МОУ «Шолинская основная общеобразовательная школа»
Осенние явления в жизни растений
(экскурсия)
Выполнила учительница биологии
Макарова Альбина Викторовна
\шоля - 2008
Тематика осенних экскурсий.
1.Наши дикорастущие растения.
2.Плоды и семена.
3.Вегетативное развитие растений.
4.Подготовка растений к зиме.
5.Наличие зимне-зеленых и вечно – зеленых растений.
Экскурсия в широколиственный лес
ЦЕЛИ:
-
Познакомить учащихся с изменениями , происходящими в природе в осенний период .
-
Выявить экологические условия осеннего леса .
-
Изучить приспособления древесных , травянистых форм растений к перенесению неблагоприятных условий.
-
Изучить явление листопада и его причины
ОБОРУДОВАНИЕ:
Саперная лопатка ,нож, линейка ,лупа ,компас, ведерка, йод( зеленка) ,бинт, пластырь.
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ: д.Шоля, широколиственный лес.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ЭКСКУРСИИ:
1.Инстуктаж по ТБ.
2. Расстановка целей и задач.
3. Разбивка по звеньям.
4.Постановка задачи по каждому звену.
5. Дневник.
Осень- это переходный период от лета к зиме. Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Осень характеризуется более низкими температурами , чем лето. В сентябре, а иногда и в конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на рассвете температура воздуха ниже 0. Роса замерзает, трава покрывается инеем. А днем в солнечную погоду температура воздуха поднимается довольно высоко. Колебание температуры почти отсутствует в облачную погоду, так как в ночное время теряется меньше тепла. В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет ( продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также связанные с ними условия водоснабжения, минерального и органического питания.
Осень характеризуется довольно большим количеством осадков, в виде холодных дождей. Почва бывает насыщенной водой, но эта вода из-за низкой температуры плохо усваивается корнями растений , а следовательно, в растения поступает малое количество воды и минеральных веществ. Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла , постоянно разрушающегося под действием ярких солнечных лучей, которых еще немало осенью. Различные растения имеют разнообразные приспособления к уменьшению зимнего испарения. Одним из таких приспособлений является листопад. У хвойных пород, сохраняющих листья в течении зимы, испарение в зимнее время также сильно снижается: у сосны 1/300-1/400 летнего испарения. Также следует отметить , что большая поверхность листьев может привести к задерживанию масс и их поломке под действием значительной тяжести. В конце лета у деревьев и кустарников происходит подготовка к сбрасыванию листьев путем образования особого отделительного слоя. Этот слой возникает на границе между стеблем и основанием листа, там, где наиболее легко происходит разрыв ткани при обрыве листа. Именно этот слой образовательными клетками пробки тормозит передвижение веществ из листа в стебель и обратно и создает условия , благоприятные для синтеза антоциана и неблагоприятные для образования хлорофилла .Вот почему осенняя раскраска листьев в большинстве случаев предшествует листопаду . Многие растения нашей среды перезимовывают с зелеными листьями( ель, сосна, можжевельник).Такие растения называются вечнозелеными. Листья этих пород игловидные или чешуйчатые, кожистые, .имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Среди нетравянистых растений лугов , хвойных и лиственных лесов также есть формы , которые уходят под снег с зелеными листьями и сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за такими растениями показывают , что зимующие листья развиваются у них во второй половине лета ,а листья развивающиеся весной отмирают. Растения с несколькими генерациями , среди которых имеются зимующие генерации, называются зимнее- зелеными , многие из них ( манжетка ) образуют сложные, стелющие побеги , расположенные у самой поверхности земли.
Почки низкорослых растений , зимующих под землей ( хохлатка ) достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными остатками отмерших растений и снеговым покровом, а поэтому они не имеют собственных защитных приспособлений.
Почки становятся хорошо заметными после опадания листвы. Заложение зимующих почек, одетых разнообразными чешуями, также представляют собой приспособления растений к перенесению неблагоприятного времени года .Другим приспособлением деревьев и кустарников к зиме является образование пробки на молодых ветках, развившихся весной .Клетки пробки, наполненные воздухом, почти не пропускают воду и газы .Таким образом защищают более глубокие части побега от чрезмерной потери влаги. Побурение первоначально зеленых веток показывают на то , что под кожицей заложено защитные кольца пробки.
Однолетние растения перезимовывают в виде семян. Но плоды и семена образовываются осенью не только у однолетних.
ПОДГОТОВКА РАСТЕНИЙ К ЗИМЕ:
1.Уменьшение свободной воды в клетках.
2.Наличие связанной воды за счет органических сахаров.
3.Перевод крахмала в сахара.
4.Образование и утолщение перидермы и корки.
5.Закупоривание чечевичек.
6.Листопад.
После этих явлений наступает покой состояние растительного организма, при котором понижаются жизненные функции (фотосинтез).
1.Глубокий покой - он связан с изменениями цитоплазмы клеток .Он выработался в процессе эволюции под действием зимних температур. Продолжается 60 -100 дней, в зависимости от воды.
Из этого покоя растение вывести трудно .
2.Вынужденный покой – поддерживается при отрицательной температуре, начинается в феврале – марте.
Необходимо обучить учащихся различать почки по формам , размеру ,расположению ,окраске , выявить одиночные и групповые . Изучая побег , необходимо определить его возраст по годичному приросту.
Найти с учащимися вечнозеленые растения:
- деревья : ель, сосна, можжевельник.
-травы: осока, копытень, будра.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1.Взять по одной ветке деревьев и кустарников, поставить в воду , пронаблюдать сроки распускания листьев.
2. Выкопать пласт верхнего слоя почвы 20- 25 см, принести в кабинет , поместить в коробку , поливать , наблюдать рост и цветение ранне - весенних растений. Записать появление листьев , цветов в дневник .
3. Вывести из глубокого покоя разные породы деревьев ( черемуха , яблоня, вишня). .