Требования к оформлению стендового сообщения.
На современных научных конференциях приняты определённые требования к стандартизации содержания стендов. Размер плаката для стендового доклада (постера) не должен превышать 800x800 мм;
В верхней части располагается полоска шириной около 105 мм, содержащая название работы, выполненное шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе – фамилии авторов и научного руководителя, учебное заведение и город, где выполнена работа – шрифтом 36 (8 мм высоты прописной буквы). В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается в пригласительном письме или при регистрации.
Текст, содержащий основную информацию о проделанном исследовании (цели и задачи, методы исследования, полученные результаты и выводы) должен быть выполнен шрифтом Times New Roman Суг, размер 20 или 22 через 1,5 интервала. При отсутствии необходимой оргтехники возможно отклонение от стандарта. Информативность и убедительность предоставляемого материала зависит от качества иллюстративного материала (т.е. графиков, таблиц, рисунков и фотографий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь пояснение, весьма уместно использование цветной графики. Фотографии должны нести конкретную информационную нагрузку. Оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала примерно соответствует 1:1 по занимаемой площади стенда.
Любая дополнительная информация о проведенном исследовании (фотоальбом, гербарий, коллекция образцов, каталог изделий и т.п.) может быть представлена автором непосредственно во время защиты учебно-исследовательской работы.
После окончания сессии стенды полностью возвращаются авторам, и, при желании авторов, титульный лист гасится памятной печатью конференции или конкурса.
Наиболее удобно выполнять стенд на стандартном листе ватмана или же на восьми вертикально ориентированных обычных листах бумаги формата А4 (210x297 мм). Отдельно следует заготовить полоску с названием работы и сведениями об авторе, учреждении и научном руководителе (её можно сделать из полосы бумаги или же использовать три половинки листа А4, разрезанного вдоль пополам). В любом случае ее можно закрепить на щите при помощи булавок, кнопок, клейкой ленты.
Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию, других участников и гостей конференции с содержанием работы и достигнутыми результатами. Это – лаконичная презентация сути учебного исследования, а не рекламный плакат. Поскольку материал стенда объективно не может охватить всю полноту исследования, автор должен быть готов ответить на вопросы конкурсной комиссии и пояснить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.
Порядок работы у стенда:
Комиссия (эксперт) подходит к стенду, знакомится с автором и берет у него интервью. Председатель комиссии может предложить автору два варианта:
- изложить тезисно содержание работы в целом;
- пояснить определённый аспект работы.
В каждом случае сообщение автора не должно превышать 5 минут, обозначаются основные блоки выполненной работы.
Далее каждый член комиссии может задать вопрос по каждому из критериев оценки, обозначенных в экспертном листе. Председатель комиссии следит за: - конструктивностью вопросов и ответов;
- соблюдением регламента (вопрос с ответом не должен занимать больше 2 минут);
- соответствием вопросов критериям оценки.
По окончании интервью члены комиссии заполняют экспертный лист по каждому из критериев. Комиссия имеет право ознакомиться с полным текстом работы. По окончании вопросов членов комиссии автору может задать вопрос каждый желающий.
Требования к компьютерной презентации.
Презентация создаётся в программе PowerPoint, предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7 минут и состоит из 8 слайдов. Презентация записывается на CD-диск или USB-диск.
Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Times New Roman или Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее 24.
Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению. Смена слайдов происходит по словам докладчика «следующий, пожалуйста».
Примерный состав слайдов презентации:
1. Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования).
2. Цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования).
3. Блок-схема выполнения работы (возможные варианты
построения: гипотеза – методика – эксперимент – массив данных – обработка – анализ – выводы).
4. Демонстрация хода исследований, фото автора или коллектива в процессе выполнения работы.
5. Демонстрация объектов исследования (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью.
6. Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме).
7. Выводы (текст – 3-5 пунктов).
8. Благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).
Слайды презентации не должны быть перегружены информацией и спецэффектами, выполняются в едином стиле, применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях. В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.).
VII. Оценка результатов
учебно-исследовательской деятельности
Защита исследовательской работы на конкурсе или ученической конференции – итог и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Оценка результатов работы участников конференции или конкурса производится экспертной комиссией (жюри) после защиты на основе анализа материалов исследовательских работ и выступлений учащихся.
При оценке материалов исследования принимается во внимание:
- актуальность и практическую значимость работы;
- соответствие содержания исследования сформулированной теме, поставленной цели и задачам;
- четкая структура работы и культура оформления материалов;
- обоснованность, чёткость, лаконичность и логичность изложения;
- наличие обзора источников информации, его качество;
- корректность применяемых методик исследования;
- умение использовать глоссарий и специальную терминологию;
- соответствие выводов полученным результатам;
- степень самостоятельности работы;
- наличие теоретических (практических) достижений автора.
При защите и ответе на вопросы оценивается:
- глубина знания автором (группой авторов) избранной области исследования;
- эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
- наличие и аргументация собственных взглядов и выводов по проблеме;
- умение донести до слушателя содержание материала;
- культура выступления на конференции;
- соблюдение регламента.
Литература
-
Громова Т. В. Руководитель научно-исследовательской работой школьников // Практика административной работы в школе. – 2006. – №3 – С. 59-64.
-
Дереклеева Н. И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Педагогическая мастерская – М. : ООО Красико Принт, 2008. – С. 48-54.
-
Исследовательская работа школьников / Сост. Н. С. Криволап – Минск, 2005. – 176 с.
-
Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №4. – С. 24-36.
-
Леонтович А. В. Как разработать положение об ученической исследовательской конференции и по нему работать? // Исследовательская работа школьников. – 2007. – №2. – С. 124-141.
-
Нинбург Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации). // Исследовательская работа школьников. – 2007. – №2. – С. 36-47.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник / Ред.-сост. А. С. Обухов – М. : Народное образование, 2001. – 271 с.
-
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников // Библиотека журнала «Директор школы». – М. : Сентябрь, 2003. – №8 – 204 с.
-
Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М. : Генезис, 2005. – 95 с.
-
Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 76 с.
-
Черных Н. В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Практика административной работы в школе. – 2007. – №3. – С. 55-56.
-
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – М. : – 1998. – №7 – 143 с.
<предыдущая страница