Олимпиада по русскому языку 8 класс
I блок заданий
1. В каком слове есть только твердые согласные звуки.
а) мел; б) лось; В) тема; г) можешь; д) матч.
2. Расставьте ударение в словах: обеспечение, облегчить, заржаветь, мельком, по двое, творог, премировать, балую, черпать, откупорить.
3. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
имитация - ___________________________________________________________
дебаты - ____________________________________________________________
актуальный - _
миссия - _____________________________________________________________
триумф - _
4. Выполните морфемный разбор слов.
таксист пальтовый смоленский
5. Как образованы слова?
изредка
прикоснется
вымысел
6. Запишите слова, в составе которых сохранились корни следующих слов (в скобках даны их значения).
усние (кожа)
мемория (память)
скора (шкура)
пита (пища)
худог (искусный)
7. Подберите к словам в левой колонке слова из правой колонки так, чтобы они образовали словосочетания. Запишите их рядом.
Прокруст узел
избиение изобилие
Лукулл конюшня
Елисейский ложе
Тришкин Пенелопа
Авгий младенец
Лебединый пир
имя поле
рог кафтан
Гордий песня
8. Запишите цифры словами.
Альбом с 888 иллюстрациями ______________________________________________________
Экскурсия продолжалась 27 суток __________________________________________________
755 - миллионный ______________________________________________________ житель
Переписка с 95 странами ________________________________________________________
9. Поставьте данные слова в форму Р.п. мн. ч.
деревня - бойня - _
шалунья - кухня - _
барышня - квашня - _
ворчунья - пекарня- _
10. От чего зависит правильное написание выделенных слов? Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как называется это языковое явление?
приехать (во) время (во) время урока
(в) следстви ... непогоды (в) следстви ... по делу
(не) смотря на усталость (не) смотря на лужи
Что (бы) подарить маме, что (бы) ее порадовать?
11 . Каким членом предложения является глагол в неопределенной форме в следующих предложениях?
а) Друзья побежали на море искупаться.
б) Была последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь.
в) Учиться - дело непростое.
г) Я дал себе слово во что бы то ни стало помочь другу.
д) Мы будем работать, все стерпя.
е) Вечерами брат учил меня рисовать.
12.Найдите одну и ту же лексическую ошибку в двух следующих отрывках из газет:
а) «Вода в ванной была вся черная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная».
б) «Некоторое время назад администрация клуба «ДС» сделала сенсационное открытие, установив, что свое знаменитое «эврика» (в переводе с древнего «я нашел») Архимед воскликнул не выходя из ванной, как полагали раньше, а влезая в нее».
2 блок заданий.
Орфографический.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Прошел холодный ветрен ... ый март, и, наполняя воздух ароматом oттa ... вшей земли, наступил солнечный апрель, хотя (по) прежнему иногда дул студе ... ыЙ ветер. Все обрад ... вались, увидев, что (на) перегонки побежали шустрые ручьи, стремясь к сверка ... шей в отдалень… реч…нке, ставшей вдруг шумной и полноводной.
Всюду, куда (н ... )взглян…шь, стел…тся над землей легкий пар, на пе…аных буграх, которые сами собой уже давно обезлес ... ли, мало (помалу) подсохли протал ... нки, и только на давно (не) езжен…ой дороге синеют ЛУЖ ... цы последней снеговой воды. И степь, и сама деревенька, ра…броса ... ая на пр ... горках, и до ... атыйзаборишк ... , и сложе ... ые у него дрова, обмытые дождями и обветре ... ые, - все казалось таким новым, праз ... ничным, что каждый, кто (н... ) смотрел, (и ... ) раз удивлялся дикови…ой перемене.
Школьная олимпиада по русскому языку
9-ый класс
1.Какая общая особенность объединяет буквы е,ё,ю,я? Укажите функции, которые выполняют эти буквы в словах бельё, змея, яма, вьюга, съезд, юла, мёд, мяч?
2.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Вычеркните одно лишнее слово. Что общего есть у оставшихся четырёх? Сколько решений(1, 2, 3, 4, 5?) имеет эта задача?
3. Объясните значение каждого фразеологизма одним словом.
1. Душа нараспашку.
2. Медный лоб.
3. Попасть пальцем в небо.
4.Галопом по Европам.
5. Вольный казак.
6. Бесструнная балалайка.
4. Слово с дефисным написанием
А) как (будто)
Б) кое (что)
В) железо (дорожный)
5. Определите падеж имён существительных и назовите способы выражения падежных значений.
1. Расположиться на опушке.
2. Ехать по шоссе.
3. Мы заказали такси.
4. Два офицера приветствовали генерала.
6. Выберите правильный вариант.
1. Заведующий отдела – заведующий отделом.
2. Остекление балконов – остекленение балконов.
3. Сливовый – сливовый сок.
4. В театре сегодня аншлаг - театре сегодня полный аншлаг.
5. Трудоустройство на работу вам гарантировано – трудоустройство вам гарантировано.
6. Благословление на подвиг – благословение на подвиг.
7. Подчеркните в предложениях сказуемые. Определите их тип.
1.От господского дома до завода рукой подать.
2. Из окна комнаты не виден ни один перекрёсток.
3. В 1907 году Бальмонту предложили покинуть пределы России.
4. В Берлине северянин имел намерение переиздать свои книги.
5. Вы готовы из мухи сделать слона.
8. Укажите авторов и источники крылатых выражений.
1. Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван.
2. Пошла писать губерния!
3. Шёл в комнату, попал в другую.
9. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте краткую форму прилагательных, стоящих в скобках.
1. Его маж…рный тон был (искус…твенный) и ш…кировал нас.
2. Вкус нашего друга был (изысканный): всем лакомствам он предпочитает ч…рный хлеб.
_____________________________________________________________________________
3. Фотограф – стаж…р очень (легкомысленный): он испортил всю пленку.
10. Исправь речевые ошибки
А) Которые без денег – не ездют с дамами (М.Зощенко)
_____________________________________________________________________________
Б) Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки (И.Крылов)
____________________________________________________________________________
В) Молодой человек обрадовался поступлением в институт
____________________________________________________________________________