Перейти на главную страницу
МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
Учебно-исследовательская деятельность учащихся
Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ
НОУ «Юный исследователь»
2011
введение
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка думать, сомневаться и искать, помноженная на навыки систематической исследовательской деятельности становятся основой и магистральной линией современного образования.
Если учитель-предметник совместно с учеником занимается исследовательской работой, либо проектированием, то качественно меняется сам характер обучения:
- во-первых, ученик выбирает интересующую лично его проблему – это главный залог эффективности и успешности этой работы;
- во-вторых, он движется в индивидуальном темпе, а объём работы соответствует его склонностям и возможностям.
Данное издание подготовлено на основе опыта школ-семинаров и тренингов по проблемам исследовательской работы школьников в различных областях, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, специализированных изданий, публикаций в периодической печати и Интернет-ресурсов.
Цель рекомендаций – обеспечение педагогов общей методологией организации и проведения учебно-исследовательских работ школьников. Творчески работающий учитель найдет ответы на следующие вопросы:
- формулировка темы, цели и задач исследовательской работы;
- корректный выбор методики исследования;
- этапы выполнения исследовательской работы;
- правильное представление результатов учебного исследования;
- оформление и презентация конкурсных работ;
- грамотная защита и ведение дискуссии;
- критерии оценки исследовательской работ школьников.
Уровень представляемых на конкурс или ученическую конференцию исследовательских работ школьников становится одним из показателей качества преподавания учебных дисциплин.
В ученических исследованиях различают два вида открытий:
- субъективные – открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику;
- объективный – открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение.
Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. В учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.
Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навыка ведения научной работы (Леонтович А. В.). В процессе конкретной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи.
Целью учебно-исследовательской работы в воспитании и развитии учащихся является создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации школьников.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности, его основные характеристики:
- выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность;
- специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
- развитие навыка формулирования гипотез;
- обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
- знакомство с первоисточниками;
- развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.
Функции учебного исследования в образовательном процессе:
- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;
- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;
- способ профориентации и начальной профессиональной подготовки;
- средство обретения молодым поколением культурных ценностей и традиции научного сообщества.
Задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:
- создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;
- формирование у учащихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества;
- развитие у школьников умений и навыков, необходимых для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессии.
- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;
- введение ученика в мир культуры с помощью культуры научного сообщества – освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества;
Формами отчетности по учебно-исследовательской работе учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.
Лучшие работы учащихся по решению научного общества учащихся школы, методического совета школы могут быть поощрены дипломами, ценными подарками и рекомендованы к представлению на конференции территориального и регионального уровней, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
Последовательность исследовательской работы школьников имеет общую форму и включает следующие основные этапы:
- актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотели бы найти);
- выбор темы исследования (попытка как можно строже обозначить границы исследования);
- выработка гипотезы (разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);
- выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования);
- определение последовательности проведения исследования;
- сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний);
- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
- подготовка отчета (определение основных понятий, подготовка сообщения по результатам исследования);
- доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).
Все исследовательские работы и проекты учащихся выполняются по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Критерии учебно-исследовательской деятельности учащихся адаптируются к возрасту. Но показатели в целом используются те же, что и в «большой» науке:
- актуальность темы исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий знание автором современного уровня разработанности проблемы;
- умение использовать известные научные результаты и объективные факты, знания сверх школьной программы;
- владение автором специальной терминологией и научным аппаратом;
- практическая значимость исследования;
- собственные выводы автора и их обоснованность;
- четкость выводов, обобщающих исследование;
- грамотность оформления результатов исследования;
- ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.
При выборе темы необходимо учитывать следующие критерии:
- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
Дополнительно приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно назовем их правилами выбора темы:
- тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, активизирует склонности ученика. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.
- тема должна быть выполнима, а решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Необходимо подвести ученика под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь в данный момент своего развития, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы.
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Долгая целенаправленная работа в одном направлении, продолжительная концентрация внимания на одном объекте обычно затруднительна для ученика. Исследовательская работа привлекает не процессом, а выполняется, в первую очередь, ради результата. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно.
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в три основные группы:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, полученных из разных информационных источников, при опросе и анкетировании.
Эмпирические (опытные) исследования наиболее привлекательны для учеников, большинству интересно проводить живые наблюдения и эксперименты. Они также важны с точки зрения творческого развития учащихся, полезны в информационном плане. Исследовать эмпирически, т.е. опытным путем, надо преимущественно те свойства и качества объектов, условия их проявления и существования, которые еще мало изучены или неизвестны. Эксперимент делится на следующие этапы: сбор информации, наблюдение явления, анализ, выработка гипотезы для объяснения явления, разработка теории, объясняющей феномен, основанный на широких предположениях.
Не следует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в любых носителях: книгах, фильмах, глобальных компьютерных сетях также может иметь исследовательский, творческий характер.
Исследования на базе теоретических источников имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны в образовательном процессе – это актуализация умственных способностей. Для повышения результативности этих исследований школьников следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Первичным является объект исследования как более широкое понятие, вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Определив предмет и объект исследования, автор должен в основной части дать им всестороннюю характеристику и в процессе исследовательской работы постоянно иметь их в виду.
- изучение теоретических источников;
- сбор и анализ материала;
Предмет исследования, напомним, это – развертывание и уточнение объекта, его конкретные особенности, условия изготовления и технологический аспект.
Понятно, что предмет может быть сформулирован широко или более конкретно уточнен технологическим, историческим, этническим, стилистическим аспектом. Объект исследования у нескольких учащихся может быть сходным, а вот условия его проявления, следовательно, и область изучения – различными.
Определив предмет и объект, не составляет труда сформулировать тему и цель исследования, определить его характер. Тема должна звучать предельно конкретно. Но характер исследования, а значит и цель, может оставаться теоретическим (проблемно-реферативным, аналитико-систематизирующим, т.д.); сами же изучаемые объекты могут быть представлены в виде фотографий, эскизов, коллажей, коллекций образцов, каталогов и т.п. Либо исследование может носить эмпирический характер (экспериментально-исследовательский, проектно-поисковый) и целью иметь получение продукта практической деятельности, безусловно, с представленным описанием.
Исходя из темы, цели и характера исследования, выбираются соответствующие этапам методы выполнения работы. Чтобы сориентировать и организовать ученика, руководителем пишутся исследовательские задания с конкретными инструкциями – о чем подробно было сказано выше.
М мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение
10 09 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются структура реферата, методика подбора
07 10 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
14 12 2014
6 стр.
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу
11 10 2014
3 стр.
Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с
16 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации определяют порядок оформления и представления к изданию рукописей научной литературы
15 10 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.