ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
по педагогической практике
на кафедре социологии и социальной работы
студента V курса специальности «Социология»
_________________________________________________________________________________
(ФИО практиканта)
I. Отчет о посещение учебных и внеучебных занятий преподавателя-методиста и студентов-практикантов
№
|
Дата
|
Факультет,
спец-сть, курс
|
Тема занятия
|
Подпись преподавателя
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
II. Письменный методический анализ не менее двух учебных занятий студентов-практикантов (оформляется в свободной форме и прилагается к данному отчету). Примерная схема методического анализа:
-
Целевая установка занятия;
-
Педагогический замысел занятия (тип занятия);
-
Соответствие занятия его целевой установке и дидактическим задачам;
-
Соотношение содержания занятия и учебной программы;
-
Соотношение содержание занятия и учебника, методическая обоснованность этого соотношения;
-
Соответствие занятия современному уровню социологической науки;
-
Основные понятия и ведущие идеи занятия, способы их раскрытия, приемы осуществления межпредметных связей; методические приемы работы с источниками учебной информации;
-
Связь учебного занятия с жизнью, с личным опытом студентов;
-
Педагогическая целесообразность формы занятия, его структуры;
-
Способы организации самостоятельной деятельности студентов, уровень активности студентов;
-
Оценка выявленных на занятии знаний и умений студентов;
-
Деятельность преподавателя (полнота, доступность, темп изложения – объяснения и т.д.);
-
Стиль отношения преподавателя со студентами.
№
|
Дата
|
Тема
|
ФИО практиканта, проводящего занятие
|
Оценка
|
Подпись методиста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III.
Два развернутых конспекта учебных занятий, включающих тему, тип, форму, цель и задачи; план занятия, темы докладов и рефератов, список рекомендуемой и использованной литературы; определение ключевых понятий; основные идеи и теоретические положения в тезисах; проблемные задания; практические упражнения и задачи; дополнительные вопросы; таблицы, схемы и другие наглядные средства.
Тема занятия
|
Форма занятия
|
Оценка
|
Подпись методиста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Проведение и анализ двух учебных занятий
Дата
|
Тема занятия
|
Форма
|
Оценка
|
Подпись методиста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Текст лекции объемом не менее 15-20 печатных страниц (прилагается к отчету).
Тема лекции
|
Оценка
|
Подпись методиста
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 5
Характеристика документов,
представляемых на кафедру педагогики и психологии
-
Социально-психологический паспорт является формой отчетности по учебно-исследовательской работе. Включает материалы изучения студентом-практикантом студенческой группы: список учебной группы, общую характеристику, особенности состава по социальной, возрастной и другим принадлежностям, учебно-познавательную направленность и интересы студентов. Для составления социально-психологического паспорта студент может использовать различные психолого-педагогические методики – изучение документации, наблюдение, анкетирование, беседы, метод экспертных оценок и др.
-
Психологический анализ семинара однокурсника-практиканта. Составляется в свободной форме с учетом четырех основных компонентов: оценки внешних условий, психологической оценки учебного занятия, психологического анализа учебной деятельности учеников и преподавателя.
-
Педагогический (комплексный) анализ семинара однокурсника-практиканта. Составляется в свободной форме с учетом различных аспектов учебного занятия, его структуры (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результат, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса).
-
Отчет по воспитательной работе. Составляется в свободной форме и содержит перечень и краткую характеристику культурно-воспитательных ситуаций, смоделированных и реализованных в учебной группе.
Приложение № 6.
Схемы анализа учебных занятий.
-
Примерная схема психологического анализа учебного занятия
-
Оценка внешних условий: размеры аудитории, температура воздуха, освещенность, проветриваемость, чистота аудитории, размеры мебели, расстояние между столами, интерьер, оформление аудитории.
-
Общая психологическая оценка занятия:
-
уровень организации семинара (доля спонтанности и педагогического воздействия на настрой студентов);
-
соотношение мнемически – репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности студентов, развитие мышления;
-
соотношение монологического и диалогического общения между педагогом и студентами;
-
соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям студентов;
-
темп и уровень сложности занятия, адекватность возрасту и контингенту группы;
-
стиль общения участников семинара;
-
соотношение группового и индивидуального общения на семинаре;
-
нацеленность семинара: на процесс или на результат учебной работы;
-
наличие условий для успеха студентов, повышения их веры в себя и позитивного восприятия;
-
Психологический анализ учебной деятельности студентов
-
позиция студентов на семинарском занятии: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
-
владение основными компонентами учебной деятельности (осмысление цели, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
-
наличие творческой или исполнительской позиции у студентов, тяготение к действию по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
-
наличие инициативы у студентов в процессе учебной деятельности;
-
наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны студентов;
-
отношение к ошибкам – своим и товарищей (страх, напряженность в ситуации ошибок или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);
-
склонность к кооперации или конкуренции;
-
отношение к преподавателю (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессивность).
-
Психологический анализ деятельности преподавателя
-
наличие физической или психической дистанции между преподавателем и студентами («над», «под», «рядом», «вместе»);
-
преобладающее отношение преподавателя к группе студентов;
-
коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и каждым студентом;
-
способы активизации работы студентов (их разнообразие и педагогическая компетентность);
-
способность к делегированию полномочий студентам;
-
умение слушать;
-
эмпатийность;
-
соотношение поощрения и порицания студентов;
-
стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;
-
эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции.
-
Общие выводы.
-
Педагогический (комплексный) анализ семинара однокурсника-практиканта составляется в свободной форме с учетом различных аспектов учебного занятия, его структуры (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результат, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса).
Примерная схема комплексного анализа учебного занятия:
-
Целевой компонент (тема, цель, задачи учебного занятия).
-
Общая характеристика занятия (тип, структура, этапы, содержание, формы, методы).
-
Соотношение структурных компонентов занятия (цели, задач, содержания, форм и методов организации педагогического процесса), его педагогическая обоснованность.
-
Соблюдение основных педагогических принципов (активности и сознательности студентов; связи теории и практики, связи с жизнью; наглядности; связи воспитания и обучения и др.).
-
Соответствие образовательного результата поставленным целям и задачам.
-
Особенности организация деятельности студентов на занятии; методы и приемы их активизации; уровень активности студентов на занятии.
-
Деятельность преподавателя (полнота изложения материала и его наглядность, доступность в изложении, темп речи, личная заинтересованность).
-
Общий вывод.
<предыдущая страница