Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №».
Конспект урока по географии
Ориентирование по плану местности.
Азимут.
(6 класс)
Составила:
Гольцева Н.В.
2012г
Пояснительная записка
Тема: «Ориентирование по плану местности. Азимут».
Автор – Гольцева Надежда Викторовна учитель географии МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2».
Характеристика группы: данное занятие проводится в 6-м классе, количество- 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. Взаимоотношение в классе между детьми слаженное, умеют общаться друг с другом, работать в парах и группах.
Занятие проводится на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Данное занятие представлено в разделе №2 «Географическая карта».
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю-1
Время реализации занятия – 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (записи и схемы на доске);
практические (работа с компасом, нахождение азимута).
В начале занятия проходит фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме «Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания, повторения сторон горизонта. Для выполнения задания по составлению рассказов о способах нахождения сторон горизонта класс делится на несколько групп (работа в группах). Для выполнения задания каждой группе предоставлялась возможность пользоваться дополнительной литературой (энциклопедии, журналы). Затем классу предлагается прослушать сообщение «История возникновения компаса» и по прослушанному материалу составить два вопроса (индивидуальная работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе, через работу в парах.
Далее учащиеся изучают план местности через показ слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом, работают с учебником и выполнят схематические рисунки и записи в тетради. Практическая работа- определение азимута с помощью компаса и транспортира (работа в парах).
Для закрепления материала учащимся было предложено поработать в группах: решить задачи по топографическому плану, определить азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом и представить итоги работы группы.По итогам урока выставляются оценки, через организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).
Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.
Задачи:
Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;
Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;
Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.
Оборудование: компас, транспортир большой, линейка, компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT).
Основные понятия: компас, азимут.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.
На слайде презентации записаны вопросы.
Задания на знание понятий
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку умений
1. Выразите численный масштаб именованным:
1 250000; 1: 1 000000;
1 1 000; 1:50;
1 25000.
2. Выразите именованный масштаб численным:
в 1 см - 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;
5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?
Задания на проверку практических навыков
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
III. Изучение нового материала
А. Целепологание
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?
У
читель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске (самопроверка на слайде)
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.
- А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
Б. Работа в группах
-
Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4
) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде.
В. Знакомство с компасом
Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.
К
омпас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
У
же в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.
В
начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- Следующим этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах. Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта расположено окно, дверь, доска, цветок?
П
равила работы с компасом:
1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
Г. Выполнение задания
- Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).
А. - Вам (
крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?
-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.
Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
В
. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.
Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах.
Нахождение азимута по плану:
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
3.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке
Д
. - Определите значение азимута с помощью транспортира.
Е.- Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).
В
. Задание 1 (по топографическому плану)
Работа в группах, по алгоритму
- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)
- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по данному азимуту с помощью компаса.
lV. Задание 2. (закрепление нового материала)
- определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом, представьте последовательность работы группы.
VII. Домашнее задание
- § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).
-
Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?
-
Трудно ли вам было работать в группе?
-
Где было легче работать в группе или в паре?
-
Как вы считаете, какая группа хорошо поработала?
-
Кто из ребят хорошо представил наработанный материал группы?