На титульном листе исследовательской работы указывается название темы, фамилия и имя учащегося, класс, учебное заведение; имя руководителя и его должность, ученая степень (если таковая имеется), год выполнения работы.
Титульный лист – часть строгого научного исследования, должен содержать только необходимые и достаточные сведения. Любое декорирование, грамматические и синтаксические ошибки недопустимы.
После титульного листа помещается оглавление (или содержание), в котором приводятся названия всех разделов, подразделов, пунктов с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала.
Все это в краткой форме подтверждает актуальность исследования – причины выбора темы, объясняет назначение и необходимость проводимых исследований.
Актуальность обычно обосновываются обзором литературы по интересующей автора теме, который должен подвести читателя к нерешенным ещё проблемам и указать, какой пробел может восполнить данное исследование. Обзор литературы – не механическое переписывание фраз из разных книг и статей, сведения должны быть изложены словами автора. Если необходимо какую-то фразу процитировать дословно, текст берут в кавычки и точно указывают источник. В обзоре литературы следует приводить только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме и цели исследования.
Во введении также формулируются объект и предмет исследования, необходимо указать цель и содержание поставленных задач, перечисляются избранные методы исследования. Вместе с тем сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов в контексте других исследований по данной проблеме.
В этапах подробно обосновываются методика и техника исследования, даются описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов. Содержание глав основной части должно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Название главы (и ее структурных компонентов) должно точно отражать ее содержание. Каждая глава завершается обобщением результатов, соотнесением их с целью исследования, одним или несколькими выводами.
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, перечислить полученные результаты и дать предложения по их практическому использованию: составление инструкций, методик, диагностик, анкет, учебных материалов, пособий и т. д.
Также заключение содержит выводы из проведенного исследования. В выводах, по существу, повторяется то, что уже было сказано в конце глав, но формулируется сжато и лаконично, без подробных доказательств. Выводы должны быть именно выводами, а не кратким содержанием работы. Выводы располагаются в определённом порядке: от более общих – к частным, их можно пронумеровать:
«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1
2 » и т. д.
Приложения являются дополнительным иллюстративным материалом учебного исследования. Оформляются как продолжение работы на следующих ее страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение».
Приложение должно иметь название, отражающее содержание работы. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «Приложение 1».
Конкурсное учебное исследование предполагают наличие:
- титульного листа;
- тезисов;
- отзыва руководителя;
- одной или нескольких рецензий;
- оглавления (списка содержания работы);
- введения;
- основной части (2-3 главы с указанием названий);
- заключения;
- списка сокращений, условных обозначений, символов и специальных терминов (при необходимости);
- списка использованных источников (литература, Интернет-ресурсы).
- приложений (в зависимости от специфики работы)
Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 с выравниванием по ширине, формат бумаги А4, межстрочный интервал одинарный. Разрешается вписывание формул в текст работы от руки (чёрные чернила – гелевая ручка). Работа переплетается (степлер, скоросшиватель, файлы и др.) и вкладывается в обложку.
Вокруг текста оставляются поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Материалы на конкурс или конференцию предоставляются на бумажном и электронном носителях. В начале листа необходимо указать фамилию и инициала автора или авторов, полное наименование учреждения, название работы.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке и тексте не допускается. Заглавия разделов печатаются прописными буквами, подразделов – строчными буквами (кроме первой) и выравниваются по центру.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.
Новый крупный раздел, глава начинаются с нового листа. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер ставится в правом верхнем углу. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, сквозная.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.
Иллюстрации (рисунки) по тексту (кроме таблиц) обозначаются словом (Илл./Рис.) и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций (рисунков), приведенных в приложении. Номер иллюстрации (рисунка) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (рисунка), разделенных точкой, и должен стоять под иллюстрацией (рисунком) перед ее названием.
Таблицы по тексту нумеруются последовательно арабскими буквами в пределах раздела. В правом верхнем: углу таблицы над соответствующим названием подписывают слово «Таблица» с указанием ее номера. При переносе таблицы на другой лист пишется слово «продолжение».
Нередко к тексту работы прилагается коллекция объектов исследования, каталог образцов и т.д., которые оформляются отдельно.
По окончании конференции работа возвращается автору.
Очень внимательно следует относиться к языку исследования. В отличие от художественной, в научной литературе вольности не допускаются. Научное сообщение должно быть предельно точным и однозначным.
О терминологии следует сказать отдельно. Если автор пользуется широко принятыми в исследуемой области терминами, пояснять их не следует. Если применяется термин, принятый только в узкой области, лучше дать его объяснение. Стремясь к максимальной точности, не стоит перегружать текст излишней терминологией. Излишек терминологии придаёт работе не научность, а наукообразность, которая у читателя может вызвать только раздражение. В то же время, не следует впадать и в противоположную крайность, совершенно избегать терминов. Это может привести к нечёткости, расплывчатости изложения.
Специальные термины, определения понятий могут располагаться в тексте исследования или выноситься в алфавитном порядке в отдельный раздел под названием «Словарь терминов» или «Тезаурус», который для удобства поиска размещен после «Заключения». Каждый термин выделяется черным шрифтом. Их определение обычно решает следующие задачи:
- отличить и отграничить предмет от всех иных;
- раскрыть сущность предмета.
Существует ряд правил определения:
- определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия.
- определение термина происходит через другие термины, смысл и значение которых известны, не должно содержать «порочного круга». Нельзя определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него.
- определение должно быть ясным и четким. Это означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть доступными.
- определение понятий должны быть свободны от двусмысленности, недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.
Список сокращений, условных обозначений, символов, терминов предоставляется в виде отдельного списка на отдельных листах также в конце исследования перед «Библиографией».
Таблицы, графики, диаграммы – только материал для описания полученных результатов и размышлений, которые должны содержаться в тексте. Как описывать результаты – дело автора. В каждом конкретном случае это делается различным образом.
Ссылки на источники и составление списка литературы. Любая работа заканчивается списком, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг, Интернет-ресурсов. Важно составить этот список так, чтобы читатель мог найти любой источник по приведённым в списке данным, а потому при его оформлении нужно придерживаться определённого стандарта.
Статьи и книги в списке принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них
Важен не столько порядок, сколько то, чтобы были приведены все требуемые сведения. Если речь идёт не о статье, а о книге, обязательно указывается место издания и издательство. Если цитируется не вся книга, а только её часть, это делается таким образом:
«Михеев А. В., 1970. Отряд Чайки (Lari, или Lariformes). В кн.: Жизнь животных, т. 5, М. : Просвещение, с. 315-335.»
В этом случае понятно, что автор использовал не весь шеститомник «Жизнь животных», а только определённую, нужную ему главу.
Список литературы полезно пронумеровать. Нумерация особенно удобна в тех случаях, когда список достаточно велик, превышает десяток названий.
Должны быть перечислены все цитированные и упомянутые в тексте статьи и книги. Иной раз полезно включить в список те работы, которые автором в тексте нигде не упоминаются, но, по его мнению, должны быть известны читателю.
Правила оформления списка использованной литературы:
1. Все источники располагаются в списке в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, а при отсутствии автора – по первой букве названия книги, статьи, материала. Например:
Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М. , 1977. – 185 с.
Всеобщая декларация прав человека. – М. : Юриздат, 1991. – 83 с.
Мильден В. И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. – 1996. – №3. – С. 28-31.
6. Описание многотомного издания может быть составлено на все многотомное издание в целом или на отдельный том. Например:
Толстой А. К. Собрание сочинений: в 4-х т. – М. : Правда, 1980.
Сухомлинскйй В. А. Сочинения: в 3-х т., Т. 3. – М. : Педагогика, 1980. – 38 с.
1. Описание отдельной книги (монографии). Автор. Заглавие. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.
2. Коллективная монография (книга, имеющая нескольких авторов, составителя редактора). Заглавие / Редактор, составитель. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.
3. Том многотомного издания. Автор. Заглавие. № тома. Название тома (если есть). – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.
4. Описание статей:
Отзыв руководителя учебно-исследовательской работы, как правило, не превышает 1 страницы печатного текста, имеет следующую форму, последовательность и содержание:
руководителя об учебно-исследовательской работе
учени… № класса № школы
фамилия, имя
Работа выполнена на тему …
В ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал:
- самостоятельность;
- компетентность в избранной теме исследования;
- активность в научном поиске;
- владение исследовательскими методами:
- грамотность изложения материала;
- логичность построения содержания работы:
- качество оформления материалов.
По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит … характер.
Особое мнение, дополнительные характеристики.
Подпись руководителя и дата написания отзыва.
Рецензент учебно-исследовательской работы определяется директором школы из числа педагогов школы или представителей партнерских организаций: вузов, музеев, предприятий, работающих со школой на договорной основе.
Рецензент получает учебно-исследовательскую работу не позднее, чем за 10 дней до конференции, письменный текст рецензии прилагается к работе ученика. Учащийся должен быть ознакомлен с текстом рецензии заранее (не позднее, чем за день до защиты работы).
На основе изучения представленных материалов по исследовательской работе рецензент оценивает:
- обоснованность выбора темы (объективная и личная актуальность, понимание учеником сущности исследуемой проблемы, соответствие темы решаемой проблеме);
- связь темы исследования с учебным материалом по предмету;
- характеристику реализации цели и задач исследования (правильность формулирования цели, определения задач исследования; правильность выбора методов решения задач и реализации цели исследования; соответствие выводов по главам решаемым задачам, а итоговых выводов – поставленной цели; определение характера работы: исследовательская или реферативная):
- степень обоснованности аргументов и обобщений (логичность доказательств и изложения материала, правильность формулировок, ссылки на использованные источники);
- качество и ценность полученных результатов (спорность или однозначность выводов; указание на возможность дальнейшего использования результатов исследования);
- степень завершенности учебно-исследовательской работы;
- качество оформления работы (грамотность изложения; использование графиков, таблиц и иллюстраций; наличие названий глав и параграфов; правильность составления библиографии; возможность проследить использование источников по ссылкам в тексте: качество внешнего оформления работы).
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы: следует обратить внимание на сомнительные выводы и утверждения, отметить вопросы, которые необходимо обсудить или уточнить в ходе защиты.
Рецензент может особо указать на характер работы: учебно-исследовательская (если полученные результаты являются новыми только для ученика), научно-исследовательская (если результаты являются объективно новыми, в этом случае дается расшифровка и обоснование новизны).
Рецензент оценивает работу по традиционной для образовательных учреждений бальной системе. Рецензент может отдельно оценить (указав оценку) разные компоненты работы (например, «выводы и заключение заслуживают самой высокой (отличной) оценки, однако оформление работы вызывает определенные нарекания и может быть оценено лишь на «хорошо»). Однако даже в этом случае отзыв рецензента завершается общей итоговой оценкой.
Объем тезисов не должен превышать более 4 тысяч знаков – 2 страниц печатного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:
- объект учебного исследования;
- цель и задачи работы;
- указание объема текста и перечень разделов;
- указание количества иллюстраций, таблиц, используемой литературы;
- описание полученных результатов и их актуальности;
- краткие выводы автора по результатам работы.
Тезисы учебно-исследовательской работы должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок.
Текст должен быть набран на компьютере и распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4. Оформление производится в текстовом редакторе Microsoft Word через 1 интервал, шрифтом 12 пунктов с отступом от края сверху и снизу по 2 см (20 мм), слева – 2 см (20 мм), справа – 2 см (20 мм) и форматируется по ширине всего листа. Контуры полей не наносятся.
Заголовок текста тезисов печатается жирным прописным шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируется но центру листа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Фамилия и имя автора указываются полностью, школа, класс, фамилия научного руководителя (учителя) печатаются шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируются по центру.
Расстояние между заголовком тезисов, фамилиями авторов, школой и классом, научным руководителем и последующим текстом должно быть равно одному интервалу.
Школа, класс и научный руководитель указываются на двух строчках без пропуска строки между ними. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 1,25 мм (красная строка).
К печатному материалу тезисов прилагается компьютерная дискета с набранным текстом. Дискеты должны быть аккуратно подписаны разборчивым почерком (фамилия, имя, район, школа). Тексты тезисов на дискете оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word и записываются в формате RTF. Имя файла с тезисами должно соответствовать фамилии ученика, секции, названию учреждения образования, района. В одном файле должны быть записаны тезисы только одной работы. Одна дискета может содержать несколько файлов. Название в заявке, в тезисах, в исследовательской работе и на дискете должно быть одинаковым.
VI. Формы презентации
учебно-исследовательской работы
По результатам учебных исследований, как правило, проводятся ученические конференции или конкурсы работ. Без процедуры защиты исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из важных этапов обучения. О выполненной работе надо не просто рассказать, а как всякое настоящее исследование защитить публично. При этом о сообщение результатов важно не столько слушателям-адресатам, но, в первую очередь, автору исследования. В процессе защиты ученик последовательно излагает добытую информацию, аргументирует выводы, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
В рамках ученической конференции могут быть следующие формы презентации и рассмотрения работ (которые отражаются в положении):
- «докладная» (устная) форма — поочередное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента.
- «выставка» или стендовая форма – автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами;
- представление компьютерных презентаций (очное или заочное).
Требования к устной презентации работы.
Докладчик выступает по предварительно сформулированной и заявленной в список выступлений теме.
Докладчик придерживается определённого заранее регламента выступления. В пределах регламента реплики и вопросы не допускаются. Председатель следит за соблюдением регламента, в случае его превышения просит выступающего завершить доклад в течение одной минуты.
После выступления переходят к научной дискуссии – обсуждению доклада. Научная дискуссия представляет собой способ обсуждения научных проблем, принятый в сообществе учёных. Предполагает равенство различных точек зрения на обсуждаемую проблему, отсутствие заранее заданных приоритетов той или иной точки зрения. Главная цель научной дискуссии – высветить как можно больше мнений и точек зрения по поводу обсуждаемой проблемы.
Научной дискуссии соответствует ряд порядковых и этических норм. Сначала члены экспертной комиссии, затем слушатели из зала задают вопросы. Каждый вопрос должен быть чётко и до конца сформулирован. Смысл и назначение вопросов – разобраться в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные или спорные моменты доклада. Неэтичны вопросы, прямо направленные на выяснение знания автором тех или иных фактов или источников информации.
После завершения ответов на вопросы слушатели могут высказать своё мнение по поводу информации, содержащейся в докладе. Мнения не могут иметь оценочного и категоричного характера. Этично, если высказывания начинаются словами «С моей точки зрения...».
Председатель подводит итог обсуждению, фиксируя наиболее значимые прозвучавшие в ходе дискуссии мнения. После этого переходят к следующему докладу.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и лучше всего составить его по следующей схеме, ответив на вопросы:
- почему избрана эта тема;
- какую цель преследовало исследование;
- какие ставились задачи;
- какие гипотезы проверялись;
- какие использовались методы и средства исследования;
- каким был план исследования;
- какие результаты получены;
- какие выводы сделаны по итогам исследования;
- что можно исследовать в этом направлении дальше.
Устная презентация имеет не только сложившуюся последовательность материала исследования, но и вербальные клише – это существенная помощь в публичных выступлениях для начинающих исследователей. Приведем примерную формулировку фраз при выступлении на защите учебно-исследовательской работы:
Уважаемые члены конкурсной комиссии!
Уважаемые эксперты, гости, участники!
Вашему вниманию предлагается учебно-исследовательская работа на тему (приводится полное название темы в соответствии с приказом директора, указывается дисциплина (дисциплины), по которой написана работа). Работа на избранную тему является актуальной в связи с ... или: актуальность выбранной темы обусловлена...
Поднятая в работе проблема заинтересовала меня... (может быть представлена причина личного интереса к теме).
Целью данной работы является…
Задачи исследования…
На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы…
В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников по теме, из которых... (представляется анализ (обзор) основных источников, возможно по главам, разделам, предметным областям). Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы... (сообщается как значение работы для автора, так и возможность дальнейшего применения материалов и выводов).
Учащийся также информирует, где были представлены доклады и сообщения по исследованию. Может высказать несколько слов в адрес руководителей и рецензентов. В заключении выступления благодарит за внимание. Защищающийся может несколько изменить порядок выступления, использовать иные формулировки.
10 09 2014
3 стр.
07 10 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
14 12 2014
6 стр.
11 10 2014
3 стр.
16 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.