Перейти на главную страницу
Дом детского творчества № 2
УТВЕРЖДЕНО
Директор ДДТ № 2 г. Заполярный _________ Белых Л.В.
« » 200 г. -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ритмика и хореография»
для детей 6-15 лет
срок реализации — 5 лет
Составитель: педагог д/о 1 категории
г. Заполярный
2008г.
Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе типовой программы «Хореографический кружок», сборник «Программы для внешкольных учреждений», МС. Боголюбская, 1986г. В данной программе сохраняются основные темы развития хореографических навыков, но вносятся изменения в разделы, исходя из особенностей комплектации групп и учета запросов детей т родителей, а также с учетом особенностей развития детей.
Подход к целостному пониманию природы танца осуществляется по принципу от простого к сложному. С этой целью большее количество часов на первом году обучения отводится музыкально-ритмическим упражнениям.
Цель: Привить интерес к хореографическому искусству, развить творческие
способности посредством танцевального искусства.
Задачи: 1. Образовательные:
- формирование у учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения и овладения программным материалом;
- дать теоретические знания в области хореографического искусства-
2. Развивающие:
- развивать чувство ритма, координацию движений.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к хореографическому искусству, чувство коллективизма.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся - 6-15 лет. Количественный состав коллектива:
1 год обучения — 15 человек.
2 год обучения - 12 человек.
3 год обучения - 12 человек.
4 год обучении – 12 человек.
5 год обучении – 12 человек.
Объём часов в год составляет:
1й год обучения - 144 часа 2 занятия в неделю по 2 часа.
2й год обучения - 216 часов 3 занятия в неделю по 2 часа.
Зй год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.
4й год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.
5й год обучения - 324 часа 3 занятия в неделю по 3 часа.
Занятия в студии проводятся со всем составом (общие) и по группам (звеньевые).
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, а также уровнем их музыкальных способностей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. На втором и третьем году обучения одарённые дети разделены на звенья. Таким образом осуществляется индивидуальный подход в обучении талантливых детей.
За период обучения в студии учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно на открытых уроках. Также проводится промежуточный контроль-тестирование - участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
1. Организационная часть.
2. Разминка. ,
3. Экзерсис.
4. Экзерсис на середине зала.
5. Упражнения на вращения,
6. Изучение или отработка основных движений танца.
7. Заключительная часть.
1й год обучения.
Цель: Адаптация к учреждению дополнительного образования и творческой деятельности. Знакомство с программой обучения в студии. Развитие координации движений.
Задачи.
Образовательные:
1. Научить исполнять отдельные элементарные танцевальные движения, способные передавать игровые образы различного характера.
2. Научить ритмично ходить и бегать под музыку.
Развивающие: ^
1. Формировать навык координации движений.
2. Развивать навык управления движением.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения на занятиях.
2. Воспитывать интерес и любовь к хореографическому искусству.
Ожидаемые результаты.
Навыки:
1. Соединение музыки с движением.
2. Навык хорошей, правильной осанки.
3. Навык управления движением.
4. Образование отношений к партнеру, ансамблю.
5. Навык эмоциональной выразительности движений.
6. Культура поведения на занятиях.
Знания и умения:
1. Научиться ритмично ходить и бегать под музыку.
2. Научиться делать подскоки, соскоки, прискоки.
3. Самостоятельно делать круг, расширяя и уменьшая его.
4. Двигаться парами по кругу, сохраняя дистанцию между парами.
5. Исполнять отдельные танцевальные движения, способные передавать игровые образы различного характера.
№ п/п |
Тема |
Количество часов | ||
|
|
теория |
практика |
всего |
I. |
Вводное занятие. |
2 |
|
2 |
II. |
Учебно-тренировочная работа. 1. Развитие физических качеств. 2. Элементы современной хореографии и пластики. 3. Основы актерского мастерства. 4. Курс «Правильная осанка». 5. Игровая хореография. 6. Работа над репертуаром.
|
10 1 3 3 5 4 |
20 18 9 20 15 20 |
30 19 12 23 20 24 |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
III. |
Мероприятия воспитательного характера. |
|
|
|
|
1 . Беседы об искусстве. |
2 |
|
2 |
|
2. Прослушивание музыки. |
2 |
|
2 |
|
3. Экскурсии, посещение концертов, выставок. |
4 |
|
4 |
IV. |
Концертная деятельность. |
|
4 |
4 |
V. |
Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |
|
ВСЕГО: |
38 |
106 |
144 |
Содержание программы.
1) Инструктаж по ОТ.
2) Знакомство с коллективом и предметом.
3) План работы на год.
II. Учебно-тренировочная работа.
1. Развитие физических качеств.
Теория. Эта часть программы является базисной и занимает основной объём часов в течение трёх лет обучения. Это объясняется тем, что главной целью программы является воспитание гармоничной личности и в первую очередь гармоничной в физическом отношении. Данная часть программы - это комплекс физических упражнений? направленных на развитие различных физических качеств человека - силы, гибкости, выносливости, реакции, координации и т.д.
Комплексы упражнений составляются с постепенным нарастанием объёма и сложности их выполнения и обновляются не чаще, чем один раз в три месяца. При этом обновление может быть не полным, а частичным. Это зависит от степени усвоения детьми данных упражнений. Более частая смена комплексов не эффективна.
Перед изучением и освоением каждого нового комплекса упражнений проводится тестирование детей, состоящее из нескольких заданий, позволяющих педагогу определить степень физической подготовленности каждого ребёнка.
По результатам нескольких тестирований, проводимых в течение учебного года, педагог получает ясную картину физического развития каждого ребёнка и возможность строить каждый новый комплекс с учётом их индивидуальных способностей.
Комплексы строятся из основных видов упражнений и движений, с участием основных групп мышц и суставов. Классификация основных видов упражнений и движений производится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для шеи и туловища, упражнения для ног.
Упражнения подбираются с использованием разного ритма и темпа, разных амплитуд, скоростей и мышечных напряжений. Постепенно в комплексы физических упражнений вводятся хореографические элементы. Они могут быть самыми разнообразными, взятыми, например: из латиноамериканских танцев, восточных танцев, рок-н-ролла, современной хореографии. Все комплексы упражнений выполняются под музыкальное сопровождение.
1 упражнение: (для мышц шеи) Исходное положение (в дальнейшем и.п.) - стоя. ноги на ширине плеч, руки упереть в бока. На счёт «раз» - наклон головы вправо. «Два» -и.п., «три» - наклон головы влево, «четыре» - и.п.
2 упражнение: И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. «Раз» - наклон головы вперёд, подбородок касается груди. «Два» - и.п., «три» - наклон головы назад, затылок касается спины; «четыре» - и.п.
3 упражнение (для рук и плечевого пояса): И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. «Раз», «два» - поднять плечи, «три», «четыре» - и.п.
4 упражнение: И.п. - «Раз», «два» - плечи вперёд, «три», «четыре» - плечи назад.
5 упражнение (растягивание резины): И.п. - стоя, ноги врозь, руки перед грудью. «Раз» -руки в сторону «растянули», «два» - и.п. И.п. - то же, руки отводить в стороны поочерёдно, расслаблять одновременно.
6 упражнение (для туловища): И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. «Раз» - наклон туловища вправо, «два» - и.п. «Три» - наклон туловища влево, «четыре» - и.п.
7 упражнение: И.п. - тоже. «Раз» - наклон туловища вперёд, «два» - и.п. «Три» -наклон туловища назад, «четыре» - и.п.
8 упражнение (поворот); И.п. - тоже. «Раз» - поворот вправо, посмотреть назад, «два» -и.п., «Три» - поворот влево, «четыре» - и.п.
9 упражнение (приседание на корточках - для ног); И.п. —тоже. «Раз» - присесть, касаясь руками пола (смотреть вперёд), «два» - и.п.
10 упражнение (перекат на пятки): И.п. - тоже. «Раз» - подняться на носки, «два» -перекат на пятки. Голову держать прямо, дыхание произвольное.
11 упражнение (подпрыгивание): И.п. - ноги врозь, руки на поясе (за спину, вдоль тела и др.) 8-10 подпрыгиваний. Пружиня, продвигаясь, поворачиваясь, ноги согнуты в коленях.
Основная часть (20 минут)
Наиболее интенсивная часть комплекса Содержит упражнения на мышцы брюшного пресса, спины, также включает в себя махи ногами, бег, прыжки.
1 упражнение (для мышц верхнего пресса): И.п. - лёжа на спине, руки за головой, ноги со гнуты в коленях. «Раз» - подъём головы и рук вверх, с отрывом лопаток от пола, «два» -и.п.
2 упражнение: И.п. - тоже. «Раз» - подъём туловища, в положении сидя, «два» - и.п.
3 упражнение - «велосипед» (для мышц нижнего пресса): И.п. - лёжа на спине, упор на локти. «Раз» - отрываем ноги от пола и имитируем ногами движения, как при езде на велосипеде, «два» - и.п.
4 упражнение - «ножницы»: И.п. - лёжа на спине? руки вдоль тела. «Раз» -поднимаем ноги под углом 45 градусов. «Два», «три» - вытянутыми? прямыми ногами, имитируем работу ножниц, «четыре» - и.п.
5 упражнение (для мышц спины): И.п.,- лёжа на животе, руки вытянуты перед собой. «Раз» - оторвать руки от пола, «два» - оторвать ноги от пола, «три» - руки и ноги в воздухе имитируют движение ножниц, «четыре» - и.п. Руки и ноги должны быть прямыми
6 упражнение (для мышц ног): И.п. - стоя на четвереньках. «Раз» - ногу правую вытянуть назад, носок ноги касается пола, «два» - мах правой ногой вверх, «три» - ногу опустить, «четыре» - и.п. Тоже с левой ноги. Ногу при махе в колене не сгибать спину держать прямо.
Заключительная часть. Упражнения на растяжку и гибкость.
1. Шпагат продольный (левый, правый).
2. Шпагат поперечный.
3. «Лягушка» (упражнение на выворотность коленных и голеностопных суставов).
4. Поза «Лотос» (упражнение на выворотность коленных и голеностопных суставов)
5. «Мостик» (упражнения на гибкость позвоночника).
6. «Лодочки» (упражнения на гибкость позвоночника)
7. «Плуг» (упражнение на гибкость позвоночника)
8. «Перочинный ножик» (упражнения на гибкость поясничной области позвоночника и растяжку ног).
2. Элементы современной хореографии и пластики.
Движение корпусом. Сильно прогибаем спину, выгибаем грудную клетку и возвращаемся в исходное положение. Вращательные движения корпусом. Элементы историко-бытового танца. Поклоны, реверанс. Шаг полонеза. Па галопа, по 6 позиции. Па шассе.
3. Основы актёрского мастерства.
Теория. Третья по значимости часть программы, которая наряду с хореографическим искусством и физическим совершенствованием, помогает в формировании гармоничной, творческой личности и раскрытии её средствами театрального искусства. Практическое знакомство со сценическим действием, как основой театрального искусства, имеет не только общевоспитательное значение, но и способствует развитию творческих наклонностей детей, воспитанию их наблюдательности, воображения, инициативы, отзывчивости. Последовательность распределения материала в этой части программы заключается в том, что в течение освоения первой ступени студийцы открывают для себя поведение (действие) как основной материал актёрского мастерства. На второй и третьей ступенях обучения идёт познание выразительности и яркости поведения, как основы выступления актёра перед зрителем и, знакомство с «технологией создания характера» на сцене. И если первые две части программы создают условия для физического совершенствования детей, то эта часть создаёт условия для стремления к постоянному духовному совершенствованию, расширению культурного кругозора.
Данная часть программы, в основном состоит из индивидуальных и коллективных упражнений. а также этюдов, направленных на развитие психофизического аппарата, развитие зрительного, слухового внимания и других сенсорных умений. (описание примерного комплекса упражнений и этюдов дано ниже, в разделе программы «Практическая часть») Театральные упражнения помогают развитию у детей способности ориентироваться в окружающей обстановке, чуткости по отношению друг к другу, смелости и выразительности во время выступлений, восприимчивости к произведениям искусства. Целый ряд упражнений актёрского мастерства развивает у детей внимание, воображение, фантазию, эмоциональную память, проходя в атмосфере взаимопонимания, дружеского участия, игрового азарта.
Театральное творчество игры и представления на занятиях может с успехом существовать в сценических этюдах, импровизациях, фантазиях на задуманную или свободную тему.
Практика. (Примерный комплекс упражнений)
Для развития психофизического аппарата, формирования навыка творческой мобилизации ученика, На развитие зрительного внимания: «повтори позу», «зеркало», «фотоаппарат», «тени», «сиамские близнецы», согласованные действия (насос, гребля, кузница), «разговор через стекло» и т.д.
Для развития слухового внимания и других сенсорных умений; «послушаем тишину», «хлопки», «хор», «узнай товарища», «увидеть пальцами» и т.д.
Упражнения на звукоподражание: «шелест листьев», «вой ветра», голоса птиц, кошек, собак и других животных и насекомых. Этюды; «Птичий двор», «Обезьянник», «Стадо баранов» и т.д.
Сочинение и исполнение этюдов на темы: «Я в море», «Я в дремучем лесу» и т.д. Упражнения на коллективную деятельность. «пишущая машинка», «круг» (точная передача по кругу букв и слов в сочетании с движением),
Упражнения на пространство. Этюды: «Тесная комната», «Сервировочный стол», «Лампочка», «Холодильник», «Лифт», «Вешалка» и т.д.
Упражнения на действие - подражание: «я - рюмка, ваза, чашка, бутыль, бак и т.д.» Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с разными задачами: «открыть дверь для . . .», «собирание осенних листьев в солнечную погоду, под дождём под снегом и т.д.»
Парные этюды на противоположные по смыслу действия: спрятаться - найти, отнять - не отнять, остановить - уйти.
Упражнения на развитие первоначальной координации. Сочетание простейших движений рук, ходьбы с чтением скороговорок, считалок, потешек. Упражнения на передачу ритмических рисунков хлопками (музыкальное сопровождение).
4. Курс «Правильная осанка».
Упражнение № 1: Исходное положение — лёжа на животе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться., руки назад. Удерживать это положение некоторое время. Затем опустить руки и ноги на пол? расслабить мышцы. Это упражнение можно выполнять с поднятыми руками, стараясь поднимать руки как можно выше нал головой.
Упражнение № 2: Исходное положение - лёжа на животе, руки за голову, ноги вместе.
Стопы вытянуты или находятся по 1 позиции. Стопы удерживает партнер. Выполняется
прогиб назад, удерживая бёдра и живот на полу.
Упражнение № 3: Исходное положение - лёжа на животе, руки вверх, Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъём, прижать поясницу к полу.
Упражнение № 4: Исходное положение - встать в упор на коленях. Размах правой ногой
назад, левая рука поднимается вверх. Два - исходное положение. Три - мах левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать как можно выше. Четыре - исходное положение.
Упражнение № 5: Исходное положение - встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть вперёд. Вернуться в исходное положение.
Упражнение № 6: Исходное положение - сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согну-
ты. Руки соединены за затылком, локти в сторону. Раз - два - поворот туловища вправо. Три - четыре - исходное положение.
Упражнение № 7: Исходное положение - сесть, скрестив ноги. Руки в сторону. Наклон вправо, правая рука за спину, левая поднимается вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить в другую сторону.
Упражнение № 8: Исходное положение - упор на коленях. Раз - два - спину прогнуть, го-
лову поднять до предела вверх. Три - четыре - спину выгнуть, голову опустить вниз.
Упражнение № 9: Исходное положение - лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками, Удерживать это положение несколько секунд.
Упражнение № 10: Исходное положение - лёжа на животе. Упираясь на руки, прогнуться
в спине назад - согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы.
Упражнение №11: Исходное положение - сидя на пятках, руки впереди на полу. Плавно,
скользя грудью по полу, перейти в упор, лёжа на согнутых руках, а затем также плавно,
разгибая руки и сгибая ноги, вернуться в исходное положение.
Упражнение № 12: Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны, прямые ноги
подняты вверх. Опускать ноги вправо и влево. Упражнения можно выполнять в облегчён-
ном варианте - с согнутыми в коленях ногами или опускать в сторону одну ногу.
Упражнение № 13: Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладонями
вниз. Медленно поднять прямые и опустить их за голову, стараясь достать пол носками
ног. Медленно вернуться в исходное положение.
Упражнение № 14: Исходное положение - лёжа на спине - «мост».
5. Игровая хореография.
2) Игра на хореографический характер музыки.
Дети должны постараться двигаться в характер музыки. (Мария, полька, вальс и т.д.)
3) Игра «Ниточка - иголочка»
Дети цепочкой строятся за преподавателем, фиксируя положение тела на полупальцах. Под хороводную музыку дети вслед за преподавателем повторяют рисунок танца (змейка, круг, улитка и т.д.).
4) Игровая хореография.
6. Работа над репертуаром.
«Программы для внешкольных учреждений», мс. Боголюбская, 1986г. В данной программе сохраняются основные темы развития хореографических навыков, но вносятся изменения в разделы
25 09 2014
3 стр.
Образовательная программа по хореографии ансамбля эстрадно-спортивного танца. Программа реализуется в условиях деятельности студии танца
15 12 2014
1 стр.
Образовательная программа «Музыкальное развитие детей» вокального объединения
04 09 2014
1 стр.
Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта
07 10 2014
7 стр.
Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряж
14 12 2014
6 стр.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в
03 09 2014
8 стр.
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Разработана на основе нормативных докуме
10 09 2014
6 стр.
Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии дши (начальное обучение) Певхенен Э. Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Совреме
15 12 2014
1 стр.