Перейти на главную страницу
Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку.
Составитель: Вдовин В.А.,
учитель русского языка
МОУ «Гимназия №1»
г. Новотроицка
Рецензия на Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку учителя русского языка МОУ «Гимназия№1» г.Новотроицка
Вдовина Виктора Алексеевича.
В рецензируемом сборнике упражнений представлены задания повышенной сложности, большая часть которых были использованы в олимпиадах по русскому языку, проходивших на территории Оренбургской области в последние годы.
Практическая значимость данного пособия несомненна. Оно поможет не только учащимся при подготовке к олимпиадам, но и учителям во внеклассной работе, в проведении занятий с одарёнными детьми.
Разнообразные виды заданий, упражнения, лингвистические задачи, рассчитанные на развитие мышления, задания по всем разделам русской грамматики- всё это, безусловно, необходимо любому учителю русского языка и, кроме того, вполне применимо для самостоятельной работы не только учеников школ, но и студентов- филологов.
Материал, представленный в Сборнике, заслуживает публикации.
Зав. Кафедрой языкознания и методики Преподавания русского языка ОГПУ доцент, к.ф.н.
Дюсупова Л.В.
1. Обозначить мягкие согласные:
Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, мулине, дельта, денационализация, интенсивный, интервал, панель, шинель, пантера, темп, тембр, компьютер, майонез, термос, террор, агрессия, депрессия, пресса, экспрессия, музей, депо, шимпанзе, кодекс, патент, термин, денди, бассейн, коттедж, компетентный.
2. Сменив одну букву, определи лексическое значение слов:
Канал-…, конверт-…, салат-…, экспорт-…., орден-…, казак-…, кобчик-…, изморозь-…, вперемежку-…, уз-…, раз-…, раз-…, компания-…, грибной-…. поласкать-…, выточка-…, запевать-…, развевается-….
а) галка-галька, пар-парь, прав-правь, гол-голь, жар-жарь, полка-полька;
б) щей-шей, щит-шит, пищи-пиши, распущу-распушу?
4. Запиши слова справа налево:
лен, пара, лог, яр, араб, краб, ложь, короб, люк, юг, лед, рай, куль, таз, ноль, лоб, муж, суд, шей, ель, куй, тля.
а) одним гласным звуком;
б) одним согласным звуком;
в) местом ударения.
[грус’т’], [cй’эст’], [абй’эш’ик], [трут], [кампан’ий’а].
Запишите их в соответствии с правилами орфографии.
7. Какими звуками автор передает грохот грозы?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Жили-были старик да старуха,
Модель, сердце, горничная, фойе, ровесник, сверстник, биться, свитер, ванна.
горд-сорт, мама-папа, стал-сталь, Дон-дом, лук-люк.
вспыхнул, собственный, будто, резкий, постригся,…
а) количество букв и звуков совпадает;
б) букв >, чем звуков;
в) звуков >, чем букв;
сердце, объявление, семья, язык, солнце, ателье, гигантский, магнолия, компьютер. лестница, ювелирный, вздрогнуть, чувства, езда, запястье.
13. Чем объясняется наличие вариантов имен типа:
Прокофий и Прокопий, Стефан - Степан, Иосиф - Осип, Евстафий - Остап?
Оросит, воет, возит, колет, кроет, моет, носит, ноет, полет, стоит.
Агрессия, депрессия, пресса, конгресс, конференция, трезубец;.'
Дельта, денационализация, интенсивный, интервал, панель, пантера, темп, штемпель,
шинель, теннис, термос, террор, компьютер.
Батальон, бульон, компаньон, каньон, карманьола, медальон, павильон, почтальон, шампиньон.
атлас - атл^с, большей - больший, броня - броня, валит - валит, ветреный - ветряной, вовремя - во время, вязанка - вязанка, досадишь - досадишь, жаркое - жаркбе, жила-жила, забегать - забегать, запахнуть - запахнуть, засеченный - засеченный, клубы -клубы, колос - колосс, косят - косят, ледник - ледник, мелочный - мелочной, меньший -меньпгой, напоенный - напоённый, парить - парить, рбясь - роясь, угольный -угольный, хаос - xadc, языковой - языковый.
афера, белесый, бытие, гренадер, маневр, никчемный, опека, осетр, поблекший, свекла, соплеменный, шофер, современный, молодежь.
Ш. Лексика и фразеология
Затаив дыхание, дети сидели у Лежачего камня. - Они смотрели фильм затаив дыхание.
За этот год он далеко ушел по всем предметам. - Мы возвращались из леса; Коля и Тоня далеко ушли вперед.
Я хочу заниматься музыкой и знаю, что мои родители в этом пойдут мне навстречу. -Ваня плохо знает дорогу, пойдем ему навстречу.
Коля лентяй и двоечник, а дома его только по головке гладят. - Мать взяла на руки маленькую дочку и погладила ее по головке.
2. Выясни лексическое значение, вставь нужную букву:
Грибная к..мпания-к..мпания друзей; гр..бной канал - гр..бной дождь; развевается флаг - развевается ребенок; осв..щу вопрос - осв..щу храмосв..щу игру актеров; выт..чка на блузке - выт..чка детали; поласкать белье - пол..екать ребенка; вытесненный из толпы - вытесненный рисунок; нав..вать сны - навевать кудри; нащупать лучины - нащ..пать травы; ум..лять остаться - ум..лять достоинства; пареДировать на плацу-пар..дировать поэта; удариться оз..мь - подрастает оз-.омь; обежать стадион - об..жать слабых; отВерить картофель - отв..рить окно; разреженный воздух - разр..женный клоун; скрепить печатью договор - скреПеть зубами во сне; косный мозг - косные взгляды; даве„нуть 5 раз - свиснуть чемодан; слать постель - слать гонца.
вынь да положь;
чертова дюжина;
не на живот, а на смерть;
ни зги не видно;
власть имущий;
главный - ...с
мощный -…и
иностранный -...н смышленый -.. .о занимательный -...н прекрасный - .. .у кроткий - ...м
скорый-...ы отчетливый-...п
притворный - .. .ж
большой - .. .г
а) синонимы;
б) антонимы;
в) разные значения многозначного слова;
г) омонимы;
9. С многозначным словом или со словами - омонимами мы встречаемся в выражениях
" на тянуть повод " и ''самый незначительный повод "?
10. Что общего в значении слов "виноватый" и "виновный"; "воинственный" и "воинствующий" ? А чем они различаются?
П. Объясни связь между словами:
а) геноцид, суицид, гербицид, пестицид;
б) пафос, патология, антипатия, симпатия, телепатия, гомеопат, психопатия;
в) ностальгия, анальгин;
г) анестезия, эстетика.
12. Как правильно?
Задача (тактичная, тактическая);
поведение (эксцентричное, эксцентрическое)
язык (дельфиний, дельфиновый);
случай (анекдотичный, анекдотический) суп (рыбный, рыбий)
фактор (человечный, человеческий).
дубовато поставленный фильм; заядлый читатель; заиметь книгу; настырное ученье; завсегда работать; здорово сказано; классные туфли.
Народу - пушкой не пробьешь! А кругом тихо; слышно, как муха пролетит. На концерт пришли к шапочному разбору. Они жили душа в душу. Этот не покривит душой. В работе он кого хочешь за пояс заткнет. Экзамены на носу, а он и в ус не дует. Знаю я его: он палец о палец не ударит, чтобы нам помочь. А он себе на уме. Дома его в ежовых рукавицах держат. Зовешь его: "Ваня, Ваня!" А Ваню поминай как звали. Совсем хилый он стал, в чем только душа держится.
Он все умеет делать. Коля много болтает. Антон быстро побежал. Отец сутра в плохом настроении. До революции его родители жили очень бедно. И пошел он сам не зная куда. Он говорил, говорил - да вдруг и замолчал. Петя - мой главный помощник. Его болезнь быстро прошла. Дела обстоят совсем плохо.
Вывести на чистую воду. 6ез года неделю. Кот наплакал. Играть первую скрипку. Не покладая рук. Семи пядей во лбу. Держать язык за зубами. Ковать железо пока горячо. Для справок: концы в воду хоронить; давным - давно; пруд пруди; быть последней спицей в колеснице; сложа руки; пороха не выдумает; язык распускать; класть в долгий ящик.
а) белеть - белеться, желтеть - желтеться, зеленеть - зеленеться, краснеть - краснеться,
б) грозить - грозиться, звонить - звониться;
в) кружить - кружиться, плескать - плескаться?
19. Чем различаются слова?
Металл - метал, труп - труппа, гама - гамма, ссора - сора, тон - тонн, вилл - вил, Ане -Анне; пол - ивы - поливы; пол - осы - полосы; пол - овина - половина; пол - очка -полочка.
Куда тебе? - спросил один из ребят. Куда тебе! - сказал другой.
по пальцам сосчитать -кот наплакал -встретить в штыки -держать камень за пазухой -точить лясы -сложа руки -Коломенская верста -
каково происхождение слов вдребезги, азбука? каково значение слов идти, конь?
как правильно поставить ударения в словах мельком, ворота?
объясните значения слов акселерация, олимпиада, публикация.
На поставленные вопросы дайте правильные ответы.
б) - Нет, матушка, - отвечал Чичиков (усмехнувшись, улыбнувшись...).
а) Речь лучше короткая, а веревка длинная.
б) Рис рассыплешь - собрать можно, слово скажешь - назад не вернешь.
6
в) Тот, кто не учится, ходит в потемках.
г) От хорошего слова и камень добреет.
31. Назовите русские имена персонажей произведении Л. Н. Толстого:
Пьера Безухова, Элен Курагиной, Китти Щербацкой, Жюли Кхрагиной. Стивы Облонского, Долли Облонской.
1. Широко, широко, широко
Б.Пастернак.
2. Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист.
Растет цветок в глуши нетронутой.
Прохладен, хрупок и душист.
С.Маршак.
Антистатик, антитеза, антипатия: филолог, филармония, филателия: панорама, пантеон, пантомима: амфитеатр, амфибия, амфора.
синяя птица, белая кость, голубая кровь, голубая мечта, желтая пресса, черная зависть. Составьте 2-3 предложения с ними.
армянский, цыганский, белорусский, немецкий, болгарский, чешский, башкирский, польский, французский, киргизский, македонский.
а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кирпич, базар, кавардак, кабала;
б) вуаль, жакет, маникюр, сезон, конферансье, сенсация, фельетон;
в) галстук, фартук, слесарь, циферБлат, концерн, курорт, лейтмотив, флигель;
г) сейф, лидер, регби, аут, блюминг, джемпер, коктейль, листинг, джаз;
д) ария, газета, сонет, солдат, тенор, адажио, кантата, бюллетень.
И поняла, что клятвы не нарушу.
А захочу нарушить – не смогу,
Что я вовеки не сбрешу, не струшу.
Не сдрейфлю, не совру и не солгу.
Б. Слуцкий.
б) французский, итальянский, ... :
в) английский, немецкий, ... ;
г) бенгали, хинди, ....
Принять пузыри за фонари (фр.) -
Из колючек в боярышник (болг.) -
Там. где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин (Иран) -
Что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.) -
Записать за ушами (чешек.) -
Разгадать чужие мысли труднее, чем распознать следы змеи на камне (афган.) -
/■
51. С какой профессией связаны фразеологические ооороты:
тянуть волынку -никаких гвоздей -попасть впросак -проглотить пилюлю -стереть в порошок -бить баклуши -стать на якорь -
Выясни лексическое значение. Вставь необходимую букву.
К., мпания (мероприятие) - к., мпания (группа людей)^.
Г.. ена (животное) - г.. енна (ад)1.
Деф.. цит - деф.. ктивный (дефект).
Деф.. цитный
Компл.. мент (похвала) - компл., мент (фермент) -
Корр.. гировать (исправлять) - корр.. ктировать (вносить поправки)
магн.. тизм магн.. тизер магн.. тон магн.. тит магн.. то
С.ньорина -с. ньорита
Интелл.. кт - интелл.. гент|.
Аккомпан.. мент-аккомпан.. ровать |.
Дезинф.. кция - дезинф.. цироватц.
Ангаж.. мент - ангаж.. ровать!.
Лид..р - лид.. ровать, трен., р - тен.. ровать, компост., р - компост., ровать,
гравер - грав.. ровать, гред..р - грейдировать, никел..выи - никел.. рованныи,
экза^'.н - экзам.. натор£.
Проек.. я - проец.. ровать, инъекц.я - инъе&н,. ровать.
Горный воздух, куртка из плюша, журнал с иллюстрациями, воздух гор, иллюстрированный журнал, кисель из клюквы, серебряная брошь, повидло из яблок, пальто из драпа, стакан воды, стеклянный стакан.
Мы жили в одиночестве века под странным небом, по-ночному грозном?
8. Согласуйте подлежащее со сказуемым.
Все в природе уснуло крепким здоровым сном. Он родился и вырос в бедной крестьянской семье. Длинные чистые сакли с плоскими земляными крышами и красивыми трубами были расположены по/неровным каменистым буграм.
Хриплые стенные часы пробили два. Холодное серое небо, и ветер, и невольная печаль севера оковывали душу. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно. Комната была оклеена старыми полосатыми обоями. Наступила дождливая грязная осень. Ветер гнал по полю широкие золотистые волны. В углу комнаты стоял старинный дубовый шкаф.
2. Однородные члены предложения с обобщающими словами и
бессоюзные сложные предложения с обобщающими предложениями.
Ни дерево, ни вода ничто не шелохнется. После обеда небо заволакивалось тучами, почти не выглядывало солнышко, сильно парило собирался грозовой дождь. Наступило полное затишье перед грозой замолкли птичьи голоса, ни один лист не шевелился на дереве. Все кругом побагровело деревья, травы и земля. Вся природа и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы все горит точно багровым закатом. Все снова ожило после грозы деревья стояли как помолодевшие, отовсюду слышалось птичье многоголосие, дышштось легко и свободно кругом все пело, играло красками, ликовало.
В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься.
Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал - поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.
Главные и второстепенные члены предложения.
Я буду петь песню. Я буду каждый день учить уроки. Мы ждем не дождемся начала каникул. Я стал на первую ступеньку и стал переобуваться. Он был в комнате. С ним буду говорить наедине. Мы должны довести дело до конца. Его надо довести до дома. Звено явилось на субботник в полном составе. Он должен явиться на игру. Здесь по-прежнему продолжают заниматься резьбой по дереву. Печалиться будешь потом.
Студенты поехали в деревню помочь в уборке урожая. Учите его понимать, что чтение - лучшее учение. Идти в ногу с веком нелегко. Он выразил желание приехать ко мне. Хорошо учиться — значит много читать, думать, спорить. Я поехал петь в Москву. Желание петь сильнее меня. Путешествовать по родному краю — большое удовольствие. Жить — значит бороться. Петь для меня - это радость. Я зашел проститься. Он решил молчать. Оставаться в Богучарове становилось опасным. Ему рекомендовали жить в деревне.
3. Определите, каким членом предложения являются междометия.
Вся столица, содрогнулась, а девица хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится,
знать , греха. Родится - кружится, растет - бесится, а смерть ему: их! Чужой дурак - ха-ха!, а свой дурак - ох-ох! Молодость - эхма! А старость - ой-ой! По бороде хоть в рай, а по делам —ай-ай! У меня жена все ох да крех. Дома -ох да ах, а на людях ха-ха-ха да лю-лю-лю! Вот раздалося «ау!» вдалеке. Около Петра Алексеевича очутился Меньшиков, тоже в зюйд -вестке, в куртке. «Вот это шторм! Вот это — лю-лю!» - прокричал ему Петр Алексеевич.
Татьяна ах! а он реветь.
4. Почему не обособляются выделенные слова?
Шофер затормозил у домика на окраине. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Туристы расположились на поляне между кустами. Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой в лугах садилось солнце. Собрались немцы на площади в центре города. Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком.
А.С. Пушкин великий русский поэт. А.С. Пушкин великий русский поэт родился в 1799 году. А.С.Пушкин автор поэмы «Руслан и Людмила» великий русский поэт. Школьники изучали творчество А.С.Пушкина великого русского поэта.
Ученье дает уменье. Чистое, чистое небо. В рощах птичье пение. До чего же хорошо кругом! Ему нездоровилось.
10. Расставьте знаки препинания в предложении, сделайте его
синтаксический разбор:
Таланты истинны за критику не злятся их повредить она не может красоты одни поддельные цветы дождя боятся.
Это человек с умом.
Сердце с умом не в ладу.
Этот человек с умом и талантом прожил интересную жизнь.
1) вставив вводное слово, выражающее чувство говорящего: ■
2) вставив вводные слова, выражающие оценку говорящим, степени
Указатель литературы.
1.Сборники диктантов для средней школы.
2.Материалы Всероссийских областных олимпиад (1990-2005)
3.А.И.Кайдалова, И.К.Калинина «Современная русская орфография» М.,1976 г.
4.Н.М.Шанский и др. «Краткий этимологический словарь русского языка» М.э 1975г.
5. Н.М.Шанский и др. «Школьный фразеологический словарь русского языка» «Дрофа», 1997г.
6.Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой» М., 1976г.
7. «Российская газета» от 4.09.2002г. «Давайте говорить правильно»
8.Энциклопедический словарь юного филолога «Педагогика», 1984г.
Рецензия на Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку учителя русского языка моу «Гимназия№1» г. Новотроицка
15 09 2014
1 стр.
Сборник упражнений по русскому языку предназначен учителям 1-4 классов, учащимся и их родителям. Материал подобранных упражнений поможет ученикам отработать четыре основные корневы
02 10 2014
5 стр.
Шаяхметова Л. Х. Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов неязыковых специальностей (учебно-методические рекомендации). – Казань, Вестфалика, 2012. – 35 стр
30 09 2014
3 стр.
Фраза: Обучающая программа-тренажёр по русскому языку 4000 заданий. Новая версия для Windows: 500 дополнительных упражнений [Электр ресурс]. – 2004
18 12 2014
1 стр.
Физика бойынша тестілік тапсырмаларыныз жинағы Сборник тестовых заданий по физике
13 10 2014
4 стр.
Дополнительная литература : Round up 6, М. Вербицкая, М. Манн Сборник тестов для подготовки к егэ по английскому языку издательства macmillan
06 10 2014
1 стр.
Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов
09 10 2014
1 стр.
Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень
14 10 2014
1 стр.