Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества «Дом пионеров»
Учебно-методический комплекс
открытого занятия по хореографии
«Волшебная страна - хореография»
Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Богатырева
Светлана Михайловна
Омск – 2011
Оглавление
-
Информационная карта учебного занятия___________________3
-
Технологическая карта учебного занятия____________________5
-
Конспект открытого учебного занятия______________________7
-
Методические рекомендации педагогам по хореографии______12
Информационная карта учебного занятия
№
|
Разделы
|
Содержание
|
1
|
Учреждение дополнительного образования
|
МОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
САО г. Омска
|
2
|
Педагог дополнительного образования
|
Богатырева Светлана Михайловна
|
3
|
Направление
|
Хореография
|
4
|
Образовательная программа
|
Образовательная программа по хореографии ансамбля эстрадно-спортивного танца. (Программа реализуется в условиях деятельности студии танца «Гармония»).
Возраст 7-14 лет, срок реализации - 5 лет.
|
5
|
Возраст обучающихся
|
7 лет
|
6
|
Количество человек в группе
|
15 человек
|
7
|
Продолжительность УЗ
|
45 минут
|
8
|
Тема УЗ
|
«Волшебная страна - хореография»
|
9
|
Место данного УЗ в программе детского объединения
|
1 год обучения, занятие №1 Знакомство с хореографией. Разделы программы: «Ритмические упражнения», «Основные элементы классического танца», «Беседы и игры»
|
10
|
Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла
|
Вводное занятие,
знакомство с хореографией и получение новых знаний
|
11
|
Форма УЗ
|
Открытое занятие
|
12
|
Цель УЗ
|
Знакомство ребят с миром хореографии как с видом искусства
|
13
|
Задачи УЗ
| -
дать первоначальные представления о сути хореографии как виде искусства начать формировать хореографические навыки и познакомить с некоторыми танцевальными движениями;
-
развивать эмоционально-эстетическую сферу и образное мышление ребят, фантазию, стремление к самовыражению;
-
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
-
мотивировать на дальнейшие занятия хореографией.
|
14
|
Методы
|
Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, сказка, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;
Методы организации познавательной деятельности: беседа, проблемные вопросы, связь с жизнью;
Методы организации практической деятельности: показ педагога, упражнения, элементы танцевальной импровизации;
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
|
15
|
Перечень вводимых понятий
|
хореография
образ
разминка
поклон, плие, постановка головы и тела, позиции рук (I, II, III) и ног (VI).
|
16
|
Результат занятия
|
Обучающиеся будут:
- иметь первоначальные представления о сущности хореографии как виде искусства;
- стремиться передавать в танцевальных движениях характер и эмоционально окрашивать их, познакомятся с некоторыми танцевальными элементами;
- понимать, что доброжелательность и партнерские отношения необходимы для постановки танца;
- мотивированы на активную работу и дальнейшие занятия хореографией.
|
17
|
Средства обучения
|
Танцевальный класс с зеркалами на стене и станками. Музыкальный центр, диск с определённым перечнем фонограмм.
|
Конспект открытого занятия по хореографии
Тема: «Волшебная страна - хореография»
Цель: Начать знакомство ребят с миром хореографии как с видом искусства.
Задачи:
-
дать первоначальные представления о хореографии как виде искусства, начать формировать хореографические навыки и познакомить с некоторыми танцевальными элементами;
-
развивать эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление ребят, фантазию;
-
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
-
мотивировать на дальнейшие занятия хореографией.
Методы и приёмы:
-
Методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
-
Методы организации познавательной деятельности: словесный
( пирамида проблемных вопросов, элементы импровизации), наглядный (показ педагога, музыкальное сопровождение, наглядность), репродуктивный (повторение за педагогом, имитация, идентификация).
-
Методы практической работой: показ приёмов исполнения, метод упражнения, элементы импровизации.
-
Методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Формы работы: коллективная, групповая (большими и малыми группами), в парах.
Наглядно-дидактические пособия: фотографии кукол, рекламный буклет, презентация.
Музыкальное сопровождение:
Подборка музыкальных отрывков:
«Шутка» Д.Шостаковича, «Куклы-неваляшки», «Кукляндия», группа «Барбарики» «Что такое доброта?».
Условия проведения занятия, оборудование:
- Танцевальный класс со станком и зеркалами на 15 человек;
- форма одежды детей: носочки, чешки, футболки, лосины, либо шорты, лёгкие юбки для девочек;
- обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку или зашпилены в шишку.
ТСО:
- музыкальный центр с пультом управления;
- диск с фонограммами.
Ход открытого занятия
Перед кабинетом в коридоре педагог здоровается и выстраивает ребят в одну линию, вводит их в кабинет. Звучит музыка. Все держатся за руки и в кабинете выстраиваются за педагогом в одну линию.
- Ребята, давайте ещё раз поприветствуем друг друга и всех гостей! Я рада вас видеть в этом необычном прекрасном танцевальном зале, посмотрите, на стенах висят зеркала, и есть специальные станки. Меня зовут Светлана Михайловна, я – педагог по хореографии. Вы знаете, что это такое - хореография?
Дети отвечают
Правильно хореография — это искусство танца. Я учу детей танцевать. Вы любите танцевать? А вы знаете, чем отличается искусство танца хореография от дискотеки?
Ребята рассуждают: «Этому надо учиться».
- Правильно хореографии надо учиться. Ведь через танец артисты рассказывают какую-нибудь историю, отображают окружающий мир, нашу жизнь, наполняют нашу душу чувствами, красотой. Вы хотите учиться танцевать? Тогда я приглашаю вас на необычное занятие. Мы с вами отправляемся в волшебную страну хореографию. И о своих приключениях мы расскажем через танец, который вместе создадим и проживём. Ребята без чего танец не получится?
Ответ детей: «Без музыки»
- Давайте послушаем музыку, кто под неё может танцевать? (звучит отрывок из произведения «Шутка» Д.Шостаковича)
Ответы детей: « Куклы»
- Давайте превратимся в кукол и создадим танец кукол. Куклы бывают разные, например, неваляшки.
Звучит песня: «Куклы-неваляшки». Педагог показывает движения неваляшек, дети повторяют за педагогом.
- Ребята, вы знаете кто такие марионетки? Это куклы в кукольном театре, к ногам и рукам которых привязаны ниточки, ими управляет кукловод, дёргая за ниточки.
Звучит мелодия. Педагог показывает движения марионеток, дети повторяют за ним.
- А ещё бывают механические, заводные куклы. Давайте создадим механических балерин.
Звучит мелодия Шостаковича «Шутка». Педагог показывает движения, дети повторяют за педагогом.
- Давайте представим, что наши куклы марионетки, неваляшки, механические подружились и решили вместе исполнить танец, но они почувствовали, что устали и решили отдохнуть.
Дети ложатся на пол и выполняют релаксирующую гимнастику. Звучит композиция «Звуки природы», педагог рассказывает детям о волшебном острове, на котором «живет» красота и «доброта». Как хотелось бы оказаться в таком месте, где приятно и весело жить.
- Давайте сделаем с вами такой остров, предлагает педагог.
Дети становятся вкруг и разучивают танцевальный этюд. После разучивания исполняют танец. После исполнения танца педагог подводит итог занятия.
- Молодцы, куклы! Но, действие волшебства закончилось, и вы снова стали обычными людьми. Ребята,
что нового и важного для себя вы узнали о мире танца? Всё ли у нас получилось? Почему не получилось, что нужно исправить? Вы поняли, чем отличается дискотека от хореографии?
Примерные ответы детей: «Хореографии нужно учиться. Через танец можно рассказать историю, показать кого-нибудь, поиграть, выразить свои чувства, мысли, переживания».
Фразу: « В танце мы выражаем чувства, мысли, переживания и в нём есть сюжет» рекомендуется произнести с ребятами вместе хором несколько раз. В этом и заключается суть хореографии как искусства.
- Вы бы хотели научиться танцевать и стать настоящими артистами, дарить зрителям радость?
Дети отвечают.
- Тогда вы можете записаться в танцевальный коллектив. От вас требуется желание, упорство, ответственность, задор, фантазия и творчество - всё то, что вы сегодня и проявляли. Я предлагаю попрощаться по-особенному, при помощи танцевального движения.
Поклон.
На протяжении всего занятия педагог наблюдает за точностью исполнения хореографических элементов, корректирует движения детей, даёт образную установку, акцентирует внимание на эстетической составляющей, просит передавать характер и чувства.
Методические рекомендации
-
Мероприятия данного типа рекомендуется проводить с детьми разного возраста: дошкольного, младшего и среднего школьного.
-
Методы и средства игровой технологии необходимо использовать практически на каждом учебном занятии.
-
Возможна корректировка предложенного варианта занятия с учетом возрастных и психофизических особенностей детей - участников.
-
Необходимость создания положительного эмоционального фона музыкальными средствами – как одно из условий.
-
Педагогу, проводящему занятие театрализованного характера, следует учитывать возникающее эмоциональное напряжение у детей и принимать меры по снятию нежелательного эффекта.