Петрозаводский государственный университет
Факультет политических и социальных наук
Организация практики студентов
специальностей
"социология" и "социальная работа"
Учебно-методические рекомендации
Составители:
к.ф.н., доцент Кислов С.А.
к.ф.н., доцент Милюкова И.А.
к.ф.н., доцент Гнидина Ю. А.
Петрозаводск
2005
Введение
Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов специальностей "социология" и "социальная работа" факультета политических и социальных наук, для преподавателей - руководителей производственной и педагогической практик и для специалистов организаций, принимающих студентов для практического обучения.
Основными целями составления учебно-методических рекомендаций являются ознакомление студентов с нормативными и организационными основами практики как особой формы учебного процесса, знакомство руководителей практики с требованиями, которые предъявляются к работе практикантов и руководству ею, упорядочение требований и методологических подходов ко всем видам студенческих практик по кафедре социологии и социальной работы.
Организационно-методический раздел
Практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" регламентируются следующими базовыми нормативными актами:
-
Закон РФ "Об образовании" в ред. от 13.01.1996.,
-
Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 02.08. 1996.,
-
Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001.,
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, утвержденными приказом Минобразования РФ от 02.03.2000.,
-
Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003. № 1154),
-
Примерное положение о практиках студентов высшего профессионального учебного заведения по направлению и специальности "социальная работа", утвержденное на заседании Президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы (Москва, 2002),
-
Устав Петрозаводского государственного университета, приказы и распоряжения ректора Петрозаводского государственного университета,
-
Положение о практике студентов специальностей "социология" и "социальная работа", утвержденное на заседании кафедры социологии и социальной работы Петрозаводского государственного университета.
Специальность «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
1. Общие положения
характеризующие прохождение практики студентами специальности "социальная работа"
Прохождение практик обязательно для всех студентов, обучающихся по направлению и специальности "социальная работа". Практики являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста по социальной работе и выступают как одно из средств формирования у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Цели и задачи, виды и сроки проведения практик определяются в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению и специальности "социальная работа".
Сроки практики студентов каждого года обучения определяются учебными и рабочими планами обучения и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за 2 недели до начала практики. Программа каждого вида практики разрабатывается преподавателями кафедры социологии и социальной работы, доступна для ознакомления всем желающим.
Ответственность за прохождение студентами практик несут студенты, а также руководители практик от кафедры и от базового учреждения.
Перечень и краткая характеристика учреждений, организаций и социальных служб, составляющих базу для прохождения производственной практики студентов, представлена в Приложении №1.
Для непосредственного руководства, организации и контроля за прохождением практики студентами кафедрой социологии и социальной работы назначается преподаватель, имеющий достаточный педагогический опыт. В обязанности руководителей практик от кафедры входит:
-
Планирование процесса прохождения практик, составление их графиков совместно с руководством кафедры и деканата.
-
Определение учреждений и организаций, располагающих возможностями для организации практик студентов, разработка и заключение договоров о сотрудничестве с ними. В договорах оговариваются конкретные сроки, условия и формы прохождения практик студентами, а также формы и методы руководства и контроля за прохождением ими практик со стороны кафедры и базового учреждения (организации).
-
Разработка и уточнение совместно со студентами и руководителями практики от учреждения (организации) заданий на практику, в том числе индивидуальных.
-
Разработка и оформление необходимой нормативной документации (проект приказа ректора университета, направление на практику в конкретное учреждение и т.п.)
-
Контроль за своевременным заполнением руководителями практик от учреждения документов на оплату их труда.
-
Взаимодействие с работниками учреждений и организаций, ответственными за организацию и проведение практики.
-
Контроль прохождения практик студентами.
-
Организация и проведение установочного и итогового собрания (конференций) студентов по практикам. Организационное собрание проводится не позднее, чем за неделю до начала практики, итоговое – в течение недели по окончании практики.
-
Итоговая оценка деятельности студента на практике, контроль за правильным и своевременным оформлением студентами отчетной документации, сдача ее на кафедру социологии и социальной работы, запись в ведомостях и зачетной книжке студента итоговой оценки.
Обязанности студентов в части прохождения практик представлены следующими положениями. С момента зачисления студентов на рабочие места в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. Дополнительные условия прохождения практики, требующие специального урегулирования, регламентируются договорами и соглашениями, заключенными между заинтересованным учреждением и кафедрой (факультетом, университетом).
Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки (в том числе в рамках проектной деятельности, волонтерских и иных видов работ) по решению кафедры на основе промежуточной аттестации может быть зачтена практика за исключением преддипломной. На преддипломную практику все студенты направляются в установленном порядке.
В случае прохождения практики за пределами г. Петрозаводска студент обязан предоставить на кафедру вызов на практику от приглашающего учреждения не позднее, чем за 2 недели до начала практики. В вызове подтверждается обязательство приглашающего учреждения организовать и контролировать прохождении практики студентом в соответствии с программой и индивидуальным заданием, утвержденным руководителем практики от кафедры. К вызову должно прилагаться личное заявление на имя заведующего кафедрой о разрешении прохождения практики по месту, указанному в вызове.
Формы отчетности по итогам прохождения практики представлены следующими видами: дневник, отчет, отзыв руководителя практики от учреждения. Отчетные документы составляются в течение всего периода практики, должны быть подготовлены студентом ко времени итогового собрания, указанного преподавателем, руководящим практикой. В случае непредставления своевременно отчетных документов по практике устанавливается академическая задолженность студента.
Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку руководителя практики от кафедры или от учреждения, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.
2. Содержание конкретных видов практик
по специальности «социальная работа»
2.1. Рабочая программа ознакомительной практики
Цель данного вида практики:
содействие профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего работника системы социальной работы; формирование возможно более полного и целостного представления о ней.
Задачи:
-
Ознакомить студента с различными типами социальных учреждений, направлениями и нормативно-правовыми основами их деятельности, особенностями их становления и развития.
-
Ознакомить с должностными обязанностями специалистов социальных учреждений, со спецификой их деятельности.
-
Ознакомить с нормами делового этикета и профессиональной этики специалиста по социальной работе.
-
Содействовать формированию профессионально-коммуникативных умений в общении с клиентами и сотрудниками социальных учреждений.
-
Получить общее представление об особенностях работы специалистов социальных учреждений с документацией и информацией; о методиках и формах практической социальной работы.
-
Формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию.
Ознакомительная практика проводится в рамках первого года обучения в учреждениях и организациях социальной работы первоначального и/или организационно-управленческого звена. За период практики студенты должны ознакомиться и сформировать общее представление о ведущих социальных учреждениях города, их местонахождении, о группах клиентов, находящихся в поле зрения данных учреждений, об особенностях и формах взаимодействия указанных учреждений друг с другом, о специфике управления и организационного взаимодействия в системе социальной работы.
Примерное задание на практику:
-
получить представление о проблемах населения в г. Петрозаводске и Республике Карелия, возможностях и способах их решения, месте и роли системы социальной работы в обществе;
-
составить целостное представление о системе социальной работы в Республике Карелия, ее возможностях в удовлетворении потребностей населения в целом и отдельных его категорий в услугах;
-
ознакомиться с основными типами учреждений системы социальной работы: направлениями их деятельности, целями и задачами, функциями, структурой, кадровым потенциалом, делопроизводством, а также клиентами, являющимися основными потребителями услуг данного учреждения или организации;
-
предварительно определить направление будущей профессиональной деятельности.
Содержание задания может корректироваться по согласованию с преподавателем кафедры, ответственным за практику, по инициативе студентов, руководителей практики от учреждения.
Примерными формами итогового контроля являются следующие:
-
реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);
-
аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;
-
конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов.
По итогам защиты материалов практики проставляется зачет.
2.2. Рабочая программа учебной практики
Цель практики:
углубление знаний студентов о деятельности учреждений системы социальной работы, приобретение и закрепление ими начальных навыков и элементов практической профессиональной деятельности.
Задачи:
-
апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов (психологических основ социальной работы, основ медицинских знаний и социального воспитания, др.),
-
изучение профессионально значимых требований к специалисту и базовых ценностей системы социальной работы,
-
приобретение опыта профессионального общения и взаимодействия с клиентами - потребителями услуг системы социальной работы (закрепление основ этики и психологии делового общения),
-
приобретение опыта профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы.
Содержание и сопровождение учебной практики предполагает участие преподавателей кафедры, ведущих соответствующие задачам практики дисциплины - психология, этика и психология делового общения, основы медицинских знаний в социальной работе и др., - те, в содержание которых уже входят необходимые для специалиста по социальной работе профессиональные навыки и умения.
Примерное задание на практику (каждый его пункт конкретизируется при участии руководителей практики от кафедры и учреждения, при участии студента в зависимости от специфики принимающего учреждения):
-
ознакомление с системой организации и функционирования конкретного учреждения профильной направленности,
-
участие в первичном приеме (посещении) клиентов,
-
участие под контролем специалиста в общении и взаимодействии при повторном приеме (посещении) клиентов,
-
оказание клиентам услуг, не требующих специального обучения, - информирование, сбор информации о клиенте, социально-бытовой патронаж и т.п.
Примерные формы итогового контроля совпадают с положениями ознакомительной практики:
-
реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);
-
аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;
-
конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов;
-
письменный отзыв руководителя практики от базового учреждения.
По итогам защиты материалов практики проставляется зачет.
2.3. Рабочая программа производственной практики
Цель практики:
совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности.
Задачи:
-
апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов,
-
приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы,
-
приобретение опыта относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами - потребителями услуг системы социальной работы, оказания им услуг.
Для прохождения
производственной практики студент направляется в одно учреждение (организацию). К моменту направления на производственную практику третьекурсниками освоены программы дисциплин общепрофессиональной подготовки (теория и технология социальной работы, организация, управление и администрирование в социальной работе, патронатное воспитание и др.). Положениями программ указанных дисциплин может конкретизироваться задание на практику. К его формулированию привлекаются преподаватели общепрофессиональных дисциплин.
Примерное задание на практику:
-
приобретение знаний об организации и функционировании учреждения (организации), его подразделения,
-
освоение и выполнение функциональных обязанностей ответственного работника (специалиста) одного из подразделений по непосредственной работе с клиентом под руководством и контролем руководителя практики,
-
выполнение отдельных самостоятельных заданий по поручению руководителя практики в рамках должностных обязанностей специалиста по социальной работе.
Примерные формы итогового контроля:
-
реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);
-
аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;
-
конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов;
-
письменный отзыв руководителя практики от базового учреждения.
Исходя из специфики поставленных перед производственной практикой задач, индивидуальных заданий студентов, представляется целесообразным требовать в качестве обязательной формы отчета заполненного дневника прохождения практики. По итогам защиты материалов практики проставляется зачет.
2.4. Рабочая программа специализированной практики
Цели и задачи специализированной практики совпадают с целями и задачами производственной. Но существенное значение имеют следующие ее отличия.
Во-первых, специализированная практика предполагает направление студента в другое учреждение (другое подразделение) системы социальной работы по сравнению с производственной практикой. Это связано с тем, что студенту необходимо освоить профессиональные навыки социальной работы в каком-либо другом направлении (либо с другой социальной группой). Ведь для сознательного выбора специализации, темы выпускной квалификационной (дипломной) работы и направления последующего трудоустройства необходима возможность сравнения, по крайней мере, двух направлений деятельности специалиста по социальной работе.
Во-вторых, необходимо постепенно усложнять и разнообразить навыки деятельности специалиста по социальной работе, и в рамках специализированной практики степень сложности навыков должна быть, несомненно, больше. Например, если во время производственной практики студент практически учится устанавливать контакт с клиентом, работать с устной и иной информацией о его проблеме, формулировать саму проблему и способы ее решения (консультирование) со взрослыми людьми, то на четвертом курсе ему предлагается работать с детьми, где те же самые технологические этапы работы и методологические приемы требует большей внимательности, наблюдательности, информированности, четкости действий и мышления и т.д.
В-третьих, в рамках специализированной практики студенту необходимо отрабатывать навыки и приемы социального моделирования, проектирования, прогнозирования, т.е. осваивать не только фактическую практическую деятельность, но и уметь встраивать ее в более широкий социальный контекст, видеть возможности социальных инноваций.
Для реализации указанных требований студенты 4-го курса направляются на практику в подразделения администрации г. Петрозаводска, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта республики Карелия, Министерства образования и по делам молодежи РК, отделы и комитеты Законодательного Собрания Республики Карелия, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по РК и другие учреждения.
Для прохождения специализированной практики студенты могут быть также направлены в негосударственные учреждения, специализирующиеся на социальной защите и социальной помощи населению. В г. Петрозаводске сеть негосударственных организаций достаточно развита с количественной точки зрения (по охвату всех групп клиентов) и не менее интенсивно развивается с точки зрения внедрения все более эффективных форм работы, методик деятельности, проектных исследований и пр. Общественные организации принимают студентов на практику весьма охотно, предоставляют им значительную свободу действий, что способствует развитию профессионального любопытства и инициативы.
Цель практики:
совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности.
Задачи:
-
апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов,
-
приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы, с клиентами - потребителями услуг системы социальной работы, оказания им услуг,
-
формирование целостного представления о возможностях развития системы социальной работы, о способах и формах инновационной социально-ориентированной деятельности.
Эти же принципы должны характеризовать и индивидуальные задания на практику.
Примерное задание на практику:
-
приобретение знаний об организации и функционировании учреждения (организации), его подразделения, об организационных и содержательных связях учреждения с другими профильными и непрофильными организациями,
-
освоение и выполнение функциональных обязанностей ответственного работника (специалиста) одного из подразделений по непосредственной работе с клиентом под руководством и контролем руководителя практики,
-
выполнение отдельных самостоятельных заданий по поручению руководителя практики в рамках должностных обязанностей специалиста по социальной работе и связанных с систематизацией информации, выполнением комплекса практических действий.
Примерные формы итогового контроля:
-
реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);
-
составление дневника практики;
-
письменный отзыв руководителя практики от базового учреждения.
-
аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;
-
конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов.
На защите материалов практик рекомендуется уделять внимание инновационной деятельности студентов во время практики, обсуждению возможных направлений, форм, способов развития системы социальной работы в Российской Федерации. По итогам защиты материалов практики проставляется зачет.
2.5. Рабочая программа преддипломной практики
Цель практики:
завершение подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи:
-
адаптация к конкретному рабочему месту и коллективу, освоение квалификационных требований к будущему специалисту;
-
включение в функциональные связи подразделения (учреждения, организации);
-
упрочение навыков и умений самостоятельной профессиональной деятельности, способности выполнять работу по профилю учреждения (организации);
-
научное обобщение опыта работы в системе социальной работы.
Примерное задание на практику:
-
изучение функциональных связей подразделения (учреждения, организации);
-
изучение нормативно-правовой и специальной научной литературы, относящейся к деятельности подразделения (учреждения, организации);
-
выполнение работы в соответствии с квалификационной характеристикой рабочего места;
-
выработка и реализация рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделения (учреждения, организации);
-
апробация инновационных форм и методов работы в рамках дипломного проектирования.
Примерные формы итогового контроля:
-
реферативная (или иной вид творческой работы) работа, выполненная по материалам одного (нескольких) учреждения и/или соответствующей специальной литературы (работы могут иметь вид текста, графиков, схем, диаграмм и т.д., которые рекомендуется использовать в работе и оформлении методического кабинета кафедры);
-
составление дневника практики;
-
письменный отзыв руководителя практики от базового учреждения.
-
аналитический отчет, выполненный студентом, содержащий собственные комментарии и оценки, основанные на фактическом материале практики;
-
конференция с участием преподавателей кафедры, руководителей практики от учреждения, иных интересующихся студентов, преподавателей, специалистов.
Целесообразным представляется присутствие на защите материалов практики научных руководителей дипломными работами пятикурсников.
Дополнительным требованием к защите возможно предоставление для обсуждения на конференции части дипломного исследования (главы, параграфа, рабочих материалов). Такая форма отчетности демонстрирует степень проработанности дипломной работы за период практики, а также выполняет функцию предварительной защиты работы.
Для наиболее успешного прохождения преддипломной практики стоит ориентироваться на то, чтобы к ее началу теоретическая часть работы должна быть уже готова, по крайней мере, на уровне концепции и основного содержания текста. Это необходимо для того, чтобы студент как можно более четко формулировал и задачи практики и тот материал, который должен войти в дипломную работу. Целесообразно, чтобы темы дипломных работ были бы выбраны студентами еще в конце четвертого курса.
Специальность «СОЦИОЛОГИЯ»
1. Общие положения,
характеризующие прохождение социологической практики студентами специальности "социология"
В соответствие с ГОС ПВО студенческая социологическая практика рассматривается как одна из форм учебного процесса и важнейшая часть профессиональной подготовки студентов, получающих специальность "социолог"
Практика направлена на достижение следующих основных целей:
-
закрепление теоретических знаний по социологии и получение навыков их практического применения;
-
обучение навыкам решения практических задач в организации и проведении эмпирических социологических исследований;
-
формирование мировоззренческой позиции, усвоение принципов профессиональной этики социолога;
-
знакомство со спецификой деятельности научно-исследовательских центров, социологических служб и лабораторий социологических исследований Республики Карелия;
-
сбор, анализ и обобщение материалов для написания курсовых и дипломных работ в соответствии с учебными планами и государственным стандартом.
Таким образом
, конечной целью социологической практики является повышение профессиональной компетентности, развитие деловых, организаторских и личных качеств студентов в целях создания предпосылок для более рационального их использования в будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.
Продолжительность практики и ее календарные сроки определяются действующими учебными планами.
Студенты проходят социологическую практику на базе государственных, коммерческих и общественных социологических служб, научных центров и социальных учреждений г. Петрозаводска. С этой целью целесообразно заключение договоров о сотрудничестве между ПетрГУ и внешними организациями, где планируется прохождение практики студентами. С учетом того, что студенты получают широкую профессиональную подготовку, они могут направляться также на практику в социальные отделы промышленных предприятий или учреждения, связанные с социальной и культурной деятельностью. Перечень и краткая характеристика организаций, учреждений и исследовательских центров, составляющих базу для прохождения социологической практики студентами представлена в Приложении №1.
Практика может быть организована как индивидуально, так и в качестве группового исследования. В случае совместного проведения эмпирического социологического исследования устанавливаются принципы разделения труда между всеми соисполнителями студентами (в проблемно-тематическом, методически-инструментальном, исследовательско - технологическом плане).
Руководство практикой со стороны вуза осуществляется преподавателями и доцентами кафедры социологии и социальной работы факультета политических и социальных наук и ведущими специалистами тех организаций, где студенты проходят практику. Руководитель практики от кафедры контролирует ход практики, следит за выполнением студентами программы практики и установленных заданий. Конкретное содержание практики определяется
Индивидуальным заданием студенту, которое составляется при совместном участии руководителя практики от кафедры, руководителя практики от принимающей организации и самого практиканта. Образец возможного Индивидуального задания представлен в
Приложении 2.
Кафедра социологии и социальной работы
-
определяет места прохождения практики и заключает договор с принимающей организацией;
-
назначает преподавателя для руководства практикой со стороны кафедры и представления интересов кафедры в принимающей организации по вопросам проведения практики;
-
знакомит студентов с Программой практики и определяет (совместно с руководителями принимающей организации) их Индивидуальные задания (см. Приложение №2);
-
осуществляет научно-методические консультации для студентов по вопросам, возникающим у них в связи с выполнением заданий по практике;
-
осуществляет контроль за организацией и прохождением практики, соблюдением студентами служебной дисциплины, установленной в организации;
-
перед прохождением практики проводит со студентами организационное собрание с целью разъяснения Положения о практике, общих и практических вопросов, связанных с порядком прохождения практики, выполнением Индивидуальных заданий и т.д.
-
по окончании практики проводит Итоговую конференцию, на которой защищаются отчеты студентов о практике и подводятся общие итоги социологической практики.
Студент-практикант обязан:
-
вовремя прибыть в организацию, определенную ему кафедрой для прохождения практики и поступить в распоряжение назначенного руководителя практики;
-
полностью выполнять работы, предусмотренные заданиями по практике в соответствии с календарным планом;
-
подчиняться действующему в организации внутреннему распорядку и служебной дисциплине;
-
регулярно вести Дневник практики, в котором фиксируется по датам ход выполнения студентом конкретных видов деятельности, возникающие при этом трудности, конкретные результаты наблюдений;
-
вовремя информировать руководителя практики о возможных форс-мажорных обстоятельствах, из-за которых практика может прерваться по уважительным причинам;
-
по итогам практики составить письменный Отчет и защитить его на Итоговой конференции;
-
сдать составленный отчет по практике на кафедру не позднее, чем через 1 неделю после окончания практики вместе с дневником практики.
Во время прохождения социологической практики студентам рекомендуется направить свои усилия на решение следующих задач:
-
закрепить знания, полученные при изучении общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации;
-
сопоставить теоретические представления об организации социологических исследований с реальной практикой;
-
изучить нормативно-правовые документы, относящиеся к области проведения эмпирических исследований в организации;
-
постоянно заниматься сбором материалов для курсовых, дипломных работ и научно-исследовательской работы;
-
развивать практические умения и навыки самостоятельной работы в организации, приобретать опыт творческого их использования в реальных ситуациях, чтобы в будущем умело применять их в своей профессиональной деятельности;
-
зарекомендовать себя с положительной стороны и укрепить деловые связи, личные контакты и взаимоотношения кафедры социологии и социальной работы с сотрудниками данной организации.
Студент-практикант должен помнить, что, находясь на практике в организации, он представляет свои знания и умения, полученные во время учебы на факультете политических и социальных наук ПетрГУ, по нему судят не только о нем, как о личности будущего специалиста и возможного коллеги, но также и о факультете в целом. Нужно стремиться проявлять свои лучшие качества и способности, постараться заинтересовать организацию в своих услугах, в услугах кафедры и факультета.
Формы отчетности. В ходе прохождения практики студент должен регулярно вести записи в
Дневнике, в котором фиксируется по датам ход выполнения студентом конкретных видов деятельности, возникающие при этом трудности, конкретные результаты наблюдений. По итогам практики студент составляет в свободной форме письменный
Отчет об основных результатах практики, где он должен отразить все виды деятельности, в которых принимал непосредственное участие, кратко указать объем и качество выполнения поручений, указанных в его Индивидуальном задании, описать, какие практические навыки и умения он получил в ходе прохождения практики.
По итогам практики руководитель по месту ее прохождения составляет Отзыв о работе практиканта, который должен отражать степень подготовки студента, его активность и компетентность в выполнении возложенных функциональных обязанностей, программы практики, эффективность участия в деятельности организации. (Образец Отзыва см. в Приложении №3).
По окончании сроков прохождения практики студент в
недельный срок обязан сдать на кафедру Отзыв руководителя от принимающей организации, Дневник практики и индивидуальный Отчет. Руководитель практики со стороны кафедры на основе предоставленных документов должен проанализировать и оценить качество выполнения студентом программы практики, уровень усвоения им практических навыков и умений, организаторских способностей, деловых личных качеств.
Не позднее, чем через две недели после окончания практики (с учетом графика учебного процесса) проводится Итоговая конференция, во время которой заслушиваются и защищаются индивидуальные Отчеты студентов. На нее, как правило, приглашаются руководство кафедры, руководители практик со стороны кафедры и принимающих организаций. В результате защиты студент получает зачет по практике. Зачет выставляется с учетом фактического выполнения программы и заданий практики, содержания и правильности оформления Дневники и Отчета по практике, отзывов руководителей практики, ответов на вопросы в ходе защиты Отчета.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной по итогам практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может назначаться повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете. В исключительных случаях решается вопрос об отчислении из университета.
2. Содержание конкретных видов социологической практики
по специальности «социология»
2.1. Рабочая программа ознакомительной практики
Цель данного вида практики:
содействие профессиональному самоопределению студента как будущего социолога; формирование возможно более полного и целостного представления о профессии.
Задачи:
-
познакомиться с различными социологическими службами, отделами и научно-исследовательскими центрами, осуществляющими регулярные социологические исследования, ведущими направлениями и нормативно-правовыми основами их деятельности;
-
познакомиться с нормами делового этикета и профессиональной этики практикующего социолога;
-
изучить и провести анализ одной из исследовательских программ и оценить качество инструментария к данной исследовательской программе;
-
познакомиться с методиками построения выборочной совокупности на примере конкретного исследования;
-
познакомиться с кодировочными матрицами, с различными компьютерными программами ввода, обработки и анализа социологических данных;
-
сбор и анализ статистической информации по теме курсового исследования.
2.2. Рабочая программа исследовательской практики
Цель данного вида практики:
закрепление у студентов практических навыков организации и участия в конкретном социологическом исследовании на одном из его основных этапов в качестве социолога-исследователя
Задачи:
-
овладение практическими навыками сбора социологической информации на полевом этапе эмпирического исследования;
-
освоение правил общения с респондентами и развитие навыков проведения различного вида опросов;
-
приобретение навыков подготовки первичных данных к обработке и анализу, составления кодировочной матрицы и формирования умений кодирования данных;
-
развитие и закрепление навыков работы на персональном компьютере по вводу, обработке и первичному анализу данных;
-
приобретение навыков социолога-аналитика, развитие умений интерпретировать полученную информацию,
-
осуществление самостоятельного анализа части полученной информации и написание фрагмента научного отчета социологического исследования.
2.3. Рабочая программа производственной (преддипломной) практики
Цель данного вида практики:
сбор и анализ студентами эмпирического материала для написания практической части своего дипломного исследования
Задачи:
-
самостоятельная разработка программы конкретного эмпирического исследования в рамках темы выпускной работы;
-
разработка инструментария по данной исследовательской программе;
-
реализация одного из типов построения выборочной совокупности;
-
сбор первичной информации по разработанному инструментарию;
-
осуществление компьютерной обработки полученных данных
-
подготовка научного отчета о проведенном социологическом исследовании с разработкой соответствующих рекомендаций, являющегося основой дипломной работы.
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
студентов специальности «Социология»
Цель и задачи педагогической практики
Комплексная психолого-педагогическая практика студентов организуется с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы. Включает в себя посещение семинарских занятий, проводимых руководителем-методистом, самостоятельное проведение семинарских занятий и предоставление текстов лекций» Практика проводится на V курсе преимущественно в высших учебных заведениях в течение 7 недель.
Задачи:
-
применение знаний, полученных при изучении социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, на практике;
-
формирование комплекса педагогических навыков и умений организации и анализа педагогического процесса;
-
знакомство с современными условиями реализации педагогического процесса; изучение педагогического опыта преподавателей.
Общая организация педагогической практики осуществляется кафедрой социологии и социальной работы,
теоретическое и методическое руководство практикой – кафедрой социологии и социальной работы совместно с кафедрой педагогики и психологии.
Практикант организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и требованиями Устава вуза, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться к руководителям практик, администрации и преподавателям базовых учебных заведений, вносить предложения по совершенствованию организации практики.
Содержание педагогической практики
Программой комплексной педагогической практики предусматриваются следующие основные направления в работе студентов-практикантов:
-
Организационно-методическая работа: составление индивидуального плана работы, заполнение индивидуального задания; участие в работе учебных семинаров и тренингов, организуемых методистами совместно со студентами; посещение занятий преподавателей и студентов-практикантов; подготовка отчетной документации.
-
Учебно-методическая работа: изучение Государственных образовательных стандартов, типовых и рабочих программ; подготовка, проведение и анализ учебных и внеучебных занятий; разработка и оформление текста лекции; разработка дидактических материалов.
-
Учебно-исследовательская работа по психологии и педагогике: применение комплекса методов психолого-педагогического исследования для изучения личности студента и / или студенческой группы.
-
Воспитательная работа в качестве преподавателя, куратора группы: составление социально-психологического паспорта группы, организация культурно-воспитательных ситуаций (воспитательных мероприятий), направленных на становление личности студентов, учебных групп и развитие студенческого соуправления.
1 неделя практики
-
Участие в работе установочной конференции по практике: знакомство с требованиями, предъявляемыми к студентам, проходящим практику; программой практики, основными направлениями деятельности и отчетной документацией.
-
Организация взаимодействия с преподавателем-методистом; посещение учебных занятий преподавателя-методиста;
-
Знакомство с учебной группой; разработка программы изучения группы и её реализация;
-
Выбор темы лекции и учебных семинаров; знакомство с учебной документацией (Государственные образовательные стандарты, типовые и рабочие программы, календарно-тематические планы и др.) и определение места выбранных тем в системе обучения по предмету и подготовки студентов по конкретной специальности;
-
Составление индивидуального плана прохождения практики.
-
Участие в тематических и организационных рабочих семинарах.
2-6 недели практики
-
Составление социально-психологического паспорта группы;
-
Разработка, проведение и анализ не менее двух учебных занятий;
-
Посещение и анализ не менее 6 учебных занятий студентов-практикантов с ведением протоколов-конспектов; письменный анализ двух учебных занятий студентов-практикантов (психологический, педагогический (комплексный), методический);
-
Разработка текста лекции;
-
Организация воспитательной работы со студентами учебной группы;
-
Участие в тематических и организационных рабочих семинарах.
7 неделя практики
-
Подготовка и оформление отчетной документации;
-
Участие в конференции по итогам педагогической практики.
Оценка деятельности студентов по педагогической практике
Общая оценка за практику выставляется с учетом оценок методистов по социологии, психологии и педагогике.
При оценивании деятельности студентов на практике учитываются:
-
качество подготовки и проведения учебных и внеучебных занятий;
-
активность в осуществлении групповых анализов учебных и внеучебных занятий;
-
активность студента на семинарах;
-
качество выполнения письменной отчетной документации и своевременность её предоставления.
На кафедру социологии и социальной работы предоставляются: отчет о выполнении
Индивидуального задания (см. Приложение 4), текст лекции, конспекты проведенных учебных занятий, методический анализ двух учебных занятий однокурсников.
На кафедру педагогики и психологии предоставляются: социально-психологический паспорт группы; психологический анализ урока практиканта; педагогический (комплексный) анализ урока практиканта; отчет о воспитательной работе (см. Приложение 5,6).
Письменная отчетная документация предоставляется не позднее, чем через неделю после окончания сроков практики.
По окончанию практики студент получает общую оценку, которая выставляется в зачетную книжку факультетским руководителем практики.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от прохождения практики или работа которого на педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может назначаться повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
следующая страница>