Тезисы исследовательской работы.
Работу выполнила Кожинова Ирина, ученица 3 «А» класса средней школы №3 г. Яранска Кировской области. Тема исследовательской работы «Лягушки в природе и в жизни человека».
Я заинтересовалась этой темой в 2009г, потому что увидела на грядке лягушек. Зачем лягушки появились на даче? Они не испортят наши посадки? Новые вопросы появились, когда мы возвращались поздно вечером с дачи и в овраге возле небольшого пруда услышали непонятные звуки.
Из воды доносилось не то пение, не то жужжание, не то мычание, не то шипение… Лягушки были и в пруду, и на берегу. Некоторые из них имели необычную синеватую окраску.
Зачем «поют» лягушки? Почему у них такая окраска? На эти проблемные вопросы мы и решили найти ответы, выполнив данную работу.
Объектом нашего исследования стали лягушки.
Предмет исследования - лягушки, живущие в нашей местности.
Из книг мы узнали, лягушки – это земноводные животные или амфибии. Они живут в основном на суше, но не могут долго обходиться без воды, потому что их кожа должна быть всегда влажной. В воде они откладывают икру и прячутся от опасности.
Оказывается, лягушки приносят большую пользу.
Они питаются насекомыми – вредителями, уничтожают комаров, мух и мошек. Язык у лягушек очень длинный и покрыт клейкой жидкостью. Лягушка «выстреливает» языком в сторону насекомого, оно прилипает и становится её добычей.
Осенью лягушки ищут укромное местечко и засыпают на всю зиму. Весной они отогреваются и начинают свои концерты.
«Поют» самцы лягушек, чтобы привлечь внимание самочек. Самцы остромордых лягушек «надевают» в брачный период свой голубой наряд.
Лягушки полезны и в медицине. Они выделяют вещества, которыми можно лечить заболевания сердца, органов дыхания и кожи. Ученые ставят опыты на них. За большой вклад в науку им есть памятники.
Учитель биологии Татьяна Геннадьевна Погосян рассказала, что на территории нашего района встречаются лягушки нескольких видов: прудовая, остромордая и озёрная. Но при наблюдениях вид лягушки определить очень сложно. Поэтому лучше по отношению к виду применять слово «предположительно».
В 2010 году мы занимались наблюдением за лягушками в живой природе на водоёме недалеко от нашего дома. Мы появлялись там регулярно и фиксировали изменения на фото и видео.
Наблюдения свои начали с 2 мая, когда на водоеме появилась икра. В ней были видны черные точки, икра неподвижно лежала на поверхности воды. Слышалось пение лягушек.
Через 27 дней обнаружили головастиков. Взяли у папы сачок и ведерко, поймали головастиков и стали наблюдать: У них были голова и хвост. Они двигались в воде.
Спустя 18 дней у головастиков появились задние лапки.
Ещё через 5 дней передние. Хвост был ещё длинный.
Примерно через 2 недели головастик превратился в маленькую лягушку. Через два месяца с начала наблюдений у водоема прыгали маленькие лягушата. Таким образом, мы проследили в живой природе процесс развития лягушки от икринки до маленького лягушонка. По результатам наблюдений составлен Дневник наблюдений за лягушками.
Теперь мы знаем, что лягушки важны и в природе, и в жизни человека. На нашу дачу они пришли не портить посадки, а охотиться на насекомых. Непонятные звуки оказались пением самцов, привлекающих внимание самочек. А голубая окраска лягушек указывает на то, что это были самцы остромордой лягушки.
Я многому научилась: работать с литературой и Интернет, составлять вопросы анкеты и беседовать со специалистами, наблюдать за лягушками в живой природе и вести дневник наблюдений.
Мои одноклассники мало знали о лягушках. Мы поделились с ними собранной информацией. Я хочу обратиться к ребятам: Не бейте лягушек и жаб палками, не топчите их велосипедами не ловите, не пугайте! Ведь они по сравнению с человеком, маленькие, беззащитные существа.
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?...
Благодарю своих руководителей и всех, кто нам помогал.