Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Практический тур ДООГ-2012

Определение географических координат с помощью гномона

Долгое время география была наукой описательной. Путевые заметки отважных путешественников и торговцев стали основой развития науки. Однако одним из самых важных применений географической науки стали практические исследования. Попробуем и мы по примеру отважных путешественников провести свое исследование - определить координаты своего местоположения, не с помощью современных приборов (GPS или ГЛОНАСС), а методом, приближенным к прошедшим эпохам.

Для этого надо: 1. выявить время истинного полдня, 2. отметить высоту солнца во время истинного полдня, 3. вычислить широту и долготу места.

Итак тема практического тура: определение географических координат с помощью гномона.



Оборудование

  • гномон - шест высотой примерно 1 метр (от поверхности до верхней точки),

  • таблица склонения Солнца в течение года,

  • часы с установленным временем по Гринвичу,

  • небольшие колышки, на которых удобно отметить время наблюдения за тенью,

  • угломерный инструмент для определения высоты Солнца над горизонтом (если необходим),

  • номограмма определения географической широты (можно скачать по адресу https://geo.metodist.ru//doog/2012/nomogramma.png

Определения

Полдень истинный - момент верхней кульминации солнца, прохождения через меридиан.

Гно́мон (др.-греч. γνώμων — указатель) — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (стела, колонна, шест), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. Кратчайшая тень указывает и направление истинного меридиана.

Номограмма - график, позволяющий определить результат вычислений графическим путем, без дополнительных расчетов, с помощью специальных таблиц.

Ход работыd:\документы\mipkro\олимпиады\доог\2012\практический тур\sun_dop.jpg

  1. Определяем время истинного полдня. Выбираем ровную площадку для установки гномона. На эту площадку не должна падать тень от соседних зданий и сооружений (например, забора). Устанавливаем строго вертикально гномон, используя отвес. Наблюдения лучше проводить в два дня.

    1. В первый день лучше проводить наблюдение через большие промежутки времени, например, через каждый час. Положение тени гномона желательно отмечать колышками, на которых отмечено время. В первый день наблюдений мы должны выявить отрезок времени, когда тень гномона должна иметь наименьшую длину.

    2. Во второй день наблюдения лучше проводить в этот отрезок времени, когда тень гномона должна иметь наименьшую длину (мы этот промежуток времени определили в первый день наблюдений), но чаще отмечать передвижение тени колышками (например, каждые 10 минут).

На одном из колышков, который отметит самую короткую тень от гномона, обозначьте время истинного полдня по Гринвичу. Также, обязательно измерьте длину самой короткой тени.

Первый и второй дни наблюдений могут быть разнесены, т.е. не обязательно следовать друг за другом.



  1. Определить географическую широту можно двумя способами.

    1. Установить угловую высоту солнца (в градусах) для последующих расчетов можно по-разному:

      1. провести наблюдение с помощью угломерного инструмента. ВНИМАНИЕ! Помните о технике безопасности при наблюдении за Cолнцем!

      2. решить прямоугольный треугольник по двум катетам, один из которых является гномоном, а другой – тенью гномона.

    2. Провести наблюдения времени заката и восхода солнца и расчёты с помощью номограммы1.

Расчет географической широты производится следующим образом. Мы знаем, что в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября) высота солнца в истинный полдень = 900 – широта места (φ). Однако, орбита Земли не является идеальной окружностью и наша планета движется по орбите с разной скоростью. Поэтому нам необходимо учитывать склонение Солнца в течение года. Склонение Солнца мы возьмем из таблицы, которая приложена к заданию. Высота Солнца над горизонтом в истинный полдень (h) = склонение Солнца (δ) + (900 – широта места (φ)), т.е. h= δ+(900- φ). Из этой формулы легко посчитать φ, т.е. широту места.

  1. Время истинного полдня нам понадобится и для того, чтобы определить географическую долготу. Нам необходимо определить временную разницу между полднем на гринвичском меридиане и на том меридиане, где проводит наблюдение команда. Конечно, у путешественников всегда были с собой точные часы – хронометры, время на которых было выставлено по какому-либо меридиану (Гринвичскому, Парижскому или Нью-Йоркскому). В качестве аналога подобного хронометра можно использовать данные сайта https://www.time100.ru/gmt.html, где мы узнаем точное время по Гринвичу.

  2. Итак, каковы же географические координаты местоположения команды согласно проведенным наблюдениям и расчетам? Сопоставьте результаты вашей работы и с данными, которые можно получить современными способами.

Описание результатов наблюдений (отчет)

  1. Описание своей работы команда может представить в форме иллюстрированного текста (форматы .doc, .docx или .odt) или презентации (форматы .ppt, .pptx или .odp), заархивировав документ в формат .zip. Имя zip-архива "id XXX practika", где XXX – ID (номер) команды.

  2. Отчеты команда оформляет в виде вложения к сообщению форума по адресу https://geo-edu.ru/mod/forum/view.php?id=156

  3. Сроки практического тура 14 февраля – 8 апреля.

  4. Оценка отчета команды:

    1. Четкое, логичное выделение в отчете всех этапов работы – 10 баллов,

    2. Краткое описание каждого этапа работы – 20 баллов,

    3. Иллюстрация каждого этапа наблюдений фотографиями, которые демонстрируют суть работы – 20 баллов,

    4. Произведенные расчеты, их последовательность – 20 баллов,

    5. Сопоставление полученных координат в ходе наблюдений с координатами, которые получены с помощью выбранных командой современных способов – 10 баллов,

    6. Ваши впечатления о работе команды в практическом туре. Какие аспекты в работе членов команды выходили за рамки задания, какие признаки самостоятельности, творческого подхода учащихся к работе можно отметить? Какие собственные находки членов команды следует выделить при выполнении задания? Не более 0.5 страницы. – 20 баллов.

Таблица склонения Солнца в течение года
(средние значения за 4- летний цикл)
Знак (+) означает, что Солнце севернее (выше) небесного экватора, а знак (-) –южнее ( ниже).


День

ЯНВ

ФЕВ

МАР

АПР

МАЙ

ИЮН

ИЮЛ

АВГ

СЕН

ОКТ

НОЯ

ДЕК

1

-23°04'

-17°20'

-7°49'

+4°18'

+14°54'

+21°58'

+23°09'

+18°10'

+8°30'

-2°57'

-14°14'

-21°43'

2

-22°59'

-17°03'

-7°26'

+4°42'

+15°12'

+22°06'

+23°05'

+17°55'

+8°09'

-3°20'

-14°34'

-21°52'

3

-22°54'

-16°46'

-7°03'

+5°05'

+15°30'

+22°14'

+23°01'

+17°40'

+7°47'

-3°44'

-14°53'

-22°01'

4

-22°48'

-16°28'

-6°40'

+5°28'

+15°47'

+22°22'

+22°56'

+17°24'

+7°25'

-4°07'

-15°11'

-22°10'

5

-22°42'

-16°10'

-6°17'

+5°51'

+16°05'

+22°29'

+22°51'

+17°08'

+7°03'

-4°30'

-15°30'

-22°18'

6

-22°36'

-15°52'

-5°54'

+6°13'

+16°22'

+22°35'

+22°45'

+16°52'

+6°40'

-4°53'

-15°48'

-22°25'

7

-22°28'

-15°34'

-5°30'

+6°36'

+16°39'

+22°42'

+22°39'

+16°36'

+6°18'

-5°16'

-16°06'

-22°32'

8

-22°21'

-15°15'

-5°07'

+6°59'

+16°55'

+22°47'

+22°33'

+16°19'

+5°56'

-5°39'

-16°24'

-22°39'

9

-22°13'

-14°56'

-4°44'

+7°21'

+17°12'

+22°53'

+22°26'

+16°02'

+5°33'

-6°02'

-16°41'

-22°46'

10

-22°05'

-14°37'

-4°20'

+7°43'

+17°27'

+22°58'

+22°19'

+15°45'

+5°10'

-6°25'

-16°58'

-22°52'

День

ЯНВ

ФЕВ

МАР

АПР

МАЙ

ИЮН

ИЮЛ

АВГ

СЕН

ОКТ

НОЯ

ДЕК

11

-21°56'

-14°18'

-3°57'

+8°07'

+17°43'

+23°02'

+22°11'

+15°27'

+4°48'

-6°48'

-17°15'

-22°57'

12

-21°47'

-13°58'

-3°33'

+8°28'

+17°59'

+23°07'

+22°04'

+15°10'

+4°25'

-7°10'

-17°32'

-23°02'

13

-21°37'

-13°38'

-3°10'

+8°50'

+18°14'

+23°11'

+21°55'

+14°52'

+4°02'

-7°32'

-17°48'

-23°07'

14

-21°27'

-13°18'

-2°46'

+9°11'

+18°29'

+23°14'

+21°46'

+14°33'

+3°39'

-7°55'

-18°04'

-23°11'

15

-21°16'

-12°58'

-2°22'

+9°33'

+18°43'

+23°17'

+21°37'

+14°15'

+3°16'

-8°18'

-18°20'

-23°14'

16

-21°06'

-12°37'

-1°59'

+9°54'

+18°58'

+23°20'

+21°28'

+13°56'

+2°53'

-8°40'

-18°35'

-23°17'

17

-20°54'

-12°16'

-1°35'

+10°16'

+19°11'

+23°22'

+21°18'

+13°37'

+2°30'

-9°02'

-18°50'

-23°20'

18

-20°42'

-11°55'

-1°11'

+10°37'

+19°25'

+23°24'

+21°08'

+13°18'

+2°06'

-9°24'

-19°05'

-23°22'

19

-20°30'

-11°34'

-0°48'

+10°58'

+19°38'

+23°25'

+20°58'

+12°59'

+1°43'

-9°45'

-19°19'

-23°24'

20

-20°18'

-11°13'

-0°24'

+11°19'

+19°51'

+23°26'

+20°47'

+12°39'

+1°20'

-10°07'

-19°33'

-23°25'

День

ЯНВ

ФЕВ

МАР

АПР

МАЙ

ИЮН

ИЮЛ

АВГ

СЕН

ОКТ

НОЯ

ДЕК

21

-20°05'

-10°52'

0°00'

+11°39'

+20°04'

+23°26'

+20°36'

+12°19'

+0°57'

-10°29'

-19°47'

-23°26'

22

-19°52'

-10°30'

+0°24'

+12°00'

+20°16'

+23°26'

+20°24'

+11°59'

+0°33'

-10°50'

-20°00'

-23°26'

23

-19°38'

-10°08'

+0°47'

+12°20'

+20°28'

+23°26'

+20°12'

+11°39'

+0°10'

-11°12'

-20°13'

-23°26'

24

-19°24'

-9°46'

+1°11'

+12°40'

+20°39'

+23°25'

+20°00'

+11°19'

-0°14'

-11°33'

-20°26'

-23°26'

25

-19°10'

-9°24'

+1°35'

+13°00'

+20°50'

+23°24'

+19°47'

+10°58'

-0°37'

-11°54'

-20°38'

-23°25'

26

-18°55'

-9°02'

+1°58'

+13°19'

+21°01'

+23°23'

+19°34'

+10°38'

-1°00'

-12°14'

-20°50'

-23°23'

27

-18°40'

-8°39'

+2°22'

+13°38'

+21°12'

+23°21'

+19°21'

+10°17'

-1°24'

-12°35'

-21°01'

-23°21'

28

-18°25'

-8°17'

+2°45'

+13°58'

+21°22'

+23°19'

+19°08'

+9°56'

-1°47'

-12°55'

-21°12'

-23°19'

29

-18°09'

-8°03'

+3°09'

+14°16'

+21°31'

+23°16'

+18°54'

+9°35'

-2°10'

-13°15'

-21°23'

-23°16'

30

-17°53'



+3°32'

+14°35'

+21°41'

+23°13'

+18°40'

+9°13'

-2°34'

-13°35'

-21°33'

-23°12'

31

-17°37'



+3°55'



+21°50'



+18°25'

+8°52'



-13°55'



-23°08'


Номограмма определения географической широты

d:\документы\mipkro\олимпиады\доог\2012\практический тур\nomogramma.png

1 Подробнее см. https://geo.metodist.ru//doog/2012/nomogramma.png

Определение географических координат с помощью гномона

Попробуем и мы по примеру отважных путешественников провести свое исследование определить координаты своего местоположения, не с помощью современных приборов (gps или глонасс), а м

119.65kb.

10 10 2014
1 стр.


Использование спутникового навигатора при проведении зимнего маршрутного учета на примере garmin gps map 60С

Определение географических координат начала учетного маршрута из спутникового навигатора

49.68kb.

14 10 2014
1 стр.


"План и карта". Проверить знания основных понятий и изученных географических объектов

Выявить умения учащихся по работе с географической картой и атласом в определении географических координат, нахождении топографических знаков и графических изображений основных пон

59.25kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок №5 Тема урока: Замечательные кривые

Цель урока: Познакомиться с полярной системой координат. Научиться стоить с помощью компьютера графики замечательных кривых

21.41kb.

12 10 2014
1 стр.


Радиолокация Работа выполнена

Радиолокация область науки и техники, предмет которой наблюдение различных объектов (целей) радиотехническими методами: их обнаружение, распознавание, определение их координат и ск

123.21kb.

02 10 2014
1 стр.


План урока: Организационный момент(1-2 мин). Актуализация знаний

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные справа от начала координат, слева от начала координат

70.76kb.

16 12 2014
1 стр.


Инструкция по закачке файла из компьютера в тахеометр

В простейшем текстовом редакторе «блокнот» ввод координат точек осуществляется построчно. Данные в строчке разделяются между собой запятой (имя,X,Y,Z), десятичные значения координа

35.98kb.

12 10 2014
1 стр.


Лабораторная работа №41 Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона студент группы ит-72 Уксусов Кирилл

Наблюдение колец Ньютона для различных длин волн. Определение длин световых волн

81.35kb.

16 12 2014
1 стр.