Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Н.Л. Будажапова

с. Иволгинск, Республика Бурятия
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Одной из главных задач учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания. В Программе развития среднего профессионального образования России вместе с такими разделами, как "введение новых технологий, методов обучения, поддержка и развитие инновационных программ" имеется раздел "развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов".

Целью исследовательской работы студентов является разви­тие критического мышления, а задачами - формирование мотивации к исследовательской деятельности, овладение методами изучения и изготовления изделий, знакомство с историей происхождения того или иного предмета, и может вестись как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются содержанием, а также обуславливаются ра­бочей программой учебной дисциплины. Руководство ведет мастер, ведущий лекционные, практические занятия, осуществляющий контроль производственной практики. В процессе выполнения учебных исследований студен­ты учатся пользоваться инструментами, оборудованием, самостоя­тельно выполнять обработку материала, применять свои знания при ре­шении конкретных задач исследовательского характера. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образо­вании выступают исследовательские методы обучения и метод проектов. Они тра­диционно входят в арсенал методов, применяемых мастерами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного ис­пользования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Ис­пользование исследовательских методов обучения создаёт усло­вия для овладения студентами логикой научного поиска. Специ­фика данной деятельности, отличающая её от традиционного обу­чения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательско­го обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: мастер ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и пока­зывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тща­тельно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информа­цию и теоретически осваивая способы её получения. Особые ме­тодические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка до­стоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрну­том виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к но­вым данным; делает обобщения. Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

•   учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональ­ным потребностям;

•   избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;

•  проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;

•   выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов.

В современной психологической и педагогической литера­туре указывается, что решение исследовательских задач преиму­щественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой студент находил бы стимулы для самообучения и развития (Э. Де Боно, Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И.И. Ильясов и др.). Опираясь на ряд исследований (Г.А.Ковалёв, М. Черноушек, Б. Краус), можно говорить о существовании образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В основе выде­ления образовательной среды учреждения лежит желание реше­ния проблемы оптимальной организации среды, способствующей формированию будущего специалиста. Анализ образовательной среды колледжа позволил выделить такую подсистему, как исследовательская среда колледжа. Исследовательская среда коллед­жа, спроектированная как открытая система, наряду с субъекта­ми, целями, содержанием, методами, средствами и формами орга­низации исследовательской работы аккумулирует интеллекту­альные, культурные, программно-методические и технические ресурсы. Данная среда создаётся в процессе организационно-пе­дагогических, технологических преобразований, учебно-методи­ческого оснащения и системы управления колледжа и содейству­ет подготовке кадров к профессиональной дея­тельности в современных условиях. Такая среда активизирует творческие процессы, представляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов наряду со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем са­мым дополнительные возможности познания окружающей дей­ствительности, развития личности обучаемого. Основными эле­ментами исследовательской среды колледжа являются Научно-методический совет, Совет научного студенческого общества, предметно-цикловые комиссии, творческие объединения педаго­гов, мастеров и студентов.

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное образование, 2001.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2003.

3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,1998.



Сведение об авторе:



Ф.И.О.

Должность, ОУ, место нахождения

1.

Будажапова Нима – Цырен Лубсандоржиевна

Мастер производственного обучения, ГОУ СПО «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья», с. Иволгинск, Республика Бурятия

Организация исследовательской работы студентов

России вместе с такими разделами, как "введение новых технологий, методов обучения, поддержка и развитие инновационных программ" имеется раздел "развитие научно-исследовательской р

40.92kb.

16 12 2014
1 стр.


Для проведения лабораторных работ по большинству дисциплин специальности используется как физическое, так и математическое моделирование

Новые формы и методы обучения и организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов

57.87kb.

01 10 2014
1 стр.


Ii тура научно-исследовательской работы студентов высшей медицинской школы
136.03kb.

16 12 2014
1 стр.


Тезисы исследовательской работы. Работу

Работу выполнила Кожинова Ирина, ученица 3 «А» класса средней школы №3 г. Яранска Кировской области. Тема исследовательской работы «Лягушки в природе и в жизни человека»

27.93kb.

14 12 2014
1 стр.


План научно-исследовательской работы студентов факультета «Бизнеса и права» на 2011-2012 учебный год
173.74kb.

25 12 2014
1 стр.


Тема исследовательской работы

Время проведения исследовательской работы. 3 Материалы для проведения работ

104.87kb.

23 09 2014
1 стр.


Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Варианты течения ревматизма. Принципы диагностики и лечения ревматизма. Организация сестринского процесса в детском кардиоревматологическом отделении. Первичная и вторичная профила

86.45kb.

06 10 2014
1 стр.


Требования к исследовательской работе по литературе Формулируя тему исследовательской работы, необходимо учитывать

«Тема красоты в рассказе Ф. Сологуба «Красота», «Поэтика зимы в русской лирике XIX века»

21.87kb.

07 10 2014
1 стр.