Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ «Шолинская основная общеобразовательная школа»

Осенние явления в жизни растений


(экскурсия)

Выполнила учительница биологии

Макарова Альбина Викторовна

\шоля - 2008


Тематика осенних экскурсий.

1.Наши дикорастущие растения.

2.Плоды и семена.

3.Вегетативное развитие растений.

4.Подготовка растений к зиме.

5.Наличие зимне-зеленых и вечно – зеленых растений.

Экскурсия в широколиственный лес


ЦЕЛИ:


  1. Познакомить учащихся с изменениями , происходящими в природе в осенний период .

  2. Выявить экологические условия осеннего леса .

  3. Изучить приспособления древесных , травянистых форм растений к перенесению неблагоприятных условий.

  4. Изучить явление листопада и его причины

ОБОРУДОВАНИЕ:


Саперная лопатка ,нож, линейка ,лупа ,компас, ведерка, йод( зеленка) ,бинт, пластырь.
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ: д.Шоля, широколиственный лес.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ЭКСКУРСИИ:
1.Инстуктаж по ТБ.

2. Расстановка целей и задач.

3. Разбивка по звеньям.

4.Постановка задачи по каждому звену.

5. Дневник.

Осень- это переходный период от лета к зиме. Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Осень характеризуется более низкими температурами , чем лето. В сентябре, а иногда и в конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на рассвете температура воздуха ниже 0. Роса замерзает, трава покрывается инеем. А днем в солнечную погоду температура воздуха поднимается довольно высоко. Колебание температуры почти отсутствует в облачную погоду, так как в ночное время теряется меньше тепла. В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет ( продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также связанные с ними условия водоснабжения, минерального и органического питания.

Осень характеризуется довольно большим количеством осадков, в виде холодных дождей. Почва бывает насыщенной водой, но эта вода из-за низкой температуры плохо усваивается корнями растений , а следовательно, в растения поступает малое количество воды и минеральных веществ. Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла , постоянно разрушающегося под действием ярких солнечных лучей, которых еще немало осенью. Различные растения имеют разнообразные приспособления к уменьшению зимнего испарения. Одним из таких приспособлений является листопад. У хвойных пород, сохраняющих листья в течении зимы, испарение в зимнее время также сильно снижается: у сосны 1/300-1/400 летнего испарения. Также следует отметить , что большая поверхность листьев может привести к задерживанию масс и их поломке под действием значительной тяжести. В конце лета у деревьев и кустарников происходит подготовка к сбрасыванию листьев путем образования особого отделительного слоя. Этот слой возникает на границе между стеблем и основанием листа, там, где наиболее легко происходит разрыв ткани при обрыве листа. Именно этот слой образовательными клетками пробки тормозит передвижение веществ из листа в стебель и обратно и создает условия , благоприятные для синтеза антоциана и неблагоприятные для образования хлорофилла .Вот почему осенняя раскраска листьев в большинстве случаев предшествует листопаду . Многие растения нашей среды перезимовывают с зелеными листьями( ель, сосна, можжевельник).Такие растения называются вечнозелеными. Листья этих пород игловидные или чешуйчатые, кожистые, .имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Среди нетравянистых растений лугов , хвойных и лиственных лесов также есть формы , которые уходят под снег с зелеными листьями и сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за такими растениями показывают , что зимующие листья развиваются у них во второй половине лета ,а листья развивающиеся весной отмирают. Растения с несколькими генерациями , среди которых имеются зимующие генерации, называются зимнее- зелеными , многие из них ( манжетка ) образуют сложные, стелющие побеги , расположенные у самой поверхности земли.

Почки низкорослых растений , зимующих под землей ( хохлатка ) достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными остатками отмерших растений и снеговым покровом, а поэтому они не имеют собственных защитных приспособлений.


Почки становятся хорошо заметными после опадания листвы. Заложение зимующих почек, одетых разнообразными чешуями, также представляют собой приспособления растений к перенесению неблагоприятного времени года .Другим приспособлением деревьев и кустарников к зиме является образование пробки на молодых ветках, развившихся весной .Клетки пробки, наполненные воздухом, почти не пропускают воду и газы .Таким образом защищают более глубокие части побега от чрезмерной потери влаги. Побурение первоначально зеленых веток показывают на то , что под кожицей заложено защитные кольца пробки.

Однолетние растения перезимовывают в виде семян. Но плоды и семена образовываются осенью не только у однолетних.

ПОДГОТОВКА РАСТЕНИЙ К ЗИМЕ:
1.Уменьшение свободной воды в клетках.

2.Наличие связанной воды за счет органических сахаров.

3.Перевод крахмала в сахара.

4.Образование и утолщение перидермы и корки.

5.Закупоривание чечевичек.

6.Листопад.

После этих явлений наступает покой состояние растительного организма, при котором понижаются жизненные функции (фотосинтез).

1.Глубокий покой - он связан с изменениями цитоплазмы клеток .Он выработался в процессе эволюции под действием зимних температур. Продолжается 60 -100 дней, в зависимости от воды.

Из этого покоя растение вывести трудно .

2.Вынужденный покой – поддерживается при отрицательной температуре, начинается в феврале – марте.

Необходимо обучить учащихся различать почки по формам , размеру ,расположению ,окраске , выявить одиночные и групповые . Изучая побег , необходимо определить его возраст по годичному приросту.

Найти с учащимися вечнозеленые растения:

- деревья : ель, сосна, можжевельник.

-травы: осока, копытень, будра.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:


1.Взять по одной ветке деревьев и кустарников, поставить в воду , пронаблюдать сроки распускания листьев.

2. Выкопать пласт верхнего слоя почвы 20- 25 см, принести в кабинет , поместить в коробку , поливать , наблюдать рост и цветение ранне - весенних растений. Записать появление листьев , цветов в дневник .



3. Вывести из глубокого покоя разные породы деревьев ( черемуха , яблоня, вишня). .

Осенние явления в жизни растений

Изучить приспособления древесных, травянистых форм растений к перенесению неблагоприятных условий

51.64kb.

16 09 2014
1 стр.


Средняя группа (пятый год жизни) I квартал

Уточнение представлений об осени но существенным признакам сезона; основные осенние явления

557.6kb.

04 09 2014
3 стр.


План на апрель 2012 месяц открытых дверей, посвященный юбилею д/сада

Темы: Ценность здоровья (здоровый образ жизни, движение, еда, напитки, посуда). Явления природы (значение света, тепла и воды, питательных веществ в жизни растений и животных). Чел

23.05kb.

12 10 2014
1 стр.


Вопросы для устного экзамена по биологии в 9 классе

Царство растений. Строение и жизнедеятельность растений, роль в природе и жизни человека

92.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Rif A150-F929 Агроферма по производству оливкового масла в Суверето. Провинция Гроссето. Тоскана

Деревья ( 14. 000), посаженные в 2005-2007 г., в основном тосканские сорта (Frantoio (5250 растений), Leccino (3100 растений), Moraiolo ( 1400 растений), Pendolino (1250 растений),

7.39kb.

11 10 2014
1 стр.


Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков))

Головня картофеля (клубней)

54.57kb.

14 12 2014
1 стр.


Новиков алесандр Филлипович, научный консультант, к м. н с. н с. кафедры Профилактической медицины фпкмр рудн

«зеленой диеты». Целительная сила зеленых растений известна с незапамятных времен. Это объясняется содержанием в них большого количества хлорофилла. Преобразуя энергию солнечного с

83.04kb.

15 12 2014
1 стр.


Роль религии в жизни общества:

Возникает когда человек не в состоянии объяснить явления природы и действительности

63.55kb.

16 12 2014
1 стр.