Перейти на главную страницу
В средствах массовой информации постоянно появляются сообщения о неблагоприятной экологической обстановке различных территорий в связи с антропогенным воздействием. Как показывают научные данные, в сельской местности экологическая обстановка более благоприятная чем в крупных городах. Мы решили выяснить, каково экологическое состояние территории нашей школы. Для успешного выполнения работы мы изучили методы диагностики и определили степень загрязненности воздуха на территории школы. Школа находится в Глуховском сельском поселение Алексеевского района Белгородской области Исследовательская работа данного направления в школе проводилась впервые.
Автомобиль – один из главных источников загрязнения окружающей среды в больших городах. Так как в 200 м от здания школы проходит трасса «Алексеевка-Воронеж» выброс автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферный воздух является одной из главных проблем. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива.
Загрязнение воздуха в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях.
В данной части работы проведено исследование влияния выхлопных газов автомобилей на экологическое состояние территории школы.
Цель работы на данном этапе: изучить влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в районе школы.
Для достижения данной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
1. На выбранном для исследования участке длиной 100 м, неоднократно производился подсчет автомобилей, движущихся в оба направления. Работа производилась в утренние, дневные и вечерние часы следующим образом: занималось место у исследуемого участка, и в течение 15 минут в отдельный бланк заносились данные о проезжающем транспорте. Исследуемый участок дороги по трассе «Алексеевка – Воронеж» находится на расстоянии 200 метров от здания школы.
На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.
Таблица. Среднесуточный поток автотранспорта на исследуемом участке
Исследуемый участок |
Грузовые и легковые автомобили, работающие на бензине |
Грузовые автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе |
Трасса «Алексеевка-Воронеж» |
60 |
32 |
Примечание: санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток машин в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. |
3. Рассчитывается количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R, л), по формуле: R = S х K, где K – расход топлива на 1 км пути, л, приблизительно равный 0,1 л для бензиновых двигателей, 0,4 л для дизельных.
4. Рассчитывается объемное количество выделившихся загрязняющих веществ (V, л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V = R х k , где k – коэффициент
В таблице представлен расчет количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки.
Табл. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу
Тип топлива |
Исследуемый участок |
Количество автомобилей в час |
Количество выделившихся загрязняющих веществ | |||
CO, л/ч |
NO2, л/ч |
CxHy, л/ч |
Pb2+, г/ч | |||
Бензиновое топливо |
Трасса «Алексеевка-Воронеж» |
60 |
3,60 |
0,24 |
0,60 |
0,15 |
Дизельное топливо |
Трасса «Алексеевка-Воронеж» |
32 |
0,448 |
0,048 |
0,118 |
- |
Причиной летнего листопада является высокое содержание свинца в воздухе. Но, концентрируя этот металл, растения очищают воздух.
Таблица. Количество ионов свинца в листьях растений
Контрольный участок |
Количество ионов свинца (Pb2+) |
Трасса «Алексеевка-Воронеж» |
- |
Дорога у школы |
- |
Школьный двор |
- |
Вдоль дорожных магистралей образуются зоны загрязнения почвы свинцом, мышьяком, висмутом, медью, кадмием и т. д. Поэтому качественный химический анализ почвенного раствора является одним из простых и доступных методов обнаружения «нежелательных элементов».
Анализ водной вытяжки почв описан русским ученым Н. Комовым (1788 г.), а с конца ХIХ века он используется как основной метод для определения степени и характера засоленности почв и решения других практических задач. В лаборатории для получения водной вытяжки используют дистиллированную воду.
Задача: определить наличие свинца в образцах почвы, взятых на контрольных участках.
Для качественного анализа почв было исследовано три образца, взятые из разных мест: с придорожной полосы трассы «Алексеевка-Воронеж» (проба №1), со школьного двора (проба №2) и с дороги перед школой (проба №3).
Пробоотбор проводился 08 ноября 2011 г.
Методика определения содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжке.
1. Образцы почвы были взяты с глубины 5 см, сложены в три разных полиэтиленовых пакета. Каждая проба была перемешана, высушена на воздухе в течение 7 дней, удалены из почвенных смесей листья, корни и камни, измельчены все комки до размеров 2-3 мм в диаметре и пересыпаны в бумажные пакеты с этикетками.
2. Для приготовления водной вытяжки на весах отмерялось по 50 г почвы из каждого пакета. В каждый из трех стаканов с образцами почв добавлялось по 125 мл дистиллированной воды, до соотношения почва: вода - 1:2,5. Смесь в каждом стакане тщательно перемешивалась в течение 4 минут, затем суспензия была отфильтрована через бумажный фильтр.
Исследование проводилось с целью обнаружения катионов свинца и анионов хлора.
3. Для обнаружения ионов свинца в почвенных образцах использовался метод капельного анализа. На рабочем столе выкладываются три предметных стекла. На отдельные стекла наносится по 1 капле каждой вытяжки. Затем к каждой капле вытяжки добавляется по капле реагента KI. На всех пластинках не было обнаружено видимых изменений (выпадение осадка в виде желтых хлопьев). Следовательно, во всех трех пробах качественные реакции на свинец дали отрицательный результат.
4. Хлорид-ионы обнаруживают с помощью 2%-ного раствора нитрата серебра АgNО3, путем добавления нескольких капель. В результате взаимодействия ионов хлора с ионами серебра выпадает белый творожистый осадок. Помутнение будет тем значительнее, чем больше концентрация хлорид-ионов в воде.
Таблица. Количество ионов свинца и хлора в почвенной вытяжке
Контрольный участок |
Количество ионов | |
свинца (Pb2+) |
хлора ( Cl- ) | |
Трасса «Алексеевка-Воронеж» (проба №1) |
- |
+ |
Школьный двор (проба №2) |
- |
- |
Дорога перед школой (проба №3) |
- |
_- |
Как известно, круговорот воды осуществляется за счет ее испарения и осаждения в виде атмосферных осадков (снега, дождя, града). При этом атмосферу попадают сотни веществ, которые ранее отсутствовали в природе. Это атмосферные загрязнители – сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода (угарный газ), хлор, формальдегид, и др. В некоторых случаях из двух или нескольких относительно неопасных веществ, выброшенных в атмосферу, под влиянием солнечного света могут образоваться ядовитые соединения. Главные источники загрязнения – тепловые электростанции, нефтеперерабатывающие предприятия и автотранспорт. Менее опасны станции, работающие на газе, более – на угле.
Основные агенты воздействия атмосферы на гидросферу – это атмосферные осадки в виде дождя и снега. Снежные хлопья и дождевые капли захватывают примеси и выводят их из атмосферы. Таким образом, осадки приводят к уменьшению концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Снежные хлопья за счет большой поверхности адсорбции являются лучшими его очистителями. При таянии снежного покрова примеси загрязняют водоемы. Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Поэтому по результатам качественного анализа талого снега можно судить и об атмосферном загрязнении.
Задачи работы на данном этапе:
Для отбора проб мы выбрали три точки в микрорайоне школы:
Отбор проб снега проводился пластмассовой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чего вытаскивают со снегом, поддерживая ее снизу полиэтиленовой лопаткой. Нижняя часть трубки тщательно очищается от частиц грунта. Проба снега из трубки высыпается в полиэтиленовый мешок, подписывается номер пробы и снег оставляется в пакете до полного таяния. После таяния снега и достижения талой водой комнатной температуры, проба готова к проведению анализа.
1. Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см, высотой 30 см наливается определенное количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Можно сравнить каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.
2. Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.
Интенсивность запаха воды (при 20° С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе (см. таблицу).
Таблица. Пятибалльная система определения интенсивности запаха
Интенсивность запаха |
Характер проявления запаха |
Оценка интенсивности запаха |
Нет |
Запах не ощущается |
0 |
Очень слабая |
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) |
1 |
Слабая |
Запах замечается, если обратить на это внимание |
2 |
Заметная |
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде |
3 |
Отчетливая |
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья |
4 |
Очень сильная |
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению |
5 |
Характер запаха | |
Естественного происхождения |
Искусственного происхождения |
неотчетливый (или отсутствует) |
неотчетливый (или отсутствует) |
землистый |
нефтепродуктов (бензиновый) |
гнилостный |
хлорный |
плесневый |
уксусный |
торфяной |
фенольный |
травянистый |
|
Таблица. Результаты определения физических свойств талого снега
Контрольный участок |
Прозрачность |
Запах при 20°С |
Цветность |
Трасса «Алексеевка- Воронеж» |
Слабо мутная ( 10 см) |
Неотчетливый (1 балл) |
Серая |
Школьный двор |
прозрачная (23 см) |
Неотчетливый (1 балл) |
Бесцветная |
Дорога перед школой |
прозрачная (20 см) |
Неотчетливый (1 балл) |
Бесцветная |
1. Определение кислотности.
Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.
2. Обнаружение органических веществ.
В одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).
4. Определение ионов свинца Pb2+ (качественное).
Иодид калия (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2.
Исследования производятся следующим образом. К 5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего мало характерного желтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов: PbI2 + 2I- = PbI2 v
6. Определение ионов хлора Cl- (качественное).
К 5 мл талого снега добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра AgNO3, подкисленного азотной кислотой HNO3. Образуется осадок или муть: Ag+ + Cl- = AgCl v
К 5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора соляной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бария BaCl2. Образуется осадок или муть: Ba2+ + SO42- = BaSO4 v
№ пробы |
рН |
Органические вещества |
ионы | ||
Pb2+ |
Cl- |
SO42- | |||
Трасса «Алексеевка – Воронеж» (проба №1) |
6 |
лилово-розовое окрашивание |
- |
1-10 мг /л слабая муть |
- |
Школьный двор (проба №2) |
7 |
лилово-розовое окрашивание |
- |
- |
- |
Дорога пред школой (проба №3) |
7 |
лилово-розовое окрашивание |
- |
- |
- |
Контрольный раствор |
7 |
лилово-розовое окрашивание |
- |
- |
- |
На основании проведенных исследований физических и химических свойств талого снега можно сделать следующие выводы:
По результатам работы я могу сделать следующие выводы:
1. Умеренная нагрузка на автодорогах, большая площадь зеленых насаждений оказывают благотворное влияние на экологическое состояние территории школы.
2. Необходимо проведение ежегодного экологического исследования прилегающей территории МОУ Глуховская СОШ.
3. Следует проводить дальнейшее озеленение территории школы и близлежащей территории, внесены предложения администрации школы по высадке саженцев деревьев, обладающих хорошей очищающей способностью. Вырастить саженцы предложено в школьном питомнике.
4. Необходимо повышение экологической культуры и экологической грамотности населения села Глуховка, в том числе и обучающихся школы.
Для успешного выполнения работы мы изучили методы диагностики и определили степень загрязненности воздуха на территории школы. Школа находится в Глуховском сельском поселение Алекс
01 10 2014
1 стр.
Экологическое состояние любой территории может быть оценено путем изучения качества воды ее водоемов, на формирование которого оказывают многие элементы природной среды и антропоге
15 09 2014
1 стр.
Цель : Формирование экологического мировоззрения детей через оценку экологического состояния почвы Ларинского заказника
14 10 2014
1 стр.
География проекта: село Орехово Галичского района Костромской области моу ореховская сош
13 10 2014
1 стр.
Комплексная оценка экологического состояния некоторых озер сппур после разлива р Сура в 2012 года 15
16 12 2014
1 стр.
Овладеть навыками оценки качества атмосферы по экологическому состоянию кроны древостоя
15 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
В связи с этим представляет интерес выявление характерных местообитаний редких видов орхидных, изучение структуры и динамики популяций, разработка мер по их охране
29 09 2014
1 стр.