки вверх, Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъём, прижать поясницу к полу.

Упражнение № 4: Исходное положение - встать в упор на коленях. Размах правой ногой

назад, левая рука поднимается вверх. Два - исходное положение. Три - мах левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать как можно выше. Четыре - исходное положение.

Упражнение № 5: Исходное положение - встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть вперёд. Вернуться в исходное положение.

Упражнение № 6: Исходное положение - сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согну-

ты. Руки соединены за затылком, локти в сторону. Раз - два - поворот туловища вправо. Три - четыре - исходное положение.

Упражнение № 7: Исходное положение - сесть, скрестив ноги. Руки в сторону. Наклон вправо, правая рука за спину, левая поднимается вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в другую сторону.

Упражнение № 8: Исходное положение - упор на коленях. Раз - два - спину прогнуть, го-

лову поднять до предела вверх. Три - четыре - спину выгнуть, голову опустить вниз.

Упражнение № 9: Исходное положение - лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками, Удерживать это положение несколько секунд.

Упражнение № 10: Исходное положение - лёжа на животе. Упираясь на руки, прогнуться

в спине назад - согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы.

Упражнение №11: Исходное положение - сидя на пятках, руки впереди на полу. Плавно,

скользя грудью по полу, перейти в упор, лёжа на согнутых руках, а затем также плавно,

разгибая руки и сгибая ноги, вернуться в исходное положение.

Упражнение № 12: Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны, прямые ноги

подняты вверх. Опускать ноги вправо и влево. Упражнения можно выполнять в облегчён-

ном варианте - с согнутыми в коленях ногами или опускать в сторону одну ногу.

Упражнение № 13: Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладонями

вниз. Медленно поднять прямые и опустить их за голову, стараясь достать пол носками

ног. Медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение № 14: Исходное положение - лёжа на спине - «мост».

5. Игровая хореография.


Теория. Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный детскому возрасту способ усвоения общественного опыта. Этот раздел программы включает в себя различные подвижные игры, эстафеты (см. «Практика»).
Практика. 1) Игра на музыкальное внимание. Исходное положение по кругу. Исполняется движение по кругу под музыку, которая меняет темп.

2) Игра на хореографический характер музыки.

Дети должны постараться двигаться в характер музыки. (Мария, полька, вальс и т.д.)

3) Игра «Ниточка - иголочка»

Дети цепочкой строятся за преподавателем, фиксируя положение тела на полупальцах. Под хороводную музыку дети вслед за преподавателем повторяют рисунок танца (змейка, круг, улитка и т.д.).

4) Игровая хореография.

6. Работа над репертуаром.


следующая страница>


Образовательная программа «Ритмика и хореография»

«Программы для внешкольных учреждений», мс. Боголюбская, 1986г. В данной программе сохраняются основные темы развития хореографических навыков, но вносятся изменения в разделы

688.65kb.

25 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс открытого занятия по хореографии «Волшебная страна хореография»

Образовательная программа по хореографии ансамбля эстрадно-спортивного танца. Программа реализуется в условиях деятельности студии танца

90.74kb.

15 12 2014
1 стр.


Образовательная программа «Начальная хореографическая подготовка» Художественное Искусство Модифицированная

Образовательная программа «Музыкальное развитие детей» вокального объединения

100.19kb.

04 09 2014
1 стр.


Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125»

Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта

1166.33kb.

07 10 2014
7 стр.


Пояснительная записка Хореография искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии»

Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряж

1207.35kb.

14 12 2014
6 стр.


Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в

1844.98kb.

03 09 2014
8 стр.


Образовательная программа муниципального образовательного учреждения Гаютинской средней общеобразовательной школы Пошехонского района

Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Разработана на основе нормативных докуме

479.65kb.

10 09 2014
6 стр.


Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению информационная карта тип программы

Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии дши (начальное обучение) Певхенен Э. Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Совреме

263.28kb.

15 12 2014
1 стр.