Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Ресурсно-внедренческий центр инноваций

МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района


Учебно-исследовательская деятельность учащихся
Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ

НОУ «Юный исследователь»

2011

введение
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка думать, сомневаться и искать, помноженная на навыки систематической исследовательской деятельности становятся основой и магистральной линией современного образования.

Если учитель-предметник совместно с учеником занимается исследовательской работой, либо проектированием, то качественно меняется сам характер обучения:

- во-первых, ученик выбирает инте­ресующую лично его проблему – это главный залог эффективности и успешности этой работы;

- во-вторых, он движется в индивиду­альном темпе, а объём работы соответствует его склонностям и воз­можностям.

Данное издание подготовлено на основе опыта школ-семинаров и тренингов по проблемам исследовательской работы школьников в различных областях, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, специализированных изданий, публикаций в периодической печати и Интернет-ресурсов.

Цель рекомендаций – обеспечение педагогов общей методологией организации и проведения учебно-исследовательских работ школьников. Творчески работающий учитель найдет ответы на следующие вопросы:

- формулировка темы, цели и задач исследовательской работы;

- корректный выбор методики исследования;

- этапы выполнения исследовательской работы;

- правильное представление результатов учебного исследования;

- оформление и презентация конкурсных работ;

- грамотная защита и ведение дискуссии;

- критерии оценки исследовательской работ школьников.

Уровень представляемых на конкурс или ученическую конференцию исследовательских работ школьников становится одним из показателей качества преподавания учебных дисциплин.




  1. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности учащихся


Исследовательская деятельность учащихся образователь­ная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний. Исследовательская деятельность предпо­лагает выполнение учащимися учебных исследовательских за­дач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.

В ученических исследованиях различают два вида открытий:

- субъективные – открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику;

- объективный – открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. В учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навы­ка ведения научной работы (Леонтович А. В.). В процессе конкретной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи.

Целью учебно-исследовательской работы в воспитании и развитии учащихся является создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации школьников.

Учебное исследование образовательный процесс, реа­лизуемый на основе технологии исследовательской деятельно­сти, его основные характеристики:

- выделение в учебном ма­териале проблемных точек, предполагающих вариативность;

- специальное конструирование учебного процесса «от этих то­чек» или проблемная подача материала;

- развитие навыка формулирования гипотез;

- обучение работе с разными верси­ями на основе анализа свидетельств или первоисточников (ме­тодики сбора материала, сравнения и др.);

- знакомство с пер­воисточниками;

- развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Функции учебного исследования в образователь­ном процессе:

- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;

- способ профориентации и начальной профессиональной под­готовки;

- средство обретения молодым поколением культурных ценнос­тей и традиции научного сообщества.

Задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:

- создание познавательной базы исследовательской компетентно­сти – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;

- формирование у учащихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества;

- развитие у школьников умений и навыков, необходимых для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному твор­ческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессии.

- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить» себя как человека, субъекта собствен­ной деятельности;

- введение ученика в мир культуры с помощью культуры научно­го сообщества – освоению принятых здесь способов и норм дея­тельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества;



- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.

Исследовательское поведение одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направ­ленная на его познание, сущностная характеристику деятельнос­ти человека (Поддьяков А. Н.).

Исследовательские способности индивидуальные осо­бенности личности, являющиеся субъективными условиями ус­пешного осуществления исследовательской деятельности (Савенков А. И.).

Исследовательская позиция значимое личностное осно­вание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность ис­кать и находить ранее ему неизвестное. Исследовательская пози­ция проявляется и развивается в ходе реализации исследователь­ской деятельности (Обухов А. С.).

Исследовательский проект учащегося специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследователь­ского проекта является получение представлений о том или ином объекте или явлении.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы – организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создаёт усло­вия для проявления познавательной инициативы детей.

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Главной целью исследовательской работы школьников является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти це­ли достигаются наилучшим образом, если ребёнку создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования. Очевидным становится то, что на каждом этапе нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в последовательность стан­дартных учебных этапов.

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирова­ния и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, выполнение изделия, реконструкцию объекта и т.д. При этом проект реализации исследования не только является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.

Организация учебно-исследовательской работы учащихся по всем направлениям имеет единый алгоритм. Руководителями учебно-исследовательской деятельности учащихся являются учителя, преподаватели вузов, техникумов, педагоги дополнительного образования. Направление, тема и содержание учебно-исследовательской работы определяются учащимся совместно с руководителем.

Формами отчетности по учебно-исследовательской работе учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.

Лучшие работы учащихся по решению научного общества учащихся школы, методического совета школы могут быть поощрены дипломами, ценными подарками и рекомендованы к представлению на конференции территориального и регионального уровней, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

Последовательность исследовательской работы школьников имеет общую форму и включает следующие основ­ные этапы:

- актуализация проблемы (выявление проблемы и опреде­ление направления будущего исследования);

- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотели бы найти);

- выбор темы исследования (попытка как можно строже обозна­чить границы исследования);

- выработка гипотезы (разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);

- выявление и систематизация подходов к решению (выбор мето­дов исследования);

- определение последовательности проведения исследования;

- сбор и обработка информации (фиксация полученных зна­ний);

- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);

- подготовка отчета (определение основных понятий, подго­товка сообщения по результатам исследования);

- доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).

Все исследовательские работы и проекты учащихся выполняются по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.



Виды учебно-исследовательской деятельности отражают характер научных интересов учащихся и форму подачи материала, классифицируются на следующие группы:

- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процес­сов и явлений;

- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Критерии учебно-исследовательской деятельности учащихся адаптируются к возрасту. Но показатели в целом используются те же, что и в «большой» науке:

- актуальность темы исследования;

- качественный анализ состояния проблемы, отражающий знание автором современного уровня разработанности проблемы;

- умение использовать известные научные результаты и объективные факты, знания сверх школьной программы;

- владение автором специальной терминологией и научным аппаратом;

- практическая значимость исследования;

- собственные выводы автора и их обоснованность;

- четкость выводов, обобщающих исследование;

- грамотность оформления результатов исследования;

- ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.



Определение темы и исследовательского аппарата – основополагающая часть организационной работы руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.

Тема учебно-исследовательской работы определяется учеником с помощью руководителя. Название темы должно содержать проблему и границы ее решения, как правило, начинается со слов: анализ, изучение, влияние, определение, выявление, реконструкция и т.д. Тема должна точно отражать содержание работы, нередко название сужает или расширяет предмет исследования.

При выборе темы необходимо учитывать следующие критерии:

- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;


  • соответствие интересам и склонностям учащегося-исследователя;

  • реальную выполнимость сложности и объема;

  • возможность более глубокого осмысления общих закономерностей и процессов, изучаемых избранной наукой;

- обеспеченность необходимым количеством различных источников;

- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

Дополнительно приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно назовем их правилами выбора темы:

- тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, активизирует склонности ученика. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.

- тема должна быть выполнима, а решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Необходимо подвести ученика под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь в данный мо­мент своего развития, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто нео­бычное, но и как способность нестандартно смотреть на традицион­ные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристи­ки творческого человека – умение видеть проблемы.

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Долгая целенаправ­ленная работа в одном направлении, продолжительная концентрация внимания на одном объекте обычно затруднительна для ученика. Исследовательская работа привлекает не процессом, а выполняется, в первую очередь, ради результата. Выполнить исследование «на одном дыха­нии» практически очень сложно.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в три основные группы:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предпола­гающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, полученных из разных информационных источников, при опросе и анкетировании.

Эмпирические (опытные) исследования наиболее привлекательны для учеников, большинству интересно прово­дить живые наблюдения и эксперименты. Они также важны с точки зрения творческого развития учащихся, полезны в информационном плане. Исследовать эмпирически, т.е. опытным путем, надо пре­имущественно те свойства и качества объектов, условия их проявления и существования, которые еще мало изучены или неизвестны. Эксперимент делится на следующие этапы: сбор информации, наблюдение явления, анализ, выработка гипотезы для объяснения явления, разработка теории, объясняющей феномен, основанный на широких предположениях.

Не следует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в любых носителях: книгах, фильмах, глобальных компьютерных сетях также может иметь исследовательский, творческий характер.



Теоретические исследования являются самыми сложными в работе со школьниками, им очень трудно самостоятельно работать с информацией. Обычно теоретические исследования не пользуются большой популярностью, они интересны для учеников, пытающихся более досконально разобраться в каком-то вопросе (опосредствованный интерес). Чаще всего такая потребность возникает при написании доклада. В отношении написания докладов можно выделить два уровня взаимодействующих интересов: внутренний и внешний. Первый базируется на желании ученика разобраться в каком-то вопросе. Второй – на оценке доклада на конкурсе или конференции.

Исследования на базе теоретических источников имеют высо­кую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны в образовательном процессе – это актуализация умственных способностей. Для повышения резуль­тативности этих исследований школьников следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.



Исследовательские задания выдаются ученику руководителем на основании выбора темы и определения вида учебно-исследовательской деятельности. Они должны быть снабжены четкими понятными и логичными инструкциями. Инструкции могут сопровождаться следующими словами:

  • Исследуй, определи, понаблюдай....

  • Изучи и сравни...

  • Сопоставь и проанализируй...

  • Предложи решение…

  • Опиши (зарисуй, измерь и сделай запись) увиденное или исследованное…

  • Сделай выводы о …

Исследовательский аппарат является следующим этапом работы, включает объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования. Он должен строго соответствовать теме работы и виду учебно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – то, что познается, исследуется, это – та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело и отвечает на вопрос: «Что исследуется?».

Предмет исследования – те стороны, свойства, качества объекта исследования, которые выбраны для изучения. Предмет – то, что находится в рамках, границах, условиях объекта. Это – тот аспект или ракурс проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Отвечает на вопрос: «Какая характеристика объекта?» или точка зрения на него.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Первичным является объект исследования как более широкое понятие, вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Определив предмет и объект исследования, автор должен в основной части дать им всестороннюю характеристику и в процессе исследовательской работы постоянно иметь их в виду.



Цель, как правило, определяется одна и отвечает на вопрос: «Зачем это делать?». Она обозначается конкретно и по существу исследования, точно определяет смысл, назначение и конечный пункт всей работы. При ее формулировании используются следующие клише: выявить, определить, изучить, установить, (содержание, взаимосвязи, особенности, специфику, взаимовлияние, зависимость и т.д.). Типичная ошибка при обозначении цели работы – которая, подчеркнем, дела­ется не только для себя, – приводится цель учебная, то есть сугубо личная, достижение которой никому, кроме автора, не интересно.

Задачи соответствуют конкретным этапам выполнения работы и отвечают на вопрос: «Что надо сделать на этом этапе?». В зависимости от широты цели, задач несколько, но не больше пяти. Иными словами, задачи – это путь к цели от начала до конца, представленный в виде последовательных крупных шагов. В качестве задач могут выступать:

- изучение теоретических источников;

- сбор и анализ материала;


  • определение, выявление, установление, раскрытие (образования, формирования, содержания, типов, условий, способов, форм, отношений, взаимодействий, значения т.д. чего-либо…);

  • проведение сравнения, сопоставления, анализа, оценки (объектов, действий, явлений);

  • проверка на основании эксперимента;

  • разработка и определение условий, построение модели.

Методы – упорядоченные способы познания, исследования, приводящие к истине. Это – способы действия с материалом исследования, которые можно разделить на несколько больших групп (аналитический, поисковый, описательный, статистический, сравнительный). В ходе выполнения исследовательской работы на каждом этапе используются различные методы, которые отвечают на вопрос: «Какой способ лучше использовать?». В нашем случае наиболее применимы следующие:

  • теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования.

  • сбор фактического и/или практического материала (коллекция, каталог образцов и т.д.).

  • опытно-экспериментальная работа, лабораторный эксперимент, наблюдение объекта или явления в естественных условиях, тестирование, апробация.

  • анализ, сравнение и обобщение (имеющихся и полученных данных).

  • опрос, анкетирование, интервьюирование, социологический опрос.

  • статистика и обработка данных (графики, диаграммы, таблицы, математические данные и т.д.)

На примерах из школьной программы рассмотрим выбор предметной области и перечень возможных тем для организации учебно-исследовательской работы школьников. В первую очередь следует определиться с объектом исследования, это – объект деятельности. В программах это изложено в содержании практических работ. Понятно, что объект исследования может выходить за пределы школьной программы.

Предмет исследования, напомним, это – развертывание и уточнение объекта, его конкретные особенности, условия изготовления и технологический аспект.

Понятно, что предмет может быть сформулирован широко или более конкретно уточнен технологическим, историческим, этническим, стилистическим аспектом. Объект исследования у нескольких учащихся может быть сходным, а вот условия его проявления, следовательно, и область изучения – различными.

Определив предмет и объект, не составляет труда сформулировать тему и цель исследования, определить его характер. Тема должна звучать предельно конкретно. Но характер исследования, а значит и цель, может оставаться теоретическим (проблемно-реферативным, аналитико-систематизирующим, т.д.); сами же изучаемые объекты могут быть представлены в виде фотографий, эскизов, коллажей, коллекций образцов, каталогов и т.п. Либо исследование может носить эмпирический характер (экспериментально-исследовательский, проектно-поисковый) и целью иметь получение продукта практической деятельности, безусловно, с представленным описанием.

Исходя из темы, цели и характера исследования, выбираются соответствующие этапам методы выполнения работы. Чтобы сориентировать и организовать ученика, руководителем пишутся исследовательские задания с конкретными инструкциями – о чем подробно было сказано выше.


следующая страница>


Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ

М мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение

403.29kb.

10 09 2014
3 стр.


Методические

Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются структура реферата, методика подбора

132.02kb.

07 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по оформлению письменных работ для студентов всех специальностей
367.16kb.

02 10 2014
1 стр.


Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги" 2010-2011 номинация: "

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся

1683.88kb.

14 12 2014
6 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу

П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу

700.68kb.

11 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) 4-е издание, исправленное

Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с

285.59kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по оформлению рукописей научной литературы Москва 2011

Методические рекомендации определяют порядок оформления и представления к изданию рукописей научной литературы

105.85kb.

15 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации «Родительская гостиная как форма организации совместной деятельности с семьей»
35.47kb.

26 09 2014
1 стр.