С
Сегодня ориентирование играет огромную роль в топографии, геологии, в навигации маршрутов морских судов и авиационной техники, в военном деле, в спортивном ориентировании и турпоходах. Кроме того, каждый человек, находясь в лесу или в любом незнакомом месте должен уметь определять свое местоположение. Ориентирование – это определение наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта и направления движения.
лайд 2
Ориентирование складывается из следующих действий:
-
определение сторон горизонта с помощью компаса;
-
опознание местности по ориентирам;
-
определение точки стояния и направления движения по топографической карте.
Любое запланированное изучение местности должно начинаться с умения работать с топографической картой. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока « Приемы работы с топографической картой».
С
Между топографической и общегеографической картой имеются существенные различия):
лайд №3
Различия между топографической и общегеографической картой
Различия
|
Топографическая карта
|
Общегеографическая карта
|
Масштаб
|
Очень крупный, ( от 1: 5000 и более)
|
Более мелкий ( 1: 1000 000)
|
Размер изображенной территории
|
Изображается небольшая территория
|
Изображается небольшая территория и земной шар в целом
|
Изображение отдельных объектов
|
Подробно наносятся все географические объекты и детали местности
|
Отбираются наиболее существенные для данной карты объекты
|
Наличие градусной сети
|
Градусная сеть отсутствует
|
Есть меридианы и параллели
|
Определение сторон горизонта
|
Направление на север обозначается стрелкой, или определяется по краям карты: верхний край север, нижний- юг, правый- восток, левый- запад.
|
Стороны горизонта определяются по параллелям и меридианам.
|
Таким образом главное отличие в том, что на топографической карте объекты изображаются в большем масштабе и с большей подробностью.
У

словно все топографические знаки делятся на пять групп
( Слайды №4-8):
-
строения и сооружения- изображаются в виде закрашенных геометрических фигур;
-
дорожная сеть- показывается извилистыми линиями разной ширины: автодороги красным цветом, железные дороги- черным цветом;
-
гидрография- ( реки, каналы, ручьи) показываются извилистыми линиями голубого цвета;
-
растительность- изображается зеленым цветовым фоном и пояснительными значками;
-
рельеф- показывается с помощью изогипс- коричневых извилистых линий на карте, соединяющих точки на местности, имеющие одинаковую высоту. Каждая изогипса имеет дополнительно берг- штрихи- штрихи, показывающие направление изменение высоты местности. Если берг- штрихи направлены в центр изогипсы- это обозначает низменность или впадину, если к периферии- возвышенность или холм. Цифры соответственно показывают глубину впадины или высоту холма над уровнем моря
Таким образом, все топографические знаки отличаются формой, цветом и размерами.
Прежде чем определить расстояние между любыми объектами на карте нужно узнать ее масштаб- отношение длины отрезка на карте к его длине на местности. ( Слайд №9) В нижней части любой топографической карты имеется численный- дробь, знаменатель которой показывает во сколько раз уменьшено изображение , и именованный масштаб- показывает какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте.
Для того чтобы перевести численный масштаб в именованный считаем сколько нулей в знаменателе: если пять и более нулей, то закрыв пальцем пять нулей, получим число километров на местности в одном сантиметре на карте. Если в знаменателе меньше пяти нулей, то закрыв пальцем два нуля, узнаем сколько метров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
Для того чтобы перевести именованный масштаб в численный пользуемся теми же правилами: если в знаменателе указаны метры, то прибавляем два нуля, если километры- прибавляем пять нулей.
Измерение расстояний на карте осуществляется с помощью циркуля или курвиметра ( Слайд №10). Курвиметр имеет вид круглой коробочки с держателем. В центре прибора находится циферблат со стрелкой, внизу имеется колесико, при помощи которого обводится маршрут. Попробуем с помощью курвиметра определить расстояние от г. Болгар до Ржавца. Для этого стрелку прибора устанавливаем на нуль, ставим его вертикально колесиком на начальную точку маршрута ( на г. Болгар) и проводим до конечной точки ( до Ржавца). Одно деление курвиметра соответствует одному сантиметру на карте. У нас поучилось 4 деления. В именованной масштабе смотрим
что одному сантиметру на карте соответствует 2 километра на местности. Умножаем полученные 4 деления на 2 километра и получаем, что расстояние от Болгар до Ржавца равно 8 километрам.
Теперь каждая бригада самостоятельно определит расстояние с помощью циркуля и курвиметра от г.Болгар до 1-ая бригада- Никольского и от г. Болгар до развилки на Красную Слободу, 2-ая бригада- до Щербеть, от Щербеть до поворота на г. Болгар.
От г.Болгар до Никольска 11 делений, умножив на 2 километра получаем 22 километра, от г. Болгар до развилки на Красную Слободу 7делений, 14 километров соответственно.
От г. Болгар до Щербеть- 10 делений, соответственно 20 километров, от Щербеть до поворота на г. Болгар 4 деления- 8 километров.
Таким образом сегодня на уроке вы вспомнили из курса географии 6 класса отличия топографической и географической карт, основные виды топографических знаков, правила определения масштаба карты, а также узнали как с помощью курвиметра и циркуля определить расстояние от известного объекта до искомого.
Тема урока: Приемы чтения топографической карты
Цели урока: 1) образовательные: раскрыть значение ориентирования в профессиональной и повседневной деятельности людей, научить учащихся пользоваться топографической картой и курвиметром, выработать умение определять масштаб карты и направления на объекты.
2) развивающие: продолжить начатую в 5- 7 классах работу по обучению школьников приемам пространственного ориентирования, способствовать приучению их к выполнению основных правил поведения в природе,
3) воспитательные:
Класс -9
Оборудование: топографическая карта р. Татарстан, циркуль, курвиметр, мультимедиа- проектор.
Литература:
-
Основы безопасности жизнедеятельности: 6-ой кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 223 с.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: 9-ый кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 189с.
-
Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 191 с.
-
Никитина Н.А. поурочные разработки по географии. Физическая география. 6 класс.- М.: Просвещение, 2006.- 287 с.
-
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. -М.: Просвещение, 1990.- 184 с.
-
Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. -М.: Недра, 1986.- 269 с.
План урока:
Тип урока- урок изучения нового материала.
Структура урока: 1) организационный момент- 3 мин,
2) изучение нового материал-37 мин,
3) закрепление- 3 мин,
4) домашнее задание- 2 мин.
МОУ « Кадетская школа- интернат»
Интегрированный урок ОБЖ и географии
«Приемы чтения топографической карты»
Подготовлено учителем географии
Ибрагимовой Т.С.,
учителем ОБЖ Ключниковым Д.А.
г. Болгар, 2009